3.jpg
 

ГОНКА ОБРАЗОВАНИЯ

Открывая стартовавшую сегодня в Казани международную конференцию «Электронная школа-2013», премьер-министр РТ Ильдар Халиков заявил, что приоритет развития информационных технологий — это не дань моде, а простая необходимость в ответе на вопрос, должен ли быть татарстанский школьник конкурентоспособен. «Мы уже видим первые результаты информатизации школ. В удаленных от Казани городах школьники имеют те же возможности, что и в столице. Школьники вообще сегодня лучше разбираются в компьютерных технологиях. Это не только Twitter, Facebook, но и знания по предметам. Сегодня идет сращивание интереса самих детей, педагогов и, конечно, государства, а также производителей железа и ПО», — отметил Халиков. По его словам, идет конкуренция стран, знаний и, соответственно, государств. «Гонка вооружений переходит в гонку образования», — добавил он.

Участие в конференции приняли представители компании Intel, зарубежных университетов. Помимо проведения пленарных заседаний и круглых столов была организована выставка с демонстрацией технологий для обучения: робототехника, интерактивные доски и т.д. Приглашенный гость Джон Дэйвис — вице-президент корпорации Intel, генеральный менеджер программы World Ahead, по его словам, посетил много стран, но Россия лидирует по многим параметрам. «В Татарстане есть большие изменения за последний год. Это регион, в котором у каждого учителя появился собственный компьютер. Education galaxy — наша программа для учителей, которая используется по всей России, — сообщил он. — Мы понимаем, что важно тренировать учителей, важно использовать планшеты, компьютеры». На вопрос о мотивации по использованию информационных технологий он приводит в пример динамику программы в США и других странах. Итог один: чем больше процент инсталляции, тем меньше процент отсева.

Шайхутдинов в выступлении рассказал об изменениях в системе IT и образования за последние два года. Так, например, к интернету подключены дошкольные учреждения, школы, введены электронные дневники и журналы. У всех школьных учреждений есть сайты, созданы и работают виртуальные сообщества и факультативы. Кроме этого, более 70% родителей в РТ подписаны на SMS-рассылку по результатам дня учащегося в школе. В будущем, по словам Шайхутдинова, будет создан единый образовательный контур, когда ребенок с детского сада регистрируется в системе, и информация по его обучению, успеваемости продолжит вестись вплоть до окончания вуза.

2.jpg
 

МИЛЛИОН ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ

Статистику по образовательной системе в РТ сообщил министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов. Он рассказал, что за три года из республиканского и федерального бюджетов на мероприятия в рамках проекта «Электронная школа» было затрачено свыше 3 млрд. рублей. Напомним, только в 2010 году, в самом начале реализации программы, из республиканского бюджета было выделено почти полмиллиарда рублей на покупку почти 13 тыс. компьютеров для школ и еще 200 млн. рублей — на покупку 12 тыс. ноутбуков для личного пользования учителей.

Министр отметил, что сегодня более 70% детских садов имеют компьютерное оборудование, около 38% централизованно подключены к интернету. В ближайшее время планируется обеспечить все дошкольные учреждения средствами информатизации: компьютерами, проекционной техникой, а также доступом в интернет. Для этих целей из бюджета РТ в 2014 году планируется выделить около 200 млн. рублей.

Что касается инфраструктуры в школах РТ, то Фаттахов уточнил, что количество учеников на один современный компьютер составляет сегодня 8 человек. Однако сейчас активно внедряется проект «Один ученик — один компьютер». Вообще сегодня все школы Татарстана имеют высокосортной доступ в интернету, в том числе 437 — по волоконно-оптическим линиям связи, а более половины предметных кабинетов школ оснащены проекционным и интерактивным оборудованием.

Пользователями системы «Электронное образование в РТ» являются более 900 тыс. человек, из которых 770 тыс. — представители системы общего образования. Говоря о дальнейших задачах, Фаттахов уточнил, что это будет включение всех организаций профессионального образования в единое информационное образовательное пространство РТ, повышение технической оснащенности организаций профессионального образования.

Об одном из образовательных проектов Татарстана рассказала Юлия Клебанова — директор по работе с корпоративными заказчиками Intel в России, на Украине и в Казахстане. Компания, по ее словам, поддерживает образовательные инициативы в этих трех странах. Она рассказала, что в прошлом году в Татарстане стартовал проект, не имеющий аналогов в России, — «Пилотные школы образовательных программ Intel». Пять школ в республике стали центрами компетенции в электронном образовании и используют комплекс программ корпорации в учебной и внеурочной деятельности (Intel Teach, Intel learn, «Один ученик — один компьютер»). Это гимназия № 102 им. Устиновой Казани, лицей №2 Буинска, школа №16 Альметьевска, лицей №2 Мамадыша, школа №56 Набережных Челнов. «Мы выпустили гибрид планшета и компьютера, чтобы это соответствовало российским госстандартам. Что касается пилотного проекта в пяти школах, то осуществляется сетевое взаимодействие учителей и детей. У каждой из школ есть свой тьютор, которого предоставляет наша компания», — рассказала она. На вопрос газеты «БИЗНЕС Online» Клебанова уточнила, что корпорация предоставляет тьюторов и технологии, а финансовая поддержка осуществляется республикой.

Критериями выбора школ в качестве таких центров компетенций являются наличие энтузиастов учителей и профессионалов от IТ; равноудаленность школ в разных городах и их равномерное распределение по РТ. По словам Клебановой, в этом году планируется открытие еще четырех таких школ, но точные планы зависят от минобразования РТ и его ресурсов.

О своем опыте в электронном образовании рассказали на конференции международные эксперты. Так, по словам Сунгхо Квон — руководителя Института образовательных технологий университета Ханянг, в Корее люди копят деньги на образование, потому что понимают его необходимость для конкурентоспособности. Четырьмя факторами успешного внедрения ИКТ она назвала программное обеспечение, человеческий фактор, техническое обеспечение и системное ПО.

Дуглас Браун — экс-глава по информатизации общего образования департамента образования Великобритании, рассказал, что страна на самом деле не делала ничего особенного для того, чтобы стать одним из европейских лидеров в образовании. По его словам, с 1998 года новое правительство вплотную перешло к методам, начало инвестировать в образование. «Доказано, что информатизация улучшает отношение учеников к учебе. Информационно-коммуникационные технологии решили многие проблемы», — сообщил он. Одним из примеров успеха Браун назвал проект по внедрению интерактивных классных досок. «Сейчас в 75 процентах классов есть интерактивные доски. 96 процентов персонала обучены», — уточнил он.

1.jpg
 

ТРИ ОБЛАСТИ ЛИДЕРСТВА ТАТАРСТАНА

В беседе с журналистами Шайхутдинов, говоря о внедрении электронных учебников, сообщил, что Халиков поручил разработать в республике пилотную зону по использованию электронных учебников. Фаттахов уточнил, что предварительным годом внедрения электронных учебников пока называется 2015-й. По его словам, в настоящее время идут обсуждения с издательством «Просвещение».

Шайхутдинов добавил, что по электронным учебникам должен решаться вопрос с правообладателями. «Чем дешевле инфраструктура, тем быстрее общество станет цифровым. Пока такого нет, но все идет к этому», — добавил он.

Дэйвис отметил, что, конечно, Россия не лидирует во всех областях. «Три года назад Рустам Минниханов сказал мне, что хочет трансфомировать систему образования в республике и сделать ее лидером. В Татарстане есть три области лидерства — подготовка преподавателей (в России и СНГ более 1 миллиона учителей прошли переобучение), использование компьютеров на занятиях естественно-научного цикла и то, как взаимодействуют учителя между собой в рамках цифровой среды».

 

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ — ЗА СЧЕТ ГОСПРОГРАММ

Газета «БИЗНЕС Online» спросила у экспертов, кто является конкурентом корпорации в данном сегменте и каковы сегодня тенденции рынка в информатизации образования.

Денис Кусков — генеральный директор Telecom Daily:

— Трудно назвать конкурента компании в этой же сфере. На мой взгляд, можно рассматривать Microsoft, но все-таки немного с другой стороны.

Если говорить о тенденциях рынка, то сегодня все больше школ получают возможность выхода в интернет посредством широкополосного доступа, при этом школы также оснащаются средствами вычислительной техники.

Отличие России от зарубежных стран по образовательным технологиям в том, что у нас ниже проникновение всего этого, чем в развитых странах. Каждая страна использует какие-то свои разработки, которых у нас еще не особо много.

Тимур Нигматуллин — аналитик «Инвесткафе»:

— Если речь идет о hardware (аппаратное обеспечение), то основными конкурентами Intel в сегменте образовательных технологий являются китайские производители за счет низких цен на свою продукцию.

Сегодня происходит глобальная трансформация рынка в виде перехода с x86 на ARM процессоры, что обусловлено ростом популярности мобильных гаджетов. Всего емкость рынка IT в 2012 году составила около 22 миллиардов долларов. Из этой суммы на долю образования, по моим оценкам, приходится 15 - 25 процентов или 3,3 - 5,5 миллиарда.

Основные отличия России по технологиям заключаются в низкой покупательской способности населения в регионах, в связи с чем распространение технологий в значительной мере происходит за счет госпрограмм.