460.jpg
 

БОЛЬШЕ ВСЕГО НАРУШЕНИЙ ПРОИСХОДИТ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА, СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГ

Несмотря на переход на федеральную контрактную систему, который произойдет 1 января 2014 года, контроль за размещением заказов для федеральных и муниципальных нужд в рамках закона «О размещении заказов» остается одним из приоритетных направлений в деятельности антимонопольной службы Татарстана. Сообщив об этом в начале пресс-конференции, заместитель руководителя татарстанского УФАС России Данир Мухаметзянов добавил: «Несмотря на новый закон, имеющиеся болячки перейдут в новый год».

Говоря о болячках, лечить которые пытается антимонопольная служба, Мухаметзянов привел данные статистики. С начала 2013 года надзорное ведомство рассмотрело 191 жалобу на действия муниципальных и государственных заказчиков. 80% поступивших жалоб оказались обоснованными. Из 800 заказов, размещенных на сайте государственных услуг zakupki.gov.ru в 2013 году, 60% были размещены с различными нарушениями.

Основной вид нарушений при размещении госзаказов – необоснованное отклонение заказчиками заявок на участие в аукционе.

- Больше всего нарушений происходит в сфере строительства, капитального ремонта, строительства дорог, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» Мухаметзянов. – При размещении таких заказов техническое задание утяжеляется. Несведущему или невнимательному человеку очень сложно подать заявку так, чтобы заказчик не отклонил ее.

По словам Мухаметзянова, многие заказчики целенаправленно расставляют ловушки в заказах, чтобы отмести «ненужных» участников торгов. В качестве примера он привел проверку 7 аукционов, которые проводились ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона федерального дорожного агентства» во втором квартале 2013 года. Согласно протоколам подведения итогов открытых аукционов в электронной форме на разработку проектной документации и ремонт автомобильных дорог вторые части заявок ООО «ГрадоПроект» (одного из заявившихся на конкурс поставщиков – авт.) признаны несоответствующими требованиям действующего законодательства. Основанием для отклонения стало отсутствие копий учредительных документов (устава общества), действующих на дату окончания подачи заявок. Однако в ходе проверки антимонопольная служба Татарстана установила, что устав юридического лица в действующей редакции к заявке от ООО «ГрадоПроект» был приложен наряду с документом, свидетельствующим о внесении изменений в учредительные документы. В результате проверки ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона федерального дорожного агентства» было признано нарушившим часть 7 статьи 44.11 «Закона о размещении заказов», а лица, допустившие нарушение, привлечены к административной ответственности.

Безимени-1.jpg
 

Еще одно распространенное нарушение – проведение торгов на выполнение строительных работ и реконструкцию объектов строительства без предоставления и опубликования на сайте zakupki.gov.ru проектной документации. Не секрет, что строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства выполняются на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг потребностям заказчика. В 2013 году поступило 20 жалоб от поставщиков на такого рода нарушения.

Всего в этом году татарстанский антимонопольный орган выдал 251 постановление о наложении штрафа за нарушения при размещении госзаказов. Общая сумма наложенных штрафов составила 5 млн. рублей. Из этой суммы удалось взыскать порядка 3 млн. рублей.

ПОСТАВЩИКИ ИДУТ НА ТАРАН

Замглавы татарстанского антимонопольного органа рассказал подробности одной из схем, которыми пользуются недобросовестные поставщики услуг. По словам Мухаметзянова, подзабытая в России схема «Таран» вновь и вновь всплывает в Татарстане. Только за прошедшие два месяца было выявлено четыре подобных случая.

Работает «Таран» следующим образом. Три поставщика заранее договариваются: один из них должен победить в торгах, он-то и делает первый шаг и предлагает свою цену за предоставление услуги. Двое других поставщиков, обладая программным продуктом, в течение двух минут снижают максимальную цену до минимума. В конце концов, две заявки, которые сбили цену до минимума, признаются несоответствующими законодательству и снимаются с конкурса, а победителем признается поставщик, который первым предложил свою цену.

К слову о недобросовестных поставщиках, одной из важных функций антимонопольного органа является ведение реестра таковых. В этом году было рассмотрено 45 обращений со стороны государственных и муниципальных заказчиков о включении сведений о поставщиках, исполнителях и подрядчиках в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Сведения о 27 компаниях были включены в РНП, в котором на сегодняшний день находятся 53 компании. По словам Мухаметзянова, теоретически поставщики из РНП могут участвовать в торгах, однако в этом нет никакого смысла: в течение двух лет, на которые они заносятся в реестр, заявляться на аукцион бесполезно.

С 1 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА...

В ходе пресс-конференции Мухаметзянов объяснил суть 44 федерального закона, который вступает в силу 1 января 2014 года. В скором времени для любой закупки будет предусмотрено обоснование, которое объяснит, для каких целей размещается тот или иной заказ. Кроме того, обновленный закон «О размещении заказов» предусматривает размещение плана-графика на текущий год, который будет меняться только в очень редких случаях. Благодаря этому нововведению любой желающий принять участие в торгах будет знать примерную дату проведения конкурса и информацию о товаре или услуге, которую желает получить заказчик.

Согласно закону, который вступит в силу с 1 января, также будет контролироваться исполнение контракта поставщиками. Теперь контракты будут закрываться только после заключения эксперта, который подтвердит, что заказчик получил именно то, заказывал.

Помимо всего прочего обновленным законом предусмотрена возможность для всех желающих на любом этапе ознакомиться с информацией о том, что происходит с тем или иным видом заказа. Также любой желающий, который обнаружил нарушение, сможет обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

«ГОСЗАКУПКАМИ ДОЛЖНЫ ЗАНИМАТЬСЯ ПРОФЕССИОНАЛЫ»

Ситуацию с большим количеством нарушений в сфере размещения госзакупок газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать экспертов.

Яков Геллер – генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

- Несмотря на принимаемые меры, нарушения, выявляемые нашим экспертным отделом и направляемые в ФАС и другие контрольные органы, продолжают появляться в сфере размещения госзаказов.

В целом ситуация с нарушениями в этой сфере стабильна. Это одни и те же заточки, которые заказчики применяют, чтобы получить заведомо нужный результат. Могу только сказать, что ущерб от этого исчисляется сотнями миллионов рублей.

Я только что прилетел из Иркутска, где участвовал в коллегии федеральной антимонопольной службы вместе с Груничевым. Там тоже обсуждались схемы, по которым работают недобросовестные заказчики и поставщики. Эти схемы есть, потому что люди неграмотные, не знают законы. Вместо того чтобы учиться, ищут какие-то непонятные пути.

Схемы типа «Таран» используют тогда, когда имеет место быть недостаточная грамотность участников заказа. К сожалению, на данный момент нет специального органа, который занимался бы ликбезом в этой области. В нашем агентстве два раза в неделю проводятся семинары, но это моя личная инициатива.

Рашид Нуруллин – начальник ГКУ «Главное инженерно-строительное управление РТ»:

- Я считаю, что такая статистика основывается на несовершенстве законодательства. Сегодня по нашему закону любой человек, который даже не участвовал в конкурсе, может повлиять на ход торгов в интернете – подать жалобу и заблокировать все движения по конкурсу. Понимаю, если это делает заинтересованный в конкурсе человек, который сам в нем участвовал, но его заявку незаконно отклонили.

При проведении конкурсов не исключены и случаи шантажа. Бывает, люди заявляются на конкурс и начинают шантажировать других участников. Они могут уронить цену контракта до земли и в последний момент сняться с конкурса.

Сегодня интересы государства не защищены должны образом. Поэтому сейчас правительство пытается внести изменения, ввести федеральную контрактную систему, улучшить систему размещения госзаказов.

Сергей Стрикун – начальник юридического отдела ООО «Агентство закупок»:

- Тот факт, что больше половины госзаказов размещаются на сайте с нарушениями, говорит о сложности действующего 94 закона и связан с текучкой квалифицированных кадров. Закон этот очень сложный, процедурный. В нем указаны все процедуры по подготовке и своевременному размещению заказов на сайте. Что касается квалифицированных кадров, то их очень мало. По некоторым данным, 80 процентов кадров, которые даже обучились работать в сфере госзаказа, по специальности не работают. Это связано с большими административными штрафами, которые могут назначаться в совокупности. Например, в одном размещении заказа может содержаться несколько нарушений, за которые будет отвечать должностное лицо – человек, который работает специалистом по закупкам за 15 тысяч рублей в месяц. Я считаю, что это очень большие штрафы, несоразмерные с нанесенным ущербом.

Даже если взять официальный сайт zakupki.gov.ru, где все заказчики обязаны размещать информацию о закупках, из 10 сразу можно выявить три заказа с нарушениями. Зачастую еще на стадии подготовки документов неумышленно закладываются ошибки. Бывает, что какое-то требование написали, но по законодательству о закупках и конкуренции его нельзя определять, так как это может повлечь ограничение количества участников.

С одной стороны, заказчик хочет приобрести товар или услугу, максимально устраивающие его по качеству, поэтому подробно прописывает все запросы. С другой стороны, надо соблюдать законодательство о защите конкуренции и формировать документацию так, чтобы как можно больше участников смогли заявиться на аукцион. Слишком подробно прописывать запросы не дает антимонопольный орган.

Законодательство идет к тому, что госзакупками должны заниматься профессионалы. У нас есть уполномоченный орган, где работают специально обученные люди. Сейчас к этому идет вся Россия, потому что завхозы различных организаций не должны разбираться в переплетениях закона о госзаказах, этим должны заниматься профессионалы.

Что касается схем обхода электронных аукционов типа «Таран», все они рассчитаны на психологическое давление, чтобы отбить у других участников охоту на участие в торгах. Есть подставное лицо, которое снижает цену до минимума и в итоге отказывается от исполнения контракта. В законе (если поставщик грамотный и знает закон) есть возможность в течение 10 минут подать любую цену после искусственного демпинга цены за товар или услугу. Когда будет рассмотрение вторых частей заявок, того, кто предложил самую низкую цену, отклонят. И победителем будет признан второй по выгодности участник.