«МОНАКО» (МОНАКО)

Футбольный клуб «Монако», пробившийся в высший французский дивизион, не так давно обнародовал изображение своего нового логотипа. От прежнего он отличается лишь в деталях. «Новый визуальный образ отражает желание клуба отметить свое вступление в новую эру, оставаясь при этом сильно привязанным к истории команды и ее корням», – говорится в заявлении на официальном сайте «Монако».

Monaco.jpg
 

«ПАРИ СЕН-ЖЕРМЕН» (ФРАНЦИЯ)

Еще один француз элитарного дивизиона, который взялся за маркетинговую составляющую своей работы. Клуб представил обновленную эмблему около трех месяцев назад и начнет использовать ее в новом сезоне. Дизайн несколько упростили, но сделали составляющие элементы логотипа более современными, а также убрали некоторые ненужные, по мнению авторов, детали.

psg.jpg
 

«РОМА» (ИТАЛИЯ)

Клуб из еще одной великой столицы официально представил свою обновленную эмблему в конце мая. У нового логотипа есть ряд существенных отличий от прошлой версии, говорится в заявлении клуба:

1. Вместо клубной аббревиатуры – ASR – на логотипе крупными буквами выведено слово Roma (название города).

2. На логотипе появился год основания клуба (1927), что, как отмечается в пресс-релизе, подчеркивает уважение «Ромы» к своей истории.

3. Более акцентированным стало изображение капитолийской волчицы – главного символа Рима.

Кроме того, была несколько изменена цветовая гамма, а также выбран новый шрифт.

roma.jpg
 

«ЗЕНИТ» (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

Новый логотип «Зенита» стал максимально простым. От предыдущей версии осталась только надпись названия клуба. Добавился год основания. Оказывается, не только «Рубин» обратился за разработкой клубного логотипа к иностранцам. Если казанцы в этом вопросе положились на итальянский Interbrand, то эмблему «Зенита» разработало британское агентство Wolff Olins, а окончательный вид буквам придал ведущий специалист по шрифтам Илья Рудерман. Геральдический совет при президенте России назвал эмблему «безупречной во всех отношениях».

Zenit.jpg
 

«СПАРТАК» (МОСКВА)

Футболисты «народной команды» начали новый сезон вот с такими версиями эмблемы на груди и на игровых трусах. Классическая С, сразу четыре звезды – по одной за каждые пять чемпионств России и СССР – болельщикам команды нововведения наверняка понравятся.

Spartak.jpg
 

«АЛАНИЯ» (ВЛАДИКАВКАЗ) 

«Алания» выступила с официальным заявлением относительно смены клубной эмблемы. «Теперь наш грозный барс смотрит вперед, а белый, красный и желтый цвета на щите объединились в полноценный флаг. «Алания» благодарит за помощь в работе над обновленной эмблемой молодого и талантливого дизайнера Дмитрия Сатцаева», – говорится в заявлении.

alanya.jpg
 

«ВОЛГА» (НИЖНИЙ НОВГОРОД), «ТЕРЕК» (ГРОЗНЫЙ)

Немало обновленных клубных логотипов было представлено прошлым летом. «Рубин», напомним, и тогда «преуспел» в этом вопросе (нынешняя смена логотипа – вторая за последние полтора года для казанского клуба). Помимо казанцев, год назад меняли свои логотипы ФК «Волга» (Нижний Новгород) и ФК «Терек» (Грозный). Пусть не кардинально, но решение было принято – модернизации быть.

volgga.jpg
 
terek.jpg
 

ПХК «ЦСКА» (МОСКВА)

То же самое можно сказать и про профессиональные клубы из других видов спорта России. В хоккее самым, пожалуй, заметным в прошлом году стало изменение эмблемы ЦСКА. Клуб вернулся к варианту, который использовал на фуфайках еще в советское время.

cska.jpg
 

ХК «НЕФТЯНИК» (АЛЬМЕТЬЕВСК)

В Татарстане минувшим летом решился на изменение эмблемы альметьевский «Нефтяник» – клуб с богатыми хоккейными традициями и неплохими перспективами. 

neftyanik.jpg
 

В РОССИИ ЗА РЕДКИМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЭМБЛЕМЫ МЕНЯЮТ РАДИ СМЕНЫ ЭМБЛЕМЫ

Общая картина ясна – команды стали придавать элементам визуальной коммуникации большее значение. Попробуем сделать несколько выводов из сложившейся тенденции:

1. Российские клубы все больше обращают внимание на новую для себя маркетинговую составляющую – элементы визуального оформления, клубную геральдику. То, что особенно важно для постоянных болельщиков и немаловажно для потенциальных.

2. Смена логотипа – не массовая тенденция, но уже и не единичные случаи. Мода на модернизацию эмблем постепенно входит в российский спортивный быт. Менеджеры команд самого разного уровня понимают, что клубы – живые организмы, постоянно развивающиеся и требующие соответствующих изменений во всех областях своей работы.

3. Пока модернизация и смена логотипа в российском спорте не приносят должного эффекта – в лучших профессиональных лигах подобные изменения готовят продолжительное время, к ним порой меняют инфраструктуру, сайты, другие внешние атрибуты клубов. И все это дает хорошую финансовую отдачу: при грамотном маркетинге и целенаправленной работе продажа атрибутики и сувенирной продукции с новым логотипом становится прибыльным бизнесом. В России, за редким исключением, эмблемы меняют ради… смены эмблемы ну или прихотей начальства. 

4. Потенциально эффект от смены логотипов в РФ может быть очень хорошим: рынок спортивной индустрии в стране на этапе становления, в то же время уже есть достаточно состоятельных болельщиков. Количество поклонников ведущих клубов, по оценкам социологов, достигает нескольких миллионов человек. И они, как и болельщики в Европе, вполне адекватно воспринимают потенциальные изменения в логотипах.

5. Берясь за смену логотипа, менеджмент команд часто упускает из виду конечную цель этого предприятия, а от того, что в итоге хочет увидеть руководство клуба, зависит весь процесс от А до Я. Соответственно, в первую очередь необходимо ставить цели, а потом решать задачи для их достижения.

6. Заниматься работой на конкретный результат должны профессионалы – очень часто проекты по смене эмблемы или формы (и других элементов дизайна клуба) доверяют группе приближенных лиц или вообще пускают на самотек. Результат: деньги потрачены, а эффекта от этого на практике нет. Отсюда же и другой вывод: делать работу хорошо и качественно за бесценок никто не будет – себе дороже.

Вероятно, в ближайшее время стоит ждать подобных инициатив и от других российских профессиональных команд. Пожелаем им отнестись к этому вопросу максимально внимательно и все же больше приобрести, нежели потерять! 

Блог SportPROFY, «БИЗНЕС Online» Спорт