Но окончательно добило состояние тамошней медицины. Однажды я получил растяжение. Страховка у меня была. Пришел в больницу. Говорю: так и так - травма, жуткая боль, не могу рукой пошевелить, дайте обезболивающее. Они это пропустили мимо ушей. Сначала спросили, есть ли у меня страховая карточка, начали заполнять бланки, давление мерить. Потом связались по телефону с моей страховой компаний. После чего сообщили мне: "Ваша страховая компания решила, что у вас недостаточно серьезная травма, чтобы мы вам оказывали помощь." Так работает вся американская медицина – иногда страховая компания даже указывает врачам, что им делать, кого лечить, сколько стульев для посетителей должно стоять в приемной!

 

Когда мою маму привезли в жутком состоянии в больницу, они три часа лежала на каталке в коридоре, к ней подходили по очереди восемь врачей, и каждый записывал одно и помощь не оказывали. Хотелось набить кому-то морду…

 

- У моей жены подруга с открытым переломом руки час сидела в очереди в американской клинике. И только когда муж устроил скандал, ей наконец вкололи обезболивающее и посадили обратно в очередь.

 

- Я уж не говорю о ценах на лечение. Иногда бывает дешевле слетать в Россию и вырезать аппендикс в Москве, чем делать это в Америке. Поскольку медицина – дело денежное, туда стремится уйма народу. А, учитывая уровень образования и уровень тупости аборигенов, не приходится удивляться, что в Америке каждый год умирает от 40 до 90 тысяч человек из-за врачебных ошибок или некомпетентности – это официальные данные…

 

- Почему же бывшие эмигранты так яростно защищают Америку?

 

- Они не только защищают Америку. Эмигранты очень любят отыскивать в прессе что-нибудь плохое о России. Каждый раз они радуются, поскольку это в очередной раз доказывает им, что они сделали правильный выбор, уехав в Америку. Даже если жизнь в США для них вовсе не сахар… Поэтому многие там до сих пор не верят, что Фридман вернулся: из Америки не уезжают! Для них вернуться в Россию все равно, что воскреснуть из мертвых.

 

- Ну и как тебе новая старая родина – Россия?

 

- Просыпаясь утром, я вижу за окном снег и до сих пор не могу в это поверить. Я здесь каждый день просыпаюсь счастливым. Тебе этого не понять. Ты не уезжал. Приехав, я первое время просто балдел от Москвы. Здесь можно просто ходить по улицам – абсолютное большинство американских городов к этому просто не приспособлено! Здесь настоящие друзья. Здесь я посещаю концерты классической музыки и вижу в зале молодежь - в Америке на классику ходят только старики. Я купил себе лыжи и хожу в Тимирязевский парк кататься. Здесь есть общественный транспорт, в котором можно почитать книгу! Даже российское телевидение, которое здесь все ругают, в сто раз интереснее американского. 15 бесплатных каналов!

 

- Хорошо. А что тебе здесь не нравится? Россия ведь далеко не идеальная страна.

 

- Да, перед переездом меня пугали невыносимыми трудностями бытия в России. Почему-то все эмигранты, начиная разговор об этом, вспоминают пресловутое отключение горячей воды летом на месяц. Это правда. Но я купил проточный электрический обогреватель, и теперь у меня нет проблемы с тазиками и ковшиками.

 

Мне не нравятся московские менты. Московская милиция – просто позор для страны… Не нравится практически поголовное курение. После посещение кафе, клуба или боулинга приходится всю одежду отправлять в стиральную машину… Не нравится здешняя культура вождения, точнее, ее полное отсутствие. Причем, чем паршивее машина, тем наглее водитель. "Мерседес" скорее пропустит пешехода, чем ржавая "копейка"… Не нравится ужасная телефонная связь… Но самая большая претензия – почему в России делают такую жесткую туалетную бумагу?..

 

Александр НИКОНОВ

 

С момента взятия этого интервью прошло пять лет. С тех пор в жизни Фридмана кое-что изменилось. Он приобрел квартиру в Люберцах, сменил несколько машин, познакомился с весёлой девахой и живет с ней припеваючи, пописывая книги. Обильно и вкусно кушает.

 

(contr-tv.ru, 16.03.09)