Выстрел, оборвавший в минувший четверг жизнь 53-летнего директора Казанской кассы взаимопомощи Николая Зиновьева, поверг в шок многих предпринимателей, большинство из которых давно уже забыли о кровавых разборках 10-15-летней давности.

Они увидели в происшествии красноречивый намек на то, что пора интеллигентных переговоров за чашкой кофе уходит в прошлое - появляются первые признаки того, что борьба за место под солнцем начинает приобретать черты лихих 90-х.

 "ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ КАССА ЗАКРЫТА"

Что случилось с Зиновьевым? Была ли это месть обиженного кредитора или последний "платеж" обанкротившегося должника? Очевидно, за ответом на этот вопрос в Казанскую кассу взаимопомощи, которой руководил погибший Зиновьев, в пятницу нагрянули прокуроры-криминалисты. По крайней мере, именно так представились корреспонденту "БИЗНЕС Оnline" два молодых человека крепкого телосложения, которые преградили вход в офис кассы на улице Зорге. Здесь сейчас ведутся следственные мероприятия. Ни заходить внутрь, ни беседовать с персоналом они не разрешили. Сами сотрудники кассы в пятницу и субботу нервно бросали телефонную трубку, даже не выслушав вопроса.

Казанская касса взаимопомощи в пятницу, на следующий день после убийства Зиновьева, так и не открылась для клиентов. На двери висела табличка "По техническим причинам касса 20 марта не работает". Сегодня телефоны кооператива не отвечают.

МИКРОКРЕДИТЫ И МАКРОПРОБЛЕМЫ

Рынок микрокредитования одним из первых почувствовал на себе удары кризиса.

С одной стороны, клиенты (в основном мелкие предприниматели) стали реже обращаться за помощью в потребительские кооперативы. А часть из тех, кто получал займы ранее, не имеют возможности своевременно их оплачивать. В то же время кооперативам приходится в полном объеме исполнять свои обязательства перед теми, чьи средства они привлекали. В лучшем случае – это банки, но чаще – физлица, которым кооперативы обещали очень высокие проценты – 30-40% годовых.  

Таким образом, кредитные кооперативы, число которых в Казани исчисляется десятками (рынок очень конкурентный!), оказались в своеобразных "клещах" – доходы падают, а обязательства надо выполнять. И даже привлекать новые средства на невыгодных условиях, превращая свой бизнес таким образом в пирамиду, когда одни долги покрываются за счет создания новых.   Причем новые источники финансирования могут быть крайне рисковыми.

При всем при этом, игроки этого рынка настаивают на том, что проблемы с финансами не должны вылиться в плоскость криминальных разборок. Большинство руководителей кредитных касс пытались убедить корреспондента "БИЗНЕС Оnline", что

Директор казанской кассы взаимопомощи Николай Зиновьев с пулевым ранением в голову был обнаружен в своей машине по автодороге аэропорт – Столбище 19 марта около 16 часов. Мужчину срочно доставили в Республиканскую клиническую больницу, где ближе к полуночи он скончался от полученного ранения. Связь преступления с профессиональной деятельностью убитого как одна из версий рассматривается сейчас работниками Арского межрайонного отдела следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по РТ.

В среднем, потребительские кооперативы выдают деньги под 8-10 процентов в месяц. Срок рассмотрения заявки – 1-2 дня. Для получения кредита обычно требуется паспорт и еще один документ, в некоторых случаях – справка о доходах. При суммах свыше 100 тысяч рублей кооперативы, как правило, настаивают на залоге.   В одной компании нам предложили деньги в долг исключительно под залог авто. До выплаты кредита машину загоняют на стоянку, более того, оформляется генеральная доверенность на представителей компании

убийство Николая Зиновьева – единичный случай, не имеющий отношения к его профессиональной деятельности (между тем, правоохранительные органы рассматривают именно такую версию). Мол, у нас и за бутылку водки убивают. Но некоторые высказывали и другое мнение: заказной характер убийства бизнесмена - налицо.

Директор кредитного кооператива граждан "Экспресс-кредиты" Владимир Карпеев считает, что убийство как решение проблем неплатежей в наше время не характерно для бизнеса, поскольку "с живого легче вытаскивать долги, чем с мертвого". В то же время директор сказал, что жизнь может подталкивать людей к совершению необдуманных поступков. "Одно дело, если человек, счастливый, идет домой с зарплатой, другое – если денег нет", - говорит Карпеев.

В том, что ситуация с выплатами по кредитам ухудшается, признался директор кредитного потребительского кооператива граждан "Кредитный центр" Сергей Купцов. По его словам, не платят или задерживают платежи сегодня двое из десяти должников. Но при этом количество людей, жаждущих быстрых и поэтому очень дорогих кредитных денег, выросло за год на 10-15%.

РАЗБОРКИ ВОЗМОЖНЫ

Президент Центра микрофинансирования (крупнейшая в России сеть такого рода, располагает филиалами в 202 городах России ) Павел Сигал не исключает, что криминальные разборки между кредиторами и должниками могут обрести массовый характер.

"Подавляющее большинство крупных олигархических компаний перестало платить своим контрагентам, из которых сотни тысяч - ЧПшники и малый бизнес. Сказать, что у них (олигархических компаний – ред.) нет денег - это не так. Ни один олигарх еще не продал свои яхты и дачи, - говорит Сигал. - Подавляющее большинство заемщиков – порядочные люди, но многие порядочные люди попали в трудное положение, и предсказать, как они будут из него выкручиваться – невозможно".

На вопрос «БИЗНЕС Online», не собирается ли Сигал усилить свою охрану, он сказал, что Центр микорофинансирования – крупная цивилизованная компания. Все возможные проблемы способна решить ее служба безопасности. Однако, как сказал Павел Абрамович, недавно супруга все-таки задала ему вопрос, почему он до сих пор ходит без охраны.

Наталья Голобурдова.