В федеральной прессе можно обнаружить немало сообщений о том, что во многих странах цены буквально на все стремительно, иногда в два раза, падают, но это   почему-то проходит мимо России. Независимые эксперты объясняют это странное явление монополизацией российской экономики, неуклюжими антикризисными мерами правительства, которые рост цен только ускоряют.

Газета «БИЗНЕС Online» решила, не довольствуясь СМИ как источниками информации, выяснить ситуацию из первых рук. Юлия Германн (журналист из Казани, вышла замуж и живет в Германии) рассказала, что почем в этой стране в кризис – чтобы наши читатели могли сравнить.

"ТРЕШКА" ЗА 10 ТЫСЯЧ ЕВРО

На днях увидела выставленную на продажу трехкомнатную квартиру – за 9 тысяч 500 евро. Но дом не очень, я его знаю. Раздолбанный, как в России-матушке. Но за 9 тысяч!

Вообще стоимость квартир с прошлого года начала падать. Особенно не котируются квартиры в многоэтажных домах. На них цены упали в 1,5-2 раза. "Двушку" размером до 60 кв.м. можно купить в пределах 40 тыс. евро.

Автомобили, пожалуй, остались по прежней цене, и с каждым годом они становятся дороже. Популярная марка машины хорошего класса со всеми "прибамбасами" стоит в районе 20 тысяч евро (это со слов моего мужа Дитера. Ну не разбираюсь я в марках!). Рекламируют по ТВ известный в России "Логан" - от 5 тысяч евро. Дитер говорит, что это без "всего", да и не ценится она.

Чтобы подстегнуть покупательский спрос на машины, Германия предприняла такой шаг – каждый обладатель новой машины может сдать свою старую, не моложе 9 лет, и получить премию в размере 2,5 тысяч евро. Конечно, если автовладельцу ее удастся продать дороже, то смысла отдавать за эти деньги нет.

  КУРТКА ЗА 19 ЕВРО

Сезонное снижение цен на одежду – в Германии обычное явление. Этот год также не стал исключением. Зимнюю одежду (сюда входит всё, что продавалось в зимнем сезоне, а не только пальто и куртки) снижают до 70%. Фирменная мужская рубашка, например, достигает цены 4,5–5 евро. Куртки – от 19 евро и т.д.

  Ценовая политика в отношении продуктов питания стала меняться еще в прошлом году – в результате меняющихся цен на бензин и энергоносители. Возросшие было цены (однократно, и с предупреждением про эти изменения в СМИ) на отдельные продукты питания – в основном на молочную продукцию – продержались недолго. После снижения цены на бензин, например, молоко популярной марки "Landliebe" жирностью 3,8%   вновь снизилось с 1,46 евро за 1,5 литра до 1, 29 евро. Есть и более дешевое молоко, пользующееся спросом у безработных и малооплачиваемой категории населения, – до 55 центов за литр. Йогурты 10% жирности – до 0,49 и ниже.  

Следует заметить, что в разных магазинах цена на основные продукты питания колеблется от 5-10 центов и выше. В Германии очень сильна конкуренция, поэтому крупные супермаркеты стараются как можно больше снизить цены – для привлечения покупателей.

Стоимость буханки пшеничного хлеба (1 кг) – в районе 1,46 евро. Чем "тяжелее" хлеб, тем он дешевле. Полкило будет стоить уже дороже, чем 0,70 евро, а расфасованный небольшими порциями – самый дорогой.

  ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, КУПИЛ

То же самое и с мясом. Скидки на килограмм в иных магазинах достигают 20% - если берешь большой кусок. Стоимость мяса зависит также от наличия в нем костей (жир продается отдельно). Свинина с косточкой – 1,99 евро за кг, а нарезанная кусками для жарения – уже 2,99. Кусок свинины без косточки, спинная часть, будет стоить уже 4,99 евро. Нарезанный стейк из такого куска стоит 5,99 евро.

Говядины производится не так много (немцы ее не любят, предпочитая свинину), и стоит она дороже – в районе 6 евро и выше. Однако фарш дешевле – 3,99 евро за 1 кг.

Сосиски – 0,59 евро за 100 гр. Ветчина, окороки – от 0, 79 евро за кг и выше. Колбаса – 0,69 . Ливерная или с кровью – 0,59 евро за 100 гр. Курица целая (без внутренностей) свежая – 2,99 евро за кг. Спинка куриная   – 4,99.

Рыба по стоимости приравнивается к говядине. Свежий карп – 0,55 евро за 100 гр. Форель – 0,69 евро за 100 гр. Консервы рыбные 200 гр. – от 0,99 евро.

Сыр твердых сортов 45-60% жирности – 0,69 - 0,79 евро за 100 гр. Масло подсолнечное – 1,49 евро за бутылку 750 мл (в разлив не продают).200 гр. майонеза – от 0,99 евро.

Овощи – капуста бело- или краснокочанная – 0,49 евро за кг. Перец – от 1 до   1,79 евро 500 гр. (упакован в пачки по 3 штуки). Картофель – 1,79 за упаковку в 2,5 кг. (кг – 0,72евро). Яблоки – 1,49 евро за кг. Ананас – от 1 до 3 евро за штуку. Бананы – 1,59 - 1,99 евро за кг.

Столовое красное вино – от 1,99 евро за бутылку 0,75   литра. Водка "Борис Ельцин" - 5, 49 евро за бутылку 0,7 л. Ящик пива " Krombacher" - 11 шт. по 0,5 литра – 6,59 евро. Соки – от 0,99 за 1 литр.

В Германии очень популярны готовые салаты – нередко их готовят сами фирмы –магазины (как в Казани "Бэхетле"), указывая, что продукт приготовлен без консервантов (естественно, и срок хранения ниже). Салаты с картофелем, яйцом и солеными огурцами, с колбасой, с крабами, рыба под шубой – 100 гр. салата может стоить от 0,59 евро. Такие продукты, а также йогурты с истекающим в пределах недели сроком годности можно купить на 20-50% дешевле.

  ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА КРУПНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

У крупных немецких фирм – производителей продуктов питания случаются, конечно же, кризисы перепроизводства. И у каждой из таких фирм существует потолок предельно низких цен, ниже которого продавать товар означает потерять свое лицо. Что делать – не дать же пропасть продуктам? На этот счет существует одна уловка, которая позволяет и марку сохранить, и продукты реализовать.

Во время перепроизводства какого-то продукта фирма-изготовитель договаривается с фирмой-продавцом о реализации какого-то своего товара через торговую сеть. Но только на упаковке будет стоять марка, принадлежащая продавцу, владельцу супермаркетов (замечу в скобках, что хозяева таких торговых монстров – одни из самых богатых людей в Германии), а не фирмы-производителя. Да и сама упаковка существенно отличается по внешнему виду от оригинальной, фирменной.

Таких "дешевых" марок в Германии несколько, самые популярные – "Ja!" ("Да!") и "TIP" ("Великолепная, превосходная цена").

Еще одна хитрость. Магазины, конечно же, заинтересованы в скорейшей реализации прежде всего дорогих продуктов – ведь и заработать на них можно больше. Как совместить несовместимое, предлагая один и тот же, по сути, товар, но по разной цене? Очень просто. Дорогой, "фирменный" товар стоит на полке на уровне глаз – куда и падает первый взгляд покупателя. Многие складывают продукты в корзину, не задумываясь, как говорится, по списку – "пришел, увидел, купил". На таких спешащих, как правило, деловых и занятых людей и рассчитана эта уловка. Те, что победнее, – безработные, пенсионеры и мамочки с детьми, не поленятся нагнуться – сэкономить можно очень здорово, процентов на 30.

  ЗАПЛАТИТЕ ЗАВТРА…

Что больше всего удивило? Недалеко от нас закрывается небольшой магазинчик, торгующей разнообразными товарами для дома (как говорится, шурум-бурум). Зайдя недавно туда, я выбрала шесть открыток по сниженной цене (три штуки – 1 евро). На кассе обнаружилось, что деньги я оставила дома. Продавец, приветливый афганец, улыбнувшись, предложил: "Ничего страшного! Берите, а заплатите завтра!"…

Коммунизм, да и только! "Благословенная страна", – прокомментировала мой рассказ мама, живущая в Казани на одну пенсию.

Юлия Германн