IMG_0636.jpg
 Сторона защиты. Адвокаты подсудимых

ЕЩЕ ДВА СВИДЕТЕЛЯ

Это заседание по делу крушения дизель-электрохода «Булгария» собрало немало журналистов – было заранее известно, что свидетелем со стороны обвинения выступит Роман Лизалин. До начала процесса с вопросами к Лизалину не приставали – дожидались, пока это сделают участники судебного разбирательства. Потерпевшие, ожидавшие начала процесса в коридоре, с радостью встретили долгожданного свидетеля и стали спрашивать, как у него дела. «Все хорошо, ребенку 23 июля 9 месяцев будет», – с улыбкой ответил капитан «Арабеллы».

В начале процесса судья Сергей Якунин сообщил, что на слушание из восьми приглашенных свидетелей явились только двое: руководитель туристической компании «Волжские Путешествия» Вячеслав Самолин и капитан судна «Арабелла» Лизалин. Первым решили допросить Самолина, а капитана «Арабеллы» судья, исходя из требований закона, попросил подождать в коридоре, пока не вызовут.

«СОСТОЯНИЕ СУДНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕ ПО ВОЗРАСТУ, А ТЕМ, КАК ЗА НИМ СМОТРЯТ»

В своем выступлении гендиректор ТК «Волжские Путешествия» рассказал, что субарендатор теплохода «Булгария» Светлана Инякина раньше работала на него в качестве менеджера, отвечала за культработы на теплоходах, расписание, графики движения и подбор трудовой бригады. Свидетель положительно отозвался о подсудимой и охарактеризовал ее как добросовестного сотрудника.

- В свое время Инякина, видимо, решила, что настало время работать самостоятельно, – рассказал суду Самолин. – Мы расстались путем подачи заявления об увольнении, без конфликтов.

У Самолина, 30 лет проработавшего в сфере туризма, не было нареканий по работе и к другим подсудимым, в частности, к старшему эксперту Камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову.

- Ивашова я лично не знал, но с 2005 года, когда мы брали в аренду у Камского речного пароходства теплоход «Фредерик Жолио-Кюри», инспектор был тот же, – сообщил Самолин. – Я думаю, что данный инспектор регистра очень принципиально подходил к своим обязанностям. Мы по телефону довольно часто спорили, когда говорили. Тем не менее пока не выполняли все, что было написано в предписаниях от Ивашова, мы разрешение на работу не получали.

- Что вы можете сказать о судне «Булгария»? – спросил гособвинитель. – Знаете, что оно раньше называлось «Украина»?

- Да, мы даже рассматривали вариант работы с этим судном, – ответил свидетель. – Мы дважды смотрели этот теплоход – 8 лет назад и зимой 2011 года. Пришли к выводу, что судно не будет рентабельным. Самолин объяснил, что в обоих случаях рассматривал «Булгарию» только с точки зрения пассажировместимости. По просьбе судьи свидетель разъяснил, почему его фирма отказалась от идеи эксплуатации дизель-электрохода.

- Дизель-электроход в экономическом плане недешев, – разъяснил Самолин. – 140 с лишним мест на нем стало после неоднократных реконструкций. Это очень сказывается на цене каждой путевки. Покупная способность круизов сегодня не так высока.

- Вы сами были на судне? – спросил гособвинитель. – Как вам оно?

- Я уже неоднократно говорил, что состояние судна определяется не по возрасту, а тем, как за ним смотрят, – ответил свидетель. – Когда зимой смотришь судно – это одно, когда летом – это другое. Летом я его не видел. В Архангельске есть теплоход пассажирский ледокольного типа, называется «Гоголь». Ему 112 лет. И он до сих пор ходит с туристами к северному полюсу.

IMG_0626.jpg
 Потерпевшая Халима Усманова задает вопрос свидетелю Вячеславу Самолину

«НА «БУЛГАРИЮ» МОЖНО БЫЛО САЖАТЬ БОЛЬШЕ 600 ЧЕЛОВЕК»

Когда гособвинитель спросил свидетеля о том, были ли в его практике случаи с пассажирским перегрузом при отправлении судна в рейс, Самолин высказал мнение, вызвавшее волну негодования среди потерпевших.

- На «Булгарию» можно было сажать больше 600 человек, – заявил Самолин. – По проектной мощности это были прогулочные и общие места. Такая пассажировместимость была у теплохода, насколько мне известно…

- Вообще по регистру не положено перегруза, – ответил на возмущение потерпевших Самолин. – Раз написано 148 мест, значит так и должно быть.

- Так и говорите, – потребовала потерпевшая Гульнара Назарова.

Еще одна интересная деталь, которую предположил Самолин, – отсутствие на теплоходе современных спасательных жилетов.

- Мне кажется, на теплоходе еще не было современных жилетов, которыми решили оснастить суда, ходящие по рекам, – заявил свидетель. – Их еще не успели поменять.

Самолин рассказал, что, по новым правилам речного регистра, на всех судах, ходящих по рекам, должны быть морские спасательные жилеты с фонариком и свистком. Свидетель высказал мнение, что не видит смысла в таком нововведении, мол, в случае ЧП пассажирам придется провести в воде максимум полчаса.

- Мы ждали в воде два часа, – возмутилась Назарова.

Руководителя ТК «Волжские Путешествия» допрашивали более часа, но, как выяснилось позже, к нему у участников процесса скопилось намного меньше вопросов, нежели к Лизалину.

IMG_0648.jpg
 Капитан «Арабеллы» Роман Лизалин дает показания

«КОГДА СТАРПОМ СКАЗАЛ, ЧТО УТОНУЛА «БУЛГАРИЯ», ЭТО БЫЛ ШОК»

В своем выступлении Лизалин подробно рассказал о том дне, когда утонула «Булгария». О трагедии капитан «Арабеллы» услышал по радиосвязи – из разговоров капитанов других судов он узнал о том, что на воде находятся люди.

- Когда мы отходили от причала Болгара, я посмотрел в то направление, где предположительно могла находиться «Булгария», – рассказал Лизалин. – Там был сильный, порывистый дождь. Я еще тогда подумал, что, наверное, там сейчас несладко… В 13.40 мы услышали о том, что люди находятся на воде. Я дал команду машинному отделению, чтобы максимально ускориться и прибыть к этому месту. Бывает такое в практике моряков, когда рыбачок переворачивается на лодке. Его подбираешь, доставляешь… Но о катастрофе таких масштабов я на тот момент и предположить не мог. Когда мы подошли (в районе 81 осевого буя), я в бинокль смог разглядеть плоты, на которых находились люди и подавали сигналы бедствия фальшфейерами красного цвета. Я не знал, где именно находится теплоход под водой и что там произошло, поэтому я уменьшил ход и бросил якорь…

Старший помощник капитана был первый, кого мы увидели и подняли на борт. Я у него спросил с мостика капитанского по громкой связи: «Что случилось?» Когда он сказал, что утонула «Булгария», это был шок. Примерно мы уже смогли оценить масштабы трагедии. В бинокль я видел, сколько человек находится на воде, и мог предположить, что это далеко не все люди, которым удалось спастись на спасательных средствах.

IMG_0620.jpg
 Вячеслав Самолин – руководитель ТК «Волжские Путешествия»

«БЫЛО ТЯЖЕЛО ОПРЕДЕЛИТЬ, ГДЕ ПЛЫВЕТ МУСОР, А ГДЕ ЧЕЛОВЕК»

- Была сыграна тревога «человек за бортом». Надо отдать должное – экипаж у нас натренированный.

- Это вам надо отдать должное, – перебил свидетеля судья.

- Нет, надо отдать должное моим ребятам, которым я безумно благодарен и горжусь. Они выдвинулись оперативно, ни у кого мускул не дрогнул… Я благодарен за погоду. Когда мы начали поднимать людей, был такой момент, когда погода стихла – она помогла нам это сделать… Помимо людей в воде находилась мебель, плавучие вещи. Была масляная пленка разлита от нефтепродуктов, и было тяжело определить, где плывет мусор, а где человек. Приходилось подплывать, смотреть, поднимать каждую деревяшку. Во время такой разведки мы нашли женщину, она была мертва… Когда мы поднимали потерпевших на борт, у них, конечно, были раны различные. Но больше всего, наверное, у них была душевная травма, от которой не было лекарств…

Когда прибыли сотрудники МЧС, мы согласовали свои действия, и я решил идти к берегу, чтобы высадить пострадавших. С МЧС мы договорились, что вернемся, если будут еще потерпевшие, и с ними на борту пойдем уже в порт Казани.

- Какие-либо суда проходили мимо в это время? – спросил гособвинитель. – Вы пытались с ними связаться?

- Навстречу нам двигался состав «Дунайский-66», и какое-то судно вдали в бинокль только я смог разглядеть, – ответил Лизалин. – Мы пытались узнать, что произошло. До последнего не хотелось в плохое верить.

Когда речь зашла о техническом состоянии «Булгарии», Лизалин высказал свое мнение по поводу ее выхода в рейс.

- Здесь должен быть тандем работы капитана и судовладельца. Здесь не должен быть не слышим судовладельцем капитан и наоборот. Они должны понимать, что безопасность – прежде всего. Если что-то грозит безопасности судна, капитан должен сообщить об этом судовладельцу. А судовладелец принимает решение по данной технической части.

По выходу в рейс принимает решение капитан. Капитан должен понимать, что когда он отходит от причала, он полностью на себя берет ответственность за предстоящий рейс. Капитан вправе отказаться от рейса, и судовладелец должен его поддержать.

«Я НЕ МОГ ДОПУСТИТЬ КРОВОПРОЛИТИЯ»

Лизалин рассказал, что на борту «Арабеллы» между выжившими членами экипажа «Булгарии» и ее пассажирами были потасовки.

- Прибегали ребята, говорили, что дерутся, – продолжал рассказ капитан «Арабеллы». – Не то чтобы дрались, а ссорились. Это эмоции, они свойственны человеку, когда человек теряет свою семью, близких. Я никого не сужу. Ребята, когда разнимали кого-то, все прекрасно это понимали. С выжившими членами экипажа была потасовка выживших туристов. Моя задача на тот момент была не допустить кровопролития и побоев.

Лизалину было задано множество вопросов, однако допрос было решено перенести на следующий день. От адвоката Ивашова Роберта Халиуллина поступило ходатайство, в котором он просил сделать перерыв, ссылаясь на большое количество вопросов, которые у него возникли к свидетелю.

Стоит отметить, что допрос Лизалина может затянуться на несколько дней. Напомним, что на допрос первого помощника механика Константина Пузанкова у суда ушло три дня.