Легкая промышленность Татарстана, как и всей России, лежит на боку. В январе-феврале произошел обвал: текстильное и швейное производство в республике упало почти вдвое, на четверть - производство обуви и кожаных изделий. Ситуация на многих предприятиях плачевная – достаточно вспомнить "Мелиту", которая пытается распродать с бешеными скидками двухлетний запас шуб и вынуждена отправить в отпуск весь свой коллектив как минимум до мая.  

Хотя в Татарстане легпром не относится к числу ключевых отраслей (его доля в общем объеме промышленной продукции всего 0,37%), минпромторг РТ решил бороться с кризисом в отрасли, замахнувшись сразу на федеральный уровень.

ПРОБЛЕМЫ С МАСШТАБОМ

Сегодня он провел на Казанской ярмарке бизнес-форум с амбициозным названием "О насыщении рынка РФ продукцией отечественных товаропроизводителей и господдержке предприятий легкой промышленности в создании рабочих мест". Однако, с масштабом мероприятия явно возникли сложности. Форум откровенно не тянул на федеральный формат. Обещанные чиновники из минпромторга России не приехали, как и представители РСПП и ТПП. На форуме не появились премьер-министр и глава минпромторга РТ. Рустам Минниханов, чье присутствие было заявлено в программе, отправился сегодня в Ирландию, а Александр Когогин улетел в Иран.

Впрочем, согласно логике, в центре внимания форума должны были оказаться не чиновники, а сами компании и предприниматели, занятые в легкой промышленности. Но их услышать практически не удалось – на открытии форума с пространными речами выступали замминистра торговли РТ Владимир Соловьев, руководитель агентства по госзаказу Яков Геллер, председатель ЦК российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Татьяна Соснина (она, собственно, и представляла здесь федеральный центр), замминистра труда Клара Тазетдинова.

Лишь после них слово наконец-то дали гендиректору ООО "Стиль" из Чистополя Алихану Хашиеву. Но и он не смог удивить аудиторию, состоявшую из чиновников и представителей компаний – причем в большинстве не первых лиц, а замов или начальников маркетинговых служб.

Бич легкой промышленности, по словам Хашимова, состоит в том, что банки перестали выдавать кредиты (в обороте компаний, занятых в легпроме, заемные средства составляют в среднем более 60%), сетевые ритейлеры рассчитываются за поставленную продукцию не через месяц, как раньше, а через три. Крупные татарстанские компании перестали заказывать спецодежду для своих рабочих и пока выжидают, пользуясь старыми запасами.

Далее Хашиев начал предлагать меры по поддержке легпрома, адресованные преимущественно к федеральным властям. Надо сказать, что представители этой отрасли не оригинальны в своих просьбах к власти. И в речи предпринимателя, и в резолюции форума с незначительными вариациями содержится практически то же, о чем просят сейчас другие отрасли – автопром, строительство и т.д. Легпром тоже хочет дешевых кредитов, льгот по налогам, заградительных таможенных пошлин и особо уповает на госзаказ. Обо всем этом Хашиев говорил настолько уставшим тоном, что сомнений в истинном состоянии дел в легпроме не было. Соловьев даже вынужден был заметить: "Легпром так тихо говорить не должен!"

В целом возникло впечатление, что идея диалога о проблемах легкой промышленности была очень здравой, но организация форума оставила желать лучшего. Увы, живого диалога не получилось. Может быть, не стоило замахиваться на всероссийский масштаб, а собрать татарстанские компании, пригласив экспертов и в этом кругу обсуждать антикризисные меры, которые можно предпринять быстро и оперативно, без обращений к московским чиновникам? Когда они еще ответят?

ЛОКАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Тягостное впечатление от услышанного на форуме усугубляло и происходящее на выставке "Весенняя неделя моды". Собственно, к ней форум и был приурочен. Но крупные татарстанские предприятия легпрома не посчитали нужным представить там свою продукцию. В частности, не были здесь представлены "Мелита", "Спартак", "Адонис".

"Сегодня легкая промышленность находится в упадке, -   объяснил отсутствие компании на выставке газете «БИЗНЕС Online» Алексей Фомин, заместитель директора ОАО "Адонис". - Все началось с резкого падения покупательской способности. Оптовики, которые не могут реализовать продукцию, приостанавливают платежи нам. В сегодняшних условиях выставки-продажи – это локальная помощь и стратегического значения они не имеют. Мы даже не стали участвовать в "Весенней неделе моды".

Сомнения в эффекте подобных маркетинговых мероприятий выражают и в других компаниях – даже в тех, что были представлены на выставке.

"Наше предприятие специализируется на производстве спецобуви. Склады заполнены. Приходится переориентироваться на производство другой продукции из войлока, например, на банные шапочки. Чтобы не увольнять людей, обучаем их новому производству, а это финансовые затраты. Выставки в таких условиях - слабая помощь. – рассказала Минзиля Валеева, финансовый директор ОАО "Кукморский валяльно-войлочный комбинат". - Тем более, что если раньше на выставках компании завязывали деловые связи, то сегодня - складывается впечатление - ездят, чтобы быть в курсе дел конкурентов. В гораздо большей степени нам помогли бы налоговые отсрочки, снижение оплаты на электроэнергию и сокращение всевозможных проверок".

ШАНС ДЛЯ ЛЕГПРОМА

Есть ли у легкой промышленности шансы на выживание? По мнению экспертов, сейчас, в период кризиса, легкая промышленность, несмотря на всю тяжесть положения, их дает девальвация рубля. Вице-президент общественной организации "ОПОРА России" Павел Сигал рассказал газете «БИЗНЕС Online» о своем опыте развития швейного производства в кризисный момент.    

"В 1998 году, после дефолта, наша швейная фабрика "Альтон" сумела получить выгодные заказы благодаря падению курса рубля по отношению к доллару. До этого российские компании были неконкурентоспособны – себестоимость пошива одной рубашки была в разы выше, чем, например, в Польше.

Но как только произошел дефолт, все поменялось и мы смогли заключить четырехлетний контракт с западной компанией, для которой мы шили рубашки. Да, сейчас ситуация несколько иная, но суть та же – для предприятий легкой промышленности на фоне девальвации себестоимость продукции пока не растет. И это шанс для тех, кто еще остается на плаву. Что касается госзаказа, поддержки легпрома государством через различные формы раздачи денег – это, на мой взгляд, очень спорно. Надо не столько помогать предприятиям легкой промышленности, сколько стимулировать спрос со стороны населения – повышать пенсии, зарплату бюджетникам. Тогда выживут те, чья продукция действительно востребована. Девальвация рубля им пока на руку".  

Ринат Билалов,
Елена Шапиро,
фото Марии Зверевой

Справка

Доля легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции Республики Татарстан составляет 0,37%. За 2008 год в легкой промышленности произошло снижение производства. В текстильном и швейном производстве индекс промышленного производства составил 85,9%, отгружено продукции на 2,47 млрд. рублей.

За 2 месяца 2009 года выпуск продукции на крупных и средних предприятиях легкой промышленности снизился и составил: в текстильном и швейном производстве ИПП- 58,1%; в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви -71,5%. Снижение производства продукции в легкой промышленности республики связано с уменьшением производства пальто и полупальто из натурального меха (28,9%), обуви кожаной (90,9%).

Предприятия легкой промышленности принимали участие в открытом аукционе на поставку товаров вещевой службы для нужд силовых министерств и ведомств РФ в 2009 году. Из 15 крупных и средних предприятий легкой промышленности в аукционах участвовали и выиграли торги: ОАО "Мелита", ЗАО "Кожгалантерейная фирма", ОАО "ПП "Швейник". ОАО "ОФ "Спартак" является победителем в торгах на поставку товаров для нужд Федеральной налоговой службы. ОАО "Кукморская швейная фабрика" на протяжении двух последних лет изготавливало продукцию для нужд Федеральной таможенной службы России.