ПОЛИТБЮРО ЦК РФ

Власть в России во все времена была устроена загадочным образом. Прозрачность системы власти Древних Афин периода расцвета — недостижимый идеал демократии — попавшей под восточное влияние России абсолютно чужда. Формула Черчилля «борьба бульдогов под ковром» — лишь примитивное описание западным человеком российской политической реальности. Российская власть — она как московский Кремль: на виду лишь небольшая территория с постройками, огражденная стеной, а в действительности — целый подземный город, лабиринт, путаница бесчисленных подземных ходов, тоннелей, помещений, переходов, ловушек. Вряд ли даже во времена строительства всей этой колоссальной структуры был хоть кто-то, кто был целиком посвящен в ее тайны.

Реальная система власти в Российской Федерации так же мало соотносится с формальной, как и в СССР, и в этом смысле между СССР и РФ нет никакой разницы. Как КПСС была нигде не зарегистрированной общественной организацией, лидер которой, имеющий скромное техническое звание «генерального секретаря», был главным арбитром, так и сейчас страна управляется полным аналогом Политбюро. Единственная разница в том, что если Политбюро ЦК КПСС так и называлось и официально существовало хотя бы в рамках КПСС, то российское Политбюро, возглавляемое Владимиром Путиным, занимающим должность президента, вообще никак не называется, но функционирует по принципам советского Политбюро.

Это открытие, если его можно так назвать, совершила политологическая группа Minchenko Consulting, возглавляемая политологом, преподавателем факультета мировой политики МГУ Евгением Минченко еще в 2012 году, когда был опубликован доклад под названием «Большое правительство Владимира Путина и «Политбюро 2.0», вызвавший большой интерес в политическом и политологическом сообществе — как говорят на Украине, «политикуме». «Российская власть — это конгломерат кланов и групп, которые конкурируют друг с другом за ресурсы. И роль Владимира Путина в этой системе остается неизменной — это роль арбитра и модератора», — сказано в докладе. Слово Путина, «по крайней мере пока, остается решающим», заключили эксперты, соображения которых легли в основу доклада. Сам Минченко рассказывает, что попытки его группы заниматься консалтингом в рамках официальных структур и отношений неизменно наталкивались на непонятные препятствия, в то время как использование знаний о реальной структуре власти столь же неизменно приводило к успеху. Это и послужило толчком к формированию представления о Политбюро РФ.

ШОЙГУ — ВПЕРЕД, МЕДВЕДЕВ — НАЗАД!

«Новое Политбюро» сформировалось в эпоху Путина. Смысл его существования — организация взаимодействия номенклатурных кланов, ведущих борьбу за ресурсы и занимающихся перераспределением собственности. Основные задачи состоят в формировании потомственной аристократии, которая могла бы передавать завоеванную собственность по наследству, и легализации своих активов на Западе.

Политбюро никогда не собирается на общие совещания, а имеет несколько кругов, которые Минченко характеризует как «силовой», «политический», «технический» и «предпринимательский». Они соперничают за влияние им выдвигают своих кандидатов в Политбюро. Вместе с административными кланами — это аналог ЦК КПСС.

Ситуация текуча, она постоянно меняется. В новом докладе по тем же названием, опубликованном 22 января, анализируются последние изменения в расстановке сил.

Главное изменение — это усиление позиций «силовиков», связанное с подавлением протестов 2011 - 2012 годов, и ослабление позиций Дмитрия Медведева. При этом личное влияние Путина, отмечают авторы доклада, только усилилось. При этом Путин не раз резко критиковал правительство, в результате чего были уволены глава минрегиона Олег Говорун и министр обороны Анатолий Сердюков. Плохо сказалось на Медведеве и «нивелирование Госдумы до уровня департамента по утверждению решений законодательной власти». Принятые впопыхах законы не могут быть должным образом исполнены правительством, а в некоторых случаях — как, например, с «законом Димы Яковлева» — некоторые видные члены правительства прямо высказывались против.

Зато Сергей Шойгу, по мнению авторов доклада, стал полноправным членом Политбюро. Однако это вряд ли верно — не в том смысле, что Шойгу не является полноправным членом Полибюро, а наоборот, Шойгу ВСЕГДА был полноправным членом самого узкого круга властителей России. Он был рядом с Борисом Ельциным, еще когда тот занимал должность председателя ВС РСФСР, он возглавлял долгие годы огромную силовую структуру, масштаб которой даже трудно оценить, и он по-прежнему на самом верху, так что преуменьшать степень его влияния было бы грубой ошибкой.

Среди «кандидатов в члены Политбюро» наше внимание привлекают президенты Татарстана и Чечни – только их авторы доклада рассматривают как претендентов из числа глав регионов. В предыдущем докладе констатировалось, что задача Рустама Минниханова — реализация в Татарстане проекта пантюркизма и умеренного ислама, так же как задача Полтавченко в Петербурге — реализация проекта «православного чекизма». В новом докладе Полтавченко рассматривается уже как «хромая утка», в то время как Минниханов сохранил свои позиции «кандидата в члены Политбюро».

Неоднозначная ситуация у Сергея Собянина. По мнению докладчиков, по нему ударят: напряжение между Москвой и Мособластью, в том числе в связи с проектом «Большой Москвы»; выборы губернатора Мособласти и Мосгордумы, ухудшение отношений с Медведевым из-за слухов о переходе мэра Москвы в кресло председателя правительства.

В целом, делается вывод в докладе, несмотря на определенные трудности, российской правящей элите удалось удержать в управляемых рамках политический протест, обеспечить приемлемую поддержку «партии власти» и даже снизить внешнее влияние на российскую элиту. Этот последний вывод, однако, на фоне событий, связанных с принятием двух зеркальных законов — «закона Магнитского» в США и «закона Димы Яковлева» в России, вызывает серьезные сомнения.

Cправка

120.jpg

Евгений Минченко — российский политолог и политтехнолог, президент коммуникационного холдинга Minchenko consulting.

Родился в 1970 году в Челябинске.

Закончил исторический факультет Челябинского государственного университета.

Работал тренером центра восточных единоборств «Сакура», инструктором по психологической подготовке центра подготовки сотрудников служб безопасности.

С 1993 года — политтехнолог, участник более 100 избирательных кампаний в России и странах Ближнего зарубежья. В 2011 году вошел в десятку самых известных политтехнологов России по версии газеты «Ведомости».

Вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), председатель комитета по имиджу России, преподаватель факультета мировой политики Московского государственного университета им. Ломоносова.

Действительный член Национальной академии социальных технологий (НАСТ).

Автор нескольких книг и методических пособий по психотехнологиям и политтехнологиям.