ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ

Конец года – традиционный период подведения итогов года прошедшего и выдачи предсказаний на год грядущий. Именно об этом и пойдет сейчас речь.

Прежде чем погрузиться в потоки информации, обещающей нам светлое (или не очень) будущее, следует немного поразмышлять о самой сути прогнозов. Человек всегда хотел знать, что будет, и на спрос всегда было предложение – от жрецов дошумерских времен, которые прозревали будущее по внутренностям жертвенных животных, до нынешних аналитиков-прогнозистов, у которых в распоряжении все достижения современных информационных технологий, огромные объемы данных и модели реальности разной степени изощренности.

Увы, с предсказаниями/прогнозами приходят и проблемы. Во-первых, прогноз может оказаться попросту неверен: от легкой ошибки до полной противоположности, а действовавшие сообразно прогнозу могут сильно пострадать. В древние времена такой горе-прорицатель мог из-за некачественных результатов работы раньше срока переселиться в мир иной. Ныне, по идее, ошибающийся значительно прогнозист должен пропадать с информационного небосклона (что логично – кому он такой нужен?), однако в реальности это не всегда так; некоторые личности, предсказывавшие весной 2008 года, когда индекс РТС составлял ~2500 пунктов, что осенью 2008-го он вырастет до 3000, в то время когда он в реальности рухнул до 600 - 700, до сих пор продолжают свою деятельность. Увы, таковы особенности нынешнего медиапространства.

Другая опасность связана с тем, что прогноз, который по сути своей есть описание вероятных событий, причем вероятность эта меньше единицы, может, при широком распространении и достаточной (с точки зрения видящих его) достоверности, стать самосбывающимся. Классическим примером здесь является цепочка из посыла «банк N неустойчив», после чего вкладчики начинают массово изымать из него средства, в результате банк действительно становится неустойчивым, а то и разоряется.

Но тем не менее люди прогнозов ждут и надеются на лучшее, что вполне объяснимо. Однако прежде чем смотреть прогнозы на год грядущий от тех или иных авторов, следует проверить, а как сбылись прогнозы на год прошедший. Иначе говоря – имеет ли вообще смысл им доверять? А заодно, сравнивая прогноз с реальностью, можно подвести итоги года.

В ЧЕМ ПРАВ СТИГЛИЦ

Поехали.

Джозеф Стиглиц - лауреат Нобелевской премии, писал год назад, что «по всей вероятности, экономические и политические проблемы США и Европы, подход к решению которых был абсолютно неправильным, в 2012 году будут продолжать обостряться». В общем, он оказался прав – прорывов экономических нигде не видно. Исключение, более-менее значимое, может составить разве что подающий с лета признаки жизни строительный сектор в США, но это больше похоже на отскок, чем на тенденцию, – за время кризиса у американцев накопился отложенный спрос на жилье, он не мог не начать проявляться, особенно на фоне падения цен и низких ставок по ипотеке, кроме того, только что вышедшие данные о цене домов в 20 крупнейших городах США свидетельствуют о падении цен в 12 из них.

Рост мировой экономики – ООН давала 2,6% по базовому и 0,4% по пессимистичному сценариям, ОЭСР давала 3,4%, Всемирный банк – 3,6%. Реальность, по данным МВФ, утверждавшего, что рост в 2012 году будет 4%, оказалась порядка 2,4%. ООН, очевидно, оказалась наиболее адекватной, однако наиболее точным оказался прогноз Fitch Ratings, также меток был банк HSBC.

КАК КИТАЙ ОБМАНУЛ РУБИНИ

Нуриэль Рубини - экономист, профессор Нью-Йоркского университета, за которым на Западе закрепилась слава «предсказателя кризисов», год назад предсказал еле заметный рост в США, резкое его падение в Китае и рецессию в Европе. Относительно США и Европы так и оказалось, рост же Китая, по прогнозу Банка Китая, составит 7,8%. С одной стороны, это замедление, с другой – резким его все же не назовешь, кроме того, Китай, по некоторым данным, сейчас старается проводить политику снижения скорости роста в пользу стабильности, дабы избегнуть разбалансировки экономики.

Также Рубини сказал, что Великобританию накроет вторая волна – опять же, экономика страны оказалась в рецессии. С другой стороны, третий квартал показал рост ВВП Великобритании, но это, скорее всего, связано с проходившей тогда Олимпиадой в Лондоне.

С ситуацией в экономике еврозоны ошиблись Нацбанк Швейцарии и ЕЦБ, говорившие о росте, в то время как прогноз американского банка Morgan Stanley, казавшийся тогда очень жестким и предсказывавший еврозоне рецессию, попал в цель.

ПРОВАЛ SAXO BANK

Отдельно стоит сказать о прогнозах датского банка Saxo Bank. Они традиционно выдают особенные прогнозы, указывая на события, которые могут произойти, но которые не получают достаточного внимания.

Итак, год назад они указывали на 50-процентное падение акций Apple (не сбылось, хотя тренд на снижение, по моему мнению, вполне оформился, но за год акции подросли), банковские каникулы в Евросоюзе из-за биржевой паники и новый кандидат на выборах в США (не сбылось), рецессия в Австралии (не сбылось), национализация части европейских банков, как не выполнивших требований соглашения "Базель-3". Это можно назвать сбывшимся; смысл соглашений в том, чтоб сделать банки более устойчивыми, для чего требовалось увеличить их капиталы, но вступление соглашений в действие было отложено в США и в Европе, поскольку мало кто из банков был к этому готов, соответственно, они пролоббировали откладывание.

Удвоения цены на пшеницу также не произошло, статус убежища от Швейцарии к Норвегии и Швеции не перешел, курс доллар США к юаню не вырос до 7 юаней за $1, евро к швейцарскому франку не добралось до 1,5, наконец, индекс фрахта судов Baltic Dry Index (отличный показатель реальной экономики, кстати) не вырос вдвое, как предсказывали датчане, а, наоборот, рухнул вдвое. В общем, провал по практически всем фронтам.

НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ ЕВРОДОЛЛАР И СТАБИЛЬНАЯ РОССИЯ

Отдельно следует посмотреть на прогнозы по курсам валют. Главная торгуемая пара современности – евродоллар – посмеялась над всеми, кто, как, например, Rabobank, предсказывал ей разнообразные кульбиты. Причина этого кроется, видимо, в имеющемся между основными мировыми центробанками соглашении о действующих своп-линиях, которые помогают держать курсы более-менее стабильными друг относительно друга, поскольку значимые колебания здесь только вредят экономикам и привлекают спекулянтов.

Что касается России, то прогнозы разных авторов в отношении ее в принципе можно считать оправдавшимися: минэкономразвития год назад прогнозировал рост ВВП в 3,7%, по факту он будет, по всей видимости, чуть поменьше, что не принципиально. Аналогична ситуация с инфляцией – впрочем, это если не исследовать вопроса о снижающих ее статистических ухищрениях; так, за 2011 год официальная инфляция составила 6,1% при величине индекса-дефлятора ВВП в 115,4. Никаких объяснений такой существенной разнице приведено не было.

Чем же нас порадует, с точки зрения прогнозов, 2013 год?

НЕГАТИВ МИРОВОГО МАСШТАБА

Пожалуй, не имеет смысла делать здесь дайджест прогнозов, на которые были щедры и чиновники, и коммерческие структуры, как показывают вышеприведенные примеры, слишком часто они отличаются от реальности. Но имеет смысл оценить тенденции, определить их на качественном уровне, а не количественном.

И здесь, по нашему мнению, ничего позитивного не просматривается. Фондовые рынки высоки, но страдает реальный сектор. США продолжают накапливать долг, устанавливая рекордные дефициты бюджетов, программы выкупа облигаций неэффективны. Замедляется Китай. Еврозона в рецессии, замедляется Германия, рухнули показатели регистрации новых автомобилей (опять же, отличный индикатор реального потребительского спроса).

Греция в истекшем году дважды объявила дефолт, ах, пардон, реструктурировала долги, фактически решив часть своих долговых проблем за счет кредиторов. Страдает Япония. Более-менее неплохо выглядит Австралия, но лишь за счет китайского спроса на сырье, просядет он (поскольку снижается конечный потребительский спрос) – просядет и Австралия.

НИКАКОГО СЧАСТЬЯ ЗДЕСЬ НЕ ПРЕДВИДИТСЯ

Наконец, Россия. Здесь, опять же, ничего нового. Высокая цена на нефть, при которой экономика в 2007 году росла как на дрожжах, уже не помогает. Рост ВВП замедляется, замедляется и промышленное производство. Уже пошли негативные эффекты от вступления в ВТО; так, в сентябре-ноябре импорт говядины, свинины, молока и сливок, сливочного масла и сыров вырос на 10 - 33,5%. И обусловлено это не тем, что мы стали больше потреблять, не ростом спроса, а снижением в рамках ВТО ввозных пошлин на эти товары, которые, понятное дело, конкурируют с отечественной продукцией, вытесняют ее с рынка, разоряя производителей и лишая людей работы, со всеми вытекающими. Кроме того, продолжается утечка капитала. Сохраняется сырьевой характер экономики. В общем, никакого счастья здесь не предвидится.

Главным же итогом уходящего года стоит считать все больше проявляющееся в обывателях, экспертах и политиках понимание, что нынешний кризис – это надолго. Достаточно оптимистичные, позитивные реляции, которых было много еще год назад, практически пропали. Улучшений никто не ждет, и самые оптимисты относят их на 2014 год, видимо, обуславливая это тем, что «ну должен же после спада быть рост». Прямо скажем, слабое объяснение, которое имеет в основе своей надежду, а никак не понимание происходящего.

Позитив здесь, пожалуй, лишь один.

Любое изменение, в том числе и в худшую сторону, всегда связано с новыми возможностями.

Желаю никому их не упускать в наступающем году.

Александр Виноградов