- Дария, как и когда вы пришли в развлекательный бизнес?

- Наверное, это было с рождения. Когда все нормальные дети играли в магазин, я играла в праздник. Это было для меня любимым занятием, и я никогда не думала, что это увлечение может стать бизнесом. Я делала праздники маме и бабушкам, устраивала всем сюрпризы, играла в свадьбы своих кукол. Свое первое настоящее мероприятие я организовала, когда мне было 16 лет. На дворе были трудные времена - 1991 год, я оканчивала школу и еще занималась танцами. И у меня, у шестнадцатилетней девочки, возникла тогда мечта, организовать в Казани международный танцевальный фестиваль.

- И как вы начали действовать?

- Шаг за шагом. Я просто начала ходить по людям, я ничего не боялась, я приходила в крупные корпорации и говорила: «У меня будет гениальный проект!» И я нашла кучу денег, мне их дали. Единственное, чего у меня не было, – это зала. Я ходила в искусственном полушубке, купленном в комиссионке, и очень забавно выглядела. И мне отказали в аренде. Вот коммерсанты мне верили и давали деньги, но официальные структуры сказали: нет. И тогда я познакомилась с Фаритом Мухамедъяровым, он организовал в то время свой первый мим-фестиваль. Я ему сказала, что у меня есть коллективы, которые приедут со всего мира, у меня есть деньги, но нет зала. Он пошел и арендовал этот зал, и мы вместе с ним уже дальше занимались этим фестивалем. У нас все пять дней были аншлаги, так что проект оказался еще и успешным в коммерческом плане. Это был мой старт в бизнесе.

- И в личной жизни.

- Да, так я познакомилась с Фаритом, с моим первым мужем, он тогда уже окончил КАИ и увлекался пантомимой.

- То есть стартового капитала у вас не было?

- Нет.

- А какое-то специальное образование вы получили?

- Я поступила в Санкт-Петербург, в университет культуры имени Надежды Крупской. Я проучилась там два года заочно. У меня в это время был уже успешный бизнес и двое детей, и все было хорошо. Но все сессии попадали на декабрь. Как можно было их сдавать, когда идут елки? Сессии совпадали с успешными большими проектами. Так что два года я пыталась учиться. Режиссура и продюсирование шоу-бизнеса - это было новомодное у нас направление. Методик не было, учебников тоже. Нам давали только лекции. Не пришел на лекцию – все, у тебя уже ничего нет. Так что я не смогла учиться и бросила этот институт. У меня до сих пор нет ни одного высшего образования. Но при этом я учусь всю жизнь. Я просто помешана на образовании. Мне кажется, что лучшая учеба – это когда учишься у специалиста, который достиг хороших результатов в определенной области. Достиг успеха. Я каждый месяц посещаю какие-нибудь курсы. Я умею снимать фото и видео, я могу монтировать видео, я могу делать сайты, я разбираюсь, как продвигать продукт в соцсетях. Я человек, жадный до знаний. Знание этих основ дает мне возможность грамотно ставить задачу другим людям. И подбирать профессионалов в свою команду.

В МОДЕ – КОРОТКИЕ ФИЛЬМЫ О ЛЮДЯХ, КОМПАНИЯХ

- Сколькими фирмами вы сейчас владеете?

- У меня есть часть агентства «Сабантуй». Когда мы разводились с Фаритом, то он назвался гастрольно-концертным агентством «Сабантуй», он занимается концертами звезд. Моя фирма называется концертное агентство «Сабантуй», я и занимаюсь организацией праздников. Если мне нужна на праздник звезда, обращаюсь к Фариту.

Второй мой проект – это свадебное агентство Wedding-VIP. Работаем и по России, и за границей для русских VIP-клиентов. Третья сфера моей деятельности – я спикер, я провожу мастер-классы по организации свадеб и по созданию брендов, потому что я создала за свою жизнь много творческих брендов. То есть я беру талантливых ребят и начинаю их продвигать. Еще одна моя компания занимается производством фото и видео.

- Бизнес с предыдущим мужем поделили бескровно?

- Бескровных расставаний, наверное, не бывает. Но я очень уважаю Фарита и ценю те годы, что мы с ним прожили. Сейчас у нас есть проблема наших брендов. Для всех есть просто «Сабантуй», и у нас появилась взаимная ответственность. Если я плохо организовала мероприятие, это отразится на них, если у них плохо прошел концерт, то отразится на мне. Есть пока путаница, и надо с этим что-то делать.

- Что вам сейчас чаще заказывают – корпоративны или свадьбы, где успешнее развивается бизнес?

- Больше всего сейчас снимаю фильмы. Семейные и корпоративные. Это шот-версии. Что касается корпоративов и свадеб, то заказы пятьдесят на пятьдесят. И того, и другого много.

ПЯТЬ ДНЕЙ УСТАНАВЛИВАЛИ. НО ПОТОМ ВЫШЕЛ КАКОЙ-ТО ЧИНОВНИК И СКАЗАЛ:
«ЧТО-ТО ВЫСОКОВАТО, ДАВАЙТЕ МЕТРОВ НА ПЯТЬ НИЖЕ»

- Сейчас у вас жаркая пора - много новогодних корпоративов. Чего хотят клиенты?

- Сейчас очень популярно участие самих гостей, наш народ дожил до этого. Самые большие эмоции, это когда участвуют сотрудники. И у нас есть специальный отдел, который ставит такие корпоративны очень быстро, что важно, и качественно. На сцену выходят непрофессионалы, но они поражают публику не хуже звезд. Мы ставим на сцене мюзиклы – от костюмов до постановки номеров. Второе направление – мы снимаем «Видеомюзиклы» или клипы с сотрудниками компании-клиента.

460--.jpg
«Иногда заказчик по политическим соображениям не может показать, что у него есть деньги»

- Бюджет такого корпоратива от какой цифры начинается?

- От миллиона.

- Были интересные случаи при организации корпоративов?

- Конечно, были! Лет пять назад мы делали новогодний корпоратив «Татнефти», у них как раз открылся горнолыжный комплекс, и они хотели не просто фейерверк, а что-то еще. Я говорю: «Есть такие свечи, что горят 6 часов, давайте мы их прикрепим на склоне, и они будут гореть весь вечер. Надпись сделаем «Татнефть». Оказалось, надо 100 тысяч свечей. Второй вопрос – как их прикрепить. Мы придумали купить гвозди, а свечки выглядели как консервные банки, и каждая свеча пробивалась гвоздем и вбивалась в склон. Как зажигать? Пропитали керосином и зажгли горелкой. Пять дней устанавливали, но шел снег, и все очищали. Но потом вышел какой-то чиновник и сказал: «Что-то высоковато, давайте метров на пять ниже». Спустили. Делать было уже легче, потому что появился опыт. Надпись была хорошая и горела всю ночь.

- Кто в числе ваших заказчиков?

- ТАИФ, крупные строительные компании, мы давно работаем с «Татнефтью», «АК БАРС» Банком, «Нэфисом».

- Какова рентабельность вашего бизнеса?

- Мы получаем 15 процентов от бюджета.

- У вас есть конкуренты на рынке?

- Конечно, есть.

- Кто они?

- Есть «Мастер церемоний», «Авация», «Лариса», это очень сильный игрок. Есть люди, которые организуют праздники в городе, например Игорь Сивов. Но я не могу назвать их конкурентами, потому что все мы друзья, мы встречаемся, советуемся, помогаем друг другу. Когда ты открыт к людям, то и они открыты тебе.

«ЗАХОДИТЬ СЕЙЧАС К КРУПНЫМ ИГРОКАМ СЛОЖНО»

- А что собой представляет собой этот рынок в Казани?

- Агентства есть разные. Когда мы начинали, нам задавали иногда странные вопросы. Например, зачем нужен ведущий? А сейчас по умолчанию многие вещи люди знают. Рынок растет, особенно в свадебном бизнесе, и появляются вот такие люди: сегодня она была невестой, столкнулась с определенным количеством проблем, решила, что она мегапрофессионал и завтра открывает свое агентство. Таких много. Свадебный рынок растет как на дрожжах.

В праздничных агентствах по-другому. Здесь иначе выстраивается бизнес. Здесь надо выстраивать долгосрочные отношения с серьезными клиентами. Открыть дверь пинком, скажем, в «Татэнерго» и сказать, что я вам сейчас все так круто сделаю, нельзя. Заходить к крупным игрокам сейчас очень сложно. Но появилось очень много молодых талантливых ребят, которые завоевывают рынок своим талантом, они знают, что делают.

- Какие подводные камни в вашем бизнесе? Наверняка есть сложности.

- Сложностей много. Нельзя сказать человеку, что ваш праздник переносится, потому что мы не успели. Мне нравится работа, когда сегодня приходит заказчик, а уже через месяц у него торжество. И за месяц надо создать шедевр. Мозг постоянно работает, каждый раз решаешь новые задачи. Еще одна из главных сложностей – это когда не приезжает артист. Очень часто ставка в больших политических мероприятиях делается на звезду. А она не прилетела. А у тебя запланирована ее двухчасовая программа. У тебя новогодний корпоратив, пробки в городе, а звезды нет. Еще есть проблема – проблема творчества. Есть рамки мероприятия, а тебе хочется творить. Заказчик тебя понимает, он все это хочет, но по политическим соображениям он не может показать, что у него есть деньги.

«СТАРЫЙ ВЗГЛЯД НА СВАДЬБУ – ЭТО ТАМАДА И ВОДКА ПО ТАЛОНАМ»

- Что труднее в этом смысле – свадьба или корпоратив?

- Свадьба. Там надо быть психологом, надо уметь работать с родителями, с родственниками из деревни, с гостями-политиками. Со свадебными генералами. У всех у них может быть разная политика. Разные интересы, разное материальное положение. Во время подготовки свадьбы два этих клана надо суметь объединить. Представьте, девочка из патриархальной татарской семьи выходит замуж за русского парня. Два эти клана – эти Монтекки и Капулетти – заранее ненавидят друг друга. Но для меня такая трудная задача – это вызов. Я говорю себе: нет, мы сможем! И мы, например, снимаем фильм в этих разных семьях, но они видят себя одним целым.

- Сейчас есть мода на проведение свадеб?

- В России есть два представления о свадьбе. Старый взгляд – это тамада и водка по талонам. Новый – это Голливуд и бегающая Дженифер Лопес. Получается, что есть две картинки, а средней на нашу Россию нет. Мы видим Голливуд, но у нас нет зеленых лужаек. И плюс еще нет образования в свадебной индустрии. Поэтому, что есть мода, я не могу сказать. В интернете много разных свадеб, и европейских, и американских, люди сидят и их изучают. И адаптируют здесь. Если говорить о VIP-свадьбах, то они очень сдержанные, и на них преобладает классика. Тот, кто их заказывает, говорит чаще всего: «Мы хотим европейскую свадьбу». Если другой сегмент рынка, не VIP, они как раз стараются сделать свадьбу поярче, необычной, стилизованной. Например, в стиле «Итальянской мафии» или «Стиляг». Тут можно придумывать до бесконечности.

- Каков бюджет VIP-свадьбы?

- У нас – от миллиона и выше.

- Самую необычную свадьбу можете вспомнить?

- У нас была свадьба в Монако, и это был самый большой бюджет в моей жизни. Я не могу его назвать, но сумма была очень большая. Причем эта свадьба была на двух человек. Там не было ни одного гостя. Свадьба была три дня, она была роскошная. Эти люди созрели до того, что решили сделать праздник только для себя. Это был праздник их мечты.

Могу подробно рассказать про другую свадьбу. Это был отнюдь не VIP-сегмент. К нам пришел молодой человек Рома. Глаза у него горели. Он сказал, что от них уже отказались все праздничные агентства. Он познакомился со своей девушкой в ресторане, когда играл рок-н-ролл, и они хотят свадьбу в стиле «Стиляг», которая должна быть через две недели. Но такая свадьба на рынке уже считается моветоном, «Стиляги» были в моде три года назад. Но Рома сказал, что на свадьбе будет всего 20 человек, все они оденутся под стиляг, и он хочет, чтобы весь день мы снимали интересный игровой фильм. Эта идея мне понравилась. Бюджет свадьбы для нашего агентства был практически равен нулю, но мы получили огромное удовольствие.

«НУЖНА СТРЕМЯНКА – БУДЕТ СТРЕМЯНКА»

- Семья у вас большая…

- Старшему сыну 20 лет, он учится в Лос-Анджелесе в киноакадемии на оператора, средний заканчивает школу. Младший, это наш общий со вторым мужем, Равилем, ребенок, - ему четыре года.

3.jpg
«Я не люблю, когда звезды в программе. Они берут много бюджета»

- Семья помогает в работе?

- Конечно. Я бы ничего не достигла, если бы у меня не было такого мужа, как Равиль. Он может просто приехать ко мне в другой город, чтобы меня поддержать. И от того, что он рядом, мне легче. Его интересует все, вплоть до того, сколько у меня было человек на тренинге. Вечером я могу ему сказать: «Мне нужна белая стремянка в метр высотой», – утром встаю – белая стремянка стоит. Он очень любит, когда он нужен.

- Дома праздники устраиваете?

- Конечно.

- А какой у вас будет Новый год?

- Я больше всего люблю тихий, камерный. В этом году все дети к нам съезжаются. Мама к нам присоединится, елка будет.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СВАДЬБЕ МЫ СОСТАВЛЯЕМ СПИСКИ
НА 10 СТРАНИЦАХ – СТОЛЬКО ВСЕГО НАДО БЫВАЕТ СДЕЛАТЬ

- Какие трудности подстерегают человека, который решил заняться праздничным бизнесом?

- Самое главное, надо быть уверенным не только в себе, а в каждом человеке из команды. Надо быстро ориентироваться в ресторанах, в кухнях, в обслуживании, в парковках. Надо за час дать полную информацию по всем вопросам, чтобы человек понял – он пришел к профессионалу. Надо заранее предвидеть все нюансы, вплоть до того, как удобнее припарковаться. Свадьбу играют на улице – и пошел дождь. Что делать? Мы предусматриваем каждую мелочь. При подготовке к свадьбе мы составляем списки на 10 страницах – столько всего надо бывает сделать. Меню, транспортные листы – это все надо согласовывать. Вообще, самое главное на празднике, если ты его организуешь, это понимание того, что нет вещей, которые тебя не касаются. Вплоть до того, что надо видеть клиента, который больше нужного выпил и может подраться. И наша задача – ходить за этим клиентом и не дать ему подраться.

- Кого берете в команду?

- Только профессионалов.

- А за что можете уволить?

- Такого ни разу не было. Я расставалась с людьми по разным причинам. Чаще, когда мы понимали, что не подходим друг другу. Но что я не приемлю в людях, так это лень. Я не понимаю, как можно целый день сидеть в социальных сетях. Вы сейчас можете прийти ко мне в офис, и там никого не будет. Но все при этом работают. Мне не важно, где они делают работу, мне важен результат, чтобы человек был честным и жадным до жизни. Ну и, конечно, мне нужны ответственные люди.

6.jpg
«Оборот у агентства - около 12 миллионов в год. Мы делаем немного мероприятий, одно-два в месяц. Но одно мероприятие потом может кормить нас целый год»

- Вы сами бываете на всех ваших мероприятиях?

- Сейчас уже нет. У меня сильная команда, и они могут работать без меня. Я выступаю консультантом. Я могу приехать на сам праздник, но не с целью руководить, а просто помочь и наблюдать. Я могу быть помощником, например, носить стулья, то есть помочь физически.

- Вы занимаетесь благотворительностью?

- Мы давно дружим с Раифским монастырем и архимандритом Всеволодом, он удивительный человек. Более 15 лет мы делаем им благотворительные елки, для нас это как наш семейный праздник. У меня есть еще один большой проект, он называется «Звезды свадебного бизнеса в поддержку фонда «Подари жизнь». Я собрала самых крупных спикеров в свадебном бизнесе, их 26 человек из разных стран, и каждый спикер по два часа вещает по интернету весь декабрь. И соответственно, вся свадебная и индустрия Россия смотрит эти вебинары и платит за них. Эти деньги мы отправляем в фонд Чулпан Хаматовой, за две недели мы собрали больше миллиона и уже отправили трем детям.

«В НАШЕМ БИЗНЕСЕ МНОГО ПОЛИТИКИ»

- Какой оборот у вашего агентства?

- Около 12 миллионов в год. Мы делаем немного мероприятий, одно-два в месяц. Но одно мероприятие потом может кормить нас целый год.

- Когда вы начинали, вы перенимали чей-то опыт, скажем, в свадебном бизнесе?

- Я это делаю постоянно, езжу по разным странам, встречаюсь со свадебными фотографами, напрашиваюсь на свадьбы в качестве ассистента, могу быть кем угодно, хоть шофером. Например, у моих друзей в Питере однажды я работала подмастерьем, раскладывала на столы разные штучки. Но была у них на всех корпоративах. По-моему, это самое лучшее: найди того, кто достиг успехов в этой области, и перейми его опыт.

- Вы даете рекламу?

- Нет, никогда.

- Откуда про вас узнают?

- Сарафанное радио, интернет. Мы много снимаем видео. Наши клиенты часто передают нас своим друзьям.

- Вы ориентируетесь на пожелания клиента или свои наработки?

- И так, и так. Сначала слушаю, что хочет клиент, потом изучаю все – кто он, что у него за компания, какие у него отношения в семье, что можно говорить, что нельзя. Надо быть хорошим психологом и хорошим политиком. VIP-персоны в Татарстане боятся выглядеть дураками, боятся, что у них отнимут много времени, и боятся, что их обманут.

460.jpg
«Могу сказать, что работаю 24 часа, могу сказать, что ни одного. Потому что не могу назвать свою работу работой, для меня это удовольствие»

- С кем из артистов вы работаете?

- Я отказываюсь от тех случаев, когда говорят: подберите нам трех артистов и больше ничего. Артисты все равно не дадут того эффекта, а ответственность будет и за праздник тоже. Я не люблю, когда звезды в программе. Они берут много бюджета. И потом звезда в середине праздника может сказать, что по контракту, который она заключила с заказчиком, ее время кончилось, и она уходит. Звезд нужно приглашать в двух случаях. Вот сейчас мы готовим праздник, который сын делает для мамы. И у мамы есть мечта, чтобы у нее выступил Леонид Агутин. Это я понимаю. Или, например, родители дарят дочке на свадьбу выступления «Чай вдвоем», потому что это ее любимые исполнители. Есть второй случай. Например, крупная корпорация, юбилей известного человека, тогда звезда – это статус. Если гости придут на такой праздник и не будет звезды, все подумают, что человек сэкономил. Нельзя этого делать.

- Там все по рангу?

- Конечно. Если у первого лица республики, например, была София Ротару, то генеральный директор компании ее себе позволить не сможет. Хотя деньги у него есть. Так что в нашем бизнесе много политики.

«РАЗВИВАТЬСЯ БУДЕМ ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ»

- Сколько у вас офисов?

- В Казани два и представительства в городах. В одном случае это 113 квадратных метров, в другом – 130. Недвижимость у нас в собственности.

- Вы собираетесь развиваться дальше?

- До бесконечности. Один из проектов – свадебный университет в России. Для начала это будет online-версия. За этим будущее. Еще я буду делать Топ-100 лучших свадеб России, у меня будет совместный проект в Италии.

- Сколько часов в сутки вы работаете?

- Могу сказать, что 24, могу сказать, что ни одного. Потому что не могу назвать свою работу работой, для меня это удовольствие.

- Назовите три секрета успешного бизнеса.

- Надо хорошо знать того, с кем предстоит работать. Надо любить тех, для кого вы работаете. У меня всего два секрета…

Визитная карточка компании

ООО «Концертное агентство «Сабантуй» основано в 2003 году. Уставный капитал составляет 10 тыс. рублей, единственный участник – Дария Бикбаева. Компания занимается организацией праздников, корпоративов и т.д., а также свадеб под брендом WEDDING-VIP. Штат фирмы – 11 человек.

Дария Бикбаева родилась в Алма-Ате, в 7 лет переехала в Казань. Бизнесом начала заниматься в 16 лет. Занималась торговлей, возила товары из Италии, три года работала арт-директором в еще не открывшейся «Пирамиде», создала с первым мужем Фаритом Мухамедъяровым компанию «Сабантуй». В настоящее время бизнес поделен на две части: бывший супруг управляет гастрольно-концертным агентством, Бикбаева – концертным агентством. Занимается видеопродукцией, читает лекции и проводит тренинги.