В редакции газеты «БИЗНЕС Online» в конце минувшей недели состоялась интернет-конференция с депутатом Госдумы РФ Альфией Когогиной. В ходе беседы, продолжавшейся два часа, Альфия Гумаровна поделилась годовыми итогами своей депутатской деятельности и взглядом на позиции отечественной промышленности – автомобильной, авиационной, сельхозтехнической.

С момента своего переезда в Москву на работу в Госдуме Когогина воспринимается многими как лоббист КАМАЗа в законотворческих кругах. Это в общем-то логично: 9 лет, с 2002 по 2011 годы, она работала на КАМАЗе, сначала директором по лизингу и развитию продаж, затем гендиректором ОАО «Лизинговая компания КАМАЗ». К тому же Альфия Гумаровна является женой гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина. И как неоднократно заявлял он сам, решение о работе жены в Госдуме они принимали сообща.

Однако, как заверила газету «БИЗНЕС Online» Когогина, она уже не мыслит категориями КАМАЗа, а думает о состоянии российского автопрома в целом. При этом в число отечественных производителей депутат Госдумы включает и всех иностранных производителей на территории России, которые работают над локализацией своего производства по эту сторону границы.

Рассказывая об итогах своей работы за последний год, Когогина сообщила, что в рейтинге эффективности депутатов она идет под вторым номером, благодаря объемам привлечения бюджетных вливаний в регионы и города. Наиважнейшими из 750 рассмотренных думой законопроектов она назвала несколько. Во-первых, это блок законов о защите детства, в котором особняком стоит ратификация соглашения между Россией и США об усыновлении детей. Во-вторых, из экономического блока Когогина выделила законопроекты о федеральной контрактной системе и о гособоронзаказе. Этими двумя законопроектами она, по ее словам, занимается вплотную.

- К слову, в законопроект о федеральной контрактной системе я внесла 170 поправок, из которых мне удалось отстоять 158, хотя ни одна из моих поправок изначально не была принята. В числе принятых поправок, например, преференции в системе муниципального заказа для отечественного производителя. Мы боремся за создание общественного совета по контролю за госзакупками.

ЗА НЕДЕЛЮ В УСЛОВИЯХ ВТО АВТОПРОМ УПАЛ НАПОЛОВИНУ

На вопрос о целесообразности крупных финансовых вливаний из бюджета России в отечественный автопром, в то время как у населения страны есть и более насущные потребности, Когогина ответила, что автопром – это самый насущный вопрос для 4 млн. человек.

- За последние 20 - 25 лет в нашей стране многие отрасли практически свернулись. Рыбная промышленность, радиотехника, фармацевтика. Гражданское авиастроение все это время затаптывалось: из 600 закупленных за последние пять лет самолетов лишь 40 – отечественные. А вот показатели отечественного автопрома противоположные. В грузовом сегменте в этом году Россия произвела на 10 процентов машин больше, в легковом – против 1,8 млн. автомобилей в прошлом году 1,9 миллионов в этом. Мы побили свой исторический рекорд благодаря действенной промышленной политике. В автопроме сегодня с учетом смежных отраслей заняты 2,5 - 4 миллиона человек по разным оценкам.

В то же время под российским автопромом Когогина принципиально подразумевает не только отечественные автомарки:

- Сегодня на нашем рынке более 30 проектов мировых производителей. Renault и Ford имеют локализацию более 50 процентов, остальные - по 25 - 40 процентов, и к 2018 году все они должны локализовать 60 процентов производства. Это уже российские производители. Наш рынок стал конкурентным. В доказательство приведу пример: вчера (четверг, 6 декабря - прим. ред.) на вручении "Золотых пегасов" за лучшие автомобили года из 16 моделей-победителей 15 были иностранных марок. Но все эти автомобили произведены в России. Здесь рабочие места, налоги, инновации и технологии. Только Renault за последние годы 500 миллионов евро вложил в производство на территории России. В ближайшие 3 - 5 лет они еще 500 миллионов планируют вложить.

Когогина привела еще один интересный факт, отвечая на вопросы о вступлении России в ВТО и о введении утилизационного сбора.

- Неделю наш автопром существовал в условиях ВТО, с 23 августа по 1 сентября. В этот период не действовал утилизационный сбор. За неделю к нам было ввезено столько автохлама, что КАМАЗ в сентябре упал сразу наполовину. Если бы не был введен утилизационный сбор, КАМАЗ продолжил бы падение, равно как и АвтоВАЗ, и все остальные наши производители. Вчера иностранцы мне говорили в кулуарах: «Вы защитили и наши инвестиции в Россию. Теперь мы верим России и будем продолжать инвестировать».

ЗАКОНОПРОЕКТ О ГОСОБОРОНЗАКАЗЕ МЫ ЗАВЕРНУЛИ ВШЕСТЕРОМ

О планах КАМАЗа Когогина рассуждать отказалась, подчеркивая свою нынешнюю удаленность от дел автогиганта. Единственное, о чем она сообщила – это то, что в следующем году КАМАЗ выпустит новую кабину совместно с Daimler, а на 2016 год запланирован выпуск собственной кабины.

Говоря о своем участии в поддержке татарстанских предприятий, в частности – авиапрома, Когогина рассказала следующее:

- При президенте сейчас создана специальная комиссия по вопросам авиапрома. Я думаю, что впервые за последние 20 лет вопрос гражданской авиации поднят на самый верх. Комиссия займется системными вопросами развития отрасли. Когда я выяснила, что в нее вошел мой друг Владимир Гутенев, я тут же с ним встретилась и рассказала о КАПО. И Гутенев попросил меня найти специалиста с КАПО, который готов войти в состав одной из пяти рабочих групп при комиссии. Эти группы займутся разработкой федеральной стратегии развития авиапрома. Для КАПО человек в этой комиссии – реальная возможность предприятия войти во все целевые программы. Я договорилась с Гутеневым, что эту кандидатуру мы будем продвигать в рабочую группу.

Возвращаясь к теме гособоронзаказа, Когогина сообщила, что этот законопроект - сейчас один из самых обсуждаемых в Госдуме:

- Мы обсуждали эту тему уже более 15 раз. Я, мои коллеги Хайров, Гутенев и еще трое – мы устроили настоящий демарш в Госдуме и завернули законопроект, поскольку ни одна наша поправка не проходила. Законопроект сняли со второго чтения. В нем много коррупциогенных дыр, много возможностей для закупки техники иностранного производства… Я защищала 35 поправок. И мы, 6 человек, смогли заблокировать этот закон – это была настоящая война. Итоговый законопроект, я надеюсь, мы обязательно примем в осеннюю сессию – и он будет иметь абсолютно другое содержание, защищая отечественного производителя. Он позволит общественным институтам контролировать систему гособоронзаказа, в обязательном порядке включает в заказ НИОКР и систему сопровождения техники. Чего стоит ждать республике в отношении гособоронзаказа поле отставки Сердюкова? (Такой вопрос поступил от читателей во время интернет-конфернцииред.). Я считаю, что ситуация улучшится, но связано это не с назначением нового министра, а с принятием закона о гособоронзаказе. Члены военно-промышленной комиссии сходятся во мнении о том, что КАМАЗ эффективно работает с минобороны.

Единственный вопрос, который Когогина отказалась комментировать – это разговоры о болезни президента РФ Владимира Путина, о том, что по этому говорят в кулуарах Госдумы РФ.

- Если в Думе начнут обсуждать эти вопросы, - сказала она, - значит, желания работать у депутатов нет. Эта тема для меня не органична, я вас умоляю, избавьте меня от нее.

Сама Когогина с президентом встречается нечасто:

- Я увижу Путина в ближайшие дни, когда он будет обращаться к нам с посланием – видимо, 12 декабря. А в последний раз видела его в мае, когда он представлял премьера в Госдуме.

tfb.jpg