С 1 января стоимость поездки в городском транспорте составит 43 рублей вне зависимости от способа оплаты — наличные или карты С 1 января стоимость поездки в городском транспорте составит 43 рубля вне зависимости от способа оплаты — наличными или картой Фото: «БИЗНЕС Online»

Почем будет билетик

Правление госкомитета РТ по тарифам обсуждало цены на проезд в Казани еще в прошлую пятницу, 20 декабря. Сегодня утром после паузы опубликован проект постановления комитета, устанавливающий предельные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском наземном транспорте.

Пока речь идет только об автобусах, троллейбусах и трамваях. Стоимость проезда в казанском метро устанавливается отдельным постановлением кабинета министров РТ. Но как правило, дорожает проезд в подземке так же, как и в наземном транспорте.

Казанские перевозчики подали заявки на увеличение цен на проезд еще в октябре. Максимальная цена, которую предложили пассажирские компании, — 45 рублей.

«Мы все прекрасно понимаем, что цены в условиях развития экономики Российской Федерации не стоят на месте. Не только мы так считаем, но и практически все значительные экономисты, и пресса, как правило, достаточно быстро отражает те инфляционные ожидания, которые у нас происходят на сегодняшний момент. Это, конечно, является тоже одним из стимулов того, что нельзя оставлять в рамках тех пределов цены, которые в перевозке существуют», — пояснял председатель госкомитета РТ по тарифам Александр Груничев.

«45 по безналу никто не сделает, вы что!»: Татарстан готовится кинуть автобусникам очередную «косточку»?

В итоге, как это обычно бывает, полностью запрос перевозчиков не удовлетворили. Согласно проекту, который сейчас проходит антикоррупционную экспертизу, новая максимальная стоимость проезда составит 43 рубля. Главное изменение в том, что с нового года экономить на безналичной оплате, как сейчас, у пассажиров не получится. Стоимость 43 рубля будет единой при оплате как наличными, так и картой.

При оплате билетом длительного пользования (транспортная карта) стоимость проезда составит те же 43 рубля. Если платить билетом длительного пользования на 100 и более поездок в месяц, цена одной поездки составит 33 рубля. Таким образом, месячный проездной будет стоить 3,3 тыс. рублей. По такому же тарифу бюджет платит и за льготников, т. е. по этой части тарифа произойдет рост на 5 рублей.

Новые цены, согласно проекту, устанавливаются с 1 января 2025 года.

Сейчас стоимость проезда в Казани по безналу — 38 рублей, а при оплате наличными — 42 рубля Сейчас стоимость проезда в Казани по безналу — 38 рублей, а при оплате наличными — 42 рубля Фото: «БИЗНЕС Online»

По безналу — плюс 5 рублей, месячный проездной подорожает на 500 рублей, а штраф вырастет до 2,5 тысячи

Сейчас стоимость проезда в Казани по безналу — 38 рублей, а при оплате наличными — 42 рубля. Таким образом, при оплате картой цена поездки вырастет сразу на 5 рублей, за наличку — на 1 рубль. Для сравнения: предыдущее повышение стоимости составляло 3 рубля при оплате картой и 6 рублей при оплате наличными.

Известно, что львиная доля пассажиров сейчас оплачивает проезд в общественном транспорте Казани безналичным способом — так и удобно, и дешевле. К тому же перевозчики сами стимулировали пассажиров переходить на оплату картой, стремясь добиться прозрачности выручки. Не секрет, что наличные кондукторы порой забирают себе в карман, а билет не пробивают. А поскольку брутто-контрактов нет, пассажирские предприятия напрямую зависят от того, сколько денег собрали с пассажиров. По оценке Руслана Юсупова, депутата Госсовета РТ и первого заместителя директора ООО «Байлык №3», сейчас наличными оплачивается не более 10% поездок от общего числа.

Стоит отметить и тот факт, что стоимость проезда при оплате картой в Казани вырастет на фоне перевода общественного транспорта на бескондукторную систему оплаты. С июля 2024 года на такой способ перешел весь наземный электротранспорт Казани. Пока есть проблемы. Например, корреспондент «БИЗНЕС Online» не раз становился свидетелем сбоев, когда компостеры либо не работали, либо работали через раз. Есть случаи, когда водители троллейбусов отказываются ехать, пока все пассажиры не оплатят проезд. Как сообщали «БИЗНЕС Online» в «Метроэлектротрансе», если количество оплативших кратно меньше пассажиров в салоне, то их могут попросить подтвердить факт оплаты своей поездки. Потери в выручке из-за бескондукторной системы есть, но они не такие существенные, чтобы возвращать кондукторов, заявляли ранее в МУПе.

«Выделяют нам копейки, гроши!»: как электротранспортники всей России изливали боль в Казани

С начала декабря бескондукторную оплату внедрили и в автобусах, но пока только на двух маршрутах — №72 и 75. На старте эксперимент показал, что до 30% пассажиров не покупают билет. «Считаем, что пассажир едет зайцем, потому что его не пугает размер штрафа [за неоплату проезда]. На данный момент он составляет всего 300 рублей», — указывали в МУП «ПАТП №2».

Власти республики перевозчиков услышали и на этой неделе подняли штрафы для зайцев в общественном транспорте сразу в 8 раз. Согласно поправкам к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) РТ, которые принял Госсовет РТ, теперь штраф составит 2,5 тыс. рублей. Кстати, с 300 рублей до 1 тыс. рублей вырос штраф за нарушение правил провоза багажа.

В Набережных Челнах, Альметьевске и Нижнекамске с 1 января 2025 года также подорожает проезд в общественном транспорте. Везде — с 35 до 40 рублей. В последний раз цены на проезд в Альметьевске и Нижнекамске повышали год назад, с января 2024-го. В Альметьевске билет при оплате наличными сейчас стоит 35 рублей, безналом — 32 рубля. В Набережных Челнах и Нижнекамске проезд также стоит 35 рублей независимо от способа оплаты.

Денег пассажиров по-прежнему не хватает для нормативной работы транспорта Денег пассажиров по-прежнему не хватает для нормативной работы транспорта Фото: «БИЗНЕС Online»

Льготник по-прежнему «пассажир ¾», тарифы по картам и за наличку уравняли, за пять лет обанкротилось 8 перевозчиков

Как пояснили «БИЗНЕС Online» в комитете по транспорту исполкома Казани, действующие тарифы были установлены с 1 января 2024 года. Они были дифференцированными: 42 рубля за наличный расчет, 38 рублей по банковской или транспортной карте. Теперь же тарифы уравняли, подняв их до 43 рублей. Кроме того, подняли и выплаты по тарифу «100 поездок» — с 28 до 33 рублей.

С начала года, как показывает мониторинг цен, дизельное топливо подорожало на 18%, автомобильный газ — на 14%, запчасти и комплектующие по разным позициям — до 70% (например, аккумуляторы прибавили четверть цены, тормозные накладки — 70%). Коммунальные услуги подорожали на 17%, тепло — на 11%.

Доходность транспорта в Казани падает: пассажиров стало еще меньше. За 11 месяцев пассажиропоток упал на 2,6%. Перевезено 206,9 млн пассажиров вместо 212,5 миллиона. А по сравнению с 2019 годом спад пассажиропотока достиг 13%. В чем дело? Это и есть спираль коллапса: чтобы улучшить качество — частоту рейсов, время работы допоздна, — нужны деньги. Снижение качества дает снижение пассажиропотока, которое тут же сказывается на выручке: за 11 месяцев, если подсчитать, получается минус 185 миллионов. Денег меньше — реже рейсы, а дождаться автобуса после 21:00 — просто лотерея. И далее по нисходящей.

«Водители повально увольняются»: общественный транспорт Казани не спасут даже новые автобусы

Тяжелые условия труда и низкая заработная плата привели к оттоку профессиональных кадров в другие отрасли. К 1 декабря дефицит водителей в целом по всем перевозчикам — 758 человек, кондукторов — 649. Средняя зарплата водителей — 119 тыс. рублей на автобусах, 91 тыс. — на трамваях, 97 тыс. — в троллейбусах, но все это с учетом переработок.

Самара — 38 рублей за наличный расчет, 35 рублей по картам;

Нижний Новгород — 40 рублей за наличный расчет, 35 рублей по картам;

Уфа — 41 рубль за наличный расчет, 34 рубля по картам;

Казань — 43 рубля за наличный расчет, 38 рублей по картам;

Краснодар — 44 рубля по всем видам оплаты;

Санкт-Петербург — 65 рублей за наличный расчет и банковской картой, 44 рубля по транспортным картам;

Москва — 65 рублей за наличный расчет, 64 рубля банковской картой, 57 рублей транспортной картой «Тройка» (с 2 января 2025 года вырастет до 63 рублей).

Просьбы перевозчиков уравнять льготника с обычным пассажиром и сохранить дифференцированность тарифов за наличные и безнал госкомитет РТ по тарифам не удовлетворил. Напомним, что изначально у транспортников было пожелание увеличить цену проезда за наличку до 45 рублей и довести выплаты за льготников до уровня обычного пассажира по безналу.

В результате льготник так и остается «¾ пассажира». А из 206,9 млн пассажиров это — 71,8 млн человек. Если учесть, что за льготника недоплачивают как минимум 10 рублей — получается, что транспортники с начала года недополучили 720 миллионов. И эта практика продолжается: новый тариф повышен до 33 рублей, а оплата с обычных пассажиров будет 43 рубля.

Денег пассажиров по-прежнему не хватает для нормативной работы транспорта. Неполноценная компенсация убытков от регулируемого тарифа не позволит нормально обслуживать автобусы. Замену расходников и ремонт агрегатов сейчас делают «по факту»: ездят, пока не сломается. Отсюда частые сходы с линий и падающий комфорт в салоне. И все это ведет, напомним, к потере пассажиров: люди стремятся ездить на своих машинах.

Сегодня на городских маршрутах работает 7 предприятий, из которых два МУПа и пять частников. За последние пять лет обанкротилось 8 частных перевозчиков, из них четыре ушли с маршрутов в 2024 году. Желающих участвовать в открытых конкурсах нет, так что их маршруты отдают муниципальным перевозчикам.

Альберт Мухаметшин заявил «БИЗНЕС Online», что компания довольна и таким планируемым повышением стоимости проезда Альберт Мухаметшин заявил «БИЗНЕС Online», что компания довольна и таким планируемым повышением стоимости проезда Фото: «БИЗНЕС Online»

Перевозчики: «Стоимость при оплате наличными надо сделать больше, чтобы разрыв с безналом был»

Оптимальной была бы цена проезда в 45 рублей при оплате картой, и чтобы за льготников тоже платили 45 рублей, указал сегодня Юсупов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

«При этом стоимость при оплате наличными надо сделать больше, чтобы разрыв с безналом был как минимум 5 рублей, для того чтобы граждане платили больше перечислением. Потому что, когда платят перечислением, деньги сразу уходят на предприятие, все прозрачно, налоги платятся и не говорят, что воруют», — указал собеседник.

Директор МУП «ПАТП №2» и «ПАТП №4» Альберт Мухаметшин заявил «БИЗНЕС Online», что компания довольна и таким планируемым повышением стоимости проезда. «Тот рост тарифа, который комитет по тарифам определил, оспаривать не хочу. [Но] чтобы на прибыль [предприятие] выходило, знаете, все должно быть примерно 45 рублей», — отметил спикер.

«Почему уравняли безнал и наличку, не знаю — это решение комитета по тарифам. Не от нас зависит. Я думаю и надеюсь, что все-таки люди предпочтут безналичный расчет, потому что в перспективе переходим на бескондукторную оплату проезда. И намного удобнее будет работать с банковской картой. Когда полностью перейдем, пока нельзя сказать. Чтобы полностью перейти на бескондукторную систему, надо еще работать и работать. К сожалению, сознание наших пассажиров очень слабое в плане оплаты. Вот мы некоторые маршруты перевели, и они пока, к сожалению, показывают очень большой спад доходов», — сказал Мухаметшин.

Какая доля пассажиров не платит? «Трудно сказать, зависит от маршрута. Но на тех маршрутах, где внедрили бескондукторную систему, прямо наглядно выполнение плана падает. В любом случае на начальном этапе будут вопросы, станем работать, контрольно-ревизионную службу привлекать. Надеюсь, что выровняем ситуацию. А пока отказываться от кондукторов не выгоднее, потому что есть маршруты, которые намного выгоднее, когда кондуктор работает. Среднее количество безбилетников — 30 процентов, бывает и больше», — добавил собеседник.