Данные о численности курьеров, упаковщиков и таксистов обескураживают. Рост числа самозанятых перестал быть выводом занятости из теневого сектора и стал каналом мощнейшего оттока работников с крупных и средних предприятий базовых отраслей. Перекос пагубно влияет на всю экономику. Фактически чрезвычайно низкими налогами на профессиональный доход поддерживают сферу услуг для богатых и среднего класса, а не сферу производства для всех россиян. Какие меры необходимо срочно принять, рассуждает профессор кафедры общественных финансов Финансового университета Сергей Ануреев.
«Налоговые органы должны активизировать проверки подмены трудовых отношений самозанятостью»
Настало время жесткого контроля самозанятых
За год число самозанятых в России выросло на треть — масштаб дефицита кадров, и в ряде крупных регионов уже меньше половины работает по трудовому договору. Переток работников в самозанятые в такси и доставке стал фактором роста издержек в промышленности, строительстве и ЖКХ из-за дефицита кадров и, соответственно, роста зарплаты в этих отраслях.
Такси из-за импортных автомобилей и водителей-мигрантов является значимым каналом оттока валюты, а рост утилизационного сбора и требований к таксопаркам пока не останавливает роста популярности этой услуги в основном среди небедных россиян. Удобство доставки и минимум комиссии увеличивают потребление — это касается в основном состоятельных людей и импортных товаров, а усиление регулирования в этой отрасли пока только обсуждается (в отличие от нововведений в такси). Торговля в принципе уже много лет является самой большой по занятости отраслью, с большими наценками и каналами завоза импортных товаров. В результате за рост потребления состоятельных людей всё наше общество платит девальвацией, инфляцией, особенно чувствительной для небогатых.
Налоговые органы должны активизировать проверки подмены трудовых отношений самозанятостью. Таксистов и доставщиков необходимо переводить на трудовые договоры с уплатой социальных взносов и подоходного налога. Необходимы серьёзные по величине минимумы цен услуг такси и доставки, вплоть до фиксированного чувствительного налога с единицы услуги по аналогии с туристическим налогом и импортной пошлиной на вина. Цифровые платформы услуг такси и доставки могут стать инструментом их регулирования в интересах всего общества, и следует ускорить внедрение обсуждаемых мер контроля занятости, миграции и налогов через платформы.
Дефицит кадров не ерунда, а важнейшая причина инфляции и девальвации
Непосредственным поводом для написании этой заметки стало грядущее очередное заседание Банка России по ключевой ставке 20 декабря 2024 года, а также обескураживающие данные о численности курьеров и упаковщиков от Минпромторга от 2 декабря. Одной из причин скачка инфляции, ключевой ставки и девальвации рубля называют дефицит кадров. Один из представителей Банка России сообщал в начале декабря, что от месяца к месяцу статистика показывает ухудшение ситуации на рынке труда. Депутат Госдумы Олег Морозов в конце ноября заявлял о дефиците кадров в ВПК в 400 тыс. человек. Один из ведущих экономических вузов страны и один из ведущих порталов подбора персонала указывали в конце августа на потребность экономики в целом в 2,7–3,3 млн человек.
В экономической теории есть концепция Филлипса, объясняющая нарастание инфляции при минимальной безработице. Работники обычно не требуют повышения зарплат, если на рынке труда есть свободные руки. Ещё концепцию Филлипса часто связывают с инфляцией издержек, когда дефицит и рост стоимости рабочей силы вынуждает производителей поднимать цены.
В популярном официальном объяснении влияния повышения ключевой ставки на инфляцию есть одна важнейшая недосказанность, что повышение ставки вызывает спад экономики и, как следствие, спад потребности в работниках, а уже рецессия и выросшая безработица подавляют инфляцию. В нашей стране после серьёзной девальвации рубля в декабре 2014 года была официальная рецессия в 2015 году, что подавило инфляцию в 2016–2017 годах.
Повышение ключевой ставки и валютного курса воздействуют прежде всего на капиталоёмкие производства и небогатое население, тогда как сфера услуг, торговли и состоятельные люди не сильно страдают от таких мер. Следует вырабатывать меры точечного немонетарного воздействия именно на услуги для состоятельных людей, импорт и самозанятых как на важнейшие немонетарные курсовые и инфляционные факторы.
Цифровые платформы и концентрация бизнеса в такси и доставке дают точечному регулированию действенные возможности. Известно, что регулирование валютного курса удобно тем, что на него во многом влияют ограниченное число крупных экспортёров, банков и бирж, а также высокой степенью компьютеризации валютных операций. Ключевых цифровых платформ в российской экономике ещё меньше, чем ключевых экспортёров, и сервисы платформ компьютеризированы лучше валютных операций, поэтому вполне можно нащупать столь же действенные точки административного воздействия на ключевые отрасли разгона проинфляционных факторов.
Один из мифов в оправдание роста числа самозанятых связан с сокращением теневой занятости, и даже Росстат объединяет оба этих типа занятости в неформальную, то есть вне организаций и трудовых договоров. Однако только поначалу и затем лишь отчасти этот рост был связан с сокращением теневой занятости, а в последние год-два увеличение числа самозанятых происходит в основном за счёт перетока из трудовой занятости, путём прямой подмены трудовых отношений самозанятостью, а также вследствие бума в такси и доставке с изначальным упором этих отраслей именно на самозанятых.
Ещё один миф связан с тем, что основная масса таксистов и доставщиков не работали и не смогут работать на производстве. Это верно лишь при упрощённом, прямом понимании вопроса. Переток в такси и доставку с их высокими зарплатами разнорабочих со стройки и из ЖКХ однозначно и напрямую усиливает дефицит кадров и инфляцию издержек в последних двух отраслях. Дефицит подсобников снижает производительность труда квалифицированных рабочих, что в свою очередь усиливает их дефицит. В свою очередь дефицит квалифицированных рабочих в строительстве и ЖКХ в четырёх самых богатых регионах вызывает приток в них слесарей, электриков, плотников и других рабочих с производств Урала, Поволжья и т. д.
Обескураживающий рост числа самозанятых и меньше половины трудовых договоров в регионах
По данным Росстата, численность занятых составляла 73,6 млн человек в 2023 году, 71,1 млн — в 2020-м, 72,7 млн — в 2016-м. Так называемая неформальная занятость (без трудовых договоров) составила 15,8 млн человек в III квартале 2024 года, то есть 21% от всей занятости (79% в среднем по стране заняты по трудовым договорам), с ростом на 12% за год. Федеральная налоговая служба (ФНС) уточняет эти цифры на начало ноября, показывая численность индивидуальных предпринимателей 4,55 млн человек (с ростом 7,5% за год) и самозанятых 11,7 млн человек (с ростом на 33% за год).
Следует ещё раз заострить внимание, что только годовой прирост самозанятых составил 3,9 млн человек, больше оценочного значения дефицита кадров в экономике в целом в 3 млн человек. Рост числа самозанятых перестал быть выводом занятости из теневого сектора, стал каналом мощнейшего оттока работников с крупных и средних предприятий базовых отраслей, на что чётко указывает сопоставление статистики Росстата и ФНС.
ФНС также раскрывает численность самозанятых и динамику её роста по регионам и отраслям. Их число в Москве составило 1,859 тыс. человек (+355 тыс. человек за год), в Московской области 812 тыс. человек (+191 тыс.), в Санкт-Петербурге 769 тыс. человек (+195 тыс.), в Краснодарском крае 585 тыс. человек (+160 тыс.). В ремонте задействовано 843 тыс. человек самозанятых (+211 тыс.), в автоперевозках 744 тыс. человек (+216 тыс.), в IT-сфере 515 тыс. человек (+119 тыс.), в услугах красоты 423 тыс. человек (+96 тыс.), в информационных услугах 325 тыс. человек (+87 тыс.). Не будем приводить структуру ИП, сошлёмся лишь на доминирование среди них торговли, а также сферы услуг.
В Москве общая численность занятых 7,3 млн человек, в юрлицах по трудовым договорам занято 5,6 млн человек, или 77% всех занятых (остальные 23% в основном самозанятые, ИП и небольшая теневая занятость). В Московской области при общей занятости 4,7 млн человек в юрлицах работает 2,4 млн человек, то есть всего 49%, а самозанятые с ИП стали доминирующим каналом занятости. В Санкт-Петербурге всего занятых 3,21 млн человек, в юрлицах работает 1,48 млн человек, и на ИП с самозанятыми приходится 54%.
Отдельно следует коснуться самых быстрорастущих отраслей такси и доставки. В сентябре 2024 года в рамках дискуссий об усилении регулирования такси СМИ сообщали о занятости в этой отрасли в 2,5 млн человек, включая 1,5 млн самозанятых и 1 млн занятых в юрлицах. В начале декабря этого года руководитель одного из департаментов Минпромторга сообщал о полутора миллионах курьеров и полумиллионе упаковщиков, и это ещё не считая работников централизованных складов и крупных магазинов. Ещё буквально пять-десять лет назад численность занятых в такси была в разы меньше, а курьеров — на порядки меньше.
Крупнейшей отраслью по занятости населения в последние десятилетия является торговля, особенно в столичных регионах. По стране в целом на неё приходится 15% занятости, или 11,3 млн человек, а на все обрабатывающие производства — 14%, или 10,3 млн человек. В Москве в торговле занято 18% работников юрлиц, в обрабатывающем производстве — 8%, в Московской области в торговле 20% и на производстве — 21%, в Санкт-Петербурге примерно как в Подмосковье, а в Краснодаре — как в Москве.
Проблеме быстрорастущих и избыточных такси, доставки и торговли уже много лет, и острой она стала ещё с ковида. Помнится, для многих в 2021 году стало шоком, что отток рабочих в такси и доставку поднял зарплату в строительстве и ЖКХ с 1–1,5 тыс. до 2 тыс. руб. за смену. В заканчивающемся 2024 году зарплата за смену на стройке выросла с 3–4 тыс. до 5–7 тыс. руб. А именно издержки в строительстве и ЖКХ являются основными факторами инфляции, поскольку сразу мультиплицируют рост издержек и цен в разных отраслях. И происходит это из-за перетока занятых в них миллионов людей. Ускорению этого перетока способствовали также простота получения статуса самозанятых и регистрации на платформах такси и доставки.
Первые меры ограничений в такси и забалтывание проблем платформенной занятости
Понимая проблему перекосов в занятости, власти усилили регулирование такси с сентября 2024 года (особое разрешение на работу с припиской к таксопарку, использование машин именно в такси, ОСАГО именно для перевозчиков), увеличили утилизационный сбор на импортные машины (в 1,7–3,7 раза с августа 2023 года и на 70–85% с октября 2024 года суммарно до 1,5–1,7 млн руб. на автомобиль). Власти также допустили подорожание услуг такси, справедливо относя их отнюдь не к услугам первой необходимости. Порядка десяти регионов запретили мигрантам работать в такси, ГАИ активно останавливает автомобили такси на предмет проверки соответствия новым требованиям.
По данным Росстата, усреднённая поездка на 10 км в сентябре 2023 года стоила 362 руб., в сентябре 2024-го — 449 руб. и в декабре уже 539 руб. в среднем по стране. По данным «Чек Индекса» (фискальные чеки онлайн), за сентябрь 2024 года средний чек такси по стране составил 598 руб. (с ростом количества покупок услуг на 6%), по Москве — 821 руб. (с ростом на 6%), в Питере — 626 руб. (с ростом на 4%).
Обновлённому регулированию в такси всего несколько месяцев, и ещё неясно, как это повлияло на занятость. Пока средний чек 600–800 руб. не представляется запредельным для жителей крупных городов и особенно столиц. В столицах это немногим больше цены бизнес-ланча из трёх блюд в заведении общепита среднего уровня (хотя вечерний ценник ресторанов намного больше ценника такси) или типичного набора из сэндвича с картошкой и напитком во «Вкусно и точка».
В плане регулирования занятости в доставке пока больше разговоров и проектов, чем принятых и действенных решений. Власти пока ограничились внесением понятий «самозанятость» и «платформенная занятость» в закон о занятости в самом конце 2023 года с ожиданием отдельного закона. Обсуждается ряд мер регулирования платформенной занятости, включая социальные гарантии и социальные взносы, а также обмен данными между платформами и ФНС. Также ожидается по линии правоохранительных органов усиление контроля пребывания в нашей стране и работы мигрантов, в том числе во взаимодействии с маркетплейсами, в сфере торговли и услуг.
Если в услугах такси есть устанавливаемый платформами минимальный чек заказа, то в услугах доставки такового нет. Распространены бесплатные доставки или за условно символические 49 рублей. Именно бесплатность или дешевизна для потребителя стимулирует спрос на такие услуги. Почему-то у нас почти нет бесплатного или за 49 рублей вызова сантехника или электрика из условного ГБУ «Жилищник», точнее, в столичных регионах такой вызов обернётся несколькими тысячами рублей (хотя, разумеется, доставка по времени и квалификации в разы менее затратна).
Из обсуждения часто выпадает сам факт подмены самозанятыми трудовых отношений. Фактически доставщики и сборщики заказов (упаковщики) работают с программным обеспечением, в униформе и под брендами крупных цифровых платформ, розничных торговых сетей и даже крупнейшего банка. Можно ли представить, что работники сборочного завода, условного АвтоВАЗа, на территории сборочного цеха и в униформе завода вдруг массово окажутся самозанятыми, или сантехники и сварщики условного ГБУ «Жилищник» в униформе этого ГБУ и на объектах на балансе этого ГБУ также станут самозанятыми? Почему чрезвычайно низкими налогами на профессиональный доход поддерживают сферу услуг для богатых и среднего класса, а не сферу производства для всех россиян?
Туристический налог и пошлины на вино из недружественных стран как аналоги влияния на избыточную самозанятость
Из-за перспективы массового возврата в тень таксистов и доставщиков власти могут опасаться традиционных налогов в этих отраслях. Хотя эти отрасли прочно управляемы буквально несколькими цифровыми платформами, комиссионные которых доходят до нескольких десятков процентов от стоимости заказов при минимальных процентах налогов с самозанятых. Без платформ и их программного обеспечения оказание услуг в этих отраслях минимально и сильно затруднено.
Учитывая опасения ухода в теневую занятость, можно распространить на такси и доставку туристический налог или его аналог как более простой по сравнению с основными традиционными налогами. Следует напомнить, что туристический налог вводится с 1 января 2025 года по ставке 1% от стоимости проживания, но не менее 100 руб. в сутки, с поэтапным ростом в ближайшие годы до 5%.
Буквально, следует ввести 100-рублёвый минимум налога с каждой единицы услуги такси и доставки и несколько процентов от их стоимости. Повсеместное применение приложений цифровых платформ, онлайн-чеков и умеренный размер такого налога именно за каждую единицу сделают этот налог легко администрируемым. Сам налог предлагается зачислять в региональные бюджеты для повышения выплат региональным бюджетникам и региональных доплат пенсионерам. Это будет позитивно воспринято жителями даже несмотря на рост стоимости услуг такси и доставки из-за роста налогов, особенно при должной разъяснительной работе в СМИ и на местном уровне.
За последние год-полтора есть очень удачный пример резкого увеличения налоговой нагрузки на отдельный импортный товар со стимулом роста внутреннего производства — речь о вине. В августе 2023 года была поднята импортная пошлина до 1,5 долл., или 20%, за литр вина из недружественных стран с ростом до 2 долларов и 25% в августе 2024 года. Это привело к сокращению импорта из недружественных стран на 21% и росту внутреннего производства на 14% только за десять месяцев 2024 года. Цены на российские вина выросли на 13%, а на вина из недружественных стран — на 35%, самые дешёвые вина подорожали с 350 руб. до 700 руб. в среднем за бутылку.
100-рублёвый минимальный местный налог на единицу услуги такси и доставки по своему масштабу похож на минимальные 1,5–2 доллара с литра вина, особенно если перевести на бутылку типичных 0,75 литра. Стоимость типичной бутылки вина также масштаба стоимости одной поездки на такси и единицы услуги доставки в отдельных дорогих магазинах. Никакого социального недовольства не будет, если минимальные цены такси и доставки повысятся до 700 руб., а средние — до 1000–1200 руб.
Быстрые меры против избыточной самозанятости в такси, доставке и торговле
Недавно курс рубля преодолел сотую отметку и даже временами доходил почти до 110 за доллар, с быстрой реакцией вертикали власти. Президент В. В. Путин заявил на форуме «Россия зовёт!», что самое главное в борьбе с инфляцией — это солидарное сотрудничество и работа правительства с ЦБ. Многие комментаторы и СМИ традиционно раскритиковали действия Центробанка и Минфина за упрощённость подходов. Помечтаем о том, какие совместные действия можно было бы быстро осуществить по нормализации перегрева экономики за счёт такси, доставки и самозанятых?
Госдума вместе с Минцифры и Минэкономразвития в месячный срок могла бы доработать и принять закон о платформенной занятости с обязательными социальными взносами и подоходным налогом для таксистов и курьеров, с налоговым и миграционным контролем со стороны платформ. Правительство и Минфин могли бы быстро разработать законопроект о распространении аналога туристического налога или пошлины на недружественное вино на услуги такси и доставки — пилотным образом в регионах с избыточной самозанятостью — с сотней рублей минимума за каждую поездку и доставку и процента со всей стоимости, с направлением поступлений на доплаты через региональные бюджеты бюджетникам и пенсионерам. ФНС следует проверить ключевые регионы, где доля самозанятых в общей численности занятых превышает среднероссийскую, выявить по несколько десятков юрлиц в каждом таком регионе с наиболее активным сотрудничеством с самозанятыми, такси и доставкой и наказать их штрафами за подмену самозанятостью трудовых отношений. Мэр Москвы С. С. Собянин, губернаторы Санкт-Петербурга А. Д. Беглов, Московской области А. Ю. Воробьёв, Краснодарского края В. И. Кондратьев могли бы ограничить совмещение конкретными лицами регистрации самозанятыми с трудовой деятельностью в отраслях промышленности, строительства и ЖКХ, ввести региональные квоты на самозанятых в такси и доставке не более числа занятых в приоритетных отраслях экономики. ФАС следует проверить крупнейшие цифровые платформы, предписать оборотные штрафы за взвинчивание доходов самозанятых, за содействие подмене самозанятостью трудовых отношений, выявить факты негласного торможения принятия указанных выше законодательных и региональных норм. Участковым оперуполномоченным МВД целесообразно предоставить право и ввести нормативы по выявлению нарушений трудового, миграционного и налогового законодательства курьерами и работниками торговли на подведомственной территории по аналогии со штрафами за нарушение правил дорожного движения и работы такси.
Ждать дальнейшей девальвации рубля, очередного повышения ключевой ставки, раскручивания спирали издержек и инфляции или активизировать действия по борьбе с перекосами занятости, вызывающими дефицит кадров, инфляцию и девальвацию? Указанные выше или подобные решения можно ввести в действие буквально за пару месяцев, как это ранее быстро делалось по росту утилизационного сбора или пошлин на вино.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.