По действующему законодательству тарифы на жилищно-коммунальные услуги могут меняться не чаще одного раза в год. Очередная индексация тарифов предстоит с 1 июля 2025 года По действующему законодательству тарифы на жилищно-коммунальные услуги могут меняться не чаще 1 раза в год. Очередная индексация тарифов предстоит с 1 июля 2025 года Фото: © Bulkin Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

Что «прописали» Татарстану кабмин РФ…

Тема ежегодной индексации тарифов ЖКХ вошла в повестку в середине ноября. 15 ноября появилось распоряжение правительства РФ, в котором прописаны «индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам» на 2025-й и предельные отклонения по отдельным муниципалитетам. Говоря проще, кабинет министров прописал, на сколько в среднем максимально может вырасти плата за жилищно-коммунальные услуги в следующем году.

Напомним, по действующему законодательству тарифы на жилищно-коммунальные услуги могут меняться не чаще 1 раза в год. Очередная индексация тарифов предстоит с 1 июля 2025 года. В недавно утвержденном вместе с бюджетом РФ прогнозе социально-экономического развития сказано, что с 1 июля 2025-го она составит в среднем 11,9%, в 2026-м — 5,4%, в 2027-м — 4,8%. Но надо понимать, что это среднее значение по России.

Этим летом тарифы на ЖКУ проиндексировали в среднем по РФ на 9,8%, объясняя высокий рост тем, что до этого индексации не было полтора года. На фоне прогноза о росте на 11,9% в 2025-м министерство строительства и ЖКХ России даже распространило оперативное сообщение, в котором поясняло, что запланированная индексация учитывает подорожание ресурсов, технологическое обновление коммунальных объектов, развитие и модернизацию прилегающих к ним инженерных сетей. Если учесть, что ранее на 2025 год планировался рост на уровне 5,7%, повышение выходило довольно серьезное. Но это были цифры в среднем по России. А что по Татарстану?

Возвращаемся к постановлению правительства РФ. Согласно ему, средний размер индексации тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2025 года составит 17,5%. При этом предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям республики будет равняться 4,8%. Таким образом, максимальный допустимый рост — это 22,3%. Забегая вперед, максимально допустимое повышение в Татарстане — 22,3% — планируется «реализовать» в Казани и Набережных Челнах. Для сравнения: в 2024-м повышение в этих городах составило 17,5%. Но тогда рост объяснялся тем, что индексации полтора года не было. Теперь, вероятно, следует опираться на недавние пояснения минстроя РФ о подорожавших ресурсах и модернизации инженерных сетей.

С 1 июля 2025 года, максимальное повышение тарифов затронет только 43 населенных пункта, но это практически все крупные города и поселки, где проживает 40,4% населения С 1 июля 2025 года максимальное повышение тарифов затронет только 43 населенных пункта, но это практически все крупные города и поселки, где проживает 40,4% населения Фото: Артем Геодакян / ТАСС

… и Груничев?

Таким образом, если с 1 июля 2024 года подорожание в двух крупнейших городах РТ составило 17,5%, то с 1 июля 2025-го размер платы за ЖКУ, как планируется, увеличится на 22,3%. Откуда цифры? Из опубликованного недавно проекта указа раиса РТ «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Татарстан на 2025 год». Этот документ был опубликован в начале декабря, но такого же внимания, как распоряжение кабмина РФ, не привлек. Накануне завершилась процедура обязательной антикоррупционной экспертизы.

Стоит оговориться, что пока это все же проект, цифры окончательно не утверждены. Но практически нет сомнений в том, что распоряжение будет подписано в нынешнем виде. Для сравнения: указ об индексации на 2024 год был подписан 14 декабря 2023-го.

Последняя плановая индексация тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства была в июле текущего года. Тарифы проиндексировали в декабре 2023-го после полуторогодовалого перерыва. Предельный рост установили на уровне 10,8%, хотя предприятия отрасли просили поднять платежи на 37,1%. «Организации [коммунального хозяйства] подавали заявку на 37,1 процента. Как мы видим, почти в 3,5 раза нам удалось снизить эти заявки организаций», — отмечал в августе глава госкомитета Татарстана по тарифам Александр Груничев.

Отмечалось, что повышение установили на минимально допустимом уровне. Рост тарифов разнился в зависимости от муниципального образования в пределах установленных допустимых отклонений в 4,9%. Более чем в 200 населенных пунктах, среди которых Казань, Набережные Челны, Агрыз, пгт Актюбинский, Иннополис, повышение платы для граждан было максимальным — 15,7%.

Как же изменилась стоимость услуг? Цена на газ выросла на 10,2% и составила 7,47 рубля с 1 куб. метра. Тарифы на электроэнергию в домах с газовыми плитами выросли на 8,8% (5,09 рубля / кВт⋅ч), в домах с электроплитами — на 14,5% (4,10 рубля / кВт⋅ч), в сельской местности — на 8,8% (3,57 рубля / кВт⋅ч). Стоимость тепловой энергии увеличилась до 2,4 тыс. рублей (плюс 10,8%), горячего водоснабжения — до 226,77 рубля (плюс 18,2%), водоотведения — до 33,8 рубля за 1 куб. м (плюс 15,7%), питьевой воды — до 35 рублей за 1 куб. метр (плюс 11,2%). Обращение с ТКО для татарстанцев стало дороже на 4%: 108,08 рубля с человека для жителей многоквартирных домов и 117,24 рубля в индивидуальных домах.

Итого, согласно некоторым исследованиям, средняя стоимость коммунальных услуг в Татарстане составила 4 428 рублей в месяц, что меньше среднероссийского показателя — 5 397 рублей.

Как заверял Груничев, причины изменения тарифов объяснялись федеральными требованиями (обязательная индексация), а также доведением уровня зарплаты основного производственного персонала до МРОТ. Кроме того, в основу повышения легли ввод новых объектов коммунальной инфраструктуры и повышение понижающих коэффициентов в тарифах на электроэнергию с 0,7649 до 0,806.

Тарифные каникулы длиною в 1,5 года последовали за двойной индексацией в 2022 году. Тогда впервые за 10 лет тарифы на коммунальные услуги по всей России поднимали 2 раза — в июле и декабре. Решение объясняли необходимостью обеспечить бесперебойную работу и развитие инфраструктуры ЖКХ. Тогда рост составлял 9%, допустимое отклонение — 3%.

Так, в декабре 2022 года газ подорожал на 53 копейки до 6,78 рубля за кубометр. Одноставочный тариф на электроэнергию в городах составил 4,68 рубля / кВт.ч, в сельских населенных пунктах — 3,28 рубля / кВт.ч. В городских домах, оборудованных электроплитами, — 3,58 рубля / кВт.ч.

В Казани тариф на водоснабжение вырос на 2,6 рубля до 27,36 рубля за кубометр, а на водоотведение — на 6 рублей до 33,67 рубля за кубометр. На услуги в сфере обращения с ТКО тарифы для жителей многоквартирных домов повысились до 103,93 рубля с человека, индивидуальных домов — 112,74 рубля с человека. По тепловой энергии для основных поставщиков рост составил 6,5%.

Согласно таблице из проекта нынешнего распоряжения, рост в 22,3%, помимо Казани и Челнов, также закладывается в городах Агрыз, Азнакаево, Арск, Бавлы, Бугульма, Иннополис, Елабуга, Заинск, Зеленодольск, Кукмор, Лаишево, Мамадыш, Менделеевск, Мензелинск, Нижнекамск, Нурлат, Болгар, Тетюши, Чистополь, поселках городского типа Актюбинский, Аксубаево, Алексеевское, Апастово, Балтаси, Карабаш, Васильево, Нижние Вязовые, Камское Устье, Куйбышевский Затон, Тенишево, Камские Поляны, Рыбная Слобода, Богатые Сабы, Джалиль, сельских поселениях Красноборское, Бишнинское, Осиновское, Раифское, Афанасовское, Красноключинское, Черемшанское. Таким образом, максимальный рост и «предельно допустимое» отклонение будет в 43 населенных пунктах. В остальных запланирован рост на уровне 17,5%. В июле максимальный и средний индексы составили 15,7 и 10,8% соответственно.

Как следует из упомянутых выше документов, с 1 июля 2024 года максимальная индексация коснулась 218 населенных пунктов республики. Это 24 города, 17 поселков городского типа и 177 сельских поселений, на которые приходится 28,2% населения республики. Теперь же с 1 июля 2025 года максимальное повышение тарифов затронет только 43 населенных пункта, но это практически все крупные города и поселки, где проживает 40,4% населения. Выходит, что более мелкие населенные пункты по каким-то мотивам власти республики в этот раз «пожалели».

Тариф на холодное водоснабжение вырастет до 34,55 руб./куб.м (сейчас — 29,41 руб./куб.м), на водоотведение — до 46,19 руб./куб.м (сейчас — 39,31 руб./куб.м), на теплоснабжение — до 2 895,25 руб./Гкал (сейчас — 2 371,63 руб./Гкал) Тариф на холодное водоснабжение вырастет до 34,55 рубля / куб. м (сейчас 29,41 рубля / куб. м), на водоотведение — до 46,19 рубля / куб. м (сейчас 39,31 рубля / куб. м), на теплоснабжение — до 2 895,25 рубля / Гкал (сейчас 2 371,63 рубля / Гкал) Фото: © Elena Mayorova./ Global Look Press / www.globallookpress.com

Городам «врубят» максимальные плюс 22,3%, а села «пожалели»

Из чего сложится повышение платы? Можно посмотреть на примере Казани, где запланирована предельно допустимая индексация. Согласно документу, с 1 июля 2025 года «прогнозные размеры тарифов» следующие.

Тариф на электроснабжение составит 4,88 рубля / кВт∙ч (сейчас одноставочный тариф — 4,10 рубля / кВт∙ч). При этом будет предусмотрен понижающий коэффициент 0,852 (сейчас — 0,806) для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.

Тариф на холодное водоснабжение вырастет до 34,55 рубля / куб. м (сейчас 29,41 рубля / куб. м), на водоотведение — до 46,19 рубля / куб. м (сейчас 39,31 рубля / куб. м), на теплоснабжение — до 2 895,25 рубля / Гкал (сейчас 2 371,63 рубля / Гкал), на обращение с твердыми коммунальными отходами — до 598,49 рубля / куб. м (сейчас 549,58 рубля / куб. м у УК «ПЖКХ»). Плата за 1 куб. м горячей воды составит 240,40 рубля / куб. метр (сейчас 198,03 рубля / куб. м). Тариф на газоснабжение пока не прописан в новом распоряжении. Вероятно, потому, что его еще предстоит утвердить. С 1 июля 2024 года розничная цена на газ, реализуемый населению Республики Татарстан, составляет 7,47 рубля / куб. метр.

Обращает внимание и разный подход ведомства Груничева к тарифам в сфере ТКО. До этого тарифы росли пропорционально и были одинаковыми. А в этот раз для западного регоператора (УК «ПЖКХ») тариф предложено увеличить на 8,9%, а для восточного (ООО «Гринта») — на 11,9%. И это странно. Услуга одинаковая, мусоровозы одинаковые, персонал один и тот же, а тариф вдруг становится разным. И это притом, что у «Гринты» заметно меньше инвестиционная программа: например, нет полигонов, как у ПЖКХ, и раздельного сбора отходов.

Оговоримся еще раз, что речь идет о «прогнозных» цифрах. Также стоит заметить, что реальные тарифы, например на водоотведение и теплоснабжение, могут отличаться в зависимости от поставщика услуги. Вот, к примеру, таблица с действующими тарифами на водоотведение, здесь — на тепловую энергию.

Что касается водоснабжения и водоотведения, совсем недавно на тему тарифов рассуждало казанское МУП «Водоканал». «Невозможно решить проблему высокого износа сетей за счет тарифных источников, — отмечал гендиректор предприятия Рустам Абдулхаков на одном из городских совещаний в середине ноября. — Ждем анонсированную на 2025 год раисом республики программу по модернизации коммунальных сетей». Здесь упомянем, что деталей обещанной раисом летом программы до сих пор нет. Недоремонт в Казани сопровождается жесткой тарифной политикой. Тариф на водоснабжение в городе один из самых низких по Татарстану. Столица РТ на 10-м месте с 29,41 рубля за куб. м, а среди городов-миллионников — на 11-й строчке рейтинга. И если делать тариф основным источником для устранения проблем, он должен быть значительно выше относительно действующих.

«Столица Татарстана, что, недостойна качественного уровня обслуживания»?

Комментируя прогнозные цифры, гендиректор западного регионального оператора УК «ПЖКХ» Евгений Чекашов удивляется логике госкомитета по тарифам. Для столичного региона Татарстана, который обслуживает западный регоператор, тариф вырастет на 8,9%, хотя заявка была на 14–15%. Обращает на себя внимание и диспропорция с тепловиками. У них, что, другие сотрудники? Или, может быть, другие машины они берут в другой лизинг, который сейчас под 30%? Другое топливо получают?

Получается, что кому-то дали рост тарифа в 22% (видимо, с учетом дырявых сетей), а кому-то нет. Но тогда в сфере обращения с ТКО может получиться так же, как и с сетями. И теперь надо где-то найти сотни миллиардов, чтобы решить проблему. Но при таком подходе к тарифу аналогичная картина рано или поздно сложится и в сфере ТКО: машины ветшают, их нужно менять, зарплаты персоналу тоже необходимо увеличивать.

Из тарифных средств надо оплачивать и строительство инфраструктуры. Компания запускает вторую карту полигона «Восточный» (стоимостью в 1 млрд рублей). «Госкомитет даже не учитывает, что строительство „Восточного“ ведется в кредит, — отмечает Чекашов. — У меня кредитный договор Сбербанка, все понятно, все прозрачно, но в госкомитете говорят, что „мы вот эти проценты учитывать не будем“. А из каких источников тогда финансировать затраты?»

Есть и планы по строительству полигона в Алексеевском районе, где затраты как минимум сопоставимы. В ПЖКХ намеревались в январе выходить на этап строительства, объявляя соответствующие тендеры. Но теперь уверенно говорить об этом сложно. «Столица Татарстана разве недостойна качественной работы в сфере ТКО? — задается вопросом Чекашов. — Позиция госкомитета по тарифам нам не совсем понятна. Мы будем анализировать и, возможно, обращаться в суд».