Сегодня днем в «Корстоне» будет представлена новая версия учебника истории Татарстана, который со следующего учебного года должен поступить в школы. В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказался его проект, который, в отличие от старой версии, «политически выверен» в соответствии с духом времени. О том, в каком свете показали нашествие Чингисхана на Русь, завоевание Казанского ханства Иваном IV, татарское нацдвижение в 1990-е и как Минниханов «укрепил позиции республики», — в нашем материале.
Теперь для каждого субъекта пишется отдельный учебник. В пилотном проекте участвуют 32 региона, в их число вошел и Татарстан
Под крылом Мединского
В эти дни в Казани развернулась масштабная межрегиональная конференция Российского военно-исторического общества. Правда, без помощника президента РФ Владимира Мединского, который возглавляет организацию, но с участием замначальника управления президента РФ по госполитике в гуманитарной сфере Николая Овсиенко, замминистра просвещения РФ Ольги Колударовой, директора фонда «Я помню», члена научного совета РВИО Артема Драбкина и др. Причина, по которой ученые и государственные мужи собрались в столице Татарстана, — презентация учебников по региональной истории.
Дело в том, что субъекты России со следующего учебного года будут по-новому изучать историю. С 1 сентября 2023-го школы работают по единым учебникам по мировой и российской истории авторства Мединского, а с сентября 2025 года в рамках предмета история для 5–7-х классов появится модуль «История нашего края», который вберет в себя в том числе тему «Основы духовно-нравственной культуры народов России». «Региональные» учебные пособия были и до этого, однако минпросвещения РФ пришло к выводу, что многие из них не соответствуют федеральной программе, в некоторых даже искажаются исторические факты.
Теперь для каждого субъекта пишется отдельный учебник. В пилотном проекте участвуют 32 региона, в их число вошел и Татарстан. Предполагается, что в курс «История нашего края» будут включены основы духовно-нравственной культуры народов России — представят информацию о многообразии культурных укладов народов нашей страны, поддержке интереса к традициям, межнациональном и межрелигиозном согласии.
Как сообщали «БИЗНЕС Online» в минобрнауки РТ, разработка учебника по истории Татарстана идет совместно с Академией наук РТ. Авторский коллектив возглавил замдиректора Института истории им. Марджани Марат Гибатдинов. Компанию ему составили другие известные марджанисты — Искандер Измайлов, Ильнур Миргалеев и Радик Исхаков, а также примкнувший к ним завкафедрой исторического и обществоведческого образования КФУ Раиль Фахрутдинов. Как заявлял последний, новое пособие создается на основе региональных учебников, по которым до 2000-х годов учились татарстанские школьники. Но если раньше комплекты учебников были для каждого класса, то теперь на их основе будет создан один учебник для 5–7-х классов. Работы планируется завершить к 1 сентября 2025 года. Сегодня же в «Корстоне» 30 регионов представят проект учебного пособия.
В 5-м классе материал включает создание Тюркского каганата, Волжской Булгарии, образование и расцвет Золотой Орды и Казанского ханства
Учебник «История нашего края (Республики Татарстан)» охватит круг исторических событий начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. Так, в 5-м классе материал включает создание Тюркского каганата, Волжской Булгарии, образование и расцвет Золотой Орды и Казанского ханства. Учебник, однако, не ограничивается только историей татар.
«Москва просила, чтобы акцент был не национальный, а региональный — народы Татарстана, служба Отечеству. Да, основа населения — татары, и, соответственно, основной материал о татарах, но будет рассказываться и о других народах, их вкладе [в развитие региона], о связях между народами», — объяснил «БИЗНЕС Online» Гибатдинов.
Так, в учебнике для 6-го класса внимание сосредоточено на периоде между XVI веком и революционными событиями, а 7-й класс охватывает советский период и современность, где последним параграфом будет то, как Татарстан помогал в спецоперации на Украине. Фахрутдинов, например, разрабатывал раздел, который описывает XIX век и ключевые события, связанные с татарским просветительством и джадидизмом. С его слов, учебник должен получиться хорошим, т. к. над ним трудились ведущие ученые, специализирующиеся на истории Татарстана.
Основная цель учебника — дать глубокое понимание истории РТ, представить региональный взгляд на историю и значение республики в контексте российской истории. Однако острые углы в Москве все же сгладили. Или, со слов этнографа и главреда журнала «Туган җир» Дамира Исхакова, «срезали московские контролеры». Но если вопросы, касающиеся средневекового периода, уладили (например, убрали из российских учебников термин «иго»), то могут остаться проблемные темы, связанные с национально-освободительным движением и формированием татарско-буржуазной нации, где есть противоречивые моменты с формированием штата Идель-Урал и Татарско-Башкирской республики. Не все может понравиться московским контролерам. Но главная проблема заключается в другом, считает спикер.
«Сейчас аналогично учебные пособия готовятся в российских регионах. Татарстан должен бы как-то участвовать или хотя бы видеть их трактовки татарской истории, потому что там есть татары. Но, по-моему, такие полномочия военно-историческим или другим обществам республике не даны, и мы рискуем оказаться в ситуации, когда наша история нам будет презентована другими руками и может не совпасть с тем, что сделано в Татарстане по отношению к общенациональной истории. Это большая проблема. Я об этом рассказывал, в том числе в дни своего пребывания в других регионах. Я предложил местным татарам, например в Тюменской области, продолжать контролировать этот процесс, чтобы история не была написана без их участия», — обеспокоен Исхаков.
О периоде Золотой Орды в учебнике говорится обтекаемо: завоевание русских княжеств Чингисханом упоминается вскользь, понятие «татаро-монгольское иго» не употребляется
О происхождении татар, но без «иго»
Как же историю Татарстана преподнесут татарстанцам? Согласно проекту учебника (имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online»), учащихся 5-х классов начинают знакомить с историей края с каменного века, дескать, местность представляла собой тундровую зону, где двигались стада мамонтов, зубров и шерстистых носорогов и первые люди-охотники появились в периоде 70–30 тыс. лет до нашего времени.
Первое упоминание татар происходит в части, где говорится о Великом переселении народов, в которое были вовлечены тюркоязычные племена — предки современных татар, чувашей, башкир и др. «Татары относятся к тюркской группе народов, говорящих на родственных языках. Первоначально тюркоязычные племена жили на Алтае, в степях Южной Сибири, Монголии и северных областях Китая и вели кочевой образ жизни», — говорится в проекте учебника. Также упоминается, что древние татары, огузы и кипчаки являлись родственными племенами и составляли основную часть древнетюркского населения. Среди племен, положивших начало Тюркскому каганату, впервые называются племена, носящие имя отуз-татар, токуз-татар, и это было первое появление имени татар на страницах истории.
А что касается булгар, то они входили в союз племен, обитавших в лесостепной и степной зонах Казахстана и Западной Сибири, и появились в степях Восточной Европы в составе гуннских племенных объединений в V–VI веках. Затем они стали подданными Тюркского каганата. В начале VII века болгарские племена объединяются для борьбы за освобождение от власти Западно-Тюркского и Аварского каганатов. Прогнать авар удается хану Кубрату, и в 632 году в причерноморских и приазовских степях возникает первое государство булгар — Великая Булгария. Племена, осевшие в Среднем Поволжье, в конце VII века стали называть булгарами или волжско-камскими булгарами. И по мере усиления экономической власти и военной мощи, а также на фоне ослабления власти Хазарского каганата росло стремление правителя Булгарии Алмыша добиться независимости, но, чтобы объединить племена, нужна была единая вера. Как описывают историки, в 921 году хан направил в Багдад письмо с просьбой прислать мусульманских наставников и строителей мечети, а также средства и специалистов для возведения крепости на границе с хазарами. Датой принятия ислама Волжской Булгарией в книге указано 16 мая 922 года, когда на торжественном собрании представителей всех племен зачитали письмо халифа и Алмыш объявил его своим покровителем. Договор о мире с Киевом формулировкой «Пока хмель не станет тонуть, а камень плавать» был подписан в 985-м при киевском князе Владимире I.
О периоде Золотой Орды в учебнике говорится обтекаемо: завоевание русских княжеств Чингисханом упоминается вскользь, понятие «татаро-монгольское иго» не употребляется. «Этот термин, который пришел к нам еще с дореволюционных времен, висел надо всем, притом что был очень оценочным, негативным, дающим соответствующие оценки этому периоду. Теперь официально такой термин не используется, ныне данный период называется „зависимость русских земель от ордынских правителей“. Можно спорить, хороший ли этот термин или нет, но четко можно сказать одно: он более научный, чем „иго“, и более или менее нейтральный», — объяснял Гибатдинов в интервью нашей газете в 2021 году.
Но есть описание падения Волжской Булгарии в 1237-м и того, как в 1242 году Бату основал свою ставку в Среднем Поволжье и Болгар стал первой стационарной столицей Орды, которая управлялась татарской клановой аристократией. Упоминается и Александр Невский как князь, который вернул Рюриковичам утерянную власть, сохранив для христианской Руси автономию в вопросах религии, упрочил первенство своей династии и установил доверительные отношения с ханской властью в Сарае.
«Во время противостояния джучидов с Каркорумом некоторые русские князья, такие как Даниил Галицкий, брат Александра Невского Андрей Ярославич и Михаил Черниговский, пытались опираться на европейские королевства и на римского папу, которые хотели установить власть католической церкви на Руси. Александр Невский же избрал путь сотрудничества с золотоордынскими правителями. Именно благодаря заложенной им политике Северо-Восточная Русь стала новым центром православного мира», — говорится в проекте учебника.
С монгольскими завоеваниями термин «татары» распространился по всей Евразии и вошел в источники как обозначение всех подданных Чингисхана, в дальнейшем так обозначали тюркоязычных жителей Золотой Орды, а с распространением ислама стал использоваться как синоним мусульманина, пишут авторы книги. Но как сформировались современные территориальные группы татар? Образовавшиеся на западных землях после распада Улуса Джучи ханства стали называться татарскими юртами, отражая состав населения. Термин «татары» использовался как общее обозначение жителей страны, но уже добавлялись и местные самоназвания: казанские, крымские, касимовские, астраханские, сибирские, темниковские, алатырские татары и др. Общность языка, религии, традиций и обрядов стали основой для единства оседлого населения государства и вели к формированию единого средневекового татарского народа.
Хузин и Ко приводят и доводы последствий завоевания Казанского ханства: татары лишились своей государственности, стали подчиненным народом, испытывали национально-религиозный гнет, активные противники русской власти были физически уничтожены или изгнаны, лишившись всех своих богатств и пр.
Иван Грозный в новой истории не такой уж и грозный
В параграфе «Вхождение нашего края в состав Российского государства» описывается то, как после приглашения на казанский престол касимовского хана Шах-Али в 1519 году правительство Василия III стало настаивать на дополнительных договорах для того, чтобы окончательно утвердить свою власть над Казанским ханством, превратив его в марионеточное государство. Это привело к разрыву мирных отношений, начались военные походы в казанские земли, которые заканчивались неудачно. «Для отторжения западной части казанских земель в 1551 году была возведена крепость Свияжск, на базе которой царские силы непрерывно проводили военные операции в регионе. Это привело к подчинению Горной стороны. Чтобы остановить войну и вернуть западную часть ханства, казанцы согласились выдать ханшу Сююмбике (единственный раз, когда упоминается правительница Казанского ханства, — прим. ред.) с Утямыш-Гиреем и принять в качестве хана лояльного Москве Шах-Али». Авторы отмечают, что причиной падения Казани, а вслед за ней и других юртов – наследников Золотой Орды являлись раздиравшие их внутренние конфликты.
Любопытно то, что в этой части учебника Иван Грозный упоминается всего 2 раза, а осада крепости описывается так: «Больше месяца под стенами Казани шли ожесточенные бои. <...> Штурм закончился взятием ханского дворца и пленением хана Ядыгара».
Для сравнения: в учебнике от 2001 года «История Татарстана» авторства Фаяза Хузина, Искандера Гилязова, Булата Султанбекова и других историков о событии пишут более красочно: «Штурм начался 2 октября после оглушительного взрыва у Аталыковых ворот, поднявшего в небо башню и часть стены. Вверх полетели камни, люди, бревна, комья земли. Оборонявшиеся еще не успели опомниться, как последовал второй, более мощный взрыв. Со всех сторон русские войска ринулись на штурм. Начались уличные бои. Гремела артиллерия, свистели стрелы. Последние бои шли у стен мечети Кул-Шариф в центре крепости. Вооружившись чем попало, юные шакирды, муллы и абызы атаковали наступающих и все до единого пали в жестокой сече. Отчаянно сражалась в ханском дворе личная гвардия Ядыгара, который оказался бесстрашным и умелым организатором обороны города. Казань пала. Царь велел всех оставшихся в живых мужчин истребить, женщин и детей взять в плен. Город был отдан воинам на разграбление. За три дня очистили от трупов одну из улиц в крепости, ведущих к ханскому двору. Иван Грозный въехал в крепость и заложил в ней Благовещенскую церковь. Казанское ханство прекратило свое существование. Его территорию включили в состав Руси, а Иван Грозный стал именовать себя и „царем Казанским“. Население завоеванного края еще в течение нескольких лет вело вооруженную борьбу. Однако его сопротивление в условиях превосходства сил Русского государства не смогло привести к восстановлению независимости».
Также в старом учебном пособии говорится о Казанской войне (1552–1557) и других восстаниях за восстановление самостоятельного государства. О восстании начала 80-х годов историк Николай Карамзин писал: «Восставшие… резались с московскими воинами на пепле жилищ своих, в лесах и в вертепах, летом и зимою, хотели независимости или смерти».
Хузин и Ко приводят и доводы последствий завоевания Казанского ханства: татары лишились своей государственности, стали подчиненным народом, испытывали национально-религиозный гнет, активные противники русской власти были физически уничтожены или изгнаны, лишившись всех своих богатств и пр. «Первым шагом стало вытеснение коренного населения с обжитых земель. Так, оставшиеся в живых татарские жители были изгнаны из Казани. Им вообще запрещалось проживать ближе чем в 30 верстах от города. Татарские населенные пункты в этом радиусе были также уничтожены. <...> Уже в первые дни после захвата Казани была учинена кровавая расправа над мусульманским населением Казани, по приказу Ивана Грозного подверглись разрушению все мечети в городе. Сразу же стали закладываться первые церкви. Многие пленные казанцы были поставлены перед издевательским выбором: креститься или умереть», — писали историки четверть века назад.
А в новом проекте учебника для 6-х классов говорится, что служилые татары проживали в Татарской слободе — «особой территории за озером Кабан, выделенной для поселения татарам, лояльным царскому правительству». О крещении мягко пишется, что крестившихся освобождали от податей и повинностей, и привлеченная этими льготами часть нерусского населения приняла христианство, так во второй половине XVI века начала формироваться самобытная группа крещеных татар.
Лидер движения, писатель и общественный деятель Галимджан Ибрагимов, предложил создать пять штатов: Казахстан, Крым, Кавказ, Туркестан, Идель-Урал
Период национального самоопределения татар
Далее содержание двух учебников не сильно разнится. Правда, старое пособие, где в начале XIX века на передний план выходит вопрос национального самоопределения татар, изобилует фактами, фамилиями, деталями. В проекте нового учебника говорится о «туфракчылар», или татаристах, которые хотели создать автономию. Лидер движения, писатель и общественный деятель Галимджан Ибрагимов, предложил создать пять штатов: Казахстан, Крым, Кавказ, Туркестан, Идель-Урал. Последний по плану должен был включать территорию проживания татар, башкир, чувашей, марийцев и ряда других местных коренных народов. Это должно было стать автономией внутри России с широкими внутренними полномочиями, но без создания отдельного государства.
Как пишут историки, между «туфракчылар» и «тюркистами» произошел раскол на почве отношения к Октябрьской революции и в итоге провозглашенный 1 марта 1918 года штат Идель-Урал не заработал. А через месяц его органы были разогнаны. Затем татарские большевики и левые эсеры разработали уже новый проект — Татаро-Башкирская республика. Но 20 марта 1919 года была провозглашена отдельная Башкирская АССР. Поэтому началась подготовка к созданию Автономной Татарской Советской Социалистической республики. Согласно проекту, в нее планировалось включить территории компактного проживания татар, кроме тех, что вошли в состав Башкирии. Площадь АТССР должна была составлять порядка 120 тыс. кв. км, а население — 5,1 млн человек. Декрет об образовании ТАССР выпустили 27 мая 1920 года.
«В ТАССР коренизация выражалась в обеспечении представительства татар во всех советских и хозяйственных учреждениях, в продвижении татар как представителей титульной нации на руководящие должности, внедрении татарского языка в делопроизводство, поддержке развития национальной культуры. После принятия декрета ЦИК и СНК ТАССР от 25 июня 1921 года о признании татарского языка обязательным во всех государственных учреждениях необходимым требованием при приеме на работу служащих стало знание ими обоих государственных языков», — пишут авторы нового учебника.
Также в отличие от нового пособия в старом подробно описываются 1936–1938-е годы, вошедшие в историю страны как время «большого террора», когда были репрессированы или расстреляны общественные и политические деятели и пр. Приводятся данные о том, кто, когда и за что был арестован и казнен в республике. В новом учебники эти кровавые страницы истории отсутствуют вовсе.
Период руководства Рустама Минниханова преподносится как пик рассвета Татарстана и больше походит на чиновничий отчет
Наши дни: «забыли» суверенитет и Конституцию РТ, но не Магасумова
Описание 1990-х в новом учебнике начинается с того, что автономия сдерживала развитие Татарстана, ограничивала самостоятельность и финансы, а население было недовольно замалчиванием недостатков — сокращалась сеть национальных школ, ограничивались сферы распространения татарского языка. Как решение приняли Декларацию о суверенитете ТАССР и Конституцию РТ. В целом деятельность первого президента РТ Минтимера Шаймиева (кто в новейшее время был до него у руля республики, не упоминается) историки называют успешной, поскольку тот реализовал «модель Татарстана», основанную на взаимодействии с федеральным центром. И новый статус открыл «широкие горизонты для развития системы образования, культуры татарского и других народов республики». О деятельности националистических движений и конфликтах с федеральным центром не сказано ничего.
Для сравнения: в старой версии учебника политическая жизнь 1990-х представлена более детально: «Осенью 1991 года политическая нестабильность в республике усилилась. Дело доходило даже до стычек демонстрантов с милицией. 15 октября представители национального движения попытались ворваться в здание, где заседал Верховный совет, чтобы потребовать от него законодательного закрепления суверенитета Татарстана. 24 октября 1991 года постановление „Об акте государственной независимости Республики Татарстан“ было принято», — писали историки в 2001-м.
Период руководства Рустама Минниханова преподносится как пик рассвета Татарстана и больше походит на чиновничий отчет. Говорится, что деятельность главы РТ по обеспечению эффективного социально-экономического развития, общественно-политической стабильности, межнационального и межрелигиозного мира «еще более укрепила позиции республики как передового региона России». Историки констатируют, что бешеными темпами начало строиться жилье, успешно заработала нефтехимическая отрасль, укрепляется IT-отрасль, проводятся международные события (Универсиада, чемпионат мира по футболу – 2018, «Игры будущего»), перечисляют профессиональные спортивные клубы, театры, музеи, фестивали и пр.
Разумеется, ни слова не говорится о том, что не был продлен договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и РТ», татарский язык исчез из обязательной части школьной программы, в 2023-м переписали Конституцию РТ, убрав слово «суверенитет» и прочее. Одним предложением это описывается так: «С 2023 года высший пост в республике стал именоваться Раис Республики Татарстан».
Финальные 8 страниц посвящены спецоперации с перечислением оказываемой помощи фронту и имен Героев России. В том числе упоминается Ирек Магасумов, который, напомним, лишен звания Героя РФ после неоднозначного судебного процесса по делу об убийстве жительницы Луганска. Проект учебника заканчивается выдержкой из послания Минниханова Госсовету РТ о том, что проблемы участников СВО и их семей не должны оставаться без внимания.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 104
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.