Народные избранники подтягивались в холл Госсовета в приподнятом настроении, обсуждая будничные и служебные дела Народные избранники подтягивались в холл Госсовета в приподнятом настроении, обсуждая будничные и служебные дела Фото: Сергей Елагин

Мухаметшин: «Аргументирую тогда тем, что и глава против»

Сегодняшнее заседание Госсовета РТ на первый взгляд не готовило ничего сверхъестественного. Судя по утвержденной повестке, главным вопросом должно было стать принятие республиканского бюджета на 2025–2027 годы. Но, как давно известно, самые острые вопросы парламент заранее не анонсирует. Так вышло и на этот раз.

За полчаса до начала ничто не предвещало скандала. Народные избранники подтягивались в холл ГС в приподнятом настроении, обсуждая будничные и служебные дела. «Как всегда, прекрасно выглядите!» — отметил коммунист Мансур Гарифуллин секретаря Госсовета и депутата от «Единой России» Лилию Маврину. Неподалеку глава комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин, которому сегодня предстояло представить проект бюджета, обсуждал с коллегой и ректором КГМУ Алексеем Созиновым подписку на республиканские печатные издания. «Каждый год есть же перечень, кого поддержать. Я потом смотрю, деньги отдаю, мне приносят — и все. Проще!» — советовал Якунин коллеге вариант, как не стоять в очереди на оформление подписки.

Татарстанские министры шутили о не совсем привычной погоде, вспоминая строчки из знаменитой советской песни. «Что вам сказать про Сахалин? На Сахалине хорошая погода. И в Казани тоже», — отмечал один из собеседников. А вот депутат Госдумы от республики Татьяна Ларионова и председатель комитета Госсовета РТ по соцполитике Светлана Захарова сосредоточенно обсуждали законотворческую работу.

Фарид Мухаметшин и Альберт Хабибуллин Фарид Мухаметшин и Альберт Хабибуллин Фото: gossov.tatarstan.ru

Не менее серьезными были лица у троицы, стремительно пересекавшей холл, — лидер татарстанского отделения КПРФ Хафиз Миргалимов, вице-спикер Госсовета РТ и глава фракции «Единая Россия» Юрий Камалтынов и руководитель комитета ГС республики по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин. Скрывшись за дверями одного из кабинетов, через несколько минут они вновь появились в холле. Увидев спикера парламента Фарида Мухаметшина, все трое решительно направились к нему и начали возбужденно о чем-то рассказывать. «Из 59 наших поправок 25, возможно, примут за сохранение!» — говорил Хабибуллин. Как выяснится позже, речь об изменениях, которые Татарстан предлагает внести в федеральный законопроект о муниципальной реформе, предполагающей отмену двухуровневой системы, упразднение сельских и городских поселений.

Далее уже вчетвером депутаты решали, как поднять этот вопрос на сессии, и рекомендовали спикеру. «Аргументирую тогда тем, что тем более и глава против», — кивнул Фарид Хайруллович, завершая этот импровизированный «мозговой штурм».

Госсовет РТ ранее внес 59 поправок в законопроект о реформе местного самоуправления (МСУ), из которых «почти 25» были поддержаны в Думе Госсовет РТ ранее внес 59 поправок в законопроект о реформе местного самоуправления (МСУ), из которых «почти 25» были поддержаны в Думе Фото: Сергей Елагин

«Куда мы идем, товарищи? Мы хотим кончить наше село?»

Незадолго до начала сессии в сети появилась копия обращения раиса Татарстана Рустама Минниханова в адрес председателя Госдумы Вячеслава Володина. Позже его в своем выступлении упомянет сам глава республики. Суть обращения в том, что двухуровневая модель местного самоуправления за время работы доказала свою эффективность, учитывает местные особенности и традиции регионов, отменять ее было бы неверно. В обращении упомянуты поправки к федеральному законопроекту, которые Госсовет РТ направил в Думу. Судя по всему, о них и упоминал Хабибуллин, рисуя для Мухаметшина «стартовый расклад». И из услышанных корреспондентом «БИЗНЕС Online» слов Альберта Галимзяновича следовало, что не все поправки в Москве поддержали.

Видимо, потому сегодня на сессии понадобилось личное присутствие и довольно яркое выступление Минниханова. Вопрос по муниципальной реформе внесли в раздел «Разное». Но если обычно он в конце, то в этот раз его сдвинули влево. Так что бюджет рассмотрели в экспресс-режиме, уже без реплик и вопросов из зала.

Заявление раиса республики предварял доклад Миргалимова. Судя по всему, устами коммуниста, лидера оппозиционной фракции казанский Кремль решил в более раскованной манере выразить свое негодование. Впрочем, такой политтехнологический ход довольно легко читался, особенно с учетом утекшего в сеть обращения раиса. Так или иначе, Хафиз Гаязович не подкачал и с лихвой использовал свою «минуту славы». Забегая вперед, отметим, что ГС РТ по итогам обсуждения решил отправить Володину полную стенограмму разговора. Такая была договоренность со спикером ГД, уточнил Мухаметшин. Что интересно, два спикера — Госдумы и Госсовета Татарстана — в этом году неоднократно встречались, но решить тонкий политический вопрос кулуарно, видимо, не смогли.

Совсем недавно «БИЗНЕС Online» общался с одним депутатом по поводу реформы, и он подчеркивал, что республика не согласна с предлагаемыми изменениями, даже с учетом обещанной отсрочки на 10 лет. РТ остается заинтересованной в том, чтобы решение о переходе на новую систему местного самоуправления оставалось на усмотрение региона, чтобы это было «возможностью», а не «обязанностью». «Россия огромная, и всех под одну гребенку подводить — это [неправильно]», — указывал собеседник.

Он отмечал еще один «очень немаловажный» момент. «Мы абсолютно не сомневаемся, что специальная военная операция закончится нашей победой. Ребята вернутся, и это будут уже люди, испытанные реальными боями. И вот одна из форм привлечения именно вот этих ребят, прошедших огонь и воду, к общественно-политической жизни уже в мирное время — через депутатство. Потому что среди них, мы не сомневаемся, будет очень много достойных ребят», — говорил парламентарий.

Хафиз Миргалимов не подкачал и с лихвой использовал свою «минуту славы» Хафиз Миргалимов не подкачал и с лихвой использовал свою «минуту славы» Фото: gossov.tatarstan.ru

Так что в нынешнее заседание пришлось внести, по выражению Мухаметшина, «немножко нестандартный момент». Вышедший к трибуне Миргалимов подтвердил, что Госсовет РТ ранее внес 59 поправок в законопроект о реформе местного самоуправления (МСУ), из которых «почти 25» были поддержаны в Думе. Интересно, что до сегодняшнего дня об этих поправках публично не было известно, проводили их, видимо, без лишнего шума.

Как отмечал Хафиз Гаязович, практика показала жизнеспособность двухуровневой системы с сельскими и городскими поселениями и депутатами. «Это передний край для избирателей. Они идут к органам поселения, к депутатам, председателю, решают хозяйственные и иные вопросы! Представьте себе, каждому избирателю надо ехать в районный центр!» — переживал коммунист за население. Возникал логичный вопрос: почему же ранее Госсовет РТ все-таки поддержал законопроект в первом чтении? Да, с оговорками, тем не менее. Об этом далее в нашем тексте.

Депутатами сельских поселений в республике являются более 7,5 тыс. человек — это подготовленные люди, они знают свою территорию, то, сколько там живет человек, и их проблемы, продолжал лидер татарстанского отделения КПРФ. А в Госдуме сидят «теоретики»! «[Они] ни одного дня не работали региональными депутатами. Хотя бы одного депутата спустили на поселенческий уровень. Пусть попробуют поработать хотя бы месяц. Они узнали бы, что такую систему власти нельзя нарушать!» — считает Миргалимов.

Принятие федерального закона готовится «спортивными темпами», его хотят принять уже до конца года. «Кто-нибудь задумывался, к каким последствиям может привести принятие такого закона? <…> Мы что, хотим окончательно кончить наше село, которое столько лет оставалось местом, которое бережно хранит и передает из поколения в поколение традиционные ценности наших народов, воспитывает трудолюбивую молодежь, защитников Отечества?» — задавал вопросы депутат.

Он добавил, что ликвидация поселенческого управления «станет самым серьезным ударом в судьбе наших сел и деревень». И этого нельзя допускать. «Ломать не строить. Зачем ломать то, что хорошо работает? Давайте дадим этот рычаг выбирать на региональном уровне», — предложил Миргалимов, призвав доверять властям субъектов.

Рустам Минниханов: «Решения, которые принимает Госдума, это же система управления государства. Кто им дал такое право, если не спросить у населения?» Рустам Минниханов: «Решения, которые принимает Госдума, — это же система управления государства. Кто им дал такое право, если не спросить у населения?» Фото: Сергей Елагин

«На ровном месте страна будет спорить, какая система правильная-неправильная. Это стыд, позор!»

«Можно, Фарид Хайруллович, я тоже выскажусь», — вступил Минниханов, прервав «подводку» от Мухаметшина, к которой спикер готовился. Раис повторил, что власти Татарстана уже обратились к Володину по поводу обсуждаемого вопроса. «Наша страна большая, огромная. Одним шаблоном ею управлять нельзя. Наверное, какие-то изменения были, будут, к этому надо нормально относиться. Мы же не против, если где-то населения мало, людей нет, пожалуйста, [упраздняйте поселения], — сказал он. — Надо не нам дать право, а им дать право создавать такую систему управления».

Все более эмоционально Рустам Нургалиевич продолжил: «Решения, которые принимает Госдума, — это же система управления государства. Кто им дал такое право, если не спросить у населения? Вот у нас несколько глав, которые работали [в районах], сейчас представляют [республику] в Госдуме. Их мнение спросили? Те люди, которые в муниципалитете в жизни не были, принимают решения, какая система должна быть там».

Раис РТ вспомнил, что во времена его работы в муниципалитетах в разных должностях он всегда опирался на сельсовет. Показал Минниханов и на сидящего рядом вице-спикера Марата Ахметова, который «еще больше в районе работал». «Есть другой путь? Нет! Никто это не слышит. Я же не ставлю [под сомнение] профессиональный уровень [сенатора Андрея] Клишаса, [депутата Госдумы Павла] Крашенинникова. Они сильные, мощные, но в этих вопросах с людьми не работают», — добавил он.

В республике ежегодно для глав районов и сельских поселений проводят учебу, опираются на них. А во время проведения СВО государство тем более должно быть единым. «На ровном месте страна будет спорить, какая система правильная-неправильная. Это стыд, позор! В Думе мы будем обсуждать, как должна страна управляться. Она неплохо управляется. Пусть скажут: „Татарстаном плохо управляют“», — негодовал раис.

Рассказал он и том, что РТ отправляла делегации в Узбекистан, чтобы изучить и перенять их «прекрасный опыт» работы с населением на местах и молодежью.

Кроме того, законопроект предполагает создание районного или городского структурного подразделения муниципалитета. Но назначенные там руководители не будут нести такой же ответственности перед населением, как избранные главы. «Он зарплату получил, сегодня его на работу поставили, завтра — нет, — считает Минниханов. — Человек, которого избирало население, вместе с ними живет, перед ними отчитывается. Он не приезжий!»

Дальше он снова затронул тему СВО: «Мы обращаемся к ним (главам поселенийприм. ред.), через них мы и контрактников формируем. Кто-нибудь из этих депутатов на похоронах [военнослужащих] был? Такое же на них. Вы представляете, как это сложно? А кто работает с семьями погибших? Они! У нас других людей нет. Эти люди авторитеты. Мы за эти 15 лет сформировали некий авторитетный пласт людей. Мы что, их потеряем? Кому они мешают? Что, в стране нет других проблем? Сегодня мы в Государственной Думе будем оспаривать те или иные решения. Это же неправильно».

Минниханов вновь оговорился, что не против, чтобы регионы, где «двухуровневая система не способна работать», переходили на одноуровневую. Также он выразил уверенность, что его слова дойдут до Госдумы. И, словно снова обращаясь к Володину, сказал: «Нельзя допускать такого спора и ненужных рассуждений. Какое решение будет, мы его выполним, но все решения должны быть во благо государства. Люди, которые пока не понимают, что такое муниципалитет… очень жаль. Вот мы говорим о KPI руководителей субъектов: люди довольны твоей работой или нет? Как ты будешь с ними связываться, какой контакт у тебя будет с ними? Нет у тебя контакта, если нет людей, на кого мы опираемся!»


В завершение своей речи Минниханов выразил благодарность руководителям и депутатам сельских поселений. «Я не знаю зачем, кому это в голову пришло... Тем, кому надо… Наверное, наша страна большая. И это правильно. Сегодня у нас враг не коммунисты и не „Единая Россия“. Враг у нас один. Поэтому надо работать во благо победы нашей страны», — закончил он.

«Конечно, ерунда!» — выходя из зала, ответил Мухаметшин сотруднику аппарата ГС РТ на вопрос о том, как ему муниципальная реформа. Аналогичного мнения придерживались и остальные участники сессии, покидающие зал заседаний. Например, депутат Госдумы от РТ Айдар Метшин отметил, что по данному вопросу власти Татарстана и депутаты федерального парламента от региона выступают единым фронтом. «Позиция едина: необходимо сохранять двухуровневую систему управления государственной властью на поселенческом уровне. Те наши основные аргументы продиктованы мнениями людей и опираются на них. В первую очередь это тот опыт, который мы наработали с момента принятия закона №131», — сказал он. «Это незыблемые и базовые вещи, о которых говорил Рустам Нургалиевич. Мы свою позицию выразили в поправках», — сказал депутат и оговорился, что «процесс непростой». Видимо, речь шла о согласовании с центром.

На выступление раиса сослался и Хабибуллин: лучше и глубже, чем Рустам Нургалиевич, наверное, не скажешь. В разговоре с «БИЗНЕС Online» он оценил шансы республики на отстаивание своей позиции. «Я в вашем издании как раз и видел, что именно благодаря мнению Татарстана введен переходной период (отсрочка вступления в силу реформы на 10 летприм. ред.). Кнопки голосования находятся у депутатов Государственной Думы. Наверняка они будут голосовать, как им велит сердце. Но я считаю, что жизнь докажет нашу правоту», — подчеркнул он.

Как отметил Хабибуллин, в данном проекте закона есть явные подводные камни. Например, особенно местные власти волнует ст. 32. «Она связана с полномочиями. В этом новом проекте достаточно сложная схема есть — некоторые полномочия непередаваемые. Там в законе написано, что есть часть полномочий, которые возможно передавать с центра субъекта на муниципальный уровень. Есть ряд полномочий, которые возможно передавать с муниципального на региональный уровень. Но мы же понимаем, что все это связано с формированием бюджетов», — рассуждал депутат.

Он предупредил, что в случае принятия законопроекта в нынешнем виде потребуется пересмотр Бюджетного кодекса Российской Федерации, что отразится и на местных бюджетах. «Где уверенность в том, что это будет сделано вовремя? Если бы прислушались к нам… Ведь наше мнение гласит, что переход на одноуровневую систему — это же же не обязанность, а возможность. Субъекту Российской Федерации предоставляется возможность на свое усмотрение определить систему местного самоуправления», — настаивал глава профильного комитета.

Категорически против нового закона был и в прошлом глава Аксубаевского района, а ныне депутат Госсовета Камиль Гилманов. «Я, как бывший глава района, который проработал не один десяток лет, говорю: „Россия держится на селе“. Деревня сегодня решает все. А СВО? Все же наши ребята воюют из села, те же главы поселений или сельсоветов их отправляют, встречают, их семьи. Это только с этой стороны. А с другой — программа самообложения. Без глав поселений она совершенно не будет работать. Они каждого человека знают, они собирают и софинансируют. Это все разрушается!» — переживал Гилманов. «Может быть, она (реформаприм. ред.) актуальна где-то, но для Татарстана, для моего района, конечно, неприемлема вообще», — резюмировал бывший хуҗа.

«Ликвидация низового уровня местного самоуправления позволит прекратить «сражения за деньги и власть» на местах, а действующая система «никуда не годится», объяснял Павел Крашенинников «Ликвидация низового уровня местного самоуправления позволит прекратить «сражения за деньги и власть» на местах, а действующая система «никуда не годится», объяснял Павел Крашенинников Фото: duma.gov.ru

О какой реформе идет речь и как к ней относились в Татарстане

В 2020 году поправки в Конституцию закрепили понятие единой системы публичной власти. После этого приняли закон об общих принципах организации публичной власти в субъектах (именно по нему «президента Татарстана» переименовали в «раиса»). А в продолжение в декабре 2021-го депутат ГД Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас внесли новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который и должен был завершить реформу, заложенную конституционными изменениями.

Для всех мэров предложили установить единый срок полномочий — пять лет, а губернаторам дать возможность напрямую участвовать в назначении глав муниципалитетов и отрешать их от должности за «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности» и неисполнение переданных полномочий. Главная же новелла — в упразднении муниципалитетов первого уровня (городские и сельские поселения). Предполагалось, что к 2028 году все они должны быть объединены в более крупные муниципальные или городские округа. Ликвидация низового уровня местного самоуправления позволит прекратить «сражения за деньги и власть» на местах, а действующая система «никуда не годится», объяснял Крашенинников. Для Татарстана новый закон оставлял два вида муниципального образования — городской (Казань и Набережные Челны) и муниципальный округ (43 района).

«Это абсурдно – двухуровневой системы нет нигде!»: Минниханов и Госсовет – за ликвидацию сельских поселений

Хоть и с оговорками, но Госсовет РТ в конце 2021 года поддержал концепцию законопроекта. Вероятно, тогда надо было остыть после громких поправок в Конституцию Татарстана. Ну а самое главное — еще не началась спецоперация на Украине. «По большому счету это должно было случиться», — признавал Минниханов. Он добавлял: «Предложение надо принять, но в дальнейшем внести наши изменения с учетом интересов». В первом чтении Госдума оперативно одобрила законопроект 25 января 2022 года. Начался сбор поправок.

Оказалось, что в республике почти тысяча муниципальных образований (если точнее, 956), а в результате реформы 911 поселений (872 сельских и 39 городских) должны быть упразднены. Законопроект также предусматривал упразднение депутатского корпуса на поселенческом уровне. А это больше 7,5 тыс. человек! Власти сразу же подготовили более 30 предложений к законопроекту, позже из них выделили 13 самых важных.

Что предлагал Татарстан? «Очень четко» прописать полномочия муниципалитетов, а также сохранить модель, когда избранный глава муниципалитета может возглавлять местную думу и не слагать с себя депутатских полномочий. Проект же закона запрещает совмещать руководство муниципалитетом и пост депутата. «Его население избрало, он представляет круг своих избирателей и слагает полномочия, но при этом возглавляет представительный орган. Непонятно, [как], не будучи депутатом, он возглавляет представительный орган», — объяснял непонимание Хабибуллин. Также у Госсовета РТ и экспертов было «очень много вопросов по механизму передачи полномочий от субъекта к городским и муниципальным округам».

Без 911 поселений и 7,5 тысячи депутатов: Татарстан готовится к реформе местного самоуправления

Второе чтение законопроекта в Госдуме было запланировано на март 2022 года. Но после начала СВО предоставление поправок несколько раз переносилось и в итоге «зависло». Как позже писали «Ведомости», работающую систему решили не трогать до президентских выборов в марте 2024-го. Также это связывали и с присоединением четырех новых субъектов.

в Татарстане почти тысяча муниципальных образований (если точнее — 956), а в результате реформы 911 поселений (872 сельских и 39 городских) должны быть упразднены В Татарстане почти тысяча муниципальных образований (если точнее, 956), а в результате реформы 911 поселений (872 сельских и 39 городских) должны быть упразднены Фото: «БИЗНЕС Online»

Только в октябре этого года Госдума вернулась к рассмотрению новой редакции закона. Срок подачи поправок ко второму чтению закончился 22 октября, их набралось более 900. 11 ноября прошло заседание рабочей группы по подготовке законопроекта ко второму чтению, передавал «Коммерсантъ». Новая редакция закона предполагает три вида полномочий: непередаваемые (исключительная компетенция муниципальных образований), передаваемые (которые субъект РФ сможет забрать себе) и полномочия, которые регион вправе отдать муниципалитету.

Переход на одноуровневую систему МСУ до принятия новой редакции уже произошел в 20 субъектах, где были одобрены соответствующие региональные законы, указывал Крашенинников. «Но также мы знаем, что у нас есть субъекты, которые пока не очень хотят переходить. Мы понимаем все эти моменты и приняли решение сделать большой переходный срок — до 1 февраля 2035 года», — объявил глава комитета. Он добавил, что решение о таком долгом периоде было принято «в том числе в связи с позицией Татарстана», с властями которого «дискуссия продолжается».

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы от РТ Айрат Фаррахов объяснял, что республика имеет опыт успешной работы двухуровневой системы МСУ, а отказ от нее может сказаться на реализации прав различных групп населения и вовлечении граждан в решение вопросов местного значения.

Позицию Татарстана парламентарий объяснял тем, что действующая система доказала свою эффективность, ее сохранение «обеспечивает устойчивое развитие интересов различных групп населения». Также, отмечал он, переход к одноуровневой системе для всех может привести к потере эффективности управления на местах. «Например, сегодня 7 663 депутата избраны на поселенческом уровне в РТ. Кто они? Это люди, которые имеют активную жизненную позицию, активную гражданскую позицию, они патриоты, и с ними нам очень эффективно работать. Люди им доверяют. В перспективе наши патриоты, возвращающиеся с СВО, могли бы постепенно замещать эти должности. Они становились бы для них трамплином», — делился Фаррахов.