«Недоедают» сети «Водоканала» и всех крупных и малых городов, за исключением, наверное, самых богатых», — говорил сегодня мэр Казани Ильсур Метшин о тяжелом состоянии внутренних органов города, для поддержки которых ждут деньги федеральной программы. МУП «Водоканал» уже подало заявку в минстрой, готовит десятки проектов. О том, за что мэр благодарил большую политику, сколько новых водителей удалось привлечь в дорожные МУПы и насколько казанские дороги лучше, чем в среднем по России, — в материале «БИЗНЕС Online».
Доля казанских дорог, находящихся в нормативном состоянии, достигла планового значения в 85%. Это серьезная цифра, отметил Ильсур Метшин на сегодняшнем утреннем совещании в исполкоме
Площадь ремонта дорог Казани превысила размер Монако
Сегодня утреннее совещание в исполкоме столицы РТ началось с итогов строительства, капитального ремонта и реконструкции дорог в городе. Общий годовой бюджет превысил 31 млрд рублей, сообщил замруководителя исполкома Казани Игорь Куляжев. Площадь работ за год выросла на 30% до 2,4 млн кв. м, что сопоставимо с 340 футбольными полями или территорией государства Монако.
«Масштаб работы в этом году связан, безусловно, с подготовкой [к саммиту] БРИКС. Спасибо большой политике, что большие мероприятия, большая волна поднимают все лодки», — говорил мэр столицы Татарстана Ильсур Метшин. Он вспомнил 2013-й, когда в городе планировали заасфальтировать 1 млн кв. м: «Для нас это была олимпийская высота».
Бюджет распределили так:
- 17,1 млрд рублей — на строительство и реконструкцию дорожных объектов. Это реконструкция Горьковского шоссе, строительство второго участка Вознесенского тракта. В этом году также расширили до четырех полос улицу Нурихана Фаттаха в «Салават Купере». Завершают дорогу, ведущую к новому зданию театра им. Камала на Кабане. Провели капремонт моста «Миллениум», построили новый мост через Монастырскую протоку в районе села Отары и улицы Технической, реконструирован мост через реки Вертелевку и Солонку.
- 10,4 млрд рублей — на ремонт дорог и улично-дорожной сети. На эти деньги отремонтировали проспект Ибрагимова, улицу Чистопольскую. Суммарно 29 участков дорог, четыре подземных перехода на Батурина, Ташаяк, Ершова, Саид-Галеева. В 6 надземных пешеходных переходах в утепленных шахтах запустили 13 новых лифтов со сроком службы 25 лет.
- 3,75 млрд рублей потратили по программе «Наш двор». На эти деньги благоустроили 459 многоквартирных домов, сделали 5 тыс. парковочных мест и свыше 100 контейнерных площадок. За пять лет работы программы в Казани благоустроили дворы 2,2 тыс. домов.
И это не все. На Краснококшайской отремонтировали участок коллектора длиной 1 км и диаметром 1 и 1,2 м, а рядом с новым театром им. Камала построили очистные сооружения для ливневых стоков с улицы Назарбаева, Павлюхина и проспекта Универсиады. Новые дороги сделали к садовым товариществам «Мечта», «Ивушка», «Автомобилист», «50 лет Победы», «Волга», ЗАО «Кварт».
Доля казанских дорог, находящихся в нормативном состоянии, достигла планового значения в 85%. Это серьезная цифра, отметил Метшин. Для сравнения: в среднем в целом по стране этот показатель составляет 54%.
Проблемы остаются с дорогами в городских поселках, в которых проживают 230 тыс. человек — каждый пятый казанец. «Дороги эти оставляют желать лучшего. Безусловно, нам нужно добиваться выделения средств на дороги, капитальный ремонт и капитальное строительство в поселках», — сказал мэр Казани.
Из-за аномальных снегопадов с 17 января по 2 февраля в начале этого года в Казани действовал план «Буран», дороги убирались в усиленном режиме
«Мы вам подставили плечо, но шею никто подставлять не собирается»
Речь о зимнем содержании города, которое стартовало 15 октября, мэр начал с пересказа утреннего разговора с раисом.
«Сегодня с утра разговаривали с Рустамом Нургалиевичем. Он у меня спросил: как дела? Я ему сказал, что пока снега нет, все прекрасно. Он тоже, как и вы, посмеялся. Но снег нужен, поскольку есть озимые, есть сельское хозяйство. Но дай бог в равномерном количестве принимать его на нашу землю», — отметил казанский градоначальник.
Прошлая зима в Казани отметилась большим количеством осадков. Из-за аномальных снегопадов в столице РТ действовал план «Буран». Были дни, когда город стоял в 11-балльных пробках. С казанских улиц вывезли около 1,7 млн т снега. Это рекорд за всю историю Казани.
О требованиях к содержанию зданий и территорий в зимний период на совещании напомнил начальник управления административно-технической инспекции исполкома Казани Наиль Минвалеев. «Автомобильные дороги, пешеходные тротуары, надземные переходы, лестницы должны быть очищены на всю ширину. Несвоевременная очистка тротуаров вызывала несправедливую критику жителей. Были задержки внутриквартальных проездов — подходы к школам, детским садикам, поликлиникам. Приходилось перестраивать очередность уборки, организовывать подъезд машин с продуктами к магазинам», — говорил Минвалеев, вспоминая ситуацию начала года.
«Результаты прошлой зимы при обильном снегопаде никого не устраивают: ни нас, ни автовладельцев, ни жителей, — взял слово Метшин. — Да, не хватает мощи дорожных предприятий, недостаточно денег, людей. Мы включились, увеличили тариф, собрав все дополнительные доходы по сусекам. Мобилизовали, дополнительно выделили на содержание, понимая, что это важно для города. Особенно в период снегопадов. Своим ресурсом помогаем набрать людей, кадровая служба за неполный месяц рекрутировала 38 новых работников, и эта работа продолжается. Уважаемые директора, надо понимать, что мы вам подставили плечо, но шею никто подставлять не собирается. Работайте так, чтобы справляться с любыми вызовами, снегопадами».
Идут встречи управляющих компаний и ТСЖ с жителями по уборке и вывозу снега со дворов за дополнительную плату.
«Следим за тем, как они проходят, радости не много», — оценил результаты Метшин.
Ежедневно аварийно-диспетчерская служба принимает свыше 100 заявок о нештатных ситуациях на сетях предприятия. Работает 10 аварийных бригад по 5–7 рабочих
Состояние сетей «Водоканала» остается критичным
Следом на совещании рассмотрели деятельность городского «Водоканала». В этом году предприятие завершит реконструкцию биологических очистных сооружений за 7,5 миллиарда. Рекультивацию иловых полей за 8 млрд рублей продолжают республиканские структуры. Весь иловый осадок уходит на переработку в цех термомеханической обработки осадка, который был построен «Водоканалом» в 2022-м. В этом году весь полученный гранулят реализован в качестве биотоплива на цементный завод «Евроцемент» в Мордовии.
Стабильно критическим остается состояние сетей. В среднем изношено 70% инфраструктуры и сетей, сообщил гендиректор предприятия Рустам Абдулхаков. Он отметил, что в этом году казанскому водопроводу исполнится 150 лет — 50% сетей водоснабжения и водоотведения проложены в 1930–1970-е и изношены на 100%. 65 км сетей водоснабжения и канализации ветшают ежегодно — это 2% длины всех сетей.
«Высокий процент износа — ключевая причина возникновения аварийных ситуаций», — сказал Абдулхаков. Ежедневно аварийно-диспетчерская служба принимает свыше 100 заявок о нештатных ситуациях на сетях предприятия. Работает 10 аварийных бригад по 5–7 рабочих. В сложных ситуациях аварию устраняют до 30 человек.
Расходы на устранение аварий и их последствий отвлекают значительные средства предприятия. «Что усугубляет ситуацию с уровнем недоремонта остальных сетей», — подчеркнул Абдулхаков.
На модернизацию сетей нужно 127 млрд рублей, из которых 53 млрд — для реконструкции сетей водоснабжения и канализации. Оставшиеся деньги — на обновление насосных станций водозаборов, зданий, сооружений.
Накопились проблемы и на Волжском водозаборе, основном для Казани. «Водоканал» запланировал там работ на 190 млн рублей только в ближайшей перспективе. Деньги пойдут на ремонт железобетонных емкостей и фильтров-отстойников очистных сооружений, ремонт кровли, замену оборудования, а также улучшение бытовых условий персонала.
Исправить ситуацию с сетями в течение 10 лет можно, если ежегодно выделять по 5,3 млрд рублей. Начав в 2025-м, к 2034 году получится заменить 72 км сетей канализации — 80% изношенных железобетонных коллекторов и 320 км сетей водоснабжения — 43% сетей водоснабжения с 100% износа.
В этом году «Водоканал» при подготовке города к саммиту БРИКС заменил 3,9 км сетей на 10 отрезках в центральной части города за 370 млн рублей. Еще 410 млн рублей привлекли из федерального бюджета, 718 млн рублей выделило предприятие. Так, отремонтировали еще 19 километров. На капремонт сетей, инфраструктуры ежегодно удается выделять в среднем по 2 млрд рублей, а с учетом обновления инфраструктуры требуется не меньше 10 млрд рублей.
Недоремонт в Казани сопровождается жесткой тарифной политикой. Тариф на водоснабжение в городе один из самых низких по Татарстану. Столица РТ на 10-м месте с 29,41 рубля за куб. м, а среди городов-миллионников — на 11-й строчке рейтинга.
«Уровень тарифов должен быть значительно выше относительно действующих, — говорит Абдулхаков. — При этом невозможно решить проблему высокого износа сетей за счет тарифных источников. Ждем анонсированную на 2025 год раисом республики программу по модернизации коммунальных сетей».
Исправить ситуацию с сетями в течение 10 лет можно, если ежегодно выделять по 5,3 млрд рублей
«„Недоедают“ сети „Водоканала“ и всех крупных и малых городов, — отметил Метшин. — За исключением, наверное самых богатых: Москвы, Санкт-Петербурга. Сети под землей буквально воют, видим многочисленные провалы. В городе 10 хорошо оснащенных бригад, „летучек“, а аварий — до 100 в сутки. Некоторые прорывы устраняем по три года. Сделали 2 километра северного коллектора, и еще 1,5 надо делать у „Татнефть Арены“. Глубина залегания такая, что открытым способом не сделаешь. Вся надежда на анонсированную федеральным правительством программу модернизации сетей, которую поддержал раис республики. Подготовили список, первыми выделили средства на проектно-сметную документацию. Надеемся на скорейший старт программы».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.