В Узбекистане представили проект культурного центра им. Алишера Навои от знаменитой архитектурной студии Zaha Hadid Architects — первого комплекса зданий будущего Нового Ташкента, что появится к востоку от нынешней столицы страны. Речь идет о переносе туда в перспективе большинства управленческих и административных учреждений. Планируется, что город займет территорию около 20 тыс. га и в нем появится 200 тыс. новых высокооплачиваемых рабочих мест. Постоянный автор «БИЗНЕС Online» востоковед Азат Ахунов рассказывает, для чего понадобился властям проект «Новый Ташкент» и как его оценивают местные жители.
Культурный центр им. Алишера Навои
Масштабы впечатляют
В Ташкенте представили проект первого сооружения будущего города — Нового Ташкента. Это культурный центр им. Алишера Навои, разработанный известной студией Zaha Hadid Architects. Центр будет включать в себя государственный музей литературы (с залом на 400 мест, 13 постоянными выставочными залами, реставрационной мастерской и хранилищем для 3,5 тыс. рукописей), международный научный центр и школу-интернат с углубленным изучением узбекского языка, литературы и музыки. Общая площадь комплекса составит 23 тыс. кв. метров.
Масштабы действительно впечатляют. Это заметно уже по первому проекту для будущего Нового Ташкента. И в целом речь идет о переносе туда большинства управленческих и административных учреждений — министерств и ведомств, университетов, библиотек, театров и других объектов. А на месте нынешних, оставшихся в старом городе зданий откроются гостиницы, объекты сферы услуг и торговли.
Новый Ташкент (выделен темно-зеленым цветом) будет расположен к югу-востоку от старого Ташкента
В целом проект «Новый Ташкент» — масштабная инициатива по созданию современного города на востоке от столицы Узбекистана, между реками Чирчик и Карасу. Планируется, что город займет территорию около 20 тыс. га и станет домом для 2 млн жителей, обеспечивая их всей необходимой инфраструктурой.
Разговоры о переезде столицы на новое место велись на протяжении последних нескольких лет, официальный старт был дан еще в апреле 2023 года, но вот мечты наконец стали обретать очертания реальности.
«Если мы не начнем проект Нового Ташкента, через пять лет люди не смогут жить в Ташкенте», — заявлял президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
Проекты компонентов города Новый Ташкент разрабатываются 20 компаниями из Сингапура, Великобритании, Китая, Германии, Турции, Нидерландов, Южной Кореи и ОАЭ. Ожидается, что полный проект будет завершен в течение 6–10 лет. По другим оценкам, строительные работы будут продолжаться как минимум до 2050 года.
Общий вид будущего Нового Ташкента
200 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест на базе инновационных технологий
Новый Ташкент призван стать современным, экологически чистым и комфортным городом, который будет способствовать дальнейшему развитию региона и улучшению качества жизни его жителей. Проект направлен на разгрузку существующей инфраструктуры Ташкента и создание новых возможностей для проживания, работы и отдыха.
Общественный транспорт Нового Ташкента будет состоять только из электробусов. При этом, исходя из принципа «зеленый и безопасный город», будут созданы комфортные условия для свободного передвижения пешеходов и велосипедистов.
Особое внимание уделяется экологичности и комфорту. Планируется создание центрального парка площадью 420 га, искусственных каналов и озер между кварталами, аллей вдоль рек Чирчик и Карасу, а также условий для отдыха людей. В проекте предусмотрено использование возобновляемых источников энергии и технологий для эффективного использования дождевой воды, которая будет собираться и использоваться для озеленения.
Общий вид будущего Нового Ташкента. Проект
Впервые в Центральной Азии будет построена станция тригенерации, которая станет вырабатывать электроэнергию, отапливать здания осенью и зимой, а летом охлаждать.
Для соединения с Ташкентом планируется строительство двух подземных линий метро, что позволит добраться до нового города за 30−35 минут. Кроме того, через реки Чирчик и Карасу построят 7 мостов, а основная инфраструктура нового района разместится под городом, где также будут перемещаться автомобили, что снизит нагрузку на сеть, а все активности для людей будут над землей.
В новом городе будет создано 200 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест на базе инновационных технологий. Для этого построят новые технопарки, IT-парк, появятся образовательные и медицинские кластеры.
Общий вид будущего Нового Ташкента. Проект
Самая грязная столица
Согласно официальным заявлениям, правительство Узбекистана намерено осуществить проект «Новый Ташкент» в связи с перенаселенностью столицы, транспортными проблемами и нехваткой зон для отдыха.
Но только ли в этом причина?
Во-первых, старый Ташкент уже не соответствует нынешним амбициям властей. Хотя его кардинально перестроили относительно недавно — после разрушительного землетрясения 1966 года.
«Новому Узбекистану» позарез нужен Новый Ташкент: яркий, современный и динамичный. Второй Дубай или Куала-Лумпур. «Косметический ремонт» старого Ташкента в виде строительства Ташкент-Сити на месте снесенных махаллей (кварталов) Олмазор и Укчи на территории общей площадью 80 га, а также ряда других помпезных зданий, видимо, не дал ожидаемого эффекта. Если строить, то заново, чтобы все было новое — блестело и сверкало. Таков местный менталитет.
Но и вторая причина лежит на поверхности — катастрофическая экологическая ситуация в «старом» Ташкенте. Два года назад столица Узбекистана вышла на 1-е место в мире, обогнав Дели, по уровню загрязнения воздуха. В настоящее время Ташкент занимает «почетное» 3-е место.
К примеру, в сентябре 2024 года концентрация взвешенных частиц в воздухе города превышала рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) нормы почти в 16 раз. ВОЗ рекомендует, чтобы концентрация не превышала 5 мкг/м³, тогда как в Ташкенте этот показатель достигал 80 мкг/м³.
Вот самые последние данные: в минувшую пятницу станция мониторинга в Ташкенте показала результат в 203 AQI. Это значит, что зафиксировано превышение в 25,5 раза выше рекомендуемого ВОЗ.
Основными источниками загрязнения воздуха являются выхлопные газы автотранспорта (до сих пор в ходу дешевый и вредный бензин Аи-80), промышленные выбросы и бытовое отопление. Географическое расположение города, окруженного горами, способствует накоплению загрязняющих веществ в атмосфере, поскольку слабая циркуляция воздуха затрудняет их рассеивание.
Но не только это. В Ташкенте, да и везде по стране, идет масштабное строительство. Город превратился в большую стройку. Строительная пыль летает везде и проникает всюду. Население бьет в набат, власти знают о ситуации, предпринимают какие-то меры, но пока мало что меняется в лучшую сторону. Переезд в чистый и экологичный Новый Ташкент, возможно, решил бы эту проблему. Но понятно, что не для всех.
Одно из зданий Ташкент-Сити
Откуда электричество будет поступать в Новый Ташкент?
Строительство Нового Ташкента вызвало неоднозначную реакцию среди местных жителей. Как обычно, любые начинания властей встречают здесь скептически. Вероятно, люди просто привыкли не доверять представителям власти.
Некоторые выражают опасения, что проект может привести к социальному расслоению, что он якобы затеян власть имущими для себя любимых.
«Одна и очевидная цель — отделить богатых от бедных, возвести стены и забыть об их проблемах. Хотя строят на деньги налогоплательщиков и им же перепродают в сотни раз дороже», — пишет, к примеру, один из комментаторов.
Блогеры задаются вопросами о финансировании проекта и его влиянии на экономику страны. Обсуждаются возможные риски и затраты, связанные со строительством. «Пока ни одна мощная электростанция не была построена после распада СССР, — отмечает один из пользователей сети. — Откуда электричество будет поступать в Новый Ташкент?»
Также возникают вопросы финансирования строительства зданий и инфраструктуры. Потянет ли один Узбекистан такой груз? Власти предполагают привлечь широкий круг инвесторов из разных стран, в том числе и из России. Например, идут переговоры о строительстве «Квартала Санкт-Петербурга» в Новом Ташкенте.
Но кто же станет жильцами всех этих великолепных домов? Уже сейчас заметны трудности с продажей новых квартир в Ташкенте. За последние несколько лет столица пережила настоящий строительный бум. С отменой обязательной прописки в 2020 году в столицу хлынули тысячи людей из областей. Для них в основном и строилось новое жилье. Тем более правительство стимулировало спрос льготным кредитованием, субсидиями малоимущим.
Но результаты первого квартала этого года указывают на уменьшение числа сделок в Ташкенте. Основная причина заключается в высокой стоимости жилья и сокращении доходов населения из-за роста повседневных расходов. Судя по информации, размещенной на сайтах строительных фирм, цена на квадратный метр в популярных новостройках Ташкента колеблется в переводе на рубли от 70 тыс. до 200 тыс. рублей за «квадрат». Даже для столичных жителей это дорого.
Впрочем, есть и положительные отклики. Пользователи социальных сетей положительно оценивают планы по созданию в Новом Ташкенте зеленых зон и внедрению экологически чистых технологий. Многие отмечают, что проект способствует модернизации города и созданию новых рабочих мест.
Таким образом, хотя официально проект «Новый Ташкент» позиционируется как инклюзивный и предназначенный для всех слоев населения, общественные дискуссии продолжаются, и важно следить за дальнейшим развитием проекта и его реализацией на практике. Однако сам по себе амбициозный замысел с ультрасовременной начинкой и претензией фактически на новую столицу свидетельствует, что современный Узбекистан и его элита созрели для качественного перехода в новое состояние. От периферийной постсоветской республики (с архаичными представлениями от мире) к постиндустриальномку государству XXI века.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.