Не секрет, что на падение ИПП влияют и ограничения о нефтедобыче в рамках ОПЕК+. В этом, по словам Коробченко, нужно искать дополнительный ресурс — идти в производство высокомаржинальной продукции Не секрет, что на падение ИПП влияют и ограничения по нефтедобыче в рамках ОПЕК+. В этом, по словам Коробченко, нужно искать дополнительный ресурс — идти в производство высокомаржинальной продукции Фото: Андрей Титов

«Выручка в нефтехимии гораздо больше, чем в добыче!»

Еще в июле казалось, что динамика производства в Татарстане близка к стагнации. За первые 7 месяцев этого года республика заняла 12-е место по индексу промышленного производства (ИПП) среди регионов ПФО. По сравнению с июлем 2023-го объемы промпроизводства выросли всего на 1%. Гость редакции «БИЗНЕС Online» Олег Коробченко призвал не воспринимать эти цифры близко к сердцу. Во-первых, как считает данные Росстат — знает только он сам. Во-вторых, свою роль играет эффект низкой базы у других регионов. «Была у мужика одна корова, а стало две. Индекс промышленного производства будет 200. Понимаете, да?» — объяснял вице-премьер – министр промышленности и торговли Татарстана в ходе интернет-конференции с читателями нашей газеты.

«По выручке и в количественном выражении мы стали производить [продукции] больше, даже если не учитывать инфляцию. В прошлом году мы произвели продукции на 5 триллионов рублей, — напомнил Коробченко. — В этом году ожидаем прироста до 5,7 триллиона рублей. При этом количестве дать какой-то процент [роста индекса] очень сложно. Часть нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств встала на плановые ремонты, реконструкцию. К концу года они подтянутся и покажут дополнительный рост».

Не секрет, что на падение ИПП влияют и ограничения по нефтедобыче в рамках ОПЕК+. В этом, по словам Коробченко, нужно искать дополнительный ресурс — идти в производство высокомаржинальной продукции. Зачем продавать сырую нефть, когда ее можно переработать во что-то более ценное? «Мы изучали, какую маржу дает один человек в разных отраслях. Оказывается, выручка в нефтехимии гораздо больше, чем в добыче! Нефтедобычу, я считаю, можно оставить на этом же уровне (35 млн т ежегодноприм. ред.), но уходить глубже в переработку. Мы уже перерабатываем больше 70 процентов своей нефти», — рассказал наш собеседник.

Прямо сейчас обрабатывающей промышленности РТ нужно 10 тыс. новых рабочих, в ближайшие пять лет потребность достигнет 55 тыс. человек Прямо сейчас обрабатывающей промышленности РТ нужно 10 тыс. новых рабочих, в ближайшие пять лет потребность достигнет 55 тыс. человек Фото: «БИЗНЕС Online»

«Кадры из сервиса нужно переманить в промышленность»

Высказался Коробченко и о стартующей с 2025 года налоговой реформе. В частности, налог на прибыль вырастет с текущих 20 до 25%. По мнению министра, это не критичный рост. Мол, когда ставка налога на добавленную стоимость в стране повысилась с 18 до 20%, это был гораздо более значительный удар по бизнесу. Сейчас же промышленность больше беспокоит рост ключевой ставки ЦБ РФ до 19% годовых.

«Кто-то скажет, что работать и не инвестировать сегодня — это просто страшно, — говорит Коробченко. — А брать кредит и инвестировать — это самоубийство! Гораздо выгоднее продать все что есть, собрать все имеющиеся деньги, положить их на счет — и пускай они там лежат и сами зарабатывают. Но это обманчивая ситуация. И она временная. Кто инвестирует сейчас в промышленности, тот будет в лучшей ситуации в будущем. Надо идти и вкладывать в проект, особенно если он импортозамещающий».

Другой болезненный вопрос — дефицит кадров. Прямо сейчас обрабатывающей промышленности РТ нужно 10 тыс. новых рабочих, в ближайшие пять лет потребность достигнет 55 тыс. человек. Где их взять? Министр предлагает взглянуть на сферу услуг: склады, сервисы доставки, торговые сети. «Нам реально нужно кадры из сферы услуг переманить в промышленность. Этих магазинов огромное количество. Ничего страшного не случится, если они немного поредеют», — сказал Коробченко. На сегодня один человек в промышленности минимум зарабатывает 10 млн рублей, из этой суммы миллион приходится на налоги. А один человек в сфере услуг приносит государству почти ноль рублей, т. к. не создается товар с добавочной стоимостью. Хотя такой работник получает зарплату выше, чем в промышленности.

Коробченко прокомментировал стратегические планы по развитию промышленности республики. Одна из приоритетных задач — наладить производство метилхлорсилана на мощностях «КЗСК-Силикона» Коробченко прокомментировал стратегические планы по развитию промышленности республики. Одна из приоритетных задач — наладить производство метилхлорсилана на мощностях «КЗСК-Силикон» Фото: «БИЗНЕС Online»

О возрождении «КЗСК-Силикон»: «Нужна поддержка государства»

Коробченко прокомментировал стратегические планы по развитию промышленности республики. Одна из приоритетных задач — наладить производство метилхлорсилана на мощностях «КЗСК-Силикон». Напомним, в 2022 году детище Евгении Даутовой на банкротных торгах выкупило ООО «Полибиохим» известного предпринимателя Валерия Самилова.

«Без метилхлорсилана не получится сделать герметики, которые нужны нашей авиации, подводным лодкам, космическим кораблям. Это очень важный проект. Пока новый собственник проводит бизнес-расчеты. Они провели технический аудит оборудования — оно пригодно для использования. Смотрим экономическое обоснование. Чтобы вся экономика проекта „полетела“, нужна поддержка государства. Возможно, налоговые льготы. Это ведь малотоннажная химия. Издержки большие», — указал Коробченко.

Другой перспективный проект — атомная энерготехнологическая станция (АЭТС) по производству водорода в Менделеевске. По словам Коробченко, «Росатом» принял окончательное решение «приземлить» проект в Татарстане, хотя у них было несколько предложений в других регионах. «Козырем» республики стал уже проектирующийся газопровод Можга – Елабуга мощностью 10 млрд кубов газа в год, по которому будет идти сырье для водорода.

«У „Росатома“ есть огромное количество проектов в России и за рубежом, которые они сейчас финансируют. Они выбирают, кто будет первый по финансированию. Планируем их убедить, чтобы они в первую очередь приняли решение по финансированию проекта в Менделеевске», — поделился министр.

«Росатому» приглянулся Троценко: водородную АЭС за 300 миллиардов построят в Менделеевске?

В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» Коробченко также рассказал о роли мигрантов для промышленности республики, мечте наладить производство авиадвигателей в Татарстане, планах КАМАЗа по расширению рынка грузовых автомобилей и рисках роботизации. Полную версию беседы читайте в ближайшее время в нашей газете.