Вадим Янгиров подвёл итоги сезона Timerman в колонке для «БИЗНЕС Online» Вадим Янгиров подвел итоги сезона Timerman в колонке для «БИЗНЕС Online» Фото: timerman.org

Рекорды-2024

В этом году мы провели 13 мероприятий в 7 городах Татарстана. Это очень большой объем, мы поняли, что уже не «вывозим» какие-то вещи только своей командой, и призывали дополнительные силы. Все это, конечно, приятные проблемы — болезнь роста.

Старты собрали в общей сложности 90 тыс. участников — это рекордный показатель для нас. Все началось с «Казанского марафона». Мы ставили перед собой планку в 30 тыс. бегунов, а вообще были рады и просто побить допандемийный рекорд — 25 тыс., но в итоге собрали 28 152 человека. Я счастлив — в 2023 году на «Казанском марафоне» было 12 тысяч.

Ко всем последующим стартам Timerman интерес участников был в 1,5 раза выше, чем ранее. Sviyaga Fest собрал 1,5 тыс. участников — лучший результат с момента запуска в 2018-м. Свободные места закончились за месяц. На «Ночной Казани» мы выпустили в продажу тысячу дополнительных мест и собрали 3,5 тыс. бегунов. «Казанский национальный полумарафон», последнее мероприятие в нашем календаре, тоже показал лучший результат: финишировали 6,5 тыс. человек при 7,5 тыс. регистраций.

На «Казанский национальный полумарафон» купили места 7,5 тыс. человек На «Казанский национальный полумарафон» купили места 7,5 тыс. человек Фото: timerman.org

Секреты «Казанского марафона»

Чем объяснить ажиотаж? Думаю, это эффект «Казанского марафона», аудиторию которого нам удалось увеличить более чем вдвое. Во-первых, выбрали для марафона удобные даты: мы открывали беговой сезон в РФ и не пересекались с другими крупными стартами. Во-вторых, объединили наш старт с чемпионатом России по марафону. К нам приехала вся беговая элита страны. В-третьих, мы хорошо пошумели в медиаполе. Многие видели выпуск шоу во «ВКонтакте» «Кстати», где министр спорта РТ Владимир Леонов рассказал о нашем забеге Гарику Харламову, Денису Дорохову и Азамату Мусагалиеву. Наконец, хорошо отработали в корпоративной лиге Timerman. Ее участники направили на старт 4 тыс. человек, и в будущем этот показатель вполне реально увеличить до 10 тысяч.

«Казанский марафон» впервые показали в прямом эфире «Матч ТВ» полностью «Казанский марафон» впервые показали в прямом эфире «Матч ТВ» полностью Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще один момент — наш старт показывал «Матч ТВ». Телеканал впервые в своей истории транслировал в прямом эфире полный российский марафон. Нам рассказали, что рейтинги для воскресного утра были очень хорошие. Да, профессиональные бегуны потом высказывали особые мнения об организации, но эти «недочеты» заметило только 5% аудитории, остальные наслаждались эмоциями марафона. Три часа трансляции из Казани на федеральном канале — это шикарно.

Будем смотреть на марафонцев стран БРИКС

Нельзя не отметить приезд на «Казанский марафон» иностранных спортсменов. Напомню, с момента введения санкций к нашей легкой атлетике в 2015 году этот старт стал первым в России, в котором участвовали иностранцы. У нас были тяжелые переговоры с европейскими агентствами, получили очень много отказов, но смогли договориться о приезде двоих кенийцев.

Алексей Реунков выиграл марафон в Казани Алексей Реунков выиграл марафон в Казани Фото: «БИЗНЕС Online»

Суперкрутых бегунов не рассматривали намеренно — дорого и незачем. Нам хотелось показать борьбу. Ваня Кузнецов, который 25 км держался с африканцами, и итоговая победа Алексея Реункова — это то, чего мы ждали.

Понятно, что кенийцы оставили смазанное впечатление, — один повредил ахилл и сошел с дистанции, у другого после 30-го километра стало плохо с животом, — но я не думаю, что их досрочный финиш — это спланированный сценарий. Было видно, что они хорошо подготовились. Первую половину марафона кенийцы пробежали за 1 час 6 минут — неплохой результат. Думаю, их подвела погода: для нас была нормальная температура, а для них — мороз. Да и какая им выгода от схода с дистанции? Они даже не получили гонорары за свое участие: в контракте прописано условие, что надо финишировать.

Мы уже обсудили наш опыт с коллегами из других марафонов в России и сошлись в том, что подход нужно менять. Теперь мы будем фокусироваться на беговой элите стран БРИКС. Например, лучшие марафонцы Китая бегут примерно на том же уровне, что наши марафонцы.

Старты Timerman привлекают по большей части участников из других регионов и стран Старты Timerman привлекают по большей части участников из других регионов и стран Фото: timerman.org

Где найти бегунов в Татарстане?

Хочется, чтобы наши 90 тыс. не стали разовой историей под юбилей. Надо удержать эту планку в следующем году, а в идеале — поднять. Потенциал для роста — у нас, в Татарстане. Наши старты привлекают по большей части спортсменов из других регионов и стран. На «Казанском марафоне» соотношение татарстанцев и гостей республики было 25 к 75. На других стартах — примерно 50 на 50. Так что если брать в среднем, на наших мероприятиях только 35% татарстанцев.

В то же время получается, что мы привлекаем туристов. По самым скромным подсчетам, экономический эффект от одного только «Казанского марафона» — 300 млн рублей (учитываем деньги, которые участники тратят на жилье, питание, посещение города). Так наши соревнования вносят серьезную лепту в экономику региона, ведь в отличие от крупных профессиональных турниров мы ориентированы на любителей, которые, грубо говоря, платят за себя сами.

Мы привлекаем любителей, которые платят сами за себя «Мы привлекаем любителей, которые платят сами за себя» Фото: «БИЗНЕС Online»

Но, конечно, надо повышать процент участников из Татарстана. Что для этого нужно? Завлекать людей в массовый спорт (необязательно в бег) любыми способами. Если человек регулярно занимается физкультурой, он уже потенциально наш.

Если конкретнее, у меня давно была идея провести аналог Недели легкой атлетики в Москве. Это шоу-мероприятие, где бегут звезды — Ольга Бузова, Алина Загитова, Дмитрий Губерниев. Если сможем найти место в Казани, сделать 100-метровую дистанцию и устроить соревнования на самого быстрого студента, певца, чиновника, блогера, это было бы интересно.

Ждем в Лиге марафонов БРИКС Индию, Бразилию и ОАЭ

Напомню, «Казанский марафон» дал старт Лиге марафонов БРИКС. На первом этапе туда входят российские соревнования: наши, петербургские «Белые ночи» в июле, «Московский марафон», который пройдет 12–13 октября.

В Лиге марафонов БРИКС пока только российские старты В Лиге марафонов БРИКС пока только российские старты Фото: «БИЗНЕС Online»

Мы побывали в Питере и остались под впечатлением от увиденного. По сравнению с «Казанским марафоном» коллегам удалось сделать шаг вперед. Например, они привезли не только иностранцев-мужчин, но и женщин: были два кенийца и две эфиопки. Кстати, по итогам «Белых ночей» порядка 400 человек получили значок Лиги марафонов БРИКС, т. к. они бежали и в Казани, и в Санкт-Петербурге. Если кто-то пробежит еще и в Москве, получит специальный трофей лиги.

На втором этапе, желательно в следующем году, к нам должны присоединиться иностранные участники. В приоритете у нас Китай, Бразилия и ОАЭ. В этом плане крайне полезными оказались Игры БРИКС. В последний день соревнований в Казани состоялся саммит министров спорта, и там мы переговорили с представителями интересующих нас стран. Это было первое живое общение с иностранцами — раньше мы только обменивались письмами и проводили видеоконференции.

Нас интересуют Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, а также Нью-Дели и Мумбаи вместе с Абу-Даби и Дубаи «Нас интересуют Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, а также Нью-Дели и Мумбаи вместе с Абу-Даби и Дубаем» Фото: «БИЗНЕС Online»

Партнеров важно заинтересовать финансово

Коллеги поддерживают наш проект, говорят, что им интересно. Как и в России, большинство марафонов за рубежом негосударственные. Это значит, что дальше нам надо общаться непосредственно с руководителями марафонов. С таким предложением к нам обратились министры спорта. В Бразилии нас интересуют два города — Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, в Индии — Нью-Дели и Мумбаи, в ОАЭ — Абу-Даби и Дубай.

Наша задача — не просто объединить независимые марафоны, но и сделать так, чтобы лига зарабатывала сама. Мы должны заинтересовать организаторов марафона финансово. Что значит войти в Лигу марафонов БРИКС? Это значит, что ты заходишь в определенное юридическое лицо. Например, клубы КХЛ — соучредители лиги, и положительный финансовый баланс КХЛ — дополнительная прибыль для клубов, так что у всех есть заинтересованность в развитии КХЛ. У нас должна быть примерно такая же история.

Новый проект Timerman — забеги в национальной тематике Новый проект Timerman — забеги в национальной тематике Фото: «БИЗНЕС Online»

Новый проект — национальные забеги

Работаем еще над одним проектом. Мы несколько лет проводим «Казанский национальный полумарафон», его отличительная черта — национальный колорит. Когда ты приезжаешь в Казань, хочешь не только пробежать, но и познакомиться с местной культурой, узнать о месте, где проходит забег. Мы пытаемся удовлетворить этот запрос на полумарафоне: проводим Сабантуй, угощаем национальной выпечкой, играем татарскую музыку, раздаем тюбетейки.

Некоторое время назад у нас появилась идея тиражировать этот формат на другие регионы и страны. Во время Игр БРИКС мы презентовали проект представителям Беларуси, Узбекистана, Азербайджана и Казахстана. В России общались с Мордовией, Якутией, Чувашией, Марий Эл, Удмуртией и Башкортостаном.

Самого большого прогресса мы достигли в Мордовии. Зимой обсудили идею с главой республики Артемом Здуновым, весной дважды съездили с командой в Саранск, а летом утвердили соответствующую программу. Мы объединим наш старт с большим городским мероприятием. Забег пройдет по нашим стандартам, адаптированным под мордовский колорит. Надеюсь, с этого события начнется шествие этнорана по стране.

Вадим Янгиров