По задумке властей республики, материальное стимулирование должно привлечь больше пользователей, в том числе молодежь, и исправить ситуацию с всплеском смертности По задумке властей республики, материальное стимулирование должно привлечь больше пользователей, в том числе молодежь, и исправить ситуацию со всплеском смертности Фото: Анна Скрып

Не для обогащения, а во имя безопасности

Выплаты за сигналы о нарушениях водителей анонсировали, напомним, в начале сентября. Материальную составляющую решили добавить в приложение «Народный инспектор», которое действует в республике с 2014 года. Суть в том, что сообщивший о нарушении правил пользователь получает 25% от суммы штрафа. Первостепенная задача — не заплатить, а обеспечить безопасность на дорогах, поднять сознательность, подчеркивали участники сегодняшнего брифинга.

Татарстан — единственный регион, где начиная с 2014-го неуклонно снижается число погибших на дорогах. Если 10 лет назад было 709 жертв, то в 2023-м — 279, привел цифры начальник управления административных и правоохранительных органов аппарата кабмина РТ Рустем Кадыров. Очевидно, сейчас пошла обратная тенденция — рост числа погибших, который власти республики не устраивает.

Если за весь 2023-й было 279 жертв, то к 19 сентября этого года погибли уже 211 человек. На конец августа — 192 погибших. Более 2,6 тыс. человек получили ранения в результате ДТП. Самое смертельное нарушение — выезды на встречную полосу, в результате которых 81 человек погиб и 290 получили ранения. Из-за непристегнутых ремней 32 человека погибли и 40 пострадали. Чтобы быть еще убедительнее, начальник республиканской ГАИ Рустем Гарипов не только привел примеры аварий, но и показал участникам брифинга ролик не для слабонервных с кадрами реальных ДТП.

За ремень – 300 рублей, за встречку – 1,5 тысячи: Рифкат Минниханов отсыпет серебра за жалобы на водителей

Госавтоинспекция надеется, что обновленное приложение привлечет большое количество граждан и станет «одним из рычагов» для снижения аварийности. Общественный контроль за дорожным движением, безусловно, необходим, отметил Гарипов. «Согласно Кодексу об административных правонарушениях, одним из поводов к возбуждению дела <…> является сообщение физического лица. <…> Уведомление, поступающее в „Народный инспектор“, также является поводом к возбуждению дела», — пояснил спикер.

Если за весь прошлый год было 279 жертв, то к 19 сентября этого погиб уже 211 человек. На конец августа было 192 погибших. Более 2,6 тыс. человек получили ранения в результате ДТП Если за весь прошлый год было 279 жертв, то к 19 сентября этого погибли уже 211 человек. На конец августа — 192 погибших. Более 2,6 тыс. человек получили ранения в результате ДТП Фото: «БИЗНЕС Online»

Несмотря на вводимые выплаты, сервис не должен быть средством наживы, указал Гарипов. Ранее в беседе с «БИЗНЕС Online» администратор популярного канала Stop City Racing Руслан рассказывал, что в некоторых регионах даже появились «охотники за головами», которые специально встают на проблемных перекрестках. Но многим важнее факт привлечения к ответственности, а не поощрение, отмечал он. «Недопустимо, чтобы возможность получить денежное поощрение <…> расценивалась как возможность обогащения, как заработок», — указал начальник республиканской ГАИ.

Каждый человек Татарстана должен реализовать свое право на участие в охране общественного порядка, продвигал «Народного инспектора» представитель аппарата кабмина. В качестве примера он привел Израиль, где 70 тыс. человек работают в народных дружинах и «ни копейки не получают». «Не зазорно этим заниматься и нам, я думаю», — сказал Кадыров. Оказалось, что с 9 сентября (когда запустилась версия с вознаграждением) уже получено 1,2 тыс. «платных» заявок о нарушениях.

Деньги приходят после того, как вступило в силу постановление об административном правонарушении. Проще говоря, после вынесения штрафа. Стоит уточнить, что если штрафа нет (например, водитель оспорил), то и денег не будет Деньги приходят после того, как вступило в силу постановление об административном правонарушении. Проще говоря, после вынесения штрафа. Стоит уточнить, что если штрафа нет (например, водитель оспорил), то и денег не будет Фото: ru.freepik.com

Пока в «Народном инспекторе» мало заявок о нарушениях в движении

На данный момент обновленный «Народный инспектор» доступен в трех главных магазинах приложений — App Store, Google Play и RuStore. Нужно либо скачать его, либо обновить до последней версии. Сейчас у приложения уже почти 500 тыс. скачиваний, рассказал первый замглавы минцифры РТ Илья Начвин. Чтобы начать записывать видео (фото не подойдет), достаточно нажать на значок записи. При этом на устройстве должны быть включены геоданные, но при необходимости адрес можно уточнить после записи. После записи и выбора категории нарушения требуется привязать банковскую карту, на которую придет вознаграждение. Статус заявки можно отследить в приложении.

Платить будут за сигналы о 7 нарушениях, прописанных в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП). 6 из них касаются дорожного движения. Так, за сигнал о непристегнутом ремне или отсутствии мотошлема у водителя или пассажиров (ст. 12.6 КоАП РФ) выплата составит 300 рублей (здесь и далее — с учетом НДФЛ). За сообщение о проезде на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика обещают также 300 рублей (ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ). Если водитель выехал на стоп-линию при запрещающем сигнале или жесте регулировщика и пользователь сообщил об этом, выплата составит 230 рублей (ч. 2 ст. 12.12 КоАП РФ).

Самое «щедрое» вознаграждение — 1 440 рублей — обещают за сигнал о том, что водитель выехал на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ). За сообщение о том, что водитель не уступил дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (ст. 12.18 КоАП РФ), «наградят» 435 рублями. Интересно, что по этой статье размер штрафа составляет от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. рублей (на усмотрение суда), но при расчете выплаты исходили из нижней планки в 1,5 тысячи. Столько же — 435 рублей — выплатят за сигнал о том, что водитель за рулем использовал телефон (ст. 12.36.1 КоАП РФ).

Также пользователям «Народного инспектора» станут платить за сигнал о незаконном сбросе мусора с автомототранспортных средств и прицепов к ним (ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ). Размер выплаты — 1 150 рублей.

Начвин подчеркнул, что деньги приходят после того, как вступило в силу постановление об административном правонарушении. Проще говоря, после вынесения штрафа. Стоит уточнить, что если штрафа нет (например, водитель оспорил), то и денег не будет. Кадыров уточнил, что на рассмотрение заявки в ГАИ может уйти до месяца, плюс в течение 10 суток у водителя есть право опротестовать штраф. Так что сразу денег ждать не надо.

«Мы не только хотим мотивировать людей. Мы хотим поддержать тех, кто неравнодушен. В конце концов, на эти деньги [от заявок] можно купить хороший мобильный телефон и продолжать свою деятельность по поддержанию закона. Я думаю, и молодежь в этом поучаствует, будем иметь положительный эффект», — указал представитель аппарата кабмина.

Почему определен такой список «платных» нарушений? Сейчас больше 90% заявок в «Народном инспекторе» связано с нарушениями, когда машина стоит, а не двигается. Люди привыкли сообщать о неправильной парковке, а вот доля сообщений о нарушениях в движении не такая большая. «А люди гибнут именно в движущихся автомобилях. И таких заявок очень мало. По выезду на встречную полосу буквально несколько десятков за последние годы. И было определенное желание усилить внимание общественности», — пояснил Кадыров.

Что касается возможного расширения списка «платных» нарушений, минцифры РТ такую возможность не исключает.

На брифинге отдельно подчеркнули, что в момент движения водителям запрещается фиксировать правонарушение на мобильный телефон, поскольку есть риск ДТП. Да и штраф может «прилететь», есть статья КоАП РФ за использование устройства за рулем. Как тогда быть? Расчет прежде всего на неравнодушных пассажиров, которые находятся в салоне автомобиля, пояснил Кадыров. А вот кадры с видеорегистратора не подойдут, уточнил он позже в беседе с «БИЗНЕС Online». Проблема в том, что такие ролики редко принимают в качестве доказательства. У суда «очень жесткая» позиция — поскольку регистратор не фиксирует, где именно отснято видео, нет уверенности в правильности настроек даты и времени, отметил собеседник.

Если нужна незамедлительная реакциия инспекторов, например, когда замечен нетрезвый водитель, «Народный инспектор» не будет эффективен. Такой заявки в приложении не предусмотрена Если нужна незамедлительная реакция инспекторов, например когда замечен нетрезвый водитель, «Народный инспектор» не будет эффективен. Такой заявки в приложении не предусмотрено Фото: «БИЗНЕС Online»

Что с юридическими препонами и какие тонкости нужно знать

После выступлений перешли к вопросам. «БИЗНЕС Online», в частности, обратил внимание на комментарии экспертов: заявок от водителей достаточно, но, чтобы они не лежали мертвым грузом, нужно увеличивать штат ГАИ. «С поставленной задачей мы будем справляться. Личный состав у нас на посту», — заверил Гарипов. В некоторых подразделениях действительно есть некомплект сотрудников, признал начальник республиканской ГАИ, но оговорился, что в Казани и Зеленодольске такой проблемы нет.

Если нужна незамедлительная реакция инспекторов, например когда замечен нетрезвый водитель, «Народный инспектор» не будет эффективен. Такой заявки в приложении не предусмотрено, отдельно проговорил Гарипов. Кадыров поспешил добавить, что вопрос прорабатывается. Пока же лучше позвонить по горячей линии или воспользоваться телеграм-каналом ГАИ.

Как гарантировать, что видео с фиксацией нарушения не смонтировано и предполагаемого нарушителя не оклеветали? В «Народном инспекторе» используется защищенный видеопоток и само видео можно заснять только через приложение, успокоил Начвин. Гарипов уточнил, что предусмотрено административное расследование с приглашением водителя. Видеозаписи, на которых не видно лицо водителя (например, если не пристегнут ремень) и госномер автомобиля, сразу «будут уходить в мусорную корзину».

Была еще реплика о том, что летящего на красный или с превышением скорости водителя трудно заснять, чтобы к тому же был виден номер. Но спикеры только признали трудность, а как ее решить, не подсказали. «Тяжело записывать быстро едущий транспорт, поэтому у нас заявок мало и мы за эти сообщения предусмотрели определенное вознаграждение», — отметил Кадыров. Правда, осталось непонятным, как выплата поможет зафиксировать быстро едущий автомобиль.

Есть и юридические тонкости. Опыт работы похожего сервиса «Помощник Москвы» показал, что материалы, заснятые на камеру телефона, суды принимают в качестве доказательств неохотно. Действующее законодательство позволяет выносить постановления о штрафах только при автоматической фиксации, например если это камера на трассе. Выходом стало рассмотрение дел в неупрощенном порядке: с вызовом «фотографа» в качестве свидетеля, написанием заявления, опросом собственника автомобиля. Не получится ли так, что заявителям из «Народного инспектора» также придется являться для дачи показаний, уточнил корреспондент «БИЗНЕС Online».

В отличие от московского продукта, работающего как система автоматической видеофиксации, «Народный инспектор» предусматривает административное расследование, объяснил Кадыров. Благодаря привязке к «Госуслугам» будет понятно, кто именно отправил заявку, и дополнительно подтверждать личность не придется. Но в полицию такого заявителя могут вызвать. «Это просто ворота, в которые человек обращается с заявлением о совершенном правонарушении, а дальше начинается большая работа. Возможно, с участием этого человека, возможно, придется с нарушителем, возможно, появятся свидетели». Не исключил возможность того, что дело будет доходить до суда, и Гарипов: «Практика покажет».

Останется ли заявитель анонимным? «Уведомление вашему соседу о том, что вы его сняли, не придет», — отшутился Начвин. Вопрос, придется ли заявителю участвовать в разбирательстве, так и остался открытым. «Мы планируем работать с тем подходом, чтобы не приглашать заявителя на допрос, — сказал Гарипов. На вопрос, как ГАИ поймет, что система эффективна, ответил: — Позвольте, у нас понятия плана нет. Основная задача — это снижение аварийности».

Есть жалобы на некорректное автоматическое определение геоположения, и в кабмине РТ в курсе. Такие сбои возможны и могут быть связаны с планом «Ковер», который вводится в Казани при угрозе атак беспилотников. В спорных случаях вопрос будет рассматриваться во время административного расследования и при необходимости в суде. Если есть какие-то сомнения, они станут учитываться в пользу предполагаемого нарушителя.

Есть и еще один нюанс. Так, если на одно и то же нарушение через приложение поступит несколько заявок, поощрение будет начислено только первому заявителю.