Гастродворик с кафе, ресторанами, салонами красоты и флористическими салонами, зоной фитнеса Гастродворик с кафе, ресторанами, салонами красоты и флористическими салонами, зоной фитнеса

«Коммерцию продать нельзя оставить»: где поставить запятую?

Главное правило для большинства застройщиков — как можно скорее продать жилой комплекс, получить доступ к эскроу-счетам и начать новый проект. Такой тактики придерживаются и многие девелоперы в категории «премиум». Но времена меняются. И на рынке недвижимости премиум-класса покупатель все чаще обращает внимание не на «голые» квадратные метры, которые он приобретает, сколько на концепцию, философию и наполнение жилого комплекса.

Ответ на вопрос о том, в каких условиях будут жить покупатели, есть далеко не у всех девелоперов. Эти условия формирует и наполнение коммерческих площадей. Именно от них будет зависеть набор услуг, трафик и контингент людей, бывающих на территории комплекса.

Многие застройщики с удовольствием избавляются от коммерции в первую очередь. И это понятно: реализуя площади, особенно на ранних стадиях строительства, девелопер получает возможность пополнить свои эскроу-счета и снизить кредитную ставку по проектному финансированию. Если эти «квадраты» оставить себе — выручка «замораживается» в бетоне, а финансовая нагрузка только растет.

Продав коммерческие площади, застройщик не может спрогнозировать их наполнение, а следовательно — гарантировать покупателю определенный уровень комфорта и сервиса, воплощение в жизнь заявленной философии ЖК.

«В отношении коммерческой недвижимости в составе жилых комплексов применяются различные стратегии, — говорит полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов в Республике Татарстан Елена Стрюкова. — Раньше основным решением была продажа на этапе строительства. Сейчас чаще отмечаем, что девелоперы переосмысливают значение коммерции, и, если есть такая возможность, оставляют хотя бы ее часть в собственном управлении».

На данный момент примерно 1 процент застройщиков может позволить себе сохранить все коммерческие помещения в собственности. Особенно если их объем в проекте исчисляется тысячами квадратных метров.
Александр Столяров директор казанского офиса АН «Альтера»
Александр Столяров директор казанского офиса компании «Альтера»

Отправной точкой формирования концепции стал «татарский двор»

По мнению полномочного представителя Российской гильдии управляющих и девелоперов в РТ, при идеальном сценарии концепция коммерческих помещений и их назначение должны быть проработаны еще на этапе проектирования.

«Это современный подход, который позволяет повышать привлекательность объекта не только в процессе проживания, но и при продаже, когда покупатель понимает, какие функции предусмотрены в жилом комплексе. Гарантом реализации этих функций может выступить только сам застройщик», — считает Елена Стрюкова.

Застройщик ЖК «Заря», несмотря на свой богатый успешный опыт в строительстве и управлении коммерческими площадями, решил доверить разработку концепции коммерческих площадей международной девелоперской компании Hines.

Сложно найти компанию международного уровня с более глубокой компетенцией в управлении коммерческими площадями, чем у Hines.
Анна Маршева генеральный директор СЗ «Заря»
Анна Маршева генеральный директор СЗ «Заря»

Hines — один лидеров в сфере управления недвижимости, который активно ведет свою деятельность в 30 странах. Под управлением компании только в жилом секторе свыше 21,4 млн кв. метров. Это примерно в 10 раз больше, чем построили жилья во всей Республике Татарстан за предыдущий год.

Итак, какой же будет общедоступная территория ЖК «Заря»?

Жилой комплекс «Заря» Коммерческие площади  в «Заре» размесятся на первой линии жилого комплекса

«Заказчик поставил нам задачу — рассмотреть проектируемые коммерческие площади с точки зрения создания новой точки притяжения живого района, в котором достаточно равномерно распределены активности, — вводит в курс дела управляющий директор международной девелоперской компании Hines Алексей Супрун. — Интересной была задача совместить в одном проекте яркий общественный двор и приватный внутренний двор для жильцов. Сделать так, чтобы исторический центр был не просто символом, а живым центром для горожан».

Коммерческие помещения в ЖК «Заря» — это 5 тыс. квадратных метров. Часть площадей выходит на первую линию и «смотрит» на Щербаковский переулок Коммерческие помещения в ЖК «Заря» — это 5 тыс. кв. метров. Часть площадей выходит на первую линию и «смотрит» на Щербаковский переулок

В апреле на презентации жилого комплекса Супрун отмечал, что «Заря» уникальный не только для Казани, но и на глобальном уровне проект. Коммерческая и жилая функция ЖК органично переплетены.

Коммерческие помещения в ЖК «Заря» — это 5 тыс. квадратных метров. Часть площадей выходит на первую линию и «смотрит» на Щербаковский переулок (начало проспекта Универсиады).

В гастропространстве будут представлены порядка 30 помещений площадью от 30 до 500 кв. метров В гастропространстве будут представлены порядка 30 помещений площадью от 30 до 500 кв. метров

Основная часть сосредоточена внутри, в дворовой части. Это некий гастродворик с кафе, ресторанами, салонами красоты и флористическими салонами, зоной фитнеса. В гастропространстве будет представлено порядка 30 помещений площадью от 30 до 500 кв. метров. Застройщик отмечает, что они проектируются универсальными — коммерческие лоты можно объединить до необходимой определенному бизнесу площади. Вход в гастродворик пролегает через арку в виде волны, которая как бы намекает на то, что минуя волну, вы попадаете в новое пространство.

Здесь же разместится кофейня «Заря». Там будут представлены торты и пирожные по легендарным рецептам кондитерской фабрики «Заря». Застройщик не только сохранил «гений места», выбрав для ЖК привычный для многих казанцев нейминг, но и работает над возрождением сладкого наследия фабрики. Кондитерское производство располагалось здесь вплоть до 2008 года.

Окруженный жилой и общественной застройкой двор синтезирует площадные представления Востока и Запада, связывает внешнее пространства города и внутреннее пространство жилого комплекса. Елизавета Гренькова, автор проекта, архитектор Bespoke.
Елизавета Гренькова архитектор Bespoke
Елизавета Гренькова архитектор Bespoke

«В основе формирования гастродворика легла тщательно разработанная социокультурная концепция, учитывающая исторические особенности территории, — продолжила автор проекта Ирина Семенова. — Отправной точкой формирования концепции стал „татарский двор“ — уникальное типологическое образование татарского края, проявление национальной идентичности».

Архитекторы Bespoke — авторы архитектурной концепции «Зари» — отмечают: внутреннему двору отводится особая роль в татарской культуре Архитекторы Bespoke отмечают: внутреннему двору отводится особая роль в татарской культуре

Архитекторы Bespoke отмечают: внутреннему двору отводится особая роль в татарской культуре. Это место, перенимающее задачу гостеприимства и социальной жизни нашего народа: пространство, полное жизни и социального взаимодействия. Уютное и теплое место, где можно проводить время с семьей, встречаться с друзьями, устраивать встречи и культурные ивенты. «Опираясь на типологию „татарского двора“ и поддерживая традицию строительства из кирпича, мы создали уникальную открытую городскую типологию, полностью соответствующую историческим архетипам нашего города. Средствами архитектуры как науки о пространственной среде и законах эстетики мы создаем уют и размеренный уклад восточной идентичности в гармонии с западными теоретическими знаниями о комфорте городской среды, качестве натуральных материалов, сценарной детализации урбанизированных пространств», — резюмировали архитекторы.

ЖК «Заря» можно сравнить с MilanoSesto — пожалуй, крупнейший проект городской реконструкции в Италии и один из крупнейших в Европе, который преобразует бывшую промышленную зону Сесто-Сан-Джованни в современный район.
Алексей Супрун управляющий директор международной девелоперской компании Hines
Алексей Супрун управляющий директор международной девелоперской компании Hines

К моменту открытия жилого комплекса все коммерческие площади будут заполнены арендаторами

Вместе с Hines застройщик продумывал и техническое наполнение всех помещений. Предполагая наличие преимущественно заведений общепита, обыграна вся логистика поставок продуктов.

«Из-за непростого рельефа пришлось поломать голову над некоторыми моментами. Например, зона разгрузки транспорта и будущий гастродворик расположены на разных уровнях. Чтобы нивелировать эту проблему, предусмотрены технические лифты и подъемники разного формата — с их помощью рестораторы комфортно смогут доставлять продукты для своих заведений, — вводит в курс дела директор по продажам и маркетингу СЗ „Заря“ Айгюль Салахиева. — Помимо этого, в паркинге будет холодильная комната, чтобы привезенные свежие морепродукты или другие охлажденные изделия можно было туда положить, пока идет процесс разгрузки».

Помимо рестораторов, проект интересен велнес-индустрии: уже ведутся переговоры с одним из федеральных игроков. Также помещение в общедоступной части подземного паркинга с отдельным въездом проектируется под премиальную автомойку, пользоваться которой смогут не только жильцы «Зари».

В паркинге будет холодильная комната, чтобы привезенные свежие морепродукты или другие охлажденные изделия можно было туда положить, пока идет процесс разгрузки». В паркинге будет холодильная комната, чтобы привезенные свежие морепродукты или другие охлажденные изделия можно было туда положить, пока идет процесс разгрузки».

«На этапе строительства жилого комплекса у нас есть возможность адаптировать коммерческие помещения под нужды будущих арендаторов, — резюмировала Маршева. — Мы можем технически наполнить каждое из них так, чтобы потом не пришлось ничего переделывать. Такой подход позволит свести к минимуму временные и финансовые затраты на отделку помещения в будущем».

Управлять коммерческими площадями, как и всем жилым комплексом «Заря, будет одна из ведущих управляющих компаний России — Sawatzky Property Management. Она с 2019 года работает в казанском БЦ Urban — это один из проектов, ранее реализованных командой СЗ «Заря».

Пока всех желающих арендовать помещения в ЖК «Заря» застройщик собирает в шорт-лист. Эксперты рынка убеждены — пустовать ничего не будет.

«Даже несмотря на стоимость — а в центре она всегда выше, чем в других района, — пустовать в этом комплексе ничего не будет: к вводу в эксплуатацию свободных помещений не останется», — дает прогноз директор казанского офиса компании «Альтера».

Сам застройщик не исключает среди арендаторов крупных федеральных банков, салонов красоты и других услуг. Видит в этом закономерность и полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов в Республике Татарстан. «Полагаю, что девелопер формирует коммерческие помещения не только для нужд жителей, потенциал у объекта гораздо больше, — отмечает Стрюкова. — С интересом наблюдаю за развитием проекта. На мой взгляд, помещения в ЖК „Заря“ могут рассматривать и региональные, и федеральные игроки».

Эксперт отмечает, что в данной локации есть готовая инфраструктура, но развитие и благоустройство центра города, появление новых пешеходных маршрутов стимулирует создание новых точек притяжения как для жителей, так и для гостей Казани. У ЖК вдоль Щербаковского переулка появится пешеходный бульвар. Променад длиной порядка 300 м застройщик благоустроит за счет своей территории.

Полагаю, что объект может быть рассмотрен не только под стрит-ретейл, но и под офисы в связи с дефицитом в Казани качественных офисных помещений.
Елена Стрюкова полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов в РТ
Елена Стрюкова полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов в РТ

«Для нас самое главное — чтобы концепция проектов, которые захотят тут расположиться, перекликалась с нашими ценностями и с нашими целями на развитие, — подчеркнула Маршева. — Для нас это не просто квадратные метры. Это концептуальное пространство, способное изменить представление о том, каким может быть жилой комплекс в центре Казани».