Руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов предложил установить квоту на прием детей мигрантов в российские школы — не более 10% от общего числа учеников в каждом классе. Он направил обращение вице-премьеру РФ Дмитрию Чернышенко, сообщает ТАСС. В пресс-службе минобрнауки РТ рассказали «БИЗНЕС Online», что Росстат только 12 августа ввел обязательное требование по ведению статистики детей без российского гражданства.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«Никакого тестирования детей мигрантов на знание русского языка перед началом обучения не проводится, и, поскольку многие из них язык знают плохо, в классах начинаются большие проблемы», — сказал Миронов. По его словам, в последнее время учителя отмечают, что если в классе учится несколько мигрантов, то общаются они исключительно на родном языке. «Причем не только на перемене, но и с учителем во время урока. Хуже всего, когда их численность превалирует над русскоязычными учениками, и тогда в классе начинается хаос, несовместимый с учебой детей и работой учителей. Возникают многочисленные конфликты и развал дисциплин», — подчеркнул глава фракции.

По данным ВШЭ, доля детей мигрантов в школах Центральной России составляет от 7 до 16%, а в отдельных школах доходит до 50% при средней заполняемости 28−30 учеников в одном классе.

В пресс-службе минобрнауки Татарстана не дали информацию по количеству детей без российского гражданства в образовательных учреждениях республики, ссылаясь на то, что Росстат только 12 августа ввел обязательное требование по ведению такой статистики.

При этом в казанских школах обучались 2,3 тыс. учеников, имеющих гражданство иностранных государств, что составляет 1,3% от общего числа учащихся, в детских садах города — 344 ребенка, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе управления образования Казани. Там же добавили, что бо́льшая часть учащихся обладает удовлетворительным уровнем знания русского языка — они могут изъясняться на нем в свободной форме, а также усваивать образовательную программу. Кроме того, там отметили, что, если ребенку необходима помощь, педагоги проводят дополнительную индивидуальную работу с учащимся.

«У всех наших воспитанников есть российское гражданство, но при этом мы зачастую сталкиваемся с тем, что ребенок приходит в детский сад, совершенно не зная ни русского, ни татарского. Да, им уделяется больше внимания, воспитатели прикладывают усилия, чтобы обучить ребенка. Но, к сожалению, в большинстве случаев родители не заинтересованы в этом и, возвращаясь домой, ребенок попадает в свою родную языковую среду», — рассказала «БИЗНЕС Online» заведующая альметьевского детского сада.

Она подчеркнула, что воспитатели стараются объяснять родителям важность общения на русском или татарском языке дома, но чаще всего даже мама им не владеет или владеет только на уровне понимания. «Конечно, мы понимаем значение сохранения национальных традиций в семье. Но ведь дети после детского сада поступают в школу, где нет классов с обучением на их родном языке. И получается так, что такие детки выпускаются из сада с заметным отставанием в речевом и познавательном развитии», — поделилась опытом заведующая.

Напомним, на прошлой неделе стало известно о том, что более половины опрошенных учителей считают, что у детей мигрантов есть проблемы с владением русским языком и освоением общеобразовательных предметов в школе. По данным за 2023 год, в российских школах обучается 181 тыс. детей мигрантов. Сюда входит 178,9 тыс. человек (98,6%) с иностранным гражданством и 2,6 тыс. (1,4%) без гражданства.

В конце июля глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что мигранты, планирующие переезд в Россию вместе со своими семьями, должны заранее обучить своих детей русскому языку. Он подчеркнул, что дети мигрантов должны знать русский язык, чтобы понимать культурный код страны и общаться со сверстниками.