«Мы же все-таки в неспокойное время живем, поэтому надо довериться, наверное, официальной версии», — комментирует собеседник «БИЗНЕС Online» отставания поездов от графика на Горьковской железной дороге (ГЖД). Сегодня утром опаздывали с прибытием сразу пять пассажирских поездов дальнего следования, которые отправились из Казани или направлялись в столицу РТ. Причем фирменный состав №1 «Татарстан Премиум» до Москвы задержался почти на два часа. Это не первый подобный случай, а все эпизоды отставания от графика РЖД объясняет некими «техническими причинами», грузопотоком и даже подготовкой к БРИКС. Эксперты отмечают, что в целом есть проблемы с инфраструктурой, станции «не тянут» и бизнес уже «привык» к опозданиям.
Как рассказали в ГЖД, с опозданием шли сразу 12 поездов дальнего следования
Горьковская железная дорога второй месяц «приносит извинения»
Пунктуальность — одна из фирменных черт железнодорожного транспорта. Железной дороге отдают предпочтение в том числе потому, что, в отличие от самолетов и автотранспорта, выше вероятность добраться вовремя, без опозданий. Правда, этим летом выясняется, что и поезда могут подвести. Этим летом Горьковская железная дорога (ГЖД) регулярно отчитывается об опоздании пассажирских поездов дальнего следования. Такое произошло и в понедельник, 29 июля.
Как рассказали в ГЖД, с опозданием шли сразу 12 поездов дальнего следования. В том числе пять составов, которые курсируют между Казанью и Москвой. Так, фирменные поезда №1 и 2 «Татарстан Премиум» (первый отправляется из столицы РТ в Первопрестольную, второй — обратно) сегодня утром опаздывали на внушительные 1 час 56 минут и 1 час 20 минут. Как-то не премиально. Скорый поезд №148 Москва – Казань опаздывал на 1 час 35 минут, а двухэтажный поезд №24 Москва – Казань — на 1 час 7 минут.
В числе опаздывающих также оказался фирменный поезд №134 «Поволжье», следующий из Санкт-Петербурга в Казань. К слову, 24 июля ехавший в столицу Татарстана корреспондент «БИЗНЕС Online» лично столкнулся с опозданием последнего состава на полчаса. Проводники в поезде на вопросы пассажиров, с чем связано отставание от заявленного времени, только пожимали плечами: «До Москвы ехали в графике, а перед Канашом (город и железнодорожная станция в Чувашской Республике) задержались». К слову, отдельного сообщения от РЖД об опоздании этого поезда не было. Ожидавшие на ж/д вокзале Казань-1 пассажиры при этом опозданию нисколько не удивились. Один из встречавших мужчин рассказал: «Из Москвы постоянно опаздывают».
При этом задерживаться стали не только поезда дальнего следования, но и пригородные, электрички. К примеру, как минимум дважды в июле с опозданием прибывали поезда, которые курсируют из Казани в Нижний Новгород и обратно. Об этих опозданиях ГЖД, судя по релизам на сайте, также не отчитывается, хотя они тоже есть. Если смотреть на новости на портале Горьковской железной дороги, случаи отставания дальних поездов от расписания в июле были всего дважды — 27 и 29 июля.
Опаздывать стали не только поезда дальнего следования, но и пригородные, электрички
В начале июня отставанием поездов на ГЖД возмущался, например, популярный телеведущий Андрей Малахов. В соцсетях он опубликовал видео, снятое ночью на станции Арзамас в Нижегородской области. «Ноль часов, тридцать пять минут. Новости для экономического форума. Каждый день на протяжении уже последних двух с половиной недель все поезда задерживаются в связи с тем, что не хватает бригад для того, чтобы отгонять товарные поезда и не создавать пробки. При этом все люди опаздывают, у всех самолеты, дальнейшие пересадки», — отметил Малахов. Это было 7 июня, а 4 июня была аналогичная проблема, писали местные издания.
О ее масштабе и серьезности говорить сложно. Все-таки все зависит от конкретного пассажира. Кто-то возвращается из отпуска и имеет возможность потерпеть часок-другой, но у других людей действительно может быть запланированная пересадка или перелет. Так или иначе, сложности с попаданием в график, очевидно, пока устранить не удалось.
«В вагонах поддерживается комфортный температурный режим. Пассажиры поездов, имеющих отставание от графика более четырех часов, будут обеспечены дополнительным питанием. Горьковская железная дорога приносит пассажирам извинения за доставленные неудобства и принимает все необходимые меры для ввода поездов в график», — сказано в сегодняшней публикации.
Александр Черемнов: «Будем стараться, чтобы максимально удовлетворить потребность наших пассажиров в качестве и количестве тех поездов, которые мы предоставляем»
Таинственные «технические причины»
Во всех сообщениях «о движении поездов на Горьковской железной дороге» РЖД ссылается на некие «технические причины.
Что за «технические причины», так и остается неясным. «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в пресс-службу ГЖД, но ответа пока не получил. Источник «БИЗНЕС Online» из сферы железнодорожного транспорта отмечает, что технические причины могут быть самые разные: сломался локомотив, потребовалась замена либо, например, возникли проблемы с железнодорожным полотном и понадобился его ремонт. Все это отнимает время.
При этом наш собеседник подтверждает, что задержки в движении происходят довольно часто, но не всегда они столь заметные по времени. Возникает логичный вопрос: ведь локомотивы имеют свойство ломаться, пути регулярно нуждаются в ремонте — все это знакомые железнодорожникам «текущие» моменты, почему тогда ситуация обострилась этим летом?
Частично на него недавно отвечал заместитель начальника Горьковской железной дороги по территориальному управлению Александр Черемнов. На брифинге, посвященном подготовке железнодорожной инфраструктуры к саммиту БРИКС, представитель РЖД признавал: «Конечно, не все так просто с графиком движения пассажирских и пригородных поездов, есть сбои иногда. Они связаны с тем грузопотоком, который есть, и подготовкой к БРИКС, так что требуется некоторая корректировка. Будем стараться максимально удовлетворить потребность наших пассажиров в качестве и количестве тех поездов, которые мы предоставляем», — отмечал Черемнов.
«Действительно, периодически возникают вопросы с графиком движения поездов: зимой у нас были такие задержки частые, связанные с неблагоприятными погодными условиями. Тем не менее мы ехали и довозили людей до места. Вопросы графика достаточно серьезно обсуждаются на уровне Александра Павловича [Черемнова], на уровне начальника РЖД. Буквально на последней встрече министра транспорта и начальника Горьковской железной дороги этому вопросу было уделено серьезное внимание, определенная работа по минимизации таких потерь ведется», — поддерживал гендиректор АО «Содружество» (осуществляет пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории двух федеральных округов — Приволжского и Уральского) Азат Ахметшин.
Выходит, причины две — модернизация инфраструктуры к БРИКС и «грузопоток». Вероятно, Черемнов говорил об увеличении грузопотока и, соответственно, нагрузки на железную дорогу. Стоит вспомнить, что вопросы к РЖД были и у бизнеса. Еще в апреле руководитель подразделения ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» в Казани Андрей Накх вспоминал о зимних задержках в контейнерных перевозках. Среди прочего представитель компании вспомнил о сложностях с перевозкой грузов на Восточном полигоне, которые известны игрокам рынка.
За год ГЖД нарушила график движения более 17 тыс. вагонов со стройматериалами для Татарстана, рассказывал в мае со ссылкой на данные генпрокуратуры депутат Госдумы от РТ Илья Вольфсон. «Генпрокуратура провела проверку в отношении казанского отделения ГЖД и пришла к выводу, что за 2023-й и начало 2024 года накопилось почти 20 тысяч нарушений российского законодательства, касающегося ж/д транспорта. Несвоевременная поставка локомотивов, несоблюдение плана формирования грузовых поездов и норм времени маневренных операций на станциях, а также содержание инфраструктуры в ненадлежащем техническом состоянии. Проще говоря, бардак, разгильдяйство и полный хаос», — указал Вольфсон в своем телеграм-канале и удивлялся «полному безразличию руководства казанского отделения ГЖД».
Что касается пассажирских поездов, здесь ситуация, судя по всему, не такая острая, но тенденция, что называется, налицо. По словам собеседника «БИЗНЕС Online», даже в случае увеличения грузопотока при налаженной работе проблем с движением составов быть не должно. Эксперт поясняет, что график движения поездов формируется на месяц вперед и в нем учитываются все составы. При этом в теории туда могут вносить корректировки, если возникли дополнительные составы. Не исключено, что пассажиры остаются «крайними» из-за попыток решить вопрос с перевозкой грузов.
«Недовольство будет среди туристов при условии, если человек опоздал на свой рейс. Если поезд задержался на полтора часа — это потому, что сейчас железные дороги перегружены из-за количества следующих по ним поездов»
«Наверное, какие-то есть серьезные причины, которые нельзя афишировать»
«Наверное, какие-то есть серьезные причины, которые нельзя афишировать. Мы же все-таки в неспокойное время живем, поэтому надо довериться, наверное, официальной версии», — предложил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике Торгово-промышленной палаты (ТПП) Татарстана Сергей Сотников. Понятно, что нагрузка на железнодорожную инфраструктуру растет и из-за военных грузов.
По его словам, проблемы пока не решены полностью, они системные. «Если мы смотрим по железнодорожным перевозкам грузов, да, есть проблемы, но они системные, быстро не решаются. Мы уже привыкли, мягко говоря, к этому. У нас сейчас такие времена, что очень много людей хочет не решить проблему, а порулить ей и, может быть, где-то денежку на этом заработать», — отметил спикер.
«Я как бы всерьез не воспринимаю многие попытки такие. Все-таки когда дилетанты лезут в это дело, ничего хорошего не выходит. Прежде чем проблему решить, нужно разобраться, в чем ее суть, ключевые моменты решать. А единый оператор (минтранс Татарстана сейчас занимается созданием единого логистического оператора, который бы курировал в том числе железнодорожные грузоперевозки, — прим. ред.) — это дополнительный какой-то посредник, который, по сути, не обладает ни полномочиями, ни компетенциями», — скептически настроен Сотников.
«У нас есть проблемы инфраструктурные, из-за которых у нас задержки. Пропускная способность некоторых станций не позволяет переваривать такой объем груза. И пока не построятся дополнительные какие-то развязки, железнодорожные пути, не расширятся станции, не наберут дополнительных людей, не будет дополнительного подвижного состава, ничего не изменится. Условно говоря, если есть одна железнодорожная колея и один тепловоз, то хоть там 10 операторов сверху посади на этот один тепловоз, он же физически не сможет сделать больше. Поэтому инфраструктурные причины как были, так и остались. А чтобы их решить, необходимы люди с нужными компетенциями, финансы хорошие недорогие, а не те, которые сейчас предлагает Центробанк, и где-то, наверное, даже политическая воля, потому что сейчас коммерческим, рыночным способом эти вопросы не решаются», — добавил председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП Татарстана.
«Недовольство будет среди туристов при условии, если человек опоздал на свой рейс. Если поезд задержался на полтора часа — это потому, что сейчас железные дороги перегружены из-за количества следующих по ним поездов. Люди у нас в стране понимают прекрасно, что задержка на поезде дальнего следования на полчаса-час — это непринципиально», — указал в разговоре с «БИЗНЕС Online» президент ассоциации турагентств РТ Рамиль Мифтахов.
«Конечно же, если опаздывает электричка, следующая в аэропорт, — это хуже, потому что некоторым людям свойственно приезжать впритык, но большинство все равно старается прибыть в аэропорт с запасом, потому глобальной проблемы, конечно, нет. Разумеется, люди недовольны, но при этом понимают, что есть объективные причины того, почему поезд или самолет выбивается из графика», — отметил собеседник.
Для примера Мифтахов вспомнил недавний ураган в Москве. «И люди отсюда летели, а разлетка была через Москву, из которой потом невозможно оказалось вылететь. Люди не успели на свои рейсы. И в аэропорту „Аэрофлот“ еще три дня рассаживал тех, кто не улетел. Это была глобальная проблема: у людей имелись планы, командировки. Здесь ничего не поделаешь — внешние факторы. Природа последние год-два все жестче и жестче с людьми обращается, отвечает им. В этом случае люди понимают, что подобное происходит не из-за нежелания авиакомпании или РЖД выполнять свои обязательства в срок, а из-за объективных факторов», — считает президент ассоциации турагентств РТ.
«Смотрите, РЖД — это в основном для передвижения по России. Скорее всего, когда покупаете билет в РЖД, вы без пересадки будете ехать до конечного пункта: например, Казань – Сочи. В Сочи вы должны прибыть через 35 часов, приедете из-за задержки через 37. И как повлияет то, что вы на два часа позже прибудете, на отдых? Да никак. Потому здесь особо по этому поводу переживать не стоит. А вот если вы едете в аэропорт и у вас стыковочная история, то есть вы с поезда на самолет, то здесь, конечно, нужно всегда выезжать с запасом», — добавил Мифтахов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.