9-летний наркоман-закладчик и 8-летняя девочка, совершившая самоубийство, — с такими трагическими и шокирующими случаями приходится сталкиваться заместителю руководителя исполкома Казани по социальным вопросам Гузель Сагитовой, ставшей новой гостьей интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». В первой части обстоятельной беседы Сагитова рассказывает об усилиях городских властей по противодействию детской преступности, о развитии инклюзии в столице РТ и адаптации экс-директора Кариевского театра, человека из мира культуры, к роли чиновника.
Гузель Сагитова: «Задачи очень масштабные и долгосрочные. Чтобы прийти к ощутимому результату, нужно приложить буквально титанические усилия. Поэтому в каких-то вопросах даже небольшие подвижки уже победа. Но, даже когда результат очевиден, у тебя нет времени на рефлексию, ты сразу переключаешься на другие задачи»
«Женский взгляд на проблемы — это очень важно в решении социальных задач»
— Гузель Рамзилевна, приглашая на должность заместителя руководителя исполкома города человека из творческой среды, мэр Казани Ильсур Метшин, наверное, имел определенную цель? Какие задачи он поставил перед вами при назначении?
— Ильсур Раисович знал меня благодаря объединению «Калеб» и работе в Кариевском театре. Кроме того, на тот момент я была депутатом Казанской городской Думы, председателем комиссии по образованию, культуре и национальным вопросам, выступала с определенными предложениями. Возможно, нужен был человек, который знает область работы и понимает ее задачи, но при этом смотрит на социальную сферу со стороны, сохраняя незамыленный взгляд.
Сагитова Гузель Рамзилевна родилась 13 марта 1982 года в деревне Нижний Заит Шаранского района Республики Башкортостан. Окончила Башкирский государственный университет по специальности «филология» (2004), аспирантуру (2007). Кандидат филологических наук.
2008–2018 — ведущая и редактор в телерадиокомпании «Татарстан — Новый век».
2012–2018 — педагог, доцент Казанской государственной консерватории им. Жиганова, заведующая кабинетом татарского языка.
В 2013 году основала творческое объединение «Калеб».
2018–2021 — директор Казанского татарского государственного театра юного зрителя им. Кариева.
2020–2021 — депутат Казанской городской Думы.
С 15 февраля 2021 года — заместитель руководителя исполкома Казани по социальным вопросам.
Впереди был 2021-й — Год национальных языков и народного единства, поэтому, думаю, мой опыт в этой сфере и мои идеи пришлись к месту. Ну и к тому же я женщина, а их в руководстве города меньшинство. Женский взгляд на проблемы, эмоциональная вовлеченность, мягкая сила — это очень важные пункты в решении задач, особенно в социальном блоке.
— Какие задачи мэр поставил перед вами в области национальной политики?
— В первую очередь выстроить отношения с татарской общественностью, молодежью, ассамблеей народов Татарстана. Ильсур Раисович всегда подчеркивает, что в нашей национальной культуре заложен очень большой потенциал и в этом наша сила. Поэтому к национальному вопросу он просит подходить особенно внимательно, работать не для галочки, не для отчета, а с максимальной включенностью. Поэтому сейчас системная работа и многие проекты последних лет в национальной сфере — результат сотрудничества нашей мэрии с этими сообществами.
И все-таки главное, чего он ждал от моей деятельности, судя по тому, что мы с ним обсуждали, — это новый взгляд на весь социальный блок. Ведь национальные вопросы — это только 10 процентов всех задач. Если бы все эти годы я занималась только национальной политикой, я не задержалась бы на этой работе. Потому что все направления, безусловно, очень важны — это образование, культура, спорт, молодежная политика.
— Бюджет социальной сферы Казани остается на прежнем уровне?
— Бюджет с каждым годом увеличивается. Строятся новые социальные объекты, только в этом году мы откроем три новые школы — это, само собой, приводит к увеличению штата и расходов на эксплуатацию зданий. К тому же ежегодно индексируется заработная плата. Вообще, с приходом на работу в мэрию я была приятно удивлена тому, насколько большое внимание в республике и Казани уделяется социальной сфере. Что важно, несмотря на сложную ситуацию в стране, социальные вопросы не ушли на второй план. В 2024 году 84 процента бюджета Казани составили расходы именно на эту область. Но мы в шутку говорим, что 80 процентов работы муниципалитета тоже наши (смеется).
— Быть чиновником, муниципальным служащим — дело непростое: с одной стороны, ответственность большая, с другой — свободы действий мало, зато много лишней отчетности. За три года вы не почувствовали какой-то неудовлетворенности, разочарования от работы?
— В театре я привыкла жить отрезками от проекта до проекта, от точки до точки: вот показали новый спектакль, вот завершили сезон, вот одержали победу на фестивале. Это приятные возможности поставить галочку и отрефлексировать, получить подтверждение того, что мы идем в верном направлении. Здесь же свободного времени на рефлексию зачастую попросту нет. Во-первых, задачи очень масштабные и долгосрочные. Чтобы прийти к ощутимому результату, нужно приложить буквально титанические усилия. Поэтому в каких-то вопросах даже небольшие подвижки уже победа. Но, даже когда результат очевиден, например проведение Сабантуя, у тебя нет времени на рефлексию, ты сразу переключаешься на другие задачи. Наверное, в этом смысле мне не хватает воздуха. С другой стороны, раньше я несла всю ответственность на себе. А здесь я часть очень большой команды, есть ощущение сплочения, есть наставничество, чувство плеча. Это дает положительный заряд.
Вообще, с приходом в мэрию я поняла, что те, кого мы зачастую в пренебрежительном тоне называем чиновниками, — это люди, которые многим жертвуют ради работы, в первую очередь личным временем. При этом здесь постоянно нужно работать над собой, учиться новому, потому что коллеги и руководство должны быть уверены в тебе, в твоих возможностях. В команде мэрии по-другому точно нельзя, Ильсур Раисович сам такой, поэтому и к сотрудникам предъявляет высокие требования. Но у этой «гонки» есть свой уникальный плюс: для меня быть чиновником — это возможность хоть немного, но менять мир к лучшему.
За эти годы мы реализовали огромное количество проектов в поддержку родных языков республики, не прекращается работа по широкому внедрению инклюзии, продолжаются капитальные ремонты городских соцобъектов. Вместе с тем мы живем в такое время, которое заставляет нас бежать в 3 раза быстрее. Добавились вопросы, связанные со СВО, работа с семьями военнослужащих, очень много новых проектов. Например, 1 июня мы впервые провели в «Татнефть Арене» фестиваль детства «Әйбәт!» на 10 тысяч человек. Это огромный проект, который станет платформой для наших творческих коллективов, возможностью громко заявлять о себе. В следующем году к этому проекту готовим еще больше фишек. Еще из нового — наш проект «Игры долголетия. Жизнелюб», который ориентирован на людей пожилого возраста.
Конечно, много новых задач нам ставят республиканские министерства и ведомства, с которыми мы работаем — это и министерство образования, и культуры, и соцзащиты, и спорта, и здравоохранения, и молодежи. И с кабинетом министров, конечно, мы работаем очень активно, в первую очередь с заместителем премьер-министра РТ Лейлой Ринатовной Фазлеевой.
«За эти годы мы реализовали огромное количество проектов. Вместе с тем мы живем в такое время, которое заставляет нас бежать в 3 раза быстрее»
«Инклюзия стоит на трех китах: инфраструктура, образование, кадры»
— С минздравом по каким вопросам контактируете? Все-таки здравоохранение — это сфера республики, а не муниципалитета.
— Да, но у нас есть управление здравоохранения города, с которым мы в постоянном контакте. Например, диспансеризация населения — это наш общий вопрос. По нему работаем с районами, предприятиями, чтобы как можно больше жителей города своевременно прошли медицинский осмотр. За прошлый год общими усилиями мы смогли повысить показатели диспансеризации и перевыполнить план. А это же напрямую влияет на здоровье наших жителей: прежде всего, есть возможность на ранних стадиях выявить болезни, а значит, увеличить шансы на своевременную помощь. Открытие и развитие медицинских классов в школах города — тоже наша общая работа по воспитанию новых кадров для здравоохранения. Раньше в школах Казани функционировали три профильных медкласса: в 116-м лицее, гимназиях №179 и 139. С сентября 2023 года мы открыли еще пять медицинских классов.
«Стартовал новый проект «Здоровье», в рамках которого медработники сами выезжают к одиноким пожилым людям. А «Добрая Казань» помогает необходимыми вещами»
— «Много пожилых одиноких больных людей, которые юридически не имеют инвалидность, потому что не могут и не знают, как пройти все необходимые процедуры для ее установления. Вы в состоянии инициировать в Казани социально-правовую помощь таким людям на безвозмездной основе, может быть, с привлечением общественных организаций, волонтеров? Вот это была бы в высшей степени реальная, живая, благодарная, несущая с собой Саваб, ин ша Аллах, работа». (Айдар)
— Совместно с управлением здравоохранения и «Доброй Казанью» стартовал новый проект «Здоровье», в рамках которого медработники сами выезжают к одиноким пожилым людям, у которых нет инвалидности. А «Добрая Казань» помогает необходимыми вещами — подгузниками, средствами реабилитации, специализированным питанием. Но предложение хорошее — придумать механизм сопровождения людей и упрощения им процесса оформления инвалидности. Это, конечно, вопрос министерства здравоохранения, но мы можем с коллегами это обсуждение инициировать.
Кстати, в рамках проекта «Здоровье» одинокие маломобильные люди могут обратиться за специализированной медицинской перевозкой до места прохождения обследования или лечения и обратно. Вся помощь оказывается на основании простого направления из поликлиники. Таким образом, люди своевременно получают помощь.
С августа прошлого года на базе клиники медицинского университета в пилотном режиме заработал центр кризисной беременности. Мы будем помогать женщинам, которые решили сохранить беременность, несмотря на сложную жизненную ситуацию. Совместно с «Доброй Казанью» работники центра будут помогать таким матерям на всех этапах взросления ребенка, пока малыш не пойдет в детский сад. В России подобных учреждений пока нет, поэтому опыт работы казанского центра планируется тиражировать и в других городах страны.
«Каждый ребенок, здоровый или больной, имеет все права, чтобы учиться в общеобразовательной школе, получать полноценное образование»
— Вы встречались с родителями больных детей. О чем они просили, на что обратили ваше внимание?
— Да, три года назад мы провели встречу с родителями особенных детей. Это был очень искренний и открытый, местами очень острый разговор мэра Казани с мамами особенных детей. Родители не требовали, но буквально пошагово показывали, как много важного нам еще предстоит сделать. Тогда мы решили, что продолжим этот путь вместе, будем слышать и слушать друг друга в создании города равных возможностей для разных людей.
В разговоре с родителями стало понятно, что инклюзия городской среды стоит на трех китах: инфраструктура, образование, кадры. Что касается инфраструктуры, вы, наверное, и сами замечаете, что она все больше и больше адаптирована под потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Доступная среда для маломобильных групп населения организована уже в каждом втором спортивном и культурном объекте, в каждой четвертой образовательной организации и подростковом клубе. Все новые объекты, парки и скверы спроектированы и построены с соблюдением принципов безбарьерной среды. На улице Серова, например, сейчас идет строительство парка, который станет примером по-настоящему инклюзивного пространства. Кроме того, мы с 2021 года все объекты, которые доступны для маломобильных групп, наносим на специальную карту доступности и с «Доброй Казанью» запускаем специальный чат-бот в «Телеграме», чтобы люди могли выбирать, куда могут пойти с особенным ребенком.
«На территории мечети «Ярдәм» открыли первый в Казани спорткомплекс для лиц с ограниченными возможностями здоровья и паралимпийцев»
Начиная с 1 августа 2021 года на базе 13 муниципальных спортивных объектов проходят занятия по таким направлениям, как плавание, флорбол, мини-футбол, иппотерапия, лечебная физкультура и настольный теннис. Они доступны для инвалидов бесплатно по определенным дням недели. И мы под это дело еще раз проверили доступность всех спортивных объектов, обучили всех тренеров принципам адаптивного спорта и по предложению мэра организовали работу специальных сопровождающих для детей с ОВЗ — они встречают у входа в здание, провожают до места получения услуги и обратно. Открыли на территории мечети «Ярдәм» первый в Казани спорткомплекс для лиц с ограниченными возможностями здоровья и паралимпийцев.
Каждый ребенок, здоровый или больной, имеет все права, чтобы учиться в общеобразовательной школе, получать полноценное образование. А многие мамы не хотят отдавать своих детей в коррекционные школы. Поэтому мы в городе сделали 46 базовых школ, в которых открываются специальные классы для детей с ОВЗ. В каждом районе города сделали точки притяжения для детей с особенностями здоровья по 7 нозологиям. В одной школе занимаются дети с ДЦП, в другой — с синдромом Дауна. У нас наработан хороший опыт по ресурсным классам для детей с расстройствами аутистического спектра. Всего в казанских школах обучаются 1 480 детей с инвалидностью и 816 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционная работа начинается еще с детского сада. На сегодня в детских садах открыто 835 групп для более 11 тысяч детей по разным нозологиям, где к школьному возрасту до нормы корректируется развитие большинства детей. Для сравнения: в 2016 году таких групп было 291, рост почти в 3 раза. Почти в 20 раз увеличилось количество классов, где дети с ОВЗ совместно обучаются с другими детьми: сейчас их 958, а в 2016 году было всего 50.
Конечно, вся эта работа невозможна без квалифицированных педагогов, которых мы обучаем или проводим с ними переподготовку. Например, с этой целью мы сотрудничаем с КФУ и со специалистами московского центра проблем аутизма. Это делается в рамках проекта «Инклюзивный наблюдатель», который мы осуществляем совместно с фондом «Школа для всех».
В прошлом году мы впервые запустили конкурс «Лучшая инклюзивная образовательная организация Казани» в двух номинациях: «Лучшая инклюзивная школа» и «Лучший инклюзивный детский сад». Призовой фонд конкурса составил 4 миллиона рублей. Во многом помогает грантовая поддержка, благодаря которой обновляется материально-техническое оснащение организации и происходит обучение педагогов. Также в 2023 году были привлечены немалые суммы на ремонт и оснащение специальных кабинетов и ресурсных классов в 8 базовых школах. Эта работа проводится и сейчас: до конца года планируется ремонт 32 кабинетов в 7 школах и 14 групп в 5 детских садах.
«Роль общественных организаций в развитии инклюзии неоценима»
— Бывает такое, что родители здоровых детей не хотят, чтобы в их классе были дети с ОВЗ?
— Есть такое. Там очень много вопросов, и, естественно, может помочь только диалог. Но у нас есть школы, например 86-я в Советском районе, где дети сами помогают детям с ОВЗ, старшеклассники являются волонтерами, и поэтому там настоящая инклюзивная среда. Там активно работает фонд «Просто другие». Роль общественных организаций в развитии инклюзии неоценима. Координатором в этом является организация «Добрая Казань», у которой два года назад появилось собственное пространство —– коворкинг, объединяющий под одной крышей 128 благотворительных фондов и НКО города.
Сегодня в Казани активно открываются инклюзивные досуговые центры и учебно-тренировочные квартиры. В Советском районе совместно с фондами мы открыли две учебно-тренировочные квартиры, в апреле новый досуговый центр для ребят с ментальными нарушениями заработал в Кировском районе, к августу планируем открыть такие центры в Вахитовском и Ново-Савиновском районах и так далее.
— Педагоги, воспитатели, психологи, которые занимаются с особенными детьми, какую-то надбавку к зарплате имеют?
— Надбавки к зарплате, к сожалению, нет. Для образовательных учреждений мы учредили муниципальный грант. Гранты получают лучшие инклюзивные школы и детские сады. Вопрос надбавок, безусловно, необходимо пересмотреть на федеральном или региональном уровне. Я знаю, в Воронеже на региональном уровне надбавки даются тьюторам, педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ.
«Профилактикой занимаемся очень активно, есть у нас и подростковые клубы, и дополнительное образование, и центры «Доверие»
«Недавно мальчик 9 лет был пойман на закладке наркотиков»
— «Образование, культура, здравоохранение, спорт, социальная защита населения, молодежная политика — какое из этих направлений вы считаете наиболее проблемным, требующим иного подхода, чем это принято?» (Андрей Федоров)
— Социальный блок действительно очень сложен тем, что здесь много направлений. У каждого направления свои болевые точки, нерешенные задачи. Но, если выбирать одно, я скажу, что самые волнующие меня темы — это рост преступности, наркомания и детский суицид, то есть вопросы управления социальной политики. Мы проводим очень много профилактических мероприятий, но, к сожалению, и методы тех, кто провоцирует молодежь преступать закон, тоже меняются. Например, за распространение наркотиков подросткам предлагают очень большие деньги — сейчас это растущий тренд. Для подростков это очень большой соблазн и в то же время опасный путь, который ведет к сложным, порой непоправимым последствиям. Бороться с этим трудно, но нужно. Поэтому с сентября 2022 года возобновилась работа городской комиссии по делам несовершеннолетних, и сегодня мы 2 раза в месяц проводим заседания. Я являюсь председателем городской комиссии.
— В возобновлении работы этой комиссии появилась необходимость? Проблем с детьми стало больше?
— В Казани всегда работали районные комиссии, была и городская. Но в какой-то момент ее ликвидировали, а в позапрошлом году возобновили, так как решение многих вопросов требовало вмешательства городских структур. Городская комиссия координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений на уровне городских служб, систематизирует работу районных комиссий, выявляет общие тенденции по городу.
Например, когда мы работаем с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, сталкиваемся с проблемой, что семьи часто меняют место жительства, проживая в разных районах города. Чтобы не потерять контроль над проблемой этой семьи, работа проводится на городском уровне. Кроме того, комиссия постоянно анализирует состояние преступности, суицидального поведения, алкогольных и наркотических отравлений и других негативных явлений среди несовершеннолетних. Ведем работу по разным направлениям. В том числе с социальными сетями. Подростки могут попасть под влияние негативного контента. На этом фоне растет распространение и употребление наркотиков.
— Это какой возраст детей?
— Недавно даже мальчик 9 лет был пойман на закладке наркотиков. Он и употреблял, к сожалению. Часто так и бывает: начинают с распространения, а потом употребляют и сами. Также среди подростков популярны соли, а соли — это самое опасное для детского организма: процесс происходит очень быстро, и человек теряет радость.
— Радость жизни теряет?
— Радость жизни. Специалисты говорят, что для подсевших не остается никаких радостей, кроме употребления этих солей. Очень быстро человек утрачивает себя и портит не только ментальное здоровье, но и физическое — отмирают ткани внутренних органов. Человек становится похож на живого мертвеца с исходящим от него характерным запахом. По сути, он сгнивает заживо…
И наркотизация — это не только неблагополучные семьи, но и благополучные. А статистика растет потому, что в социальных сетях предлагают хороший заработок, и подростки, как мотыльки, слетаются на эти посылы. Когда на районных комиссиях коллеги разбирают эти ситуации, дети говорят, что им хочется новые гаджеты, хочется развлечений, им хочется ездить на такси, бывать в ресторанах, поэтому они пользуются возможностью заработать легкие деньги…
Анализ показывает: где нет занятости, большого охвата дополнительным образованием, там больше преступности. Поэтому профилактикой мы занимаемся очень активно, есть у нас и подростковые клубы, и дополнительное образование, и центры «Доверие». Конечно, в том числе это и классные часы, и разговоры с родителями, и работа психологов. Все субъекты профилактики очень плотно работают в данном направлении. А представьте, если бы не было этих кружков, секций, спортивной занятости, насколько бы все это еще возросло. Но мы не в розовых очках ходим и понимаем, что это капля в море. Мы должны еще больше и еще активнее работать, конкурировать за внимание подростков.
— Распространение наркотиков — это уголовная статья, а если несовершеннолетний ребенок употребляет, какой инструмент воздействия? Принудительное лечение? Или это только родители решают?
— Несовершеннолетний, употребляющий наркотики, получает от районной комиссии по делам несовершеннолетних направление к врачу-наркологу для профилактической беседы. Здесь речь идет о статье 6.9 КоАП РФ («Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ»). А если материал рассматривает суд, то его решением нарушителя направляют на диагностику в медучреждение. Если речь о распространении наркотиков, то применяются разные меры — от беседы с ребенком и его родителями, постановки на учет до определения ребенка, например, в центр временного содержания. Это не тюрьма, не колония для несовершеннолетних, а заведение, похожее на закрытую школу, где ребенок с девиантным поведением проводит определенное время. Там работают психологи и педагоги. А если случаются рецидивы, то решением суда меры ужесточаются, и таких детей и подростков помещают в специальные учреждения закрытого типа.
— После этих учреждений детей кто-то наблюдает? Может, вышли и опять за старое?
— Конечно, наблюдают. Такие дети и их семьи ставятся на межведомственный патронаж и учет с программой реабилитации. После выхода из учреждений закрытого типа несовершеннолетним оказывается всесторонняя помощь в их ресоциализации, помощь с трудоустройством и обучением, даже с организацией отдыха и социально-психологической помощи. Причем весь комплекс услуг семье и детям оказывается бесплатно. Специалисты еженедельно посещают такие семьи, мониторят обстановку. Бывают разные истории, но положительной динамики больше. Потому что, во-первых, дети на себе почувствовали, что значит быть асоциальными, во-вторых, они отрываются от прежнего негативного окружения. Но, если семья неблагополучная, бывает, что, вернувшись к родителям, все возобновляется. Потому что в неблагополучных семьях нет родительского контроля, нет нормального воспитания, нормальных условий.
«В круглосуточном режиме работают три линии экстренной психологической помощи, куда может обратиться как ребенок, подросток, так и любой взрослый, в том числе педагоги школ. Каждый получит бесплатно и анонимно профессиональную помощь психологов»
«В 8 лет девочка совершила самоубийство»
— «Почему стало больше детского суицида? Что не так с нами, с обществом? Как этому противостоять? Как изменить ситуацию?» (Маршида Ахтямова)
— Специалисты говорят, что суициды были, есть и будут, это, к сожалению, часть жизни. Но с этой мыслью сложно мириться. Здоровые дети, у которых еще все впереди, вот так завершают жизнь. Это очень больно. Исследования подтверждают мнение о том, что многое зависит от гормонального фона. Например, если у подростка есть какое-то недопонимание с родителями или друзьями, или он сталкивается с буллингом в школе, то именно нестабильный гормональный фон может усугубить ситуацию и побудить к принятию такого решения. Сейчас суицид еще и молодеет. К большому сожалению, недавно был случай: в 8 лет девочка совершила самоубийство. В одном исследовании я читала, как это представляется детям. Они думают примерно так: «Вот сейчас я это сделаю, а потом, как в сказке, вернусь. Вот сейчас поплачут все, им будет стыдно, а я их проучу». Часто дети не понимают, что это необратимо.
В группе риска оказываются дети из семей с низким доходом, семей, где есть злоупотребление алкоголем и наркотиками, то есть дети, не имеющие социальной поддержки, испытывающие одиночество и изоляцию. И эта тема одиночества всегда звучит в записках. Поэтому беда случается и в благополучных семьях, где родители вечно заняты, и на ребенка не остается времени. В этом смысле на родителях, конечно, очень большая ответственность. Нужно быть очень внимательным к поведению ребенка. Психологи говорят, что часто дети не принимают сиюминутных решений уйти из жизни. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо. Это может быть случайно оброненная фраза, какой-то жест, необычное поведение. Очень важно, чтобы ребенок доверял родителям, мог рассказать о том, что его волнует. И я все эти вещи вынуждена здесь проговорить, чтобы родители, возможно, прочитали и еще раз задумались о том, как важно с детьми просто разговаривать, создавать доверительные отношения, поддерживать. Просто любить.
— Буллинг тоже имеет влияние на такие решения?
— Конечно, но атмосфера в семье на первом месте. Если все темы обсуждать с родителями, то с буллингом ребенок тоже справится. Важно, чтобы он не оставался один на один с проблемой.
— А насколько вырос детский суицид?
— По данным следственного комитета России, в прошлом году в стране погибли 678 несовершеннолетних, в 2022 году — 679. По сведениям республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в 2023 году в Татарстане зарегистрировано 100 попыток суицида, в 2022 году — 90. Зарегистрированных суицидов среди несовершеннолетних в 2023 году было 13 случаев. Но это меньше, чем в 2022-м.
— Все это происходит внутри семьи. Как распознать опасную ситуацию на ранних этапах?
— Это, конечно, больше вопрос к психологам. А мы со своей стороны должны сделать эту психологическую помощь доступной, активнее информировать о том, что она есть. В школах работают психологи, к ним можно обращаться за помощью. У нас есть очень сильные специалисты. Хотя, конечно, есть и дефицит кадров: по нормативу на 500 учащихся должен быть один педагог-психолог, но пока так не во всех школах. Работа школьного психолога очень сложная. За одну частную консультацию специалист может получить 5–7 тысяч рублей, а в школе, где столько проблем, за месяц зарабатывают всего 19–20 тысяч. Немногие соглашаются на это. Спасибо тем, кто, несмотря на все трудности, работает и служит детям.
Есть у нас и психологическая служба «Доверие». По решению раиса Татарстана Рустама Минниханова и мэра Казани Ильсура Метшина 7 существующих отделений было отремонтировано и еще три новых открыто. Теперь это по-настоящему современные концептуальные места, куда подростки могут приходить просто общаться. С прошлого года такие заведения продлили свой режим работы, чтобы стать еще доступнее для детей и взрослых. Консультации там для подростков и семей, которым нужна помощь, бесплатны. Есть пример, когда такую службу совместили с подростковым клубом, чтобы психолог всегда был рядом.
В круглосуточном режиме работают три линии экстренной психологической помощи, куда может обратиться как ребенок, подросток, так и любой взрослый, в том числе педагоги школ. Каждый получит бесплатно и анонимно профессиональную помощь психологов. В том числе и по теме СВО. Психологи готовы подобрать наилучшие способы сохранения себя, семьи, близких.
«Мы создали общую базу данных, буквально за каждой семьей организовали патронаж. Сделали бесплатное двухразовое школьное питание, бесплатный детский сад и проезд в общественном транспорте. Решали вопросы, которые поднимали сами семьи»
За каждой семьей участника СВО организовали патронаж
— От семей участников СВО есть жалобы какие-то?
— Сейчас уже меньше. В первое время сотрудники наших подведомственных организаций ходили по квартирам, узнавали, что требуется конкретной семье, сколько там детей, в какой школе они учатся. Мы создали общую базу данных, буквально за каждой семьей организовали патронаж. Сделали бесплатное двухразовое школьное питание, бесплатный детский сад и проезд в общественном транспорте. Решали вопросы, которые поднимали сами семьи.
В первые же месяцы разработали карту «Батыр», чтобы семьи могли бесплатно посещать культурные мероприятия или спортобъекты. Проводили и проводим много мероприятий для семей и особенно для детей военнослужащих. Например, в Новый год сделали представление в цирке, от имени Ильсура Раисовича подарили детям помладше самокаты-снегоходы, а для ребят постарше — портативные колонки. Ко Дню защиты детей второй год организовываем посещение аквапарков, для подростков — культурную программу.
Вообще, эта работа непрерывная. Горячая линия на базе «Доброй Казани» все еще продолжает работу, она приняла по этой теме уже более 29 тысяч звонков. Работаем с индивидуальными запросами. А они очень разные: от покупок подгузников, детского питания, лекарств до услуг социальной няни, социального такси. Если семья живет в частном доме, то помогаем с покупкой дров, покосом травы. Бывает, нужна помощь в похоронах родителей участников СВО, содействие в получении реабилитации для ребенка-инвалида. Стараемся уделить внимание каждому запросу. На помощь приходят администрации районов, предприятия, добровольческие организации. У нас есть комитет семей воинов Отечества, с фондом защитников Отечества мы тоже сотрудничаем.
— «Местные общественники более трех лет добиваются включения в список погибших в Афганистане татарстанских солдат на казанском памятнике воинам-интернационалистам уроженца Актанышского района РТ Хамбала Гамбарова. Но город обходит стороной этот вопрос. Почему?» (Радик)
— Есть постановление правительства Татарстана, которое регламентирует этот процесс. Проблема в том, что Хамбал Гамбаров хоть и является уроженцем Актанышского района, но был призван в армию не военным комиссариатом ТАССР, а Уральским городским военным комиссариатом Уральской области. Соответственно, по закону мы не можем нанести его имя на монумент. Понимаю, что увековечить память мешает бюрократическая процедура, ведь от того, кто призывал Гамбарова, его подвиги не стали меньше! Обязательно займемся этим вопросом.
«18 тысяч детей и подростков ходят в кружки и секции. И это только те, кто на постоянной основе»
«В отдаленных поселках города будет работать мобильный подростковый клуб «Хобби-бокс»
— «В перестроечное время в Казани появилось объединение «Подросток», первым директором была Ирина Абранина. Работали практически на энтузиазме. Но многих детей эти клубы спасли от уголовщины. Сегодня «Подросток» действует? Много клубов входит в его сеть, кто там работает, чем увлекают детей?» (Наталья Алексеевна)
— Действительно, открытие в Казани подростковых клубов в конце 80-х было решением экспериментальным, но, как оказалось, очень правильным. Клубы взяли на себя «борьбу с улицей», предложив подросткам альтернативу. Сегодня МБУ «Подросток» объединяет 68 клубов по городу. И, чтобы быть актуальными для подростков, клубы тоже прошли трансформацию по форме и по содержанию. Как отмечает Ильсур Раисович, мы доросли не просто до ремонта подростковых клубов — мы доросли до индивидуальных дизайнерских решений для каждого клуба. И это, конечно, большой прорыв, который случился благодаря поддержке раиса РТ и республиканской программе по капремонту учреждений молодежной политики. Меняются интерьеры, а с ними меняется и содержание.
Благодаря директору Екатерине Согриной и большой команде МБУ «Подросток» с прошлого года все кружки и секции работают 7 дней в неделю без перерыва. Причем секции самые разные. Есть еще один интересный проект под названием «Вместе», в рамках которого дети и их родители посещают мастер-классы, ведь очень важно, чтобы семьи проводили время совместно. Недавно стартовала программа «Точки лета», в которой множество мероприятий для детей и подростков. А в отдаленных поселках города будет работать мобильный подростковый клуб «Хобби-бокс».
— Дети-то ходят в клубы?
— Конечно! У нас 18 тысяч детей и подростков ходят в кружки и секции. И это только те, кто на постоянной основе.
— Раньше в подвалах подростковые клубы открывали, чуть-чуть стены подмажут — и дети уже собираются. А сейчас какие у клубов помещения?
— Очень хорошие! За последние годы были отремонтированы практически все подростковые клубы. Ильсур Раисович лично уделяет этому большое внимание, согласовывает все — вплоть до дизайна помещения и непосредственного наполнения. И если подрядчик где-то схалтурил или недотянул до уровня — поверьте, приходится переделывать. Так шаг за шагом продвигалось дело с ремонтом. Результат говорит за себя: сегодня количество подростков в клубах растет, а занятия расписаны с утра до вечера. Как я уже сказала, мы даже перешли на ежедневную работу без выходных.
Так что «подвальных» клубов у нас давно уже нет. В январе открыли новый подростковый клуб «Яратам» — это вовсе отдельно стоящее трехэтажное здание, где есть свой мультиформатный зал, коворкинги, зал для йоги, робототехники, современный киберзал.
— На ремонт, содержание и организацию работы деньги из бюджета города идут?
— Клубы финансируются и из республиканского бюджета, и из городского. Кроме того, мы поощряем активность клубов в конкурсах грантовой поддержки, это тоже хорошее подспорье. Есть внебюджетное финансирование — это то, что клубы сами смогли заработать, а затем направить на свои новые проекты и программы.
— А зарплаты там какие?
— Средняя зарплата в «Подростке» — около 46 тысяч рублей. Это при условии, что специалист ведет бюджетные и внебюджетные группы. Бо́льшая часть занятий в подростковых клубах — бесплатная для молодежи от 14 до 35 лет, это наша прямая обязанность по федеральному закону «О молодежной политике в Российской Федерации». А дети до 14 лет занимаются за определенную плату.
— Почему для детей платно, если мы хотим, чтобы к подростковому возрасту они нормальными пришли, чтобы не надо было их перевоспитывать, из наркотической зависимости вытаскивать?
— Мы бесплатно работаем с детьми из семей СОП (социально опасное положение — прим. ред.), с детьми из семей военнослужащих СВО, а также с детьми, состоящими на профилактических учетах от 7 до 18 лет.
— «В городе осталось ли что-нибудь бесплатное для детей — творческие кружки и студии, спортивные секции? Какой бюджет выделяется на их работу, на какой базе они действуют?» (И.Р. Антонова)
— Такие вопросы дают понять, что нам нужно чаще и активнее рассказывать о возможностях, которые предоставляются детям и молодежи нашего города. Потому что их действительно много. И, повторюсь, бо́льшая часть — на безвозмездной основе. Для детей от 7 до 18 лет работают учреждения дополнительного образования и школы. Сегодня в городе бесплатно работают 74 учреждений дополнительного образования, в которых занимаются почти 80,5 тысячи детей, 800 клубных формирований в домах культуры, школы искусств. 17 муниципальных спортивных учреждений, подведомственные комитету по физической культуре и спорту, ежегодно бесплатно организуют занятия спортом для почти 17 тысяч человек по 46 видам спорта, в том числе по 32 олимпийским. Обучение в муниципальных спортивных школах тоже бесплатное, детскому спорту отдано сегодня больше 100 объектов.
«В настоящее время средняя зарплата работников сферы образования — около 60 тысяч рублей. Заработная плата педагога зависит от стажа, квалификации, наличия классного руководства, работы в группе продленного дня и так далее»
С 1 июля ожидается повышение зарплат бюджетников на 10–25%
— «Средний уровень заработной платы по стране и в РТ составляет 60–70 тысяч рублей в месяц. Это официальные данные. Согласно другим официальным данным, например с ресурса hh.ru, средний уровень предлагаемой заработной платы в мэрии Казани (более 50 вакансий), центрах «Подросток» (около 10 вакансий) и других подведомственных ИК МО Казани учреждениях составляет около 30 тысяч рублей, а в некоторых учреждениях лишь один минимальный оклад оплаты труда за ставки юриста, специалиста или психолога. Как ваши работники социально выживают? И что вы делаете, чтобы зарплата поднялась?» (Эльмира)
— Бюджетная сфера никогда не отличалась высокими зарплатами. Но сейчас, наверное, это различие еще больше ощущается. Мы видим, сколько могут заработать те же блогеры, например. На их фоне зарплата нянечек в детском саду, конечно, совсем небольшая. Я совершенно не обесцениваю работу блогеров, к слову, делать контент — это нелегко, но и труд социальных работников должен оплачиваться выше.
Конечно, учитель, воспитатель, врач — это не просто профессии, это призвание. Люди этой сферы получают от своей работы нечто большее, чем просто деньги. Есть же слова Назыма Хикмета: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто тогда рассеет тьму?» Кто-то может сказать, что это пафосные слова. Но для многих важно кому-то помогать, этим подпитываться. Это все-таки призвание.
А что касается оплаты, то тут есть хорошие новости. В своем мартовском обращении президент Владимир Путин говорил о повышении зарплат бюджетников. И вот в Татарстане с 1 июля будут пересмотрены зарплаты, ожидается повышение на 10–25 процентов в зависимости от величины действующего оклада, уровня образования и наличия стимулирующих выплат.
— Какая зарплата в казанских школах сегодня?
— В настоящее время средняя зарплата работников сферы образования — около 60 тысяч рублей. Заработная плата педагога зависит от стажа, квалификации, наличия классного руководства, работы в группе продленного дня и так далее.
— Насколько остро стоит вопрос кадрового дефицита в системе образования?
— Кадровый дефицит есть, особенно востребованы учителя математики, русского и английского языка. Мы активно работаем над этим вопросом. Например, недавно в школах мы открыли профильные педагогические классы, первый выпуск будет в этом году. Два года ребята целенаправленно занимались по особой программе, знакомясь с профессией учителя, посещали лекции в КФУ. Теперь мы ждем их поступления в вузы, уверена, что чуть позже эти ребята успешно войдут в команду казанского образования.
Мы тесно работаем с Казанским педагогическим колледжем и КФУ, особенно активно включены в процесс директора школ. Ежегодно проводится конкурсный отбор выпускников школ на целевую подготовку педагогических кадров. По договору с министерством образования и науки РТ сейчас учатся 200 студентов-целевиков, они получают стипендию в размере 15 тысяч рублей, а после завершения учебы должны будут не меньше пяти лет отработать в системе образования, поэтому прямо с первого курса они уже знают, в какой школе будут работать потом, заранее знакомятся с ней, целенаправленно готовясь к конкретному коллективу.
Кстати, в педагогические колледжи идут отличники и ударники с высоким средним баллом аттестата. То, что они выбирают эту профессию, — результат работы наших педагогов: если молодые люди идут по их стопам, значит, учителям удалось их вдохновить.
В 2021 году мы с Ильсуром Раисовичем провели встречу с молодыми педагогами, выслушали их ожидания. После этой встречи мэр решил каждый год предоставлять свои гранты молодым педагогам — для их профессионального и личностного роста. Это гранты на различные курсы и обучение. Вообще, внимание к педагогам и образованию у нас очень высокое. Подводя итоги Года педагога и наставника, мы в конце 2023 года провели торжественный вечер для педагогических работников и впервые вручили муниципальный знак «Заслуженный работник образования города Казани». Теперь эта награда будет доброй традицией и возможностью поощрять труд наших педагогов.
В этом году возобновился грант министерства образования и науки РТ «Наш новый учитель». 67 молодых педагогов города в течение трех лет будут получать ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 10 тысяч рублей. Я уверена, что эта мера тоже позволит поднять престиж профессии педагога, сделает ее более привлекательной.
«1 июня открыли лагерь «Молодая гвардия» — долгожданный наш объект. Этот старейший лагерь с богатой историей вообще никогда не видел капитального ремонта. А сейчас там отличные теплые корпуса, столовая, клуб, спортивные площадки»
— Как обстоят дела с воспитательной работой в школах? В перестроечное время вдруг решили, что воспитание — это не дело школы…
— В школах сейчас и «Движение первых» развивается, и «Юнармия» продолжает свою работу. Сформированы 168 юнармейских отрядов. А в рамках развития «Движения первых» на базе образовательных организаций, СПО, вузов работает уже 211 первичных отделений, создаются Советы «Первых».
— На сколько процентов сейчас школа соответствует требованиям безопасности?
— Мы не оцениваем в процентах антитеррористическую защищенность школ. К тому же процесс идет постоянно: где-то устанавливаем новое оборудование, где-то меняем морально устаревшее. Можно сказать, что в этом году на антитеррористическую защищенность наших школ было направлено 552 миллиона рублей. Средства пошли на охрану силами ЧОПов, оснащение пунктов КПП и помещений для охраны, ремонт систем контроля и управления доступом, приобретение стационарных и ручных металлоискателей по запросу учреждений.
— Вы в Госсовете жаловались, что ЧОПы не хотят работать со школами. Почему не хотят?
— Потому что они хотят более высокую заработную плату, но повысить стоимость услуг нам не позволяет норматив. У нас определена сумма 130–150 рублей в час, тогда как их работа стоит 300 рублей в час. И это проблема не только школ, но и учреждений культуры, молодежной политики, загородных детских лагерей. У парков и скверов такая же проблема с охраной. Но мы договариваемся с крупными ЧОПами, чтобы они все-таки охраняли соцобъекты.
— В летние детские лагеря путевок всем желающим хватит?
— Нет, всех точно мы не можем обеспечить путевками, спрос просто ажиотажный. Особенно после ремонта лагерей, когда они по уровню комфорта стали на порядок выше. И это несмотря на то, что после ремонта вместимость лагерей увеличилась. Мы 1 июня открыли лагерь «Молодая гвардия» — долгожданный наш объект. Этот старейший лагерь с богатой историей вообще никогда не видел капитального ремонта и, к сожалению, не имел канализации и отопления. А сейчас там отличные теплые корпуса, столовая, клуб, спортивные площадки. Лагерь теперь может работать круглогодично, и это очень важное пополнение в социальной инфраструктуре города. Сейчас в «Нармонке» идёт поэтапная реконструкция.
В результате летом в 9 лагерях центра «Ял», двух спортивных лагерях и в лагере МБУ «Подросток» «Ново-Юдино» отдохнут 15 123 ребенка. Желающих же гораздо больше.
Как была построена система раньше? В день начала продаж путевок нужно было заранее подготовиться, сесть за компьютер и буквально ловить нужные смены — путевки разлетаются за полчаса, а то и быстрее. В этом была и несправедливость по отношению к работающим родителям. Поэтому по поручению Ильсура Раисовича в этом году была разработана новый механизм реализации путевок для неорганизованных групп. Путевки решено распределять по школам пропорционально количеству учащихся. Списки составляют конкурсные комиссии при школах. Посмотрим, как будет работать эта схема.
— Сколько стоит путевка в муниципальный лагерь?
— Цена на одну путевку начинается от 9 тысяч рублей за смену в 18 дней. Максимальная стоимость — 15 тысяч. Для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или оставшихся без попечения родителей, а также для детей участников спецоперации отдых бесплатный.
Окончание следует.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 71
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.