Промышленные территории занимают 14% от площади Казани — данные участки нужно развивать. Этими словами главный архитектор столицы РТ Ильсияр Тухватуллина открыла дискуссию «Промышленность в городе: настоящее и будущее промышленных территорий» в рамках VII архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги. Весенние встречи».

«Когда город развивался, промышленные территории, естественно, были за его границами. Город рос, и эти невероятно красивые бывшие производственные пространства находятся в его черте — так называемый серый или ржавый пояс. Многие из них не работают или неэффективны», — объяснила спикер.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Тухватуллина попросила инвесторов обратить внимание на такие территории. В пример она привела объекты «Данафлекс-Нано», льнокомбинат, «Фабрику Алафузовых», «Сантехприбор», Казанские электрические сети, завод братьев Крестовниковых, «Теплоприбор». Где-то проекты реновации уже реализованы, а где-то уже есть четкие планы и инвесторы.

Уже два года Институт развития Казани исследует потенциал таких территорий, продолжила главный архитектор. Но есть и простое решение. «Сейчас многие площадки в городе находятся за заборами, денег нет, инвесторов нет — что можно сделать? Москва пошла по такому пути — они убрали ограждения с промышленных территорий», — рассказала Тухватуллина. Население стало само прокладывать пешеходные пути по этим локациям, замечать потенциал коммерческой недвижимости, и на объекты потянулись инвесторы. Городу оставалось только провести благоустройство.

Завод братьев КрестовниковыхФото: «БИЗНЕС Online»

«Сделав всего один шаг — убрав заборы с „мертвых“ территорий, где уже нет производства, — мы уже активно включим их в жизнь города», — заключила спикер. Выступавший сразу после нее соучредитель агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский, работающий над такими объектами в Москве, пояснил, что не все бывшие производства могут получить новое дыхание — зависит от того, имеет ли архитектура на них историческую ценность. А главной проблемой таких территорий становится транспортная доступность, добавил он.

Напомним, в Казани уже разработали рекомендации, по которым собственники обновленных локаций, к примеру, должны предусматривать парковые зоны, велодорожки и места для занятия спортом. Кроме того, в рекомендациях изложены положения и об архитектурном виде появляющихся в городе промышленных зданий.