Дмитрий Данилов: <p> «Исторически так сложилось, что вся команда, которая занималась разработкой платформы, полностью вошла в состав нашей компании»</p> Дмитрий Данилов: «Исторически так сложилось, что вся команда, которая занималась разработкой платформы, полностью вошла в состав нашей компании»

Открыл «школу» на пару с товарищем

— Дмитрий, в 2017 году вы открыли онлайн-школу «Умскул», которая сегодня является одной из крупнейших в России. Как вам пришла эта идея?

— Я окончил очень хорошую гимназию №1 в Чебоксарах в 2015 году, после чего сам занялся репетиторством. В основном готовил 11-классников к экзаменам по физике и математике. Вообще, я работал в трех форматах: и как групповой преподаватель в центре по подготовке к экзаменам, и в онлайне, и как частный репетитор, так что ножками тоже пришлось походить. Когда переезжаешь в другой город, нужно же каким-то образом зарабатывать, а репетиторство, по сути, самый простой вариант для студента.

Вы в Казань приехали поступать в вуз?

— Да, я поступил в институт физики Казанского федерального университета. Учился и параллельно репетиторствовал, а в 2016 году мой ассистент и будущий партнер по бизнесу Илья Филимоненков предложил открыть свою онлайн-школу. В итоге в институте физики я проучился всего два года, затем на год взял академический отпуск, а потом восстановился, но уже в институте управления, экономики и финансов КФУ. Перевелся потому, что в институте физики была очень большая академическая нагрузка, совмещать работу с учебой было практически невозможно: либо ты нормально учишься, либо нормально работаешь.

— Почему решили открыть офис в Казани, а не в Чебоксарах, например?

— Во-первых, здесь живут мои друзья и партнеры, люди, с которыми я взаимодействую постоянно. Во-вторых, я же учился в Казани, другой вариант даже не рассматривался.

— В столь молодом возрасте сложно вести свой бизнес, у вас были наставники?

— У меня точно не было никакого наставника, но я любил смотреть узкопрофильные курсы по созданию собственного бизнеса, например курсы школы «Бизнес-молодость». Несмотря на то что проект «Бизнес-молодость», по моим ощущениям, сегодня дискредитируют, я считаю, что для меня и других молодых предпринимателей это был хороший способ получить знания. И никаких альтернативных источников для быстрого получения актуальных знаний в диджитал (сфера цифровых технологий), маркетинге и бизнесе тогда не было.

С чего все начиналось? У вас был какой-то друг-компьютерщик или вы сами написали программу?

— Первый сайт появился в 2016-м, если мне не изменяет память, как раз Илья Филимоненков его и написал. Спустя где-то год или два мы наняли аутсорсинговую компанию, которая помогла создать собственную платформу. Потом исторически так сложилось, что вся эта команда, которая занималась разработкой платформы, полностью вошла в состав нашей компании. Их руководитель стал у нас первым техническим директором, которым оставался на протяжении нескольких лет.

«Мы вынуждены были очень сильно перестроить компанию, для того, чтобы провести сделку. VK было нужно, чтобы все было структурировано, чтобы управленческая структура была хорошая, чтобы в случае ухода партнера из бизнеса ничего не разрушилось, а продолжало работать» «Мы вынуждены были очень сильно перестроить компанию, для того чтобы провести сделку. VK было нужно, чтобы все было структурировано, чтобы управленческая структура была хорошая, чтобы в случае ухода партнера из бизнеса ничего не разрушилось, а продолжало работать»

«О продаже бизнеса речи не было, тем более мы так классно росли, зачем нам продаваться?»

Вы упомянули о партнере по бизнесу Илье Филимоненкове. Вы до сих пор сотрудничаете? Или ваши пути разошлись?

— Мы с ним общаемся, но немного. Я бы сказал, что мы в теплых, приятельских отношениях. Мы с партнером Михаилом Солдатовым полностью остались на тех же долевых условиях в компании (60% — у Данилова и 15% — у Солдатова прим. ред.), а Артур Шарафиев и Илья вышли из состава акционеров два года назад, когда в 2021-м сеть «ВКонтакте» выкупила их долю.

— В Forbes писали, что VK стала владельцем 25 процентов «Умскула», заплатив 950 миллионов рублей. Как вы вышли на эту сделку?

— Понимаете, в чем дело, понятия о капитализации компании, мыслей о ее продаже у меня в голове на тот момент вообще не было. Честно говоря, я даже не знал, что так можно. У меня было очень простое понимание о предпринимательстве как о деятельности, направленной на получение прибыли, как написано в учебниках по обществознанию. И поэтому расчет всегда был на нормальную, рентабельную деятельность. О продаже бизнеса никакой речи не было, тем более мы так классно росли, зачем нам продаваться?

Мне написал Алексей Милевский, на тот момент он был инвестиционным директором Mail.ru Group (в 2014 году Mail.ru Group приобрела контрольный пакет акций «ВКонтакте»прим. ред.). Я тогда ему как-то грубо ответил, он отписался с посылом: «Не хочешь — не надо, могли бы что-то совместное сделать». Потом я задумался всерьез: может быть, надо было пообщаться, узнать, что за люди, о чем хотят поговорить. Поэтому сам предложил встретиться. Мы тогда приехали в московский офис, я подготовил презентацию. На тот момент это было моей маленькой гордостью и победой, потому что они думали, что мы очень маленькие, а в действительности мы для них оказались достаточно большие.

Мы все-таки решили двигаться вместе, потому что в любом случае, когда у акционеров есть достаточно сильный партнер, это позитивно. Мы вынуждены были очень сильно перестроить компанию, для того чтобы провести сделку. VK было нужно, чтобы все было структурировано, чтобы управленческая структура была хорошая, чтобы в случае ухода партнера из бизнеса ничего не разрушилось, а продолжало работать. Для нас это стало таким хорошим бустом, когда мы сильно трансформировались за очень короткое время, за это мы им благодарны.

— А сколько у вас тогда был годовой оборот?

— В 2021-м наш годовой оборот был примерно 1 миллиард рублей. Они тогда не знали об этом, потому что мы не любим особо распространяться на эту тему.

«Через нас за год так или иначе проходят около 100 тысяч учеников — кто-то проходит весь курс, кто-то смотрит только часть» «Через нас за год так или иначе проходят около 100 тысяч учеников — кто-то проходит весь курс, кто-то смотрит только часть»

«Для меня было очевидно, что продавать нужно выпускникам, будущим абитуриентам»

— Сколько составили первые крупные инвестиции в бизнес, из каких источников привлекали средства?

— Навряд ли эти цифры можно назвать крупными (улыбается). 200 тысяч рублей понадобилось для стартапа — где-то на рекламу, где-то на поддержание платформы.

Откуда у студента нашлась такая сумма?

— На тот момент я же работал на себя, и, хотя расценки на обучение у меня были ультранизкие, вплоть до 300 рублей за курс, учеников достаточно много было. Как раз таки в силу дешевизны и набора учеников через сайт «ВКонтакте». К концу первого учебного года мне удалось собрать 400 тысяч рублей.

— Как удавалось конкурировать на рынке? Какие онлайн-школы тогда были наиболее популярными?

— Когда мы выходили на рынок, единственными значительными конкурентами в нашей нише были «Фоксфорд» и Maximum Education. Любой нормальный предприниматель, когда будет говорить о подготовке школьников к экзаменам, скажет, что нужно продавать родителям. Но мы-то не нормальные предприниматели (смеется), а просто ребята, которые что-то делают. Для меня было очевидно, что продавать нужно выпускникам, будущим абитуриентам. Дисрапция рынка произошла в моменте продажи курсов самим школьникам. Там никакой конкуренции не было, потому что никому в голову не приходило, что школьникам что-то можно продать. Мы сами только недавно проработали канал с родителями.

— Какова доля «Умскула» на российском рынке сегодня?

— Наверное, 30 процентов от всего сегмента подготовки к экзаменам. Мы однозначно лидеры, большей доли ни у кого нет.

— Сколько выпускников подготовили преподаватели к сдаче ОГЭ и ЕГЭ за последний год? Как изменялось их количество начиная с 2017-го?

— До 2019 года никаких сведений не сохранилось, потому что тогда у нас не было платформы, которая автоматически вычисляла бы количество обучающихся. Могу предположить, что было больше сотни, но меньше тысячи учеников. Но и сегодня для меня это сложный вопрос, потому что все школы публикуют очень разные статистики. Можно назвать пиковое значение в моменте, например, сколько учеников максимум занимается в год. Можно назвать цифру тех выпускников, которые так или иначе через нас прошли. Есть те, кто месяц занимается и бросает, есть выносливые, которые весь год занимаются. Через нас за год так или иначе проходят около 100 тысяч учеников — кто-то проходит весь курс, кто-то смотрит только часть. 

Какой средний балл набирают ваши ученики и сколько с вашей помощью выпускается высокобалльников?

— Снова сложный вопрос. В каком плане? Важно понять, мы о каких учениках говорим: о тех, кто месяц занимался, или о тех, кто всю программу прошел? О тех, кто реально занимался, выполнял домашнее задание, или о тех, кто просто покупал курс и не ходил?

— Давайте поговорим о тех учениках, которые прошли весь курс и нормально занимались.

— По результатам 2022/2023 учебного года у учеников, которые просмотрели хотя бы 2/3 записей занятий и выполнили 75 процентов домашних заданий, средний балл ЕГЭ составил 82,75. В прошедшем учебном году 100 баллов набрал 921 ученик, 8 145 ребят сдали ЕГЭ выше, чем на 90 баллов, более 80 баллов набрали 20 377 человек.

— Когда нужно начинать готовиться к экзаменам, чтобы получить максимальные баллы?

— Если мы хотим получить 100 баллов, то нужно заниматься два года. Можно ли за год? Можно, но нужно понимать, насколько конкретно для этого человека это возможно. Все люди разные, и восприятие информации у всех разное.

— Как вы узнаете, на сколько баллов сдал экзамен выпускник?

— Мы опрашиваем учеников, а стобалльников просим в качестве доказательства прислать видео, как они заходят под своими данными в систему и показывают свои результаты, потому что кто угодно может сказать, что у него 100 баллов, а мы потом расскажем всем, что у нас тысяча стобалльников.

— А зачем ученикам сообщать ложную информацию?

— Это же дети. Многие боятся сказать, что у них низкие баллы. Условно, девочка занималась, готовилась, старалась, и все в нее очень верили, а у нее 50 баллов. Ей может стать стыдно перед куратором, преподавателем.

— Кстати, это тоже интересный момент. Помогаете ли вы своим ученикам выявлять ошибки в работах после сдачи экзамена, подавать апелляции?

— Любой ученик может написать в чат, где ему ответят на любой вопрос. У нас очень большая команда выходит работать в этот период. Они рассматривают множество работ с обращениями по апелляции. Но тут есть вероятность, что преподаватели не успеют проверить все работы, мы это не гарантируем, только в некоторых тарифах изначально предусмотрена проверка и разбор сданного экзамена.

— С чего рекомендуете начинать заниматься?

— «Наше сердце» — это основной курс, раньше он назывался «Мастер-группа». Здесь готовят к экзаменам тремя запусками — в сентябре, ноябре и середине января. Потом запуски завершаются, но ребята могут успеть присоединиться к ним вплоть до 1 марта. Следующий курс — экспресс-подготовка «Флеш», где подавляющее число занятий транслируется в записи. Этот вариант направлен на более самостоятельных учеников. Перед экзаменом мотивация у учеников существенно выше, из-за этого они более вовлеченно занимаются.

И у нас есть финальный курс, так называемый «Предбанник» (в том смысле, что сам экзамен — это «баня» прим. ред.), это историческое название, надеюсь, мы его никогда не изменим. Курс включает в себя недельную подготовку по 6 часов в день, где повторяется вся программа экзамена. Это важно для решения двух задач. Первая: есть ученики, которые так и не начали готовиться к этому моменту, 10 процентов от всех обучающихся в онлайн-школе таких точно есть. И благодаря «Предбаннику» они реально сдают экзамены на баллы выше порога. Вторая задача: есть ученики, которые занимались весь год в той или иной степени, и для них важен элемент повторения материала. Курс помогает по полочкам разложить информацию в голове, вспомнить задания.

Помимо подготовки к экзаменам, «Умскул» готовит к школьным и вузовским олимпиадам, ко всем их этапам. Обучающихся не так много, оплачивать очные занятия очень дорого, поэтому для доступности мы продаем предзаписанный курс.

«Практически ни за кем не закреплено правило, что нужно ходить в офис. Некоторые люди сами приходят, потому что им нравится работать из офиса» «Практически ни за кем не закреплено правило, что нужно ходить в офис. Некоторые люди сами приходят, потому что им нравится работать из офиса»

«Провести занятие в онлайне кратно тяжелее, чем очно»

— Сколько сотрудников работает в компании?

— Опять же сложный вопрос. У нас в принципе 90–95 процентов людей работают удаленно, в этом наше конкурентное преимущество. Практически ни за кем не закреплено правило, что нужно ходить в офис. Некоторые люди сами приходят, потому что им нравится работать из офиса. Команда у нас достаточно большая. Если говорить о персонале по разработке, то там трудятся 50 человек. Если говорить в общем и целом, это где-то 300 человек, которые на протяжении года постоянно работают. В это количество не включены преподаватели.

— А есть такое понятие, как «штатный или внештатный преподаватель»?

— У нас не так много преподавателей, их всего 50 человек, и они работают на большие аудитории. У нас с ними партнерская модель. Помимо этого, у нас есть огромное количество кураторов, менеджеров и так далее. Людей, которые занимаются обеспечением взаимодействия с учениками в переписке, в моменте может быть до 2–2,5 тысячи.

— Кто разрабатывает методики преподавания — сам преподаватель или другой ответственный человек?

— Во-первых, у каждого преподавателя своя программа. Во-вторых, у нас есть методисты и педагоги, которые совместно разрабатывают программу обучения. Образовательная программа — это результат работы большой команды людей, они придумывают, как сделать обучение эффективным.

— Как нам говорили сами обучающиеся, есть проблема разницы часовых поясов при онлайн-обучении в разных регионах страны. Из-за этого многим приходится смотреть уроки в записи. Получилось найти решение проблемы?

— У нас фиксированное время занятий для всех. Условно, в 16:00 по московскому времени вся страна занимается русским языком. Те, у кого часовой пояс +5/6 часов, занимаются либо вечером, либо смотрят запись. Тут альтернатив, к сожалению, нет. Невозможно подстроиться под всех. Ученики хотят заниматься с конкретным преподавателем, а они не могут вести очень много занятий в день. Я могу с уверенностью заявить, что занятие, которое проводится в онлайне, кратно тяжелее для преподавателя, чем очное. Потому что его (преподавателя — прим. ред.) задача — удержать внимание огромной аудитории, правильно объяснить, где-то подшутить, материал рассказать, быть ярким, динамичным, уметь «пробивать экран». На это уходит невероятное количество ресурса. Когда я сам преподавал, то после двухчасового занятия 20 минут просто лежал как выжатый лимон, не мог встать.

Сколько человек одновременно смотрит трансляцию?

— До 10 тысяч человек. Предполагается обратная связь. На самые популярные вопросы отвечает сам преподаватель, на другие вопросы — модераторы в чате. Наше базовое преимущество в том, что ученик может задать свой вопрос в любое дневное время и получить быстрый ответ в течение пяти минут.

«Найти хорошего преподавателя — это катастрофа, очень сложная задача» «Найти хорошего преподавателя — это катастрофа, очень сложная задача»

«Меньше 100 тысяч рублей у нас никто не зарабатывает, а пределов вознаграждения нет»

— Говорят, что основной костяк состоит из преподавателей Казанского федерального университета, правда ли это?

— Действующие преподаватели вузов у нас не работают. Да, некоторые преподаватели «Умскула» окончили КФУ, таких примерно 10 человек.

— Расскажите о ваших «звездах» — преподавателях, на занятия которых чаще всего заходят.

— Каждый преподаватель в той или иной степени «звезда». Больше всего известны преподаватели ЕГЭ, хотя ОГЭ тоже набирает обороты, потому что сейчас идет упор на среднее образование. Среди популярных это Александр Долгих — преподаватель по русскому языку, Анастасия Малова — преподаватель обществознания, Фариша Князева — преподаватель по литературе, и этот список можно продолжать долго.

Сколько может зарабатывать в месяц популярный преподаватель онлайн-школы?

— Очень много. Как я уже говорил, они работают с нами по партнерской модели, их объем вознаграждения зависит не от количества проведенных занятий, а от числа учеников. Прямая пропорциональная зависимость. Почему так? На самом деле это многогранная история. Во-первых, чтобы стать популярным/известным среди учеников, нужно быть сильным в медийном пространстве, в образовании, качественно вести занятия, быть организованным. Если человек по всем фронтам себя хорошо проявляет, то только в таком кейсе у него есть возможность стать известным и иметь больше учеников. Меньше 100 тысяч рублей у нас никто не зарабатывает, а пределов вознаграждения нет.

А можете уволить сотрудника, если он плохо работает? Были ли такие случаи?

— Напомню, что мы партнеры и уволить никого не можем, но можем разорвать контракт в случае, если человек систематически нарушает наши договоренности по организационной части или если мы видим объективно плохие результаты у его учеников. К сожалению, бывает такое, что преподаватели пропускают занятия.

— Каким образом осуществляется отбор преподавателей?

— Когда-то люди сами хотели к нам устроиться, сейчас времена поменялись, почему-то мало желающих или кандидаты совсем не готовы. Найти хорошего преподавателя — это катастрофа, очень сложная задача. Переманиванием мы практически не занимаемся: если к нам приходят из других школ, то только по своей инициативе.

— Каков средний возраст преподавателя? В одном интервью вы говорили, что у вас преобладает молодежь?

— У нас есть преподаватели, которые работают с нами порядка 7 лет. Они сейчас самые популярные, они же и будут дальше заниматься. Средний возраст преподавательского коллектива, соответственно, тоже вырос и составляет 26–28 лет.

— Заставляете ли вы своих преподавателей сдавать ОГЭ и ЕГЭ?

— Изначально они приходят со своими результатами. С кандидатами, которые пришли на собеседование с низкими результатами по экзаменам, мы не сотрудничаем. Ученики, возможно, и будут у него учиться, но в итоге мы станем получать плохие результаты, нам этого не надо. Бывает, что приходят уже взрослые преподаватели — те, кто сдавал ЕГЭ, например, четыре года назад. С ними мы обычно проводим глубокий аудит знаний, внутренний экзамен.

— Помните, когда школьные учителя в Татарстане отказывались сдавать ЕГЭ? Как вы считаете, должны ли их проверять таким способом?

— Должны ли школьные учителя каждый год сдавать ЕГЭ? С одной стороны, это чересчур. Особенно с учетом того, что потом их будут оценивать по результатам экзаменов. Это будет не совсем справедливо, в наших школах и так большой дефицит учителей. Если все начнут уходить, некому будет работать. С другой стороны, им нужно хотя бы раз в три года сдавать экзамены и подтверждать свою квалификацию.

«Если говорить о плюсах онлайн-школы и о минусах традиционного репетиторства, то нужно отметить эффективность взаимодействия между учениками» «Если говорить о плюсах онлайн-школы и минусах традиционного репетиторства, то нужно отметить эффективность взаимодействия между учениками»

«Репетитор репетитору рознь, если у ученика есть финансовая возможность заниматься с профессиональным репетитором, то это самое лучшее»

В «доегэшное» время выпускники в основном самостоятельно готовились к выпускным экзаменам в школах, а к вступительным — на курсах при вузах, но многие и самостоятельно дома, по книжкам. Репетиторов могли себе позволить немногие. На ваш взгляд, почему сейчас полностью трансформировалась эта система подготовки? Почему вдруг зародился такой огромный бизнес на сдаче экзаменов? Современные дети потеряли способность к самообразованию?

— Во-первых, заниматься вне школы стало доступнее. Например, в онлайн-школе час занятия стоит около 100–200 рублей, а у частного очного репетитора — 1,2–2 тысячи рублей. Я думаю, что у людей в стране появилась возможность за относительно низкую стоимость получить классную подготовку к экзамену. Во-вторых, школы заняты не только экзаменами. Учебные учреждения должны обеспечивать учеников большим объемом знаний по всем предметам. Они вряд ли могут уделять внимание только подготовке к экзаменам. Понимаете, когда ученик сам готовится, он может либо упустить некоторые темы из-за незнания, либо потратить время на поиск ответов на вопросы, либо столкнуться с академическим языком, который трудно разобрать самостоятельно.

В идеальном мире как должно быть? Школа на протяжении 11 классов готовит ученика к ЕГЭ, дети всегда учатся, выполняют домашнее задание, сами во все вникают и так далее. То есть ученик по сценарию должен каждый год учиться и впитывать информацию. В таком случае у выпускника проблем не будет, но так же не происходит. Я учился, вы тоже, мы же не сидели с утра до ночи за книгами. Поэтому нужна подготовка к экзаменам, особенно для тех, кто плохо учился. Среди наших учеников есть и такие, которые приходят с абсолютно нулевыми знаниями, потому что им было неинтересно в свое время, и вот вдруг нужно что-то делать, и они начинают заниматься.

— Как быть выпускнику, который спохватился слишком поздно? К примеру, решил начать заниматься с марта – апреля выпускного года. Успеет ли он пройти программу подготовки?

— На 100 баллов тяжеловато будет подготовить, но в сжатые сроки при его должном усердии вполне реально набрать 70–80 баллов. Ученики подключаются в тот момент, когда они созрели. Понятно, что те, кто занимается с сентября, набирают высшие баллы.

— По идее, получается, что онлайн-школам выгодно снижение качества школьного образования? Чем хуже подготовка в школе, тем больше у вас учеников?

— Как я уже говорил, школа готовит не только к экзаменам, я бы даже сказал, вообще не к экзаменам. Школа дает знания. И я всецело за то, чтобы качество школьного образования только росло. При этом сложно с вами поспорить — логически получается, что чем ниже уровень знаний у учеников, тем больше потребности у них в онлайн-школах.

— Существует стереотип, что традиционный репетитор готовит лучше к экзаменам, потому что при онлайн-обучении нет зрительного контакта. Условно говоря, ученик может спать или пить чай во время занятия, а родителям сказать, что смотрел трансляцию. Также нет контроля над выполнением заданий. Согласны ли вы с этим или нет?

— Репетитор репетитору рознь. Во-первых, нужно, чтобы он психологически подошел к ученику. Во-вторых, это очень дорого. Представьте семью из глубинки, где зарплата 20–30 тысяч рублей, а за 8 занятий в месяц надо заплатить по 1 тысяче рублей за час. Это же огромный удар по бюджету. В-третьих, нужно, чтобы репетитор был хороший, а таких еще поискать. Ведь даже когда ты начинаешь заниматься с репетитором, то не факт, что будет результат. Репетитор — это своеобразный «черный ящик». Ты не знаешь, по какой программе он готовит, какие результаты показывает, и проверить все это практически невозможно.

А как же сарафанное радио?

— Давайте вот так, если ученик занимался у репетитора, он будет говорить, что он хороший, вне зависимости от результата. Почему? Во-первых, психологически ему будет трудно признать, что у него был плохой репетитор. Тот самый момент своеобразного стыда, когда он сделал неправильный выбор. Может быть другой вариант — ученик и репетитор прекрасно подошли друг другу психологически, ученику вроде бы нравится, все с кайфом, но… Я знаю репетиторов, которые объективно очень слабые и при этом очень нравятся ученикам. Кстати, мы также скоро официально открываем направление онлайн-репетиторства, когда контакт ведется один на один. В эту сторону мы тоже идем, потому что есть спрос на индивидуальный подход. Если у ученика есть цель закрыть какие-то конкретные темы, то лучше заниматься индивидуально.

Если говорить о плюсах онлайн-школы и минусах традиционного репетиторства, то нужно отметить эффективность взаимодействия между учениками. Скорее всего, все вопросы репетитору ученик задает конкретно на занятии, плюс ко всему какая-то часть времени уходит на разбор домашнего задания. А в онлайн-школе обратная связь идет сразу и всегда, вторую часть домашки проверяют кураторы, а первую — система, указывая на ошибки, местами подсказывая, там огромное количество инструментов, чтобы решать образовательные вопросы, не тратя на это время самого занятия. Конечно же, повторюсь, репетитор репетитору рознь, если у ученика есть финансовая возможность заниматься с профессиональным репетитором, то это самое лучшее.

Практически ежегодно по разным предметам ОГЭ и ЕГЭ меняется перечень кодификаторов, вводятся новые правила, всегда ли получается отследить эти изменения в силу загруженности преподавателей?

— Эта информация легкодоступная. Понятно, что составители ЕГЭ могут придумать новую формулировку задания, но ученик ее сможет решить, если у него есть знания. Здесь ключевой вопрос в том, получил ли выпускник широкие знания или просто его натаскивали на решение однотипных заданий по шаблонному алгоритму. Если второй вариант, то, скорее всего, ученик «поплывет» на экзамене, потому что он знает алгоритм решения, а не то, как он сформировался. Мы учим понимать суть темы. Мы также отслеживаем историческую справку, какие задания в какому году были, какова вероятность повтора.

«Для нас большой задачей является вовлечение учеников в обучение, и думаю, в будущем мы сделаем упор на эффективную геймификацию, потому что она, действительно, классно работает во многих сферах» «Для нас большой задачей является вовлечение учеников в обучение, и, думаю, в будущем мы сделаем упор на эффективную геймификацию, потому что она действительно классно работает во многих сферах»

«Количество заданий, где нужно думать, а не зубрить, увеличивается»

Регулярно в СМИ появляются заявления о необходимости отмены ЕГЭ. Как вы считаете, возможен ли возврат к старой советской системе, когда у абитуриента была возможность поступить 1 раз в год на одну специальность?

— Давайте начистоту. Если мы отменим ЕГЭ и люди начнут напрямую сдавать вступительные экзамены в учреждениях, как вы думаете, какое главное слово появится? Наверное, слово «коррупция»?! И такого же никому не надо, это приведет только к худшему. В то время поступали не по знаниям, а по другим возможностям. На мой взгляд, для этого и стандартизировали систему поступления в вузы. Экзамен — единый для всех школьников, вне зависимости от того, из деревни он или из крупного города. Благодаря ЕГЭ у всех выпускников сегодня одинаковые возможности, и если они будут стараться, то могут поступить в любой вуз. Если убрать экзамены, то мы уберем и равенство, тем самым воссоздадим коррупцию. Зачем это делать? Ради какого-то фантастического объективизма, которого не будет?

— Но многие же зазубривают схемы и сдают, а умственные способности не используют, есть же такое?

— Думаю, что это очень утрированное заявление, которое я тоже слышал. Конечно, есть те, которые зазубривают, натаскиваются на отдельные номера. Но эту проблему надо решать не через отмену экзаменов, а через улучшение заданий. То есть ежегодно должны появляться нетипичные задания. Наверное, это нереалистично и сложно, но в целом я могу от себя сказать, что ЕГЭ в эту сторону уже идет. Количество заданий, где нужно думать, а не зубрить, увеличивается, также заданий с развернутым ответом становится больше.

— Настраиваете ли вы в онлайн-школе учеников к сдаче ЕГЭ психологически, ведь не секрет, что подросткам бывает сложно справиться со стрессом во время экзамена?

— Да, сами преподаватели постоянно работают с учениками в этом плане. У нас на сайте есть возможность решить вариант ЕГЭ на время, чтобы успеть морально подготовиться. Также у нас есть дополнительная обучающая ветка «Личностный трек», куда включены рассказы о профессиях. Мы психологически готовим к экзамену и стараемся подготовить ко взрослой жизни. В школе нередко романтизируются профессии, и частенько этот образ не соответствует реальности. Наша задача — рассказать о том, что человеку предстоит делать в той или иной сфере, как двигаться по карьерной лестнице и так далее. ЕГЭ лишь ступенька, переступив которую, нужно успешно двигаться дальше.

— Есть мнение, что из года в год в вузы приходят поступать все более и более слабые ребята. Вы замечаете эту тенденцию?

— Мне вообще не нравится, когда говорят, что ученики стали где-то глупее или слабее. Мы не можем говорить обо всех учениках по суждению одного преподавателя в одном университете. Мы не знаем, как там меняются проходные баллы, как меняется рейтинг университета и специальностей. Не зная ответы на эти вопросы, объективную оценку дать сложно.

— Сегодня вашими учениками являются дети так называемого поколения Z, но уже скоро к вам придут дети поколения «Альфа», задумывались ли вы над тем, что для них потребуются какие-то новые методики для обучения?

— Они точно будут другие, к ним нужны новые подходы. Для нас большой задачей является вовлечение учеников в обучение, и, думаю, в будущем мы сделаем упор на эффективную геймификацию, потому что она действительно классно работает во многих сферах. Уже есть понятные способы, мы на стадии разработки. Если мы внедрим ее в сентябре, за год увидим какие-то результаты, а еще через год получим более точные сведения. Также нужно заниматься осознанностью учеников, рассказывать им, для чего они все это делают.

— Некоторые дети считают, что если предмет не входит в перечень сдаваемых на экзаменах, то нет смысла его изучать, например ОБЖ или ОРКСЭ. Как переубедить их?

— Я вспоминаю себя в детстве, меня бы никак не переубедили. Меня заставляли учить английский язык, но я задавался вопросом: «Зачем?» Я очень мало читал школьной литературы. Да, были книги, которые мне были интересны, а вот по учебной программе — нет. Сегодня я понимаю, зачем мне это было надо. Даже на нашей платформе блок о «Личностном треке» очень сложно идет, ученикам неинтересно, потому что, как вы правильно подметили, на ЕГЭ это не пригодится. Это сложная задача, которую мы сами стараемся решить.

— Известно, что основной площадкой для просмотра записей ваших уроков раньше был YouTube. Как прошел ваш переход на другой видеохостинг? Какие варианты рассматривали?

— Мы начали сотрудничать с партнером «Кинескоп», который предоставляет сервис по хранению онлайн-занятий. Для нас они дублируют функционал YouTube, но там больше плюсов. Они предоставляют закрытый доступ, блокируют скачивание контента, тем самым устраняют большую проблему компании, которая была и будет всегда, — перепродажа курсов. К сожалению, притом что у нас большая онлайн-школа с тысячами учеников, эта проблема окончательна нерешаемая.

«Мы обслуживаем десятки тысяч людей, поэтому постоянно должно быть хорошее качество аудио и видеоконтента» «Мы обслуживаем десятки тысяч людей, поэтому постоянно должно быть хорошее качество аудио- и видеоконтента»

«Очень большой рост произошел во время пандемии, мы тогда выросли в 4 раза»

— Какой годовой оборот был у вашей компании по итогам 2023 года? Вырос ли он по сравнению с 2022-м?

— За прошедший год годовой оборот составил 2,7 миллиарда рублей, два года назад было 2,47 миллиарда. В прошлом году мы не повышали цены на обучение, потому что в стране были кризисные ситуации, но сейчас инфляция стала настолько очевидной, что пришлось повысить цены. Самый существенный рост прибыли был в ковидное время.

— Каким образом ковид в 2020–2021 годах повлиял на рост спроса на онлайн-обучение?

— Очень большой рост произошел, по-моему, мы тогда выросли в 4 раза. Отмена обязательных ЕГЭ для тех, кто не поступает в университеты, никак не сказалась на нашем бизнесе, потому что а много ли учеников в 11-м классе, которые не поступают в вузы? Очное репетиторство в пандемию стало недоступным, поэтому все начали искать способы обучения через онлайн.

— Не было технических перебоев в системе?

— Нет, к счастью. У нас хорошая команда, очень крутые ребята работают. Мы же обслуживаем десятки тысяч людей, поэтому постоянно должно быть хорошее качество аудио- и видеоконтента.

— Ковид показал, что, в принципе, обучаться можно и на дому. Как вы считаете, возможен ли полноценный переход школьного обучения на онлайн-формат в будущем?

— Пока я бы сказал, что нет, потому что дистанционно решить вопрос вовлечения учеников в образовательный процесс достаточно сложно, трудно удержать внимание ребенка на расстоянии. Я бы скорее говорил о возможности какого-то гибрида. Условно, в университетах есть и лектор, и человек, проводящий практические занятия. И в школьном образовании возможно реализовать похожую модель. Суперкрутые преподаватели станут вести онлайн-уроки удаленно, а отрабатывать практические задания со школьниками будут с офлайн-преподавателями в школах. Такой переход на гибридный формат обучения более вероятен, но не в ближайшие годы.

— А у вас нет мыслей открыть свою офлайн-школу?

— В моей внутренней мотивации заложена цель — помогать большому объему школьников. Я не смогу работать с маленькими объемами, тяжело мне будет самому переварить. Условно, поднять уровень образования на 3 процента на большом объеме лучше, чем поднять уровень на 10 процентов, но на маленьком объеме.

— Какие предметы приносят основную выручку компании?

— Самые популярные предметы — русский язык, базовая и профильная математика, обществознание, история. Пока наблюдается тенденция роста гуманитарных предметов, но сейчас и информатику стали часто сдавать. Объективно я думаю, что нужно делать упор на техническое мышление. Если человек умеет логически и математически мыслить, то он сможет стать кем угодно. Он сможет перепрофилироваться в любую область, это не составит труда. Но если человек занимался гуманитарными науками и захотел перепрофилироваться на технические, это гораздо более сложная задача.

«Первый миллион за месяц заработал в 19-20 лет, уже после открытия своей онлайн-школы. Когда приходят первые большие деньги, чувствуешь себя королем мира» «Первый миллион за месяц заработал в 19–20 лет, уже после открытия своей онлайн-школы. Когда приходят первые большие деньги, чувствуешь себя королем мира»

«В школьные времена я подрабатывал озеленителем на чебоксарском заводе, занимался стрижкой кустов»

— Недавно «Умскул» провел ребрендинг. Но, как говорится, медведь и есть медведь, что изменилось?

— Изменился стиль. Прошлый фирменный стиль был достаточно детским, мультяшным, а у нас учатся более взрослые ребята, подростки, для них мы придумали более серьезный логотип. Для меня медведь — это мудрость, сила и интеллект, а также олицетворение нашей страны.

— Как заработали свой первый рубль и потом — первый миллион?

— Первый рубль заработал, когда разносил местные газеты по почтовым ящикам, это было еще в школе. В школьные времена я подрабатывал озеленителем на чебоксарском заводе, занимался стрижкой кустов, картонные коробки на станках производил. Первый миллион за месяц заработал в 19–20 лет, уже после открытия своей онлайн-школы. Когда приходят первые большие деньги, чувствуешь себя королем мира. Такая денежная эйфория длилась достаточно долго, я чувствовал себя богатым. На этапе стартапа расходов было мало, команда маленькая, и все шло легко. После реорганизации бизнеса денег стало уходить существенно больше. Сейчас уже осознаю, что я далеко не богатый человек, а по мировым меркам скорее средний класс.

На какие баллы вы в свое время сдали ЕГЭ?

— Физика — 98, математика — 86, русский — 87 баллов.

— Круто. Сами придумали творческий псевдоним — Дмитрий Тесла?

— Да, Никола Тесла, мне казалось, был на слуху.

— А сама «Тесла», то есть автомобиль, есть?

— «Теслы» нет, потому что это достаточно жесткий автомобиль, но электрокар в моем автопарке есть.

— Дмитрий, вы женаты, есть ли дети?

— Жены и детей пока нет, но в планах все это имеется.

Самое необычное ваше путешествие?

— Камчатка — три года назад. Еще в Кении был, там очень необычный животный мир.

Любите ли вы читать книги, каких жанров?

— Да, если они интересные, а для себя я таких нахожу мало. Сейчас читаю достаточно интересную книгу «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки» Роберта Сапольски. Очень нравится фантастика.

— Наш традиционный вопрос: назовите три секрета успешного бизнеса!

— Их очень много. Первое — технический склад ума, физико-математическое, критическое мышление, скептицизм и рациональность. Потому что очень легко «замылиться» на работе, может показаться, что все идет хорошо, а когда начинаешь сопоставлять статьи расходов и доходов, может оказаться, что ты не совсем свои деньги берешь. У меня, к счастью, никогда такого не было. Но у молодых предпринимателей очень часто можно увидеть «несходящуюся» экономику. Вести бизнес вбелую очень важно, а иначе могут быть проблемы с налоговой службой. Второе — нужно читать правильные книги о поведении, мышлении, психологии человека. Например, «Думай медленно. Решай быстро» Даниэля Канемана, «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова, «Революция. Как построить крупнейший онлайн-банк в мире» — книга Олега Тинькова*, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги. Третье — надо быть порядочным человеком, уважать других людей, потому что за правильными коммуникациями кроется очень много хороших результатов.

— Спасибо большое за интересное интервью.

выполняет функции иностранного агента