Токаев отправил в отставку нынешний состав кабмина и назначил временно исполняющим обязанности премьер-министра первого вице-премьера Романа Скляра Токаев отправил в отставку нынешний состав кабмина и назначил временно исполняющим обязанности премьер-министра первого вице-премьера Романа Скляра Фото: © Xinhua / XinHua / www.globallookpress.com

Кабмин — в отставку

Об отставке правительства власти Казахстана сообщили сегодня так, будто это рядовое, ничем не примечательное событие. Указ президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева появился в публичном поле ближе к завершению рабочего дня, около 16:00 по местному времени. Из текста документа следует, что Токаев отправил в отставку нынешний состав кабмина и назначил временно исполняющим обязанности премьер-министра первого вице-премьера Романа Скляра. Основание — ст. 70 Конституции РК, которая предусматривает, что президент республики «вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий правительства и освободить от должности любого его члена».

Нынешний состав кабмина Казахстана проработает до формирования нового. Когда это произойдет, неясно, но вряд ли решение вопроса затянется. Дело в том, что уже на ближайшую среду, 7 февраля, в Казахстане запланировано расширенное заседание правительства. На мероприятии планируется подвести итоги социально-экономического развития страны за 2023 год и обозначить основные задачи на предстоящий период, сообщила администрация президента Казахстана. Другие детали неизвестны.

В текущем виде правительство Казахстана было сформировано 11 января 2022 года и проработало, таким образом, чуть больше двух лет. Возглавлял кабмин 51-летний Алихан Смаилов.

Ответа на вопрос, из-за чего конкретно понадобилось сейчас «перетряхивать» правительство, пока нет. Сам президент и его пресс-служба обстоятельства принятого решения еще не комментировали. Согласно той же 70-й статье Конституции Казахстана, правительство страны обязано сложить полномочия перед вновь избранным составом мажилиса — нижней палаты парламента страны. Выборы в мажилис состоялись еще в марте 2023 года, и тогда отставка кабмина уже была, но скорее формальная. Вице-премьеры и министры технически уходили в отставку, но потом снова заняли свои посты. В этот раз — другая ситуация.

Нынешняя волна разговоров об отставке пошла после того, как Токаев анонсировал расширенное заседание правительства, назначенное на 7 февраля 2024 года Нынешняя волна разговоров об отставке пошла после того, как Токаев анонсировал расширенное заседание правительства, назначенное на 7 февраля 2024 года Фото: nur.kz

Как долго «отправляли» в отставку премьера Смаилова

Для жителей Казахстана отставка правительства, судя по всему, не стала неожиданной. Местные СМИ пророчили уход премьера Смаилова еще с начала прошлого года. Еще в марте 2023-го в качестве преемника называли Скляра, акима Алма-Аты Ерболата Досаева, заместителя премьер-министра – министра финансов Серика Жумангарина, председателя партии «Аманат» Ерлана Кошанова. Однако Смаилова тогда все-таки переназначили, хотя эксперты отнеслись к такому решению скептически. «Прогнозы говорят о возможном ухудшении обстановки в ближайшие полгода, и Смаилова держат, чтобы слить его позже, когда нарыв социально-экономического недовольства созреет окончательно», — отмечал в разговоре с газетой «Коммерсантъ» казахстанский политический обозреватель, докторант кафедры политологии Евразийского национального университета (Астана) Газиз Абишев.

В следующий раз разговоры об отставке Смаилова активизировались в сентябре 2023 года. Ожидалось, что Токаев объявит об этом после своего послания. Отставки снова не произошло, хотя Смаилов представил новых руководителей пяти министерств. Тогда, как и весной, эксперты указывали на растущее недовольство в обществе и отсутствие явного кандидата.

«Но я не думаю, что кабинет министров Алихана Смаилова долго протянет, потому что уровень его критики неуклонно растет. И отставка правительства могла бы перезагрузить настроения в обществе, — говорил местный политолог Данияр Ашимбаев. — Правительство непопулярно и авторитетом не пользуется. Но пока что те люди, которые могли бы составить новый кабмин, еще не набрали достаточного веса. Многие тяжеловесы ушли, а оставшиеся кадры никак не могут набрать вес — ни товарный, ни политический».

«Прогнозы говорят о возможном ухудшении обстановки в ближайшие полгода, и Смаилова держат, чтобы слить его позже, когда нарыв социально-экономического недовольства созреет окончательно» «Прогнозы говорят о возможном ухудшении обстановки в ближайшие полгода, и Смаилова держат, чтобы слить его позже, когда нарыв социально-экономического недовольства созреет окончательно» Фото: © Iranian Presidency / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Нынешняя волна разговоров об отставке пошла после того, как Токаев анонсировал расширенное заседание правительства, назначенное на 7 февраля 2024 года. Как отметила 3 февраля главный редактор интернет-издания Orda.kz Гульшат Бажкенова, «при большом количестве всяческих заседаний это наиболее значимое хотя бы потому, что редкое». В последний раз в таком формате президент собирал кабмин в конце 2022 года. «Президент Токаев — политик, ему нужен сильный премьер, экономический визионер. Ничто в Алихане Смаилове не намекает на наличие определенного видения программы. Это исполнитель, управленец, который добросовестно плывет по заданному течению, решает возникающие проблемы, исполняет текущие задачи», — рассуждает она.

Правда, и в этот раз были те, кто ожидал, что Смаилов останется у руля кабмина. Издание КазТАГ со ссылкой на источник писало, что глава правительства «с вероятностью 90 процентов сохранит пост премьер-министра». Собеседник издания также указывал, что об отставке правительства речи не идет, хотя «определенные кадровые решения не в пользу действующих членов кабмина все же ожидаются».

ИА «Казинформ» практически сразу же после новости о решении Токаева опубликовало материал о том, чем запомнился Смаилов. Агентство вспоминает, что Смаилов возглавил кабмин после январских событий 2022 года. Одним из его первых действий стало введение госрегулирования цен на топливо, которое продлилось 180 дней. Издание вспоминает несколько аварий на шахтах компании «Арселор Миттал», крупные пожары, а также проблемы с отоплением. «В результате жители Экибастуза и Риддера остались без тепла, в регионы в срочном порядке выехал заместитель премьера Роман Скляр, однако решить годами копившиеся проблемы не сумел, — пишет „Казинформ“. — Вместе с тем ситуация вскрыла тот факт, что более 15 ТЭЦ находились в критическом состоянии, а на их ремонт требуются миллиарды тенге. В данный момент правительство под руководством Смаилова работает над исправлением ситуации».

52-летний Скляр — это единственный этнический русский в текущем составе кабмина и вообще, второй русский, занимавший пост премьер-министра страны 52-летний Скляр — это единственный этнический русский в текущем составе кабмина и вообще второй русский, занимавший пост премьер-министра страны Фото: © Maksim Konstantinov / Global Look Press / www.globallookpress.com

Правительство Казахстана возглавит этнический русский?

Интересен не только факт отставки кабмина, но и кандидатура, выбранная для временного руководства. 52-летний Скляр — это единственный этнический русский в текущем составе кабмина и вообще второй русский, возглавлявший правительство. Роман Васильевич родился в городе Павлодаре, в котором, согласно переписи 2023 года, 34,71% населения составляют русские. Скляр окончил в том числе Московский институт современного бизнеса по специальности «экономист», работал вице-министром транспорта и коммуникаций, вице-президентом АО «Казахстан Темир Жолы» (Казахстанские железные дороги).

Заместителем премьер-министра Скляр стал 18 сентября 2019 года, вскоре после внеочередных президентских выборов, где Токаева впервые избрали президентом. В январе 2021-го Скляр был переназначен на должность, а спустя год стал первым вице-премьером. Перечень вопросов, которые курирует первый вице-премьер в правительстве, внушительный — от транспорта и ЖКХ до охраны окружающей среды.

Имя Скляра хорошо известно и татарстанским чиновникам. Первый-вице премьер Казахстана несколько раз посещал Татарстан с рабочими визитами, в декабре 2022 года вместе с президентом РТ Рустам Миннихановым запустил производство автомобильных шин KamaTyresKz в городе Сарани Карагандинской области. Казахстан — один из ведущих экономических партнеров республики, отмечал тогда Минниханов. Товарооборот между Татарстаном и РК в 2023 году вырастет на 40% по отношению к 2022-му и составит $1 млрд, говорил президент РТ.

При этом назначение Скляра врио премьер-министра еще не означает, что он возглавит новый состав правительства. К примеру, телеграм-канал «Взгляд на Восток» со ссылкой на источники пишет, что новым премьер-министром станет советник президента Казахстана Канат Бозумбаев. Но назначение первого вице-премьера на пост пока выглядит более логичным.

Новому премьер-министру республики придется работать по целому ряду направлений, в том числе запускать «новую экономическую политику», отметил сегодня политолог Абишев. Суть такой политики в поощрении частной производственной предпринимательской инициативы, реальной индустриализации, тотальной цифровизации и максимальном использовании логистического потенциала Казахстана, пояснил эксперт в своем телеграм-канале.

Также новому премьеру предстоит «закрывать инфраструктурные прорехи: теплоэнергетика, коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс», «провести реальную дебюрократизацию процессов», «предложить реальные пути снижения социально-экономического напряжения в широких массах».

«И все это желательно без размашистого разбрасывания денег, получаемых из неприкосновенного запаса и будущих доходов. Для этого нужны серьезные компетенции, предполагающие интуитивное понимание индустриальных процессов. Опыт в реальной экономике. И политический характер, который позволит самостоятельно продавливать необходимые решения, не прячась за ворох бумаг», — указал Абишев.

«Если Токаев хочет, чтобы экономика Казахстана на все 100 процентов пользовалась возможностями, надо что-то и кого-то менять»

В разговоре с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали отставку кабмина Казахстана и порассуждали, чем она вызвана и станет ли назначение Скляра новым премьером успехом для России.

Марат Шибутов — казахский политолог, заместитель директора общественного фонда «Международный институт социологии и политики»:

— Отставку правительства вообще ждали после энергетического кризиса (Казахстан столкнулся с нарастающим дефицитом электроэнергии, планируется референдум о строительстве АЭС на территории страныприм. ред.) прошлого года, но тогда этого не последовало. Потом возникли другие проблемы. Это было правительство перманентного кризиса и латания дыр. Решение не стало неожиданным. Скорее, наоборот, все удивлялись, как долго работает нынешний состав правительства.

У Романа Скляра высокие шансы стать премьер-министром, потому что у нас большинство премьер-министров — это как раз [бывшие] первые вице-премьеры. Все эти ожидания, которые люди обсуждают, эти кадровые назначения имеют значение только внутри государственного аппарата и для людей, непосредственно с ним связанных. И то не для всех. А для обычных граждан ничего не поменяется. Единственное — надо думать, чтобы не было хуже. На то, что будет намного лучше, я бы не надеялся. С Россией отношения не изменятся.

Когда будет объявлен новый состав? 7-го числа в течение дня все произойдет. Думаю, что дня за два управятся. До конца недели точно. Скорее всего, Токаев подведет итоги работы предыдущего правительства и даст какие-то наказы для нового.

Дмитрий Журавлев — генеральный директор Института региональных проблем:

— Отставка правительства в Казахстане связана с изменением роли правительства. Функции правительства, его полномочия резко возросли в первую очередь юридически. Уменьшилось значение администрации президента. Я прекрасно помню, как раньше АП и правительство Казахстана были равновеликими силами. Поэтому АП — инструмент не политический, а административный. Сейчас правительство выходит на первый план, Токаев на этом настаивает, постоянно об этом упоминает, а это означает, что должен меняться и кадровый состав. Потому что это будет уже чуть-чуть другое правительство. Нельзя сказать, что это стало неожиданностью. Главный вопрос был в том, сможет ли старый состав справиться с новыми задачами или нет.

Шансы Романа Васильевича [Скляра] стать премьер-министром знает только один человек. В принципе, это (назначение Скляраприм. ред.) было бы не очень удивительно, потому что такая схема была и раньше, когда премьер был в некотором смысле связующим звеном между двумя странами. Причем, если вы помните, один вице-премьер был вице-премьером и Казахстана, и России. [Олега Николаевича] Сосковца я имею в виду. Все возможно, но решать не нам. У Токаева очень сложная конфигурация ситуации. У него с одной стороны мы, с другой — Китай, с третьей — Америка. И сильно обиженная Британия, которая дружила с предыдущим президентом и считает, что ее обидели и недодали, недокормили и недочесали за ушком. Ему не просто будет назначать.

Отношения с Россией и так хорошие. Другой вопрос, что они никогда уже не станут такими, какими были в первые годы, это естественно. Казахстан взрослеет, а взрослеющий подросток хочет эмансипации.

Насколько быстро будет сформирован новый состав, сказать сложно. И у нас, и у них есть свои привычные сроки. Формирование нового состава не означает немедленный уход старого. Когда сформируется, тогда новые и сядут, а так будут сидеть старые. Обычно все длится несколько недель. Теоретически это может случится 7 февраля, если очень захотеть. Технически можно сделать за один день, только зачем? Это не революция.

Константин Калачев — руководитель Политической экспертной группы:

— Повышение эффективности и качества управления — это задача, которую Токаев считает для себя приоритетной. Несмотря на позитивные результаты экономического развития за прошлый год, есть и проблемы. Требуется поиск новых драйверов роста, есть необходимость повышения социального самочувствия, а это и уровень цен, и уровень доходов, и уровень трудовой занятости, социальные гарантии. Плюс ко всему понятно, что сейчас у Казахстана появляется возможность для прорыва. Это, наверное, самое динамично развивающееся государство в Центральной Азии, у которого серьезные возможности развиваться с опорой на отношения и с Китаем, и с Россией, и с Западом. Возможностей много. Наверное, в правительстве нужны новые люди. Я не думаю, что там выкатят кардинальные обновления, но новые лица наверняка появятся. Если Токаев хочет, чтобы экономика Казахстана на все 100 процентов пользовалась открывающимися возможностями, надо что-то и кого-то менять.

По поводу Романа Скляра и его возможностей. Я бы не стал гадать на кофейной гуще. Наполеон говорил, что главный принцип политики — не давать состариться в одной должности. Должны работать кадровые лифты, должны люди расти. Первый вице-премьер представляется вполне достойным кандидатом, чтобы занять место премьера, но давайте сохраним какую-то вариантность. В любом случае все это сделано для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие и чтобы темы Токаева нашли практическую реализацию (речь о «Новом Казахстане», «Справедливом Казахстане»).

Самое главное — то, что у Казахстана есть все необходимое для того, чтобы быть лидером на постсоветском пространстве с точки зрения и экономического роста, и роста доходов населения, и среднесрочных и долгосрочных перспектив. Здесь население растет новое, молодое, есть ресурсы, отношения со всеми ровные, хорошие, надо этим пользоваться.

В Казахстане проблем с национализмом нет. Я был в стране не один раз и могу сказать, что русские там точно не чувствуют себя дискриминированно. Съездите в Алма-Ату, и вы убедитесь в этом сами. А русский не русский… Знаете, неважно, какого цвета кошка, лишь бы она мышей ловила. Если посмотрите на самых богатых людей Казахстана, которые являются драйверами его экономики, там есть и этнические корейцы, и русские, и казахи. Казахстанец — это самое главное. А если будет русский премьер, то, наверное, в России это воспримут как новость, которую можно комментировать: вот, смотрите, как здорово и так далее. Это выбивает почву из-под ног тем, кто пытается поссорить, что-то придумать, найти к чему придраться. Главное, чтобы человек по своему опыту соответствовал, а уж национальность — дело второе.