Конфликт стал назревать, по словам наших собеседников, еще накануне инцидента. Местная администрация отреагировала незамедлительно Конфликт стал назревать, по словам наших собеседников, еще накануне инцидента. Местная администрация отреагировала незамедлительно Фото: «БИЗНЕС Online»

Конфликт пытались предотвратить

Конфликт, который произошел вечером в ИК-5, назревал еще в субботу, рассказывают источники «БИЗНЕС Online» в силовых структурах. Произошла стычка между заключенными.

Местная администрация отреагировала незамедлительно — с теми, с кем возникли трения, как и положено, провели необходимую профилактическую работу, ситуация казалась контролируемой. «Вопрос вроде как был решен», — отмечает один из собеседников.

Но спустя сутки началась потасовка. По словам источников, друг с другом сцепились представители мусульманской «общины», выходцы из одной среднеазиатской республики — на зоне таковых называют «зелеными» — с осужденными, придерживающихся блатных понятий — так называемыми черными.

Что конкретно стало причиной конфликта, не сообщается, но есть мнение, что камнем преткновения могли стать именно различия в идеологии осужденных. Приверженцам блатной романтики могло не понравиться поведение представителей «зеленых», часто отрицающих некоторые навязываемые им порядки в колонии. На возможные причины конфликта наталкивает также комментарий УФСИН по РТ, в котором поясняется, что весь инцидент произошел в отряде со строгими условиями отбывания наказания. Туда попадают те осужденные, кто «систематически нарушает правила внутреннего распорядка».

Одного из «зеленых» постигла незавидная участь — несколько ножевых ударов. Спасти его не удалось. Состояние второго пострадавшего на данный момент неизвестно. Получили травмы и представители «блатных», подчеркивают наши источники.

«В ходе возникшего конфликта между двумя осужденными один из них погиб, еще четверо получили травмы при попытке разнять участников драки, — прокомментировали в УФСИН по РТ. — Всем пострадавшим незамедлительно была оказана медицинская помощь».

Источники нашего издания сообщают, что СКР уже возбудил уголовное дело по ст. 105 («Убийство»), не исключено, что инцидент рассмотрят и под другими углами, но конкретных процессуальных решений пока нет.

В рамках расследования «закрыты» (т. е. изолированы для выяснения деталей) 17 человек из числа осужденных, еще 100 проверяются на предмет возможного участия в драке.

Для разбирательства в произошедшем, по нашим данным, уже прилетела группа оперативников из Москвы. Предстоит выяснить все обстоятельства инцидента, один из вопросов — откуда и у кого именно в колонии строгого режима оказался нож.

Реакция татарстанского управления на произошедшее, по нашим данным, была также незамедлительной: по тревоге подняли чуть ли не все дежурные службы исправительного учреждения, чтобы угомонить конфликтующих. В других учреждениях якобы также были усилены меры безопасности и контроля. По нашим данным, не исключают потенциального продолжения конфликта — как минимум нельзя сейчас исключать сценарий мести за убитого.

ИК-5 начальник УФСИН по РТ Эдуард Хиалеев посетил лично. Сейчас оперативная обстановка в учреждении, отметили в пресс-службе управления, оценивается как «стабильная и управляемая». «Учреждение работает в штатном режиме», — отметили в ведомстве, причем там также призвали журналистов не доверять информации, распространяемой «так называемыми правозащитниками, признанных иностранными агентами, предпринимающих попытки дестабилизировать обстановку в учреждении».

Сегодня ИК-5 — это колония для содержания впервые осужденных за тяжкие преступления Сегодня ИК-5 — это колония для содержания впервые осужденных за тяжкие преступления Фото: 16.fsin.gov.ru

Чем известна ИК-5

Свияжская ИК-5 — достаточно известная колония на территории Татарстана. Учреждена она была в 1936 году и начиналась как исправительно-трудовая колония №11 на 200 осужденных. Спустя год лимит осужденных вырос до 350 человек, а само учреждение основательно занялось различными видами производств. Заключенные здесь обрабатывали мех, изготавливали мебель и кухонную утварь. Согласно данным с официального сайта, с середины 50-х годов колония делилась на женскую и мужскую зоны.

В период Великой Отечественной войны на станции Свияжск развернулась база снабжения со складами и мастерскими. Для обслуживания дорожной техники в 1943-м здесь был основан Ремонтно-механический завод №1. В скором времени там развернулись литейный, экскаваторный, демонтажно-реставрационный, кузнечно-термический, электроремонтный цеха. В это время на производствах, помимо «обычных» заключенных, работали и военнопленные.

В 1955 году Свияжское лагерное отделение под №5 было перепрофилировано в специальную трудовую колонию для несовершеннолетних преступников, затем просто в детскую, где при этом содержались до 200 взрослых осужденных, занятых работой на производстве.

Совместное содержание разновозрастных заключенных дало негативный результат, и взрослых вывезли, а подростки оказались не готовы трудиться на производстве. В результате в 1960 году детскую колонию закрыли и организовали на ее месте ИТК-5 строгого режима. Сегодня ИК-5 — это колония для содержания впервые осужденных за тяжкие преступления.

«Родителей успокойте, все будет хорошо»: Павлу Лоханову выписали «девятку» колонии строгого режима

Там сегодня отбывает наказание бывший управляющий ФСС по РТ, осужденный за взятку, Павел Лоханов, «кварталовский» Ирек Ганеев, признанный виновным в организации громкого убийства директора МУП «Водоканал» Григория Арутюнова в 2004 году. Ранее в «пятерке» также «мотал срок» инкассатор Игорь Богаченко, ограбивший машину Сбербанка и впоследствии погибший в рядах ЧВК Вагнера в зоне специальной военной операции.

А еще раньше библиотекарем этой колонии был Александр Тимофеев, осужденный за взятку глава Верхнеуслонского района.

В татарстанском УФСИН за последний месяц произошло уже несколько скандалов В татарстанском УФСИН за последний месяц произошло уже несколько скандалов Фото: «БИЗНЕС Online»

Тяжелое начало года для УФСИН

Для татарстанского УФСИН год начался, мягко говоря, неудачно. 16 января стало известно о задержании начальника казанской исправительной колонии №2, полковника, Марата Сайфутдинова. Ему предъявили обвинение в получении взятки от осужденного в обмен на помощь с получением УДО. Причем взятку осужденный передавал не деньгами, а продуктами, услугами и вещами на общую сумму 396 тыс. рублей. Сейчас в деле четыре эпизода по ч. 3 ст. 290 УК РФ(«Получение должностным лицом взятки за незаконные действия или бездействие») и п. «б», «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ («Получение взятки в крупном размере путем вымогательства»). Свою вину полковник признал, его отправили под домашний арест.

«Меня, скорее всего, уже уволили. В колонию даже войти не смогу»: как начальник ИК-2 избежал СИЗО

Спустя пару дней после этого произошло второе громкое задержание. 19 января в наручниках оказался начальник казанской колонии-поселения №18 Азат Сафин. Ему также предъявили обвинение в получении взятки «материальными ценностями» на сумму 100 тыс. рублей. Свою вину офицер ФСИН признал уже полностью. Сейчас он находится под домашним арестом, а с должности начальника колонии его уволили.

«Прошу дать мне возможность зарабатывать»: начальника бывшей ИК-18 уволили и отправили под «домашку»

Стоит заметить, что оба задержания проходили во время комплексной проверки УФСИН по РТ из Москвы. То же задержание Сафина происходило сразу после того, как из колонии-поселения уехали проверяющие. Сама проверка плановая, по контролю за устранением ранее выявленных нарушений и замечаний. Проверяющие закончили свою инспекцию, по нашим данным, буквально в пятницу. Спустя сутки произошла драка в ИК-5, добавившая седых волос руководству управления.