Сегодня днем в небе над Белгородской областью рухнул российский военно-транспортный самолет Ил-76 с 65 украинскими военнопленными, перевозимых для обмена, 6 членов экипажа и 3 сопровождающих Сегодня днем в небе над Белгородской областью рухнул российский военно-транспортный самолет Ил-76 с 65 украинскими военнопленными, перевозимыми для обмена, 6 членами экипажа и 3 сопровождающими Фото: vk.com/newsbelgorod via Global Look Press/ www.globallookpress.com

Под Белгородом разбился Ил-76 с пленными ВСУ

«Происшествие в Корочанском районе. Сейчас на месте работают следственная группа и сотрудники МЧС. Изменил свой рабочий график и выехал в район. Все подробности позже», — написал сегодня в 11:48 мск губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков. Спустя минуту в телеграм-каналах начала распространяться информация, что под «происшествием» глава региона имеет в виду крушение военно-транспортного самолета Ил-76.

Позже появилось и видео падения. На кадрах видно, как неуправляемый самолет на высокой скорости летит вниз, после чего от взрыва появляется столб огня. Ряд источников писали, что самолет загорелся и начал разрушаться еще в воздухе. По данным SHOT, пилот смог увести горящий Ил-76 от домов деревни Яблоново (около 50 км от границы с Украиной), борт упал в поле недалеко от населенного пункта. У экипажа, судя по всему, шансов на спасение не осталось, все находящиеся на борту погибли. Разрушений и жертв на земле нет.

Самолет упал недалеко от церкви (ее также видно на опубликованных кадрах). Иерей храма рассказал Mash, что сегодня у них пройдет служба в память об экипаже. Место крушения сразу оцепили. «Все оперативные службы находятся на месте, проводятся следственные мероприятия. К месту направляется комиссия для установления причин катастрофы», — уточнил позже Гладков.

Изначально сообщалось, что на борту находились 63 человека и все они погибли. Первым о том, что Ил-76 вез украинских пленных на обмен, написал канал Fighterbomber, который специализируется на военной авиации. Это сообщение было удалено. Но информацию все-таки подтвердило минобороны РФ, также уточнив количество погибших. «24 января текущего года около 11:00 мск при выполнении планового полета потерпел крушение самолет Ил-76 в Белгородской области. На борту находились 65 пленных военнослужащих ВСУ, перевозимых в Белгородскую область для обмена, 6 членов экипажа самолета и 3 сопровождающих», — сообщили в ведомстве.

По данным Shot, пилот смог увести горящий Ил-76 от домов деревни Яблоново (около 50 км от границы с Украиной), борт упал в поле недалеко от населенного пункта По данным SHOT, пилот смог увести горящий Ил-76 от домов деревни Яблоново (около 50 км от границы с Украиной), борт упал в поле недалеко от населенного пункта Фото: vk.com/newsbelgorod via Global Look Press/ www.globallookpress.com

«О маршруте его следования предварительно предупредили Украину»

Вооруженные силы Украины сбили Ил-76 тремя ракетами ЗРК, либо Patriot, либо IRIS-T немецкого производства, специалистам предстоит в этом разобраться, рассказал депутатам Госдумы на пленарном заседании глава комитета по обороне Андрей Картаполов. Следом за упавшим Ил-76 летел еще один, который также вез порядка 80 военнопленных, его успели развернуть, уточнил он. Руководство Украины, также подчеркнул Картаполов, знало о готовящемся обмене и было проинформировано, каким образом пленные будут доставляться.

Обмен должен был состояться сегодня на границе Белгородской области по формуле 192 на 192, пишет SHOT со ссылкой на источник. Mash уточняет, что обмен был назначен на 13:00 «в стандартном месте, в Краснояружском районе Белгородской области». «Пленных вээсушников в регион всегда доставляли самолетами. И в большинстве случаев это был именно Ил-76. О маршруте его следования предварительно предупредили Украину», — отмечает телеграм-канал.

Крушение Ил-76 может стать самой массовой гибелью украинских пленных с начала СВО. Тут можно вспомнить похожий случай в Еленовке ДНР. В июле 2022 года ВСУ нанесли удар РСЗО HIMARS по СИЗО в поселке, где содержались военнопленные Украины, в том числе боевики формирования «Азов»*. Тогда погибли более 50 человек, минобороны РФ называло инцидент кровавой провокацией.

Спустя 20 минут после публикации Гладкова о «происшествии в Корочанском районе» издание «Украинская правда» со ссылкой на источники сообщило, что сбитый самолет — это «работа ВСУ», а на борту якобы перевозили ракеты для зенитно-ракетной системы С-300. Однако вскоре газета, а следом за ней и другие украинские источники стали удалять информацию о причастности ВСУ к крушению. Портал «Суспильне» сообщил, что в украинском минобороны пока не могут подтвердить, что самолет поразили ВСУ, поскольку «еще выясняют информацию». Сообщения о том, что на борту были не пленные, а ракеты, украинские сайты пока не удалили. Ил-76 под Белгородом был сбит на взлете, написало «Интерфакс-Украина» со ссылкой на источник, близкий к минобороны Украины. Кем именно сбит, агентство не уточнило.

Украинский координационный штаб по вопросам обращения с военнопленными днем в среду не подтвердил, но и не опроверг информацию об украинцах на борту и призвал дождаться официальных заявлений. Таких комментариев от Киева пока не было.

Ил-76 был сбит тремя ракетами ЗРК либо «Patriot», либо IRIS-T немецкого производства Ил-76 был сбит тремя ракетами ЗРК, либо Patriot, либо IRIS-T немецкого производства Фото: vk.com/newsbelgorod via Global Look Press/ www.globallookpress.com

«Через час там скажут, что это мы сами сбили свой самолет»

Вскоре после крушения военный телеграм-канал «Рыбарь» обозначил две возможные версии крушения — техническая неисправность и сбитие. О том, что причина падения — техническая неисправность, также сначала написали телеграм-каналы Mash (обратил внимание на то, что самолет загорелся в воздухе) и Brief. При этом «Рыбарь» сразу отметил, что в неисправность «слабо верится», и уточнил, что с начала года ВСУ активно насыщали граничащие с РФ территории зенитно-ракетными комплексами. Позже канал заметил, что пуск зенитной управляемой ракеты по российскому борту Ил-76 был произведен со стороны Харькова с расстояния в 130 километров. Параллельно в телеграм-каналах начали публиковать фото с якобы следом от взрыва ракеты, сбившей самолет.

После выступления Картаполова в Госдуме стала обсуждаться только версия об ударе украинских военных по самолету. «Самолет и экипаж — наши. Пленные — их. Сбили — они. Остальная инфа — от лукавого», — написала в своем телеграм-канале главный редактор RT Маргарита Симоньян. Спустя некоторое время она опубликовала список украинских военнопленных, которые находились на борту транспортника.


Военный эксперт Борис Рожин и другие обратили внимание на то, что украинские источники стали спешно корректировать информацию о произошедшем. «„Переобувка“ в прыжке. Теперь начинают делать вид, что не причастны к уничтожению собственных военнопленных. Точно так же было и при ударе по колонии в Еленовке, где ВСУ убили несколько десятков своих военнопленных», — отметил Рожин. «Думаю, через час там (на Украинеприм. ред.) скажут, что это мы сами сбили свой самолет. Еще не вечер…» — допустил в своем телеграм-канале военный обозреватель Юрий Подоляка.

Один из вопросов: для чего Украине было сбивать самолет с украинскими военнопленными? По мнению Подоляки, катастрофа могла стать следствием «внутриукраинских и околоукраинских разборок». В последние дни на Украине очень сильно обострился конфликт проамериканских и пробританских элит, отметил Подоляка. «Причем обменами и попытками наладить переговорный процесс занимались „проамериканцы“. И этот „кейс“, как говорят в Киеве, был для украинцев более приятным, чем „британский“ мобилизационный „кейс“. Все быстро оборачивалось против Лондона, и с этим надо было что-то срочно делать. И тут такой случай. Очень удобный для Британии. Настолько удобный, что явно тут не обошлось без „специалистов“ из МИ-6…» — отметил обозреватель.

С Подолякой солидарен военкор Евгений Поддубный. «Единственная причина для подобных действий — активное противостояние группировок западных кураторов киевского режима, которое, безусловно, отражается и на подконтрольных главарях. В рамках матча Зеленский – Залужный», — написал он в своем телеграм-канале. Поддубный не сомневается, что Ил-76 был сбит намеренно: «Чтобы подтащить систему ПВО американского производства к точке, откуда это (удар по самолетуприм. ред.) технически возможно, нужно провести затейливую операцию. Более того, предполагаю, что уничтожение собственных пленных было устроено при участии западных военных специалистов, так как они отслеживают перемещения ЗРК Patriot».

Спустя почти четыре часа после крушения минобороны РФ опубликовало официальный комментарий. В ведомстве подтвердили, что Киев совершил террористический акт, «в результате которого был сбит самолет военно-транспортной авиации России». Поражение самолета осуществили ВСУ из района населенного пункта Липцы Харьковской области, «радиолокационными средствами ВКС наблюдался пуск двух украинских ракет». В минобороны также отметили, что украинское руководство знало о практике перевозки военнослужащих. «По достигнутой ранее договоренности данное мероприятие (обменприм. ред.) должно было состояться во второй половине дня в пункте пропуска Колотиловка на российско-украинской границе. И тем не менее нацистский киевский режим пошел на данный шаг, преследуя цель обвинить Россию в уничтожении украинских военных. Совершением данного теракта украинское руководство показало свое истинное лицо — пренебрегло жизнями своих граждан», — отмечается в сообщении.

Крушение Ил-76 может стать самой массовой гибелью украинских пленных с начала СВО Фото: vk.com/newsbelgorod via Global Look Press/ www.globallookpress.com

«Своих солдат расстреляли в воздухе, своих! Их там матери ждали, жены, дети»

Кремль днем уточнил, что президент России Владимир Путин проинформирован о крушении, но от других комментариев воздержался. На заседании Госдумы депутат Картаполов предложил вернуться к тезису о том, чтобы признать Украину террористическим государством, а его режим — террористической ячейкой. «Понимаете, какая степень цинизма — уничтожать собственных граждан, собственных солдат, по которым договорились, чтобы они их забрали. С этими людьми — в кавычках, их людьми-то назвать уже нельзя — наверное, уже никаких переговоров быть не может. А самое главное, всему мировому сообществу пора бы открыть глаза, понять, кому они помогают, зачем они помогают», — заявил парламентарий.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин призыв поддержал и поручил подготовить обращение к конгрессу США и бундестагу, «чтобы депутаты наконец-то прозрели». «Своих солдат расстреляли в воздухе, своих! Их там матери ждали, жены, дети. Вышли на решение. Пилотов наших военно-транспортного самолета, которые осуществляли гуманитарную миссию, расстреляли, беззащитных, — ракетами американскими, немецкими».

Картаполов также отметил, что после инцидента речи об обмене военнопленными пока быть не может. «То, что будущие обмены военнопленными под угрозой срыва, как сказал Картополов, — неоспоримый факт. В первую очередь потому, что в этом заинтересована украинская сторона, которая неоднократно саботировала обмены», — отмечает «Рыбарь».

История с уничтожением самолета — «результат внутриполитической борьбы неонацистских элит в Киеве», считает зампред совбеза РФ Дмитрий Медведев. «Дальше будет только хуже: эти тризубые уродцы для сохранения своей власти будут с легкостью убивать своих военнослужащих и военнопленных, чему научились за 700 дней СВО. Будут нещадно бомбить свои города и села, стирая в пыль свои дома и испепеляя своих стариков и детей. Тут для жовто-блакитных тварей нет никаких ограничителей. Ведь на карту поставлено главное — власть и деньги», — отметил он.

«Когда в украинском обществе осознают, кого сознательно сбили украинские же военные (или британские спецы), может начаться такое брожение умов, что я Зеку [Зеленскому] и его шайке не завидую»Фото: © IMAGO/Lukas Balandis / www.imago-images.de/ www.globallookpress.com

Сбитый над территорией России самолет — это «мотив к дальнейшей эскалации противостояния и к расширению зоны действий российских ракет „земля – воздух“ и „воздух – воздух“», написал военный корреспондент Александр Сладков. «Следующим сбитым должен быть любой транспортный самолет над Украиной, желательно ближе к европейским ее соседям, желательно с иностранными военными специалистами на борту, чтобы больнее было, — подчеркнул Сладков. — Это, конечно, новая высота накала ситуации. У нас много кто на самолетах летает, в том числе не так далеко от Украины. Да, мы уже пожаловались западникам на западников, но нужен такой ход, чтоб он снял эту проблему с повестки дня. Будем опять предупреждать — они продолжат сбивать».

«Когда в украинском обществе осознают, кого сознательно (а не знать об обмене они не могли) сбили украинские же военные (или британские спецы), может начаться такое брожение умов, что я Зеку (президенту Украины Владимиру Зеленскомуприм. ред.) и его шайке не завидую», — пишет в своем телеграм-канале Подоляка.

«Киев отрицает наличие пленных для обмена. Если все же это подтвердится (на фоне утверждений ВСУ, что самолет сбили они), то вызовет нешуточный скандал на Украине. Не исключено, что Зеленский попробует разыграть ситуацию против Залужного», — отметил в своем канале политолог и журналист Георгий Бовт.

Западная пресса в основном сухо пересказывает хронологию произошедшего и приводит заявления официальных лиц России и Украины. При этом The Washington Post отмечает, что причина катастрофы неясна, хотя российские чиновники, «не предоставив доказательств», заявили, что самолет сбили ВСУ с использованием ракет немецкого или американского производства. «Ни одно из утверждений, ни о том, кто был на борту, ни о причине, не может быть независимо проверено», — подчеркивает американское издание. Reuters обращает внимание, что если все детали крушения подтвердятся, то «это будет самый смертоносный инцидент за почти двухлетнюю войну внутри международно признанных границ России».

Обмен должен был состояться сегодня  по формуле 192 на 192, пишет Shot . «Пленных ВСУшников всегда доставляли самолетами. И в большинстве случаев это был именно этот Ил-76. О маршруте его следования предварительно предупредили Украину», — отмечает телеграм-канал. Издание «Ура.ру» указывает, что упавший самолет ранее уже перевозил взятых в плен солдат ВСУ Обмен должен был состояться по формуле 192 на 192, пишет SHOT. «Пленных вээсушников всегда доставляли самолетами. И в большинстве случаев это был именно Ил-76. О маршруте его следования предварительно предупредили Украину», — отмечает телеграм-канал Фото: © Olga Sokolova / Global Look Press/ www.globallookpress.com

Разумеется, эта операция была не спонтанной. Ее разрабатывало командование ВСУ, а санкцию мог дать Зеленский»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали крушение российского военного самолета Ил-76 и порассуждали, для чего Украина сбила воздушное судно и какая будет реакция.

Игорь Коротченко — военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона»:

— Украина могла осуществить данную операцию, используя имеющиеся в ее распоряжении зенитно-ракетные комплексы. Ну, например, американские ЗРК Patriot либо другие средства. Все зависит от того, какие сейчас будут собранные данные, предстоит анализ. Но использование зенитно-ракетного комплекса — одна из наиболее вероятных версий случившегося.

Такого рода операцию Киев вполне мог провести, особенно с учетом того, что там заранее знали о предстоящем обмене пленными. И украинская сторона понимала, что, уничтожая российский Ил-76, она уничтожает не просто самолет, но и собственных военных, которые там находились в качестве военнопленных. Разумеется, эта операция была не спонтанной. Ее разрабатывало командование ВСУ (с большой долей вероятности участвовало главное управление разведки Украины), а санкцию на ее проведение мог отдать даже в устном порядке Зеленский. Украина в данном случае еще раз подтвердила репутацию террористического государства, которое не считается ни с какими обстоятельствами для достижения сиюминутных целей.

Что стоит за этим террористическим актом со стороны Украины? Во-первых, он делает невозможным (по крайней мере на данном этапе) выход на какие-либо мирные переговоры. Зеленский сжигает мосты для переговорного процесса, которые могли теоретически существовать. Во-вторых, это, безусловно, эскалация конфликта, и думаю, что украинский агитпроп будет интерпретировать данную катастрофу путем перекладывания ответственности на российскую сторону.

Необходим анализ причин катастрофы. Внешнее воздействие было — это 100 процентов. Был ли это украинский комплекс ПВО либо другие средства поражения авиационного или наземного базирования, можно будет уверенно говорить, когда обнародуют данные расследования. Нужно, чтобы российская позиция опиралась на информацию от разведывательных источников.

Это просто лишний раз показывает лицо нынешнего украинского режима, он недоговороспособен. Соответственно, только реализация целей СВО поможет. Военный ответ, безусловно, будет, но какой, пока говорить рано. Вне зависимости от этой ситуации цели остаются прежними, военные объекты Украины, группировки ВСУ будут уничтожаться. Военная инфраструктура должна быть полностью уничтожена, законные цели — вся транспортная и логистическая инфраструктура, а также лица, отдающие преступные приказы. И поступать с ними нужно так же, как поступают с международными террористами.


Константин Сивков — военный и общественный деятель, военный и политический аналитик, специалист в военной политологии. Действительный академик и заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук:

— Украина сбила самолет со своими пленными. Есть несколько мотивов, которыми могли руководствоваться ВСУ. Вариант первый состоит в том, что Украина сбила этот самолет по ошибке. Они могли предполагать, что самолет вез военный груз, а там были пленные. И они его сбили. Это наиболее вероятный вариант, потому что сейчас Украина открещивается от причастности к тому, что она сбила самолет. Но нельзя исключать в полной мере и другой вариант. Они сбили этот самолет с целью устрашить своих солдат, чтобы те не сдавались в плен. Мол, всех застанут украинцы, в том числе и в плену. Помните те удары по лагерю военнопленных в 2022 году? Сначала они радостно об этом сообщили, а потом увидели реакцию других стран и жесткую реакцию России. Вот такие мотивы могли быть. 

В принципе, можно было бы избежать крушения, но для этого надо было уничтожить развернутые зенитно-ракетные комплексы врага в зоне досягаемости. Это опять же та самая причина, по которой нужно решать задачу решительного разгрома ВСУ. Нельзя говорить о том, что российская ПВО могла точно сбить ракету. Сказать сложно, так как это очень высокоскоростная цель. Ракета другой страны — это очень нестандартная цель для ЗРК.

В настоящий момент тема обмена пленными не закрыта. Просто теперь вопрос будет решаться каким-то другим образом: как обеспечить безопасность. Ответный удар будет со стороны РФ.


Виктор Литовкин — военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке:

— Это не ошибочный удар. Если это сделала украинская сторона, то только для того, чтобы демонизировать Россию. Они (власти Украиныприм. ред.) же будут утверждать, что это Россия сама сбила самолет. Это попытка показать, какая Россия кровожадная. Сначала же ликовали, в соцсетях везде писали, что это Украина сбила, а когда до них дошло, что они убили своих граждан, стали тщательно вычеркивать свое участие. Понятно, кто это сделал. Но, чтобы мы были окончательно убеждены, должно быть заключение следственного комитета, который сейчас на месте катастрофы ведет работу. Будет расшифрован черный ящик, найдены обломки ракет.

Можно ли было избежать крушения? Мы не ожидали удара по самолету. Ведь мы предупредили украинскую сторону, и она прекрасно знала, где будет лететь и где он должен приземлиться, была взаимная договоренность. Поэтому как мы будем сбивать эту ракету, если не ожидали удара?

Вопрос обмена военнопленных с Украиной теперь можно считать закрытым? Я думаю, нет, обмен пленными все-таки состоится, но не сейчас, чуть позже. В обмене заинтересована и та и другая стороны. В первую очередь мы, потому что российские военнопленные содержатся в ужасных условиях, их истязают, не оказывают им медицинскую помощь. А вот украинские в плену — почти как в пионерском лагере, их кормят, лечат.