Населенный пункт Веселое, находящийся на северском направлении, был освобожден российскими войсками Населенный пункт Веселое, находящийся на северском направлении, был освобожден российскими войсками Фото: © Станислав Красильников, РИА «Новости»

Веселая победа

В пятницу ВСУ спустя сутки после официального заявления министерства обороны России признали, что Веселое, находящееся на северском направлении, было освобождено российскими войсками. Как следствие, под контроль Российской армии перешли и высоты, прилегающие к селу. Это позволило выйти на берег реки Сухая Плотва и уже начать бои за высоты, находящиеся севернее Веселого.

Отметим, что данная конфигурация практически обрекает противника на оборону Раздоловки, Федоровки и дальнейшего пучка населенных пунктов, которые находятся в низине под Северском. Противник, впрочем, укрепляет позиции на данном участке.

Если посмотреть на карту боевых действий, то можно заметить, что Северский укрепрайон находится севернее Соледара и южнее Серебрянского лесничества, где сейчас и идут упорные бои. Взятие данного городка не только спрямит фронт, но и откроет дорогу с востока на Славянско-Краматорскую агломерацию, с юга — на Красный Лиман и в целом может пошатнуть фронт неприятеля, который из-за отсутствия долговременных оборонительных коммуникаций достаточно жидкий.

Но обо всем по порядку.

Лето-2022

Первый раз к битве за Веселое тогда еще народная милиция Луганской Народной Республики приступила 3 июля 2022 года. На тот момент практически вся территории ЛНР была освобождена от украинских захватчиков, после чего началась затяжная летняя кампания, которая прекратилась естественным образом после отступления российских войск с территории Харьковской области.

Тогда, с одной стороны, шло тяжелейшее сражение в районе Белогоровки, битва за которую стала возможной уже после освобождения Лисичанска и Северодонецка, а с другой — бойцы ЧВК Вагнера шаг за шагом теснили неприятеля, беря в окружение Соледар и Артемовск.

Вместе с тем исход тех боев, как мы отметили выше, не соответствовал ожиданиям. Например, военный эксперт Константин Сивков был оптимистичен. «Сейчас идет бой за Марьинку, через пару дней, скорее всего, она будет занята. После этого займут Авдеевку, а уже затем у нас будет открыто продвижение на запад, это значит, на Славянск и Краматорск. Кроме того, весьма вероятно, что к этому времени войска смогут выйти со стороны Северска», — отмечал он летом 2022 года в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Впрочем, тогда казалось, что после освобождения Соледара проблема Северска решится сама собой, т. к. армия России фактически вынудит ВСУ его оставить. С военной точки зрения дальнейшая оборона населенного пункта в условиях лета 2022 года не имела бы принципиального или весомого значения, а объективные трудности, которые бы не позволили полноценно ротировать личный состав и пополнять боеприпасы, лишь ускорили бы процесс.

Как показала практика, данные умозаключения оказались ошибочными. Во-первых, изменилась общая география. Теперь севернее Северска не было прямой угрозы охвата со стороны российских войск. Во-вторых, освобожденный Соледар хоть и является твердыней, со стороны которой можно устраивать наступление, но находится достаточно далеко, чтобы малые колонны имели повышенную угрозу уничтожения. Кроме того, украинское военное командование на примере Авдеевки успешно продемонстрировало, что даже абсолютно простреливаемая грунтовая дорога вполне может служить для поддержки избиваемого гарнизона. Как говорится, было бы желание.

Кроме того, сказывалась общая проблема комплектации войск на тот период. Армия не перешла в режим военного времени, отчего отдельные соединения зачастую не насчитывали и половины штатного состава из-за так называемых пятисотых (бойцов, которые написали рапорт на увольнение и удалились из зоны боевых действий). Разумеется, были и иные трудности, в том числе малая оснащенность средствами обнаружения противника, невысоким уровнем разведки и прочим, что пришлось срочно решать уже в зимне-весенний период 2022–2023 годов.

Все факторы вместе дали известный результат — Северск до сих пор стоит как опорный пункт прикрытия краснолиманского и славянско-краматорского направлений киевских войск. Как следствие, эту проблему необходимо решать как минимум для изменения тактического положения Донбасской группировки войск в целом.

Северск является достаточно важной логистической точкой Северск является достаточно важной логистической точкой Фото: © Станислав Красильников, РИА «Новости»

Цели и задачи

Как мы отметили выше, на текущий момент Северск имеет важное оперативное значение для командования противника. Во-первых, город является достаточно важной логистической точкой для оперативно-тактической группы «Хортица». Важность этого канала снабжения, как сегодня видно, подчеркивает цепь опорных пунктов, блокпостов и иных укреплений, тянущаяся от Свято-Покровского через Резниковку, Каленики, Рай-Александровку, Ореховатку и далее на Краматорск.

Во-вторых, как мы уже отметили, Северск прикрывает восточные рубежи Славянско-Краматорской агломерации. Кроме того, город стоит на реке Бахмутке, что является естественной преградой на данном участке фронта, по сути, малым форпостом, который в силу географии удерживает окружающую территорию.

Летом позапрошлого года предполагалось, что город будет взят с наскока, как ослабленная тыловая крепость. Летом 2023-го активных боевых действий на данном участке практически не велось, т. к. основные силы противника были сосредоточены на запорожском направлении, что неизбежно отвлекало и российские военные силы, и ресурсы. Сейчас вопрос о Северске как цели встает более открыто. Как мы писали ранее, зимняя кампания объективно не будет долгой: до января ее поджимает осенняя слякоть, с марта — весенняя распутица. Проба пера в наступлении именно на этом участке фронта вполне может быть осуществлена.

Если попробовать рассмотреть данное предположение в динамике, то можно увидеть, что, согласно сообщениям военных корреспондентов и телеграм-каналов, обстановка на данном участке фронта становится все более динамичной. 27–28 декабря ударом ФАБ был уничтожен командный пункт группировки, прямо сейчас российские части продвигаются в районе железной дороги у Верхнекаменского, вновь завязались бои под Белогоровкой. В свою очередь, противник пытается не допустить прорыва линии обороны и выхода войск на участок трассы Лисичанск – Серебрянка. Задача, впрочем, не совсем простая для наших войск.

Серебрянское лесничество, а говоря точнее, лесной массив, растянувшийся в ширину на 8 км и в длину на 20 километров. Его южная часть, примыкающая к Северску, огорожена от городка рекой Северский Донец, через который в этом месте нет постоянных переправ. Разумеется, вопрос решается понтонными переправами. Тем не менее это вовсе не упрощает общее положение дел.

В целом успешные действия по всей линии боевого соприкосновения создадут объективную проблему для киевских войск, сосредоточенных как на Северском рубеже, так и в Серебрянском лесничестве, что предопределяет их отступление на западные рубежи. Кроме того, следует учесть и общее состояние украинских войск, понесших колоссальные потери за кампанию прошлого года. В известном смысле Северск оставался отдаленной крепостью, где шли наименее интенсивные боевые действия. Как следствие, гарнизон города, техническое оснащение и снабжение боеприпасами, скорее всего, уступают тому, что имеют вооруженные формирования Украины на других участках. Кроме того, противник удерживает достаточно большое пространство, которое, впрочем, простреливается насквозь российской авиацией и артиллерией.

Общая теория

С конца осени, по крайней мере по словам президента Украины Владимира Зеленского, киевские войска перешли в состояние стратегической обороны. Это значит, что вместо активных наступательных действий они будут заниматься строительством укреплений, вести активную оборону, но попыток больших прорывов, скорее всего, в этом году от них ожидать не следует.

Как следствие, это, с одной стороны, упрощает ведение боевых действий, т. к. не нужно тратить дополнительные ресурсы и силы на натиск, с другой — ставит Киев в ожидание. В случае если войска обороняются, им даже при высокой мобильности отдельных частей приходится более-менее равномерно распределять их по линии боевого соприкосновения, что объективно порождает предпосылки для дисбаланса не в пользу Киева на выбранных участках.

Как следствие, угроза потери Авдеевки, Часова Яра, Северска, восточной половины Купянска в Киеве ощущается вполне реально. Нельзя сказать, что все указанные цели будут достигнуты единовременно и быстро, но все они становятся объектом для российского наступления.

На текущий момент, как мы уже отмечали, Киев пытается замедлить, расстроить российские порядки средствами террористических атак по Белгороду и прифронтовым территориям в целом, нанося удары по гражданскому населению. Вместе с тем, повторимся еще раз, для России не является важным само по себе освобождение превращенного в руины поселка средней полосы. Задача короткой зимней кампании в том, чтобы связать противника в ряде тактических боев, которые преследуют следующие цели: занять ближайшие тактические пункты для последующего выхода на оперативный простор юго-восточной Украины, попытка понять, как именно в сложившихся условиях проводить наступательные действия. Третье — не дать противнику отдохнуть.

В идеале киевские формирования должны носиться по всей линии боевого соприкосновения, то тут, то там затыкая резервными, а реально снятыми с других направлений частями дыры. России же важно не столько занятие Северска или Часова Яра, а понять, как нужно наступать. Что делать с растущим числом FPV-дронов? Как концентрировать войска в условиях перманентной спутниковой разведки? Как проводить глубокие охваты?

Все это, отметим, будет лишь большой репетицией перед летними боями 2024 года, целью которых станет как минимум окончательное освобождение Донецкой Народной Республики от украинских захватчиков, а в лучшем — полноценный разгром киевской армии, после которого любые финансовые и военно-технические вливания Запада станут почти бессмысленными. Удастся ли это — большой вопрос, но иначе войну не окончить, особенно в условиях того, что действующему киевскому руководству русских и украинцев, живущих под их властью, не жалко.