Фарит Бикчантаев: «При выборе репертуара важно «не потерять слух», мы много работаем с авторами. Даже если драматург сегодня написал неудачную пьесу, мы стараемся не отпускать его из театра» |
ПЬЕСУ ВЗЯЛ ПОЧИТАТЬ ИМАМ
Одной из сенсаций будущего сезона станет постановка пьесы Гаяза Исхаки «Светопреставление», которая последний раз ставилась в 1911 году, над спектаклем будет работать сам Фарит Бикчантаев. Пьеса Исхаки рассказывает о мусульманском духовенстве и противоречиях, царящих в этой среде. Любопытно, что сейчас ознакомиться с произведением Исхаки решил Мансур хазрат Джалялетдинов - имам-хатыйб Казани, который, возможно, даст постановщику свои советы.
Другим ярким событием может стать инсценировка «Кроткой» Федора Достоевского, эту постановку готова осуществить молодой режиссер Лилия Ахметова, которая, очевидно, вдохновилась увиденным в рамках учебно-образовательного форума «Науруз» «Идиотом» Эймунтаса Някрошюся.
И наконец, еще один проект, претендующий на оригинальность и, возможно, даже политическую скандальность, – это постановка инсценировки романа турецкого писателя Орхана Памука «Меня зовут Красный». Памук – великолепный писатель постмодернисткого толка, лауреат Нобелевской премии по литературе (2006 год). Но широкую известность (мирового масштаба) он получил, когда неожиданно занял жесткую позицию в отношении геноцида армян и дискриминации курдов в Турции, не совпадающую с мнением официальных турецких властей. Так что с учетом политической дружбы Анкары с Казанью, неизвестно еще, какую в нее тональность внесет Памук. Хотя некой смелости Бикчантаева и Камаловского нужно отдать должное…
Правда сам роман «Меня зовут Красный», который был издан в 1998 году, самодостаточен без всякой политки. Он повествует о том, как турецкий султан повелел издать необычайную книгу, рисунки в которой должны сочетать традиции персидской миниатюры с канонами европейской живописи. Но среди художников зреют сомнения: не грех ли это — следовать обычаю неверных?
Инсценировку, возможно, поручат делать Ярославе Пулинович – довольно-таки скандальной ученице опять-таки неоднозначного драматурга Николая Коляды. Из этого следует, что Камаловский не боится ввести в свою афишу некую толику театрального авангарда, что само по себе для национального театра весьма смело.
- Природа татарского театра – она особая, трудно сказать, откуда это пошло, но мы, татары, очень любим театр. Но при этом при выборе репертуара важно «не потерять слух», мы много работаем с авторами. Даже если драматург сегодня написал неудачную пьесу, мы стараемся не отпускать его из театра, - говорит Бикчантаев.
«Московские театральные критики традиционно ходят на наши спектакли» |
МОСКВА И ПЕКИН
Часть вопросов читателей касалась ближайших гастрольных планов. В этом смысле труппа театра им. Камала весьма мобильна. Только что завершились гастроли в Набережных Челнах, а актеры уже собираются лететь на фестиваль во Владикавказ. Сюда они везут два спектакля – «Зятья Гэргэри» и «Черную бурку». Кстати, автор «Черной бурки» Георгий Хугаев служил именно в театре во Владикавказе.
В январе будущего года пройдут традиционные десятидневные гастроли Камаловского театра в Москве, на сцене Малого театра. Два этих коллектива давно уже связаны не только прочными нитями сотрудничества, но и дружбой. Надо отметить, что москвичи, и не только представители татарской диаспоры в столице, любят камаловцев, их гастроли всегда проходят здесь с аншлагами. Репертуар на гастроли в Первопрестольную пока не уточнен.
- Нас ждет не только наш зритель из диаспоры, но и московские театральные критики, которые традиционно ходят на наши спектакли, - уточнил Бикчантаев.
Одной из самых важных поездок нового сезона станет визит в Пекин, куда камаловцы отправляются с «Принцессой Турандот», они включены в число участников международного театрального фестиваля. Форум проходит в китайской столице каждый год, и каждый год меняется его тема. В этом году фестиваль посвящен Европе, так что пьеса итальянского драматурга, сыгранная артистами из Казани, будет здесь уместна. Татарский театр будет представлен в Китае впервые за его историю.
КАЗАНЬ ВСЕ-ТАКИ ГОРОД ТЕАТРАЛЬНЫЙ
В интервью, данном недавно газете «БИЗНЕС Online», Бикчантаев посетовал, что Казань – город нетеатральный. «Не переменили ли вы свое мнение?» - спрашивали режиссера перед интернет-конференцией читатели.
Бикчантаев признался: после полных залов на «Идиоте» Някрошюса, прошедшем в рамках «Науруза», он свое мнение поменял. Спектакль литовского режиссера шел почти 6 часов, и из зала ушло не более двадцати процентов публики. А были и те, что приходили на «Идиота» два вечера подряд.
- У актеров Някрошюса есть не энергетика темперамента, это энергетика мысли, - проанализировал спектакль коллеги Бикчантаев.
Кстати, отметил Бикчантаев, привезти в Казань театр «Мено Фортас» оказалось дешевле, чем ряд российский театров. У раскрученного театра из Литвы оказался не такой уж большой гонорар.
- У театра Европы под руководством Льва Додина гонорар куда больше, - отметил Бикчантаев.
Вообще же, весь «Науруз» в этом году стоил 6 млн. рублей. В его финансировании участвовали министерство культуры республики, СТД РТ и спонсоры.
«В национальном театре нельзя позволять все подряд, есть границы допустимого. Иначе можно наломать дров, должна быть некая толика консерватизма» |
ПОМОГ ГРАНТ
Как рассказал Бикчантаев, в труппе театра им. Камала сейчас 54 человека, вообще же, штат театра - около 200 человек. Средняя зарплата в театре, благодаря гранту президента РТ (размеры гранта главный режиссер не назвал, сославшись на то, что в театральной среде информация о финансовых вливаниях вызывает слишком бурное обсуждение у коллег), полученном в этом году, несколько подросла и составила около 20 тысяч.
Проблемы в театре есть, к ним можно отнести до сих пор незаконченный ремонт и некоторые творческие сложности, например с современной драматургией.
По словам Бикчантаева, если русскоязычные театры выбирают их из тысяч пьес, то в татарском театре, даже несмотря на то что здесь проходит конкурс современной пьесы, выбирать приходится из 50 - 60 сочинений. В этом случае театру разумнее ориентироваться на инсценировки прозы.
- Пьеса, прежде всего, должна нам понравиться. Хотя хочу отметить, что в национальном театре нельзя позволять все подряд, есть границы допустимого. Иначе можно наломать дров, должна быть некая толика консерватизма, - полагает Бикчантаев.
В Камаловском нет проблем с продажей билетов, сейчас немного поменялся зритель – в зале больше молодежи, чем прежде, и это радует.
- Сейчас сорок процентов наших зрителей смотрят наши спектакли с наушниками, наушников даже не хватает, их приходится докупать, - рассказал главный режиссер.
Этот факт отраден, он говорит о том, что в театр потянулся русскоязычный зритель.
В ближайших планах театра – завершить ремонт. И если уж совсем повезет – сделать пристрой на месте нынешней автостоянки. Его бы Фарит Рафкатович хотел приспособить под еще один репетиционный зал.
Еще в ближайших планах театра - создание своей студии, которая могла бы транслировать спектакли камаловцев в интернете, в них есть большая потребность в местах компактного проживания татар. Однако это требует существенных финансовых вливаний.
На эти и другие вопросы Бикчантаев ответил в ходе интернет-конференции, полную стенограмму которой можно будет прочесть в ближайшие дни.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.