460-3.jpg
Фарит Бикчантаев: «При выборе репертуара важно «не потерять слух», мы много работаем с авторами. Даже если драматург сегодня написал неудачную пьесу, мы стараемся не отпускать его из театра»

ПЬЕСУ ВЗЯЛ ПОЧИТАТЬ ИМАМ

Одной из сенсаций будущего сезона станет постановка пьесы Гаяза Исхаки «Светопреставление», которая последний раз ставилась в 1911 году, над спектаклем будет работать сам Фарит Бикчантаев. Пьеса Исхаки рассказывает о мусульманском духовенстве и противоречиях, царящих в этой среде. Любопытно, что сейчас ознакомиться с произведением Исхаки решил Мансур хазрат Джалялетдинов - имам-хатыйб Казани, который, возможно, даст постановщику свои советы.

Другим ярким событием может стать инсценировка «Кроткой» Федора Достоевского, эту постановку готова осуществить молодой режиссер Лилия Ахметова, которая, очевидно, вдохновилась увиденным в рамках учебно-образовательного форума «Науруз» «Идиотом» Эймунтаса Някрошюся.

И наконец, еще один проект, претендующий на оригинальность и, возможно, даже политическую скандальность, – это постановка инсценировки романа турецкого писателя Орхана Памука «Меня зовут Красный». Памук – великолепный писатель постмодернисткого толка, лауреат Нобелевской премии по литературе (2006 год). Но широкую известность (мирового масштаба) он получил, когда неожиданно занял жесткую позицию в отношении геноцида армян и дискриминации курдов в Турции, не совпадающую с мнением официальных турецких властей. Так что с учетом политической дружбы Анкары с Казанью, неизвестно еще, какую в нее тональность внесет Памук. Хотя некой смелости Бикчантаева и Камаловского нужно отдать должное…

Правда сам роман «Меня зовут Красный», который был издан в 1998 году, самодостаточен без всякой политки. Он повествует о том, как турецкий султан повелел издать необычайную книгу, рисунки в которой должны сочетать традиции персидской миниатюры с канонами европейской живописи. Но среди художников зреют сомнения: не грех ли это — следовать обычаю неверных?

Инсценировку, возможно, поручат делать Ярославе Пулинович – довольно-таки скандальной ученице опять-таки неоднозначного драматурга Николая Коляды. Из этого следует, что Камаловский не боится ввести в свою афишу некую толику театрального авангарда, что само по себе для национального театра весьма смело.

- Природа татарского театра – она особая, трудно сказать, откуда это пошло, но мы, татары, очень любим театр. Но при этом при выборе репертуара важно «не потерять слух», мы много работаем с авторами. Даже если драматург сегодня написал неудачную пьесу, мы стараемся не отпускать его из театра, - говорит Бикчантаев.

460.jpg
«Московские театральные критики традиционно ходят на наши спектакли»

МОСКВА И ПЕКИН

Часть вопросов читателей касалась ближайших гастрольных планов. В этом смысле труппа театра им. Камала весьма мобильна. Только что завершились гастроли в Набережных Челнах, а актеры уже собираются лететь на фестиваль во Владикавказ. Сюда они везут два спектакля – «Зятья Гэргэри» и «Черную бурку». Кстати, автор «Черной бурки» Георгий Хугаев служил именно в театре во Владикавказе.

В январе будущего года пройдут традиционные десятидневные гастроли Камаловского театра в Москве, на сцене Малого театра. Два этих коллектива давно уже связаны не только прочными нитями сотрудничества, но и дружбой. Надо отметить, что москвичи, и не только представители татарской диаспоры в столице, любят камаловцев, их гастроли всегда проходят здесь с аншлагами. Репертуар на гастроли в Первопрестольную пока не уточнен.

- Нас ждет не только наш зритель из диаспоры, но и московские театральные критики, которые традиционно ходят на наши спектакли, - уточнил Бикчантаев.

Одной из самых важных поездок нового сезона станет визит в Пекин, куда камаловцы отправляются с «Принцессой Турандот», они включены в число участников международного театрального фестиваля. Форум проходит в китайской столице каждый год, и каждый год меняется его тема. В этом году фестиваль посвящен Европе, так что пьеса итальянского драматурга, сыгранная артистами из Казани, будет здесь уместна. Татарский театр будет представлен в Китае впервые за его историю.

КАЗАНЬ ВСЕ-ТАКИ ГОРОД ТЕАТРАЛЬНЫЙ

В интервью, данном недавно газете «БИЗНЕС Online», Бикчантаев посетовал, что Казань – город нетеатральный. «Не переменили ли вы свое мнение?» - спрашивали режиссера перед интернет-конференцией читатели.

Бикчантаев признался: после полных залов на «Идиоте» Някрошюса, прошедшем в рамках «Науруза», он свое мнение поменял. Спектакль литовского режиссера шел почти 6 часов, и из зала ушло не более двадцати процентов публики. А были и те, что приходили на «Идиота» два вечера подряд.

- У актеров Някрошюса есть не энергетика темперамента, это энергетика мысли, - проанализировал спектакль коллеги Бикчантаев.

Кстати, отметил Бикчантаев, привезти в Казань театр «Мено Фортас» оказалось дешевле, чем ряд российский театров. У раскрученного театра из Литвы оказался не такой уж большой гонорар.

- У театра Европы под руководством Льва Додина гонорар куда больше, - отметил Бикчантаев.

Вообще же, весь «Науруз» в этом году стоил 6 млн. рублей. В его финансировании участвовали министерство культуры республики, СТД РТ и спонсоры.

460-1.jpg
«В национальном театре нельзя позволять все подряд, есть границы допустимого. Иначе можно наломать дров, должна быть некая толика консерватизма»

ПОМОГ ГРАНТ

Как рассказал Бикчантаев, в труппе театра им. Камала сейчас 54 человека, вообще же, штат театра - около 200 человек. Средняя зарплата в театре, благодаря гранту президента РТ (размеры гранта главный режиссер не назвал, сославшись на то, что в театральной среде информация о финансовых вливаниях вызывает слишком бурное обсуждение у коллег), полученном в этом году, несколько подросла и составила около 20 тысяч.

Проблемы в театре есть, к ним можно отнести до сих пор незаконченный ремонт и некоторые творческие сложности, например с современной драматургией.

По словам Бикчантаева, если русскоязычные театры выбирают их из тысяч пьес, то в татарском театре, даже несмотря на то что здесь проходит конкурс современной пьесы, выбирать приходится из 50 - 60 сочинений. В этом случае театру разумнее ориентироваться на инсценировки прозы.

- Пьеса, прежде всего, должна нам понравиться. Хотя хочу отметить, что в национальном театре нельзя позволять все подряд, есть границы допустимого. Иначе можно наломать дров, должна быть некая толика консерватизма, - полагает Бикчантаев.

В Камаловском нет проблем с продажей билетов, сейчас немного поменялся зритель – в зале больше молодежи, чем прежде, и это радует.

- Сейчас сорок процентов наших зрителей смотрят наши спектакли с наушниками, наушников даже не хватает, их приходится докупать, - рассказал главный режиссер.

Этот факт отраден, он говорит о том, что в театр потянулся русскоязычный зритель.

В ближайших планах театра – завершить ремонт. И если уж совсем повезет – сделать пристрой на месте нынешней автостоянки. Его бы Фарит Рафкатович хотел приспособить под еще один репетиционный зал.

Еще в ближайших планах театра - создание своей студии, которая могла бы транслировать спектакли камаловцев в интернете, в них есть большая потребность в местах компактного проживания татар. Однако это требует существенных финансовых вливаний.

На эти и другие вопросы Бикчантаев ответил в ходе интернет-конференции, полную стенограмму которой можно будет прочесть в ближайшие дни.