Регина Цыганкова: «Только по проекту „Демография“ за три года мы обучили более 10 тыс. человек, хотя распространяется он только на отдельные категории граждан» Регина Цыганкова: «Только по проекту «Демография» за три года мы обучили более 10 тыс. человек, хотя распространяется он только на отдельные категории граждан» Фото: Сергей Елагин

«Мы предложили учить специалистов совершенно новой профессии»

— Регина Сергеевна, «Демография» уже вторая нацпрограмма, оператором которой выступает ЦОК НТИ. Много ли желающих получить онлайн цифровую профессию за счет государства?

— Довольно много. Только по проекту «Демография» за три года мы обучили более 10 тыс. человек, хотя распространяется он только на отдельные категории граждан. Проект позволяет им получить бесплатное образование, изменить профессию или даже сменить род деятельности, заняться более интересной работой и зарабатывать больше. У нас уже был успешный кейс работы по другому нацпроекту — «Цифровая экономика». В 2020 году мы заняли первое место в проекте «Персональные цифровые сертификаты» по количеству обученных граждан — 2,5 тысячи человек. Поэтому, когда минтруд РФ пригласил нас поучаствовать во втором нацпроекте, мы были готовы к отбору: имелся опыт, инфраструктура, были отсняты курсы, найдены спикеры и кураторы.

— Насколько строгий был отбор?

— Учитывался опыт работы, наличие готовой платформы, образовательной лицензии и актуальных программ подготовки специалистов, нужных рынку. Минтруд провел гигантскую аналитическую работу, отбирал программы с учетом самых разных показателей, в том числе запросов в HeadHunter. Надо отдать должное гибкому подходу специалистов министерства — у нас, как у оператора, была возможность предлагать свои варианты профессий, в которых, как нам кажется, очень нуждаются работодатели.

«В 2020 году мы заняли первое место в проекте «Персональные цифровые сертификаты» по количеству обученных граждан — 2,5 тысячи человек»Фото предоставлено Центром образовательных компетенций НТИ

— Каких, например?

— Например, менеджер маркетплейсов. В 2021 году востребованность этой профессии была крайне неочевидной, хотя маркетплейсы сами по себе уже набрали популярность. В тот момент предприниматель сам был контент-менеджером, сам заполнял карточки товара, сам продавал, обслуживал, продумывал логистику. Мы понимали, что эта ниша будет расти очень быстро и нужны специалисты, которые смогут вести всю торговую часть, оставив за предпринимателем более творческие задачи. И мы предложили курс «Менеджер маркетплейсов. Маркетплейс на 360 градусов», который, по сути, обучал людей совершенно новой профессии. В итоге только в 2021 году мы обучили этой профессии больше 15 тыс. человек. Они сразу оказались востребованными на рынке труда, потому что умели делать все: и контент снимали, и карточки заполняли, и умели работать с возражениями, с доставкой, знали покупательские особенности.

— А в 2023 году какая профессия самая востребованная?

— Менеджер маркетплейсов все еще занимает лидирующую позицию, но мы обновили этот курс с акцентом на настройку ботов и включили в него ChatGPT*, потому что предприниматели автоматизируют процессы. Второе по востребованности направление — веб-дизайн. Также всегда популярен цифровой маркетинг, этот курс у нас читает Игорь Манн — звезда российского маркетинга. Выпускники владеют стандартными навыками маркетологов (пишут качественные тексты, умеют работать с целевой аудиторией и так далее), а также умеют проводить SЕО-оптимизацию и настраивать таргет.

Выпускники владеют стандартными навыками маркетологов (пишут качественные тексты, умеют работать с целевой аудиторией и так далее), а также умеют проводить SЕО**-оптимизацию и настраивать таргетФото предоставлено Центром образовательных компетенций НТИ

— А кто определяет, какими должны быть компетенции слушателей на выходе? Кто формирует критерии, которым они должны соответствовать?

— Рынок. Идеального менеджера маркетплейсов нам помог создать KazanExpress. Профиль SMM***-менеджера мы как заказчики определили сами, а критерии для тестировщиков помогли выстроить IT****-компании, которые резко столкнулись с нехваткой этих специалистов. У нас только в одном потоке обучалось около 3 тысяч человек.

— Что главное в курсах? Контент или спикеры?

— В создании курсов всегда есть несколько пластов. Качественный контент, подразумевающий получение новых компетенций, которые можно измерить. Это хороший спикер, который знает, о чем говорит. Это выстроенная методология и качественная поддержка. Обучающимся нужна рука, которая проведет через изменения, поддержит и не даст все забросить, когда захочется дать слабину.

«Обучать программированию должен человек, умеющий доносить информацию до аудитории старше 50 лет» «Обучать программированию должен человек, умеющий доносить информацию до аудитории старше 50 лет» Фото: Сергей Елагин

«Оказывается, классный преподаватель не то же самое, что классный онлайн-спикер»

— Где берете спикеров? Кого и как отбираете, кто ваши звезды?

— Зависит от направления. Рассматриваем только лидеров в своих областях. Кроме интернет-рейтингов, мы обращаем внимание на артефакты: большое количество книг, статей, работ, подписчиков у спикеров и так далее.

— Инфоцыгане не попадают к вам?

— Я считаю, что инфоцыгане — это те, у кого нет своего продукта. Мы всегда проверяем, что стоит за громкой фамилией и хайпом вокруг нее. Обучать программированию должен человек, умеющий доносить информацию до аудитории старше 50 лет. В этом нам помогают технологичные компании и Университет Иннополис. В курсе «робототехника» участвовал профессор, который никогда не преподавал онлайн.

«Обучать программированию должен человек, умеющий доносить информацию до аудитории старше 50 лет. В этом нам помогают технологичные компании и Университет Иннополис»Фото предоставлено Центром образовательных компетенций НТИ

— А есть разница?

— Да! Оказывается, классный преподаватель не то же самое, что классный онлайн-спикер. Информация в цифровом виде должна быть сжата, здесь нет места многозначительным паузам. И у многих возникает психологический барьер: им легче рассказать что-то аудитории в сто человек, чем одному режиссеру с камерой. Люди вдруг начинают заикаться, хотя эту же самую лекцию до этого читали несколько лет.

Тогда мы стали отдельно работать с новичками в сфере онлайн-образования. Оставляем человека одного в студии с включенной камерой и предлагаем порепетировать в спокойном темпе. Очень важна картинка, одежда, образ преподавателя, его эмоциональное состояние, фишки, которыми он будет удерживать внимание тех или иных зрителей.

— Под портрет слушателей тоже подстраиваетесь?

— Безусловно! Самая большая проблема с вниманием — у поколения Z. А в этом году мы впервые будем учить онлайн поколение Альфа. Если у Z скорость восприятия информации — 8 секунд, то Альфа за секунду понимают, интересно им то, что они видят, или нет. У них другие темпы обработки информации, они смотрят ролики на двойной скорости, поэтому хороший офлайн-спикер, за которым удобно конспектировать, покажется им на экране слишком тягомотным. Сегодняшним слушателям нужен другой подход к подаче информации: она должна быть сжата, а паузы вычищены. Контент должен быть еще более ярким и запоминающимся. Поэтому мы закупаем качественное оборудование для съемки, оформляем разные зоны. Одних световых элементов у нас около 20.

«Эмпатию, доброту, сострадание, умение проживать боль совместно с другим — этого у людей не отнять. Даже если все наши партнеры поставят в колл-центрах роботов, а нейросети начнут проверять оценки, мы бы не хотели идти в этом направлении» «Эмпатию, доброту, сострадание, умение проживать боль совместно с другим — этого у людей не отнять. Даже если все наши партнеры поставят в кол-центрах роботов, а нейросети начнут проверять оценки, мы бы не хотели идти в этом направлении» Фото: Сергей Елагин

«Развиваем эмоциональный интеллект сотрудников, чтобы они могли оказать моральную поддержку»

— Аудитория двух нацпроектов очень сильно отличается. Проект «Демография» сконцентрирован на менее защищенных слоях населения: мамы в декрете, жители новых территорий, пожилые люди. Корректировали программы с учетом этого?

— Проект научил нас работать с разными людьми, с разными поколениями и позволил выработать индивидуальный подход для каждого. Понятно, что мама с трехлетним ребенком не всегда сможет придерживаться расписания — для них мы впервые ввели запись лекций, делали таймкоды, чтобы они могли выборочно смотреть видео.

А людям старше 50 лет необходимы более участливые кураторы, которые могут по несколько раз объяснить, как зайти в программу, настроить Word, Excel и так далее, — у них есть сложности с цифровыми компетенциями.

Болезненной точкой оказалось обучение жен участников СВО. Буквально на прошлой неделе одна из слушательниц курса сказала, что не может завершить обучение, потому что погиб муж и ей нужно заниматься похоронами. Наши сотрудники стали больше службой психологической помощи, нежели кураторами по обучению. Поэтому мы постоянно развиваем эмоциональный интеллект сотрудников, чтобы они могли оказать моральную поддержку.

Я думаю, эти навыки и будут отличать людей будущего от роботов, которые во многом, вероятно, нас заменят. Эмпатию, доброту, сострадание, умение проживать боль совместно с другим — этого у людей не отнять. Даже если все наши партнеры поставят в кол-центрах роботов, а нейросети начнут проверять оценки, мы бы не хотели идти в этом направлении. Мы хотим быть одними из лучших в заботе и человеческом подходе и даже создали отдел «Забота». На протяжении четырех лет он дает нам хороший результат по трудоустройству и проходимости курсов, у нас лидирующие показатели по проекту «Демография».

«Самая большая проблема с вниманием — у поколения Z. А в этом году мы впервые будем учить онлайн поколение Альфа»Фото предоставлено Центром образовательных компетенций НТИ

— Сколько участников проходят курсы до конца?

— В этом году будет 88%. Это выше, чем в среднем по рынку: обычно даже у хороших этот показатель не превышает 68–73%. Еще важнее, что в прошлом году было трудоустроено 93% прошедших курсы до конца, по этому году данных пока нет.

— Какова себестоимость обучения одного человека?

— Она зависит от курса, его длительности и наполненности — в среднем около 27 тысяч рублей. У нас очень дорогие спикеры, и мы не планируем на них экономить. Государство нам выплачивает 40–44 тысячи рублей — цена не меняется уже 4 года. Если брать во внимание НДС, налог на прибыль и так далее, зарабатываем мы на этих проектах гораздо меньше, чем на коммерческих курсах, тем более что весь год учим за свой счет и только в конце получаем деньги. Но государственные проекты прекрасно воспитывают. Они требуют очень серьезного подхода к документам, дневникам посещаемости, успеваемости, промежуточной аттестации — по каждому ученику должен быть выстроен весь набор цифрового следа. Мы обучили более 50 тыс. человек, и все документы в бумажных копиях 5 лет храним в архиве.

— Обратную связь собираете?

— Обязательно. Мы рады любым отзывам, потому что есть только один способ постоянно улучшать продукт — постоянно сталкивать его с рынком. Новый набор на бесплатное обучение начнется в феврале. Сейчас открываем предзапись, и даже на этом этапе люди могут повлиять на содержание курсов.