- Андрей, как вы пришли в профессию?

- Мой папа занимался фотографией. Он был основоположником клуба «Волга», весьма популярного, куда входили известные по другому клубу - «Тасма» - фотографы Владимир Зотов, Фарит Губаев, Валерий Михайлов и другие. Туда же входил ныне покойный Борис Давыдов. Папа брал меня с собой на заседания. Там были отчетные заседания клуба, отчетные выставки. Сейчас такое не происходит. Тогда все было интереснее, на заседания приходили искусствоведы, писатели. Для того времени это была реальная интеллектуально-художественная тусовка. Сейчас в Казани в клубах я ничего такого не наблюдаю. То есть фотография началась как хобби – у всех были фотоаппаратики. У кого – «Зорьки», у кого – «Зениты».

- А когда хобби переросло в профессию?

- Я учился в КХТИ на отделении кино- и фотоматериалов. Встал вопрос: где можно подработать? Я устроился на полставки в фотолабораторию нашего института к Александру Румянцеву, сейчас это тоже известный фотограф. А потом, благодаря Владимиру Зотову, я попал в редакцию университетской газеты «Ленинец». Наша лаборатория находилась в здании УНИКСа, а там рядом арендовало помещение модельное агентство «Лариса». Это было начало девяностых годов. И я потихонечку, уже как студийный фотограф, перешел туда.

«КУПИЛ ФОТОАППАРАТ ЗА ДВЕ ТЫСЯЧИ»

- Каким был ваш стартовый капитал?

- За 2 тысячи рублей и купил фотоаппарат. На эти деньги можно было купить подержанную автомашину. Зарплата инженера тогда была 140 рублей.

- Образование, которое вы получили в институте, каким-то образом помогает?

- Когда процессы в фотографии были связаны с химикатами, со стадиями проявки, знание химии помогало. Хотя, в принципе, любой мог запомнить эти компоненты.

«НИКОГДА НЕ ВКЛАДЫВАЛСЯ В РЕКЛАМУ»

- У вас сейчас огромное количество заказчиков. Как они на вас выходят?

- Честное слово, я никогда не вкладывался материально в рекламу, никогда себя не афишировал, не размещал рекламные модули и не предлагал свои услуги.

- Но все знают фотографа Андрея Богданова.

- Это хороший плюсовой момент, когда работает «сарафанное радио». Если человек делает хорошо, он делает хорошо. Конечно, и у меня бывают серьезные промашки, недопонимания с заказчиком, редко, но это бывает. Но моя работа за меня говорит. Это так же, как хороший дантист, о котором идет слух, хороший автомобильный мастер.

- Иногородние заказчики у вас так же появляются?

- Да, так же. По рекомендации. Много казанцев сейчас живет в других городах.

«КОММЕРЧЕСКИЕ СХЕМЫ МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫМИ»

- У вас ИП?

- У нас в основе лежит творческий союз «Студия 2А+» - это размер формата календаря - одного из самых популярных заказов. Коммерческие схемы могут быть разные. Главное – платить налоги. Теоретически наш союз существует лет пять-шесть, и последний год мы просто задумались над тем, что надо дать ему название.

- А кто у вас ведет бухгалтерию и сколько людей работает в союзе?

- У нас в союзе - четыре человека, бухгалтера нет, потому что есть разные схемы коммерческих взаимодействий. Есть схема, которая не предусматривает бухгалтера, мы платим фиксированный налог в течение года. В нашем творческом союзе мы не пытаемся развесить ярлыки – этот будет директором, этот – бухгалтером. Мы через такую систему проходили, это получается подавление творческого начала. У нас каждый сам по себе является ответственным за свое творческое направление. И спросить, кроме него, бывает больше не с кого.

- В Москве фотостудий тьма-тьмущая, но у вас есть и московские заказчики. Как они на вас выходят?

- В Москве сейчас в фэшн-бизнесе среди людей, которые снимают архитектуру, очень много казанцев. Был период, когда мы с визажистом Мариной Матвеевой часто ездили в Москву, участвовали в «Подиуме-Экспо». Там в Манеже еще до пожара презентовались модельные агентства. Мы в Москве арендовали фотостудию, делали фотосессии для девушек, которые выходили в финал, потом эта выставка презентовалась в Манеже.

«ВСЕ МЕНЬШЕ ДЕВОЧЕК ХОТЯТ СТАТЬ МОДЕЛЯМИ»

- Поскольку мы с вами заговорили о модельном бизнесе, я хочу спросить: в провинции о нем стоит говорить всерьез?

- Думаю, что нет, это вам скажет любой человек, который хоть как-то соприкасался с модельным бизнесом в провинции. Хотя модели - и мужчины, и женщины, и дети, и люди более зрелого возраста - все время нужны, худо-бедно какое-то производство у нас есть, есть посреднические конторы, и им всем надо о себе заявлять. Но вместе с этим платить моделям достойные гонорары не хотят. Сейчас все меньше девочек хотят стать моделями, но те, кто об этой работе фанатично мечтают, они стараются уезжать в Москву, в Европу. Как было с Ольгой Параниной или Женей Володиной. Но это все очень случайно, очень избирательно. Нет критериев, что именно эта девочка попадет в топ-модели. Везет единицам из десятков тысяч.

- Каждый желающий может попасть в вашу студию и заказать фотосессию, или у вас есть отбор?

- В принципе, каждый. Но иногда бывает не наша специфика – мы, скажем, не снимаем архитектуру, мы не снимаем натюрморты. Если говорить о рекламных заказах, то все это как раз в них и входит. Но когда обращаются люди с просьбой сделать фотосессию, мы не отказываем.

«БИЗНЕС БЫЛ БЫ БОЛЕЕ РЕНТАБЕЛЬНЫМ, ЕСЛИ БЫ СНИМАЛИ СВАДЬБЫ»

- Насколько рентабелен ваш бизнес?

- Я никогда об этом не задумывался. Наверное, был бы более рентабельным, если бы мы снимали свадебные мероприятия. Но мы принципиально свадьбы не снимаем. Меня, честно говоря, тошнит от свадебных фотографий, этого антуража и всего, что там происходит. Свадебная фотография сейчас в большинстве случаев - это уровень тамады, свадебных музыкантов. Но есть интересные проекты, своего рода love story, мы снимали такие вещи с VIP-персонами, там есть сюжет, там есть симпатичные люди, это интересно.

- Как вы относитесь к утверждению, что фотография сейчас разделилась на свадебную и несвадебную?

- Это так. Меня подташнивает от всего этого. Но, видимо, время сейчас такое. Люди приходят в фотографию и не могут найти себя как фэшн-фотографа, как фотографа художественного, и пытаются заработать деньги на свадьбах. Обидно, что люди изначально покупают аппаратуру, идут в фотографию, но не затем, чтобы заниматься творчеством, а для того, чтобы заработать.

- А сколько сейчас стоят в Казани свадебные фотографии?

- От 15 до 60 тысяч.

- А сколько средний чек у вас в студии?

- Я могу назвать вилку. От 15 до 50 тысяч. Это для частных заказчиков. У рекламных проектов цена, конечно, больше.

- Какой там порядок цифр?

- Если говорить о рекламном проекте, который потом выливается в каталог или буклет, где может быть 30 - 40 имиджевых снимков, требующего дополнительной постановочной работы, его цена может быть 600 - 800 тысяч. Бывает и больше. Привлекается дизайн-макетирование, мы сейчас предоставляем комплекс услуг – от идеи, креатива до аксессуаров и большой команды. В нее могут входить организаторы съемки, парикмахеры, стилисты, дизайнеры одежды, люди, которые занимаются машинами, и так далее. Этих людей мы привлекаем для работы над большими проектами, основной же костяк студии, как я говорил, - четыре человека.

460-2.jpg
«Надо прийти и попросить: «Покажите ваше портфолио». Тут даже не надо говорить про фотографа, что он хороший, даже «сарафанное радио» не надо привлекать, тут нужен «товар лицом»

«ПРОДАЛ ЯХТУ – ПОСТРОИЛ СТУДИЮ»

- Вы снимаете на дорогой технике?

- Я работаю с аппаратурой, доступной сейчас всем. Это Canon.

- Студия, в которой мы с вами сейчас беседуем, - это ваша собственность или аренда?

- Собственность. Эти два этажа и земля под ними.

- Сколько вы инвестировали в строительство?

- Стартовый капитал был 200 тысяч. Продал яхту – вложил в строительство. А за год потом пришлось еще вкладывать около двух миллионов рублей. Строили около года.

- Вы делаете съемку, каковы затраты на нее?

- Это бывает по-разному. Бывает, что на съемку приглашаются визажист и парикмахер – и все. А бывает, что приходится арендовать от лошадей до голубей, что-то брать по бартеру, идти в театр, просить ту или иную вещь, все зависит от проекта. Нам нужно бывает помещение, антиквариат, он сейчас популярен. Мы приглашаем моделей, актеров, детей. И людей «из жизни».

«ПЛОХО, ЧТО РАБОТАЮТ В PHOTOSHOP»

- Говоря о свадебных фотографах, мы немного коснулись казанского фоторынка. Что на нем сейчас происходит?

- Все неоднозначно. Мне нравится, что благодаря цифровой фотографии появилось много фотографов. И не нравится, что появилось много плохих работ. Очень многие работают в Photoshop, люди, не имеющие специальной подготовки, навыков, находят спасение в нем. И получается «невкусное», неоправданное изображение.

- К вам приходит девушка и говорит: «Сделайте мне портфолио». Кто диктует идею – вы или она?

- Если приходит человек и говорит, что хочет сняться, как Витория Бекхэм, в белье, это просто, это все понятно. Если же я слышу, что человек не знает, что он хочет, и просит нас придумать, то мы исходим из гардероба заказчика. Иногда что-то приходится покупать, что-то брать в аренду – это может быть кожа, белье, платье для коктейля. Все что угодно.

- Вы можете назвать своих крупных заказчиков, с которыми у вас есть серьезные рекламные проекты?

- Это, например, «Татнефть», ТТС, «Таттелеком», «АК БАРС» Банк, «Нижнекамскшина», «Татспиртпром», «Баулюкс», «ПОЗиС» и многие другие.

«РЕКЛАМНЫЕ ФИРМЫ ДЕМПИНГУЮТ»

- А у вас есть конкуренты?

- В рекламе всегда конкуренты есть. У нас много рекламных фирм, они все борются за заказчика по-своему: демпингованием, личными связями. Там хитрая система, я не всегда ее понимаю.

- Но в смысле качества у вас конкурентов нет?

- Наверняка есть. Всегда же есть кто-то, кто сделает ну если не так, как мы, то дешевле. А это заказчику всегда нравится. Хотя многие обжигаются на дешевизне.

«НЕ ХОЧУ ПЕРЕБИРАТЬСЯ В МОСКВУ»

- Андрей, вы успешный человек и успешный фотограф. Как вам удалось этого достичь?

- Я никогда к этому не стремился. Принципиально не стремился. Все шло так, как будто кто-то вел сверху. Это к вопросу о том, что я никогда себя не рекламировал.

- Вы периодически ездите в Москву, нет желания туда перебраться?

- Периодически в Москву я уже не езжу, это было раньше. Москва – суетный город. Сейчас я уже не хочу туда перебираться. Раньше хотел, но сейчас, даже если там будут хорошие гонорары, я бы не хотел там жить.

- Сколько съемок в день у вас бывает?

- Одна. Съемка требует тщательной подготовки. Иногда она длится от полудня до вечера.

«ВСЕ ХОТЯТ СНИМАТЬ «ВЫСОКОЕ»

- Сейчас газеты пестрят предложениями сделать фотосъемку. Почему вдруг такой бум?

- Это было и раньше, лет двадцать пять назад было приличное количество людей, которые думали: вот сейчас продам машину, куплю хорошую технику и стану зарабатывать деньги.

- Зарабатывали?

- Ну все же хотят снимать «высокое» - для глянца, портреты, студийные рекламные съемки делать. А опыта нет. Может быть, есть вкус, интуиция, но опыт тоже нужен. Мы все через это прошли, начинали криво-косо. При появлении цифровой техники количество людей, желающих зарабатывать фотографией, увеличилось в разы. А подход такой, как у торговцев на рынке. Возьму, думают, десяток кроссовок «Адидас», сделанных в Китае, и продам по тысяче двести. Вот и весь бизнес. Так же и в фотографии. Открывается студия, где за две тысячи рублей предлагают и макияж, и парикмахера, и фотосъемку. Все обрабатывается в Photoshop, и идет поток. Понятно, что это уровень простого советского фотоателье, ничего исключительно там не найдешь, но люди пытаются так зарабатывать.

- А к какому фотографу можно идти без опаски?

- Да все очень просто. Надо прийти и попросить: «Покажите ваше портфолио». Тут даже не надо говорить про фотографа, что он хороший, даже «сарафанное радио» не надо привлекать, тут нужен «товар лицом».

«НА РЫНКЕ ПРОБЛЕМЫ С МОДЕЛЯМИ»

- Андрей, насколько сложный ваш бизнес? Я понимаю, что это искусство, но ведь и бизнес тоже.

- Сложный. Проблемы, прежде всего, с моделями. Мало профессиональных моделей мужчин или людей зрелого возраста. Даже если приходишь с просьбой в модельное агентство, нет гарантии, что тебе найдут симпатичного ребенка или старичка. Но даже если найдут, нет гарантии, что, придя в студию, они все правильно отработают. Иногда обращаемся в театры, ищем людей в своем круге, лишь бы получилась красивая работа.

Трудно бывает с заказчиками – не все они люди продвинутые. Но последнее время вроде бы заказчики стали понимать, что если делаешь съемку у известных Иванова или Петрова, надо им поверить. Не надо идти на поводу у заказчика и переделывать работу. Бывает, что заказчик заложил на съемки весьма скромный бюджет, значит, приходится что-то выкраивать. А раз выкраиваешь, качество может пострадать. Есть ведь еще и дизайнер, который должен заработать, есть и полиграфия, она должна быть на уровне.

«БЕЗ ОПЫТА НЕ БУДЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА»

- Предположим, я купила фотоаппарат и решила зарабатывать деньги. Какие подводные рифы этого бизнеса я должна учитывать?

- Надо, чтобы сочеталось два аспекта – художественный и технический. Без них будет сложно. Нужен опыт. Конечно, можно пойти в «Книжный двор» и накупить кучу литературы, но без опыта все равно не обойтись, даже если вы все эти книжки прилежно изучите. Не будет положительного результата.

- А каков финансовый уровень ваших клиентов, я имею в виду не фирмы, а частных лиц?

- По-разному бывает. Мне трудно их оценить.

- Как часто бывают крупные заказы от фирм?

- Каждый из крупных заказчиков обращается, как правило, один-два раза в год.

460.jpg
«Мне бы очень хотелось открыть школу фотографии. Не мастер-классы, а именно школу»

«НЕ НАДО ВЕСТИСЬ НА НИЗКУЮ ЦЕНУ»

- Как будет развиваться рынок фотоуслуг в Казани, на ваш взгляд?

- Мне кажется, что уже сейчас крупные клиенты понимают, что не надо вестись на низкую цену. Потому что то, что мы делаем, – это имиджевые вещи. Но есть и другая сторона. Из-за низкого уровня гонораров в журналах туда идут молодые фотографы, и когда они начинают снимать, у одних это получается, а у других - нет.

- Есть клиенты, которым вы отказываете?

- Есть. Мы их мягко «сливаем». Мы же не продавцы, продавцам проще, мы должны получать удовлетворение от съемок. А люди бывают разные, иногда не очень приятные.

- Ваш союз собирается как-то развиваться?

- Мне бы очень хотелось открыть школу фотографии. Не мастер-классы, а именно школу.

- Наш традиционный вопрос: три ваши секрета успешного ведения бизнеса?

- У меня он только один: фанатично относиться к тому, что делаешь.

Визитная карточка руководителя

Андрей Богданов родился в 1967 году в Казани. В 1992 году окончил КХТИ по специальности «технолог кино-фото материалов». С 1989 года работал модельным фотографом агентства «Лариса». С 1998 года работал рекламным модельным фотографом в частной дизайн-студии. С 2001 года - свободный фотохудожник.
Работает с рекламными агентствами Lorien image, Айбат, Logos, «Паспарту», «Лариса». Член союза дизайнеров России и союза фотохудожников России.

Визитная карточка компании

«Студия «2А+» образована в 2006 году, количество сотрудников – четыре. Выполняет рекламные и портретные съемки, делает модельные съемки. Среди крупных заказчиков - «АК БАРС» Банк, «Таттелеком», «Татспиртпром», ГСО РТ и другие.