«На одной фотосъемке мы, наверное, раз пять наносили макияж одной женщине — она плачет, умывается слезами»

В стенах татарстанского филиала фонда «Защитники Отечества» в минувшую пятницу открыли фотовыставку «Мамы героев Татарстана». Приурочили, само собой, к воскресному празднику — Дню матери, гостей встречала глава фонда Гузель Удачина.

Такая идея возникла у уполномоченного представителя президента союза офицерских жен в РТ Оксаны Бородиной, которая стояла у истоков проекта «Жены героев Татарстана». Она уверена, что это один из способов терапии, который помогает справиться с переживаниями и жить дальше. «Матери беззащитны в своей боли. Боль у всех своя: боль потери, боль ожидания звонка. Одна мама рассказывала, что за три месяца не помнит, когда в последний раз хорошо спала. Эти женщины должны знать друг друга. Проект как раз объединяет этих женщин для того, чтобы они могли общаться», — делится Бородина.

В коридорах было представлено 20 портретов мам бойцов из Татарстана, еще 7 портретов скоро отправится в печать. Организаторы объясняют: принять участие в проекте может каждая мать участника СВО. Проект продолжается, впереди уже назначено несколько фотосессий для новых портретов мам.

Оксана Бородина:«Одна мама рассказывала, что не помнит за 3 месяца, когда она в последний раз спала хорошо. То есть она практически не спит, она ждет звонка.Эти женщины должны знать друг друга» Оксана Бородина: «Одна мама рассказывала, что не помнит за три месяца, когда она в последний раз спала хорошо. То есть она практически не спит, ждет звонка. Эти женщины должны знать друг друга»

Каждый экспонат выставки оформлен в своей стилистике: мамы на одно плечо накинули китель своего близкого, у многих на груди остались ордена, полученные родственниками уже посмертно… Каждую фотографию сопровождало стихотворение или письмо, которые мамы писали своим детям. Некоторых уже нет в живых, но строчки все равно пишутся. «Здравствуй, мой дорогой сын! Села писать тебе письмо, сегодня 3 ноября 2023 года. Сегодня тебе исполнилось бы 37 лет… Уже полтора года, как тебя с нами нет, а сердце болит, и душа изнывает от горя. Ты бы знал, как мне не хватает твоего слова „мама“. Потеря горькая моя. Разорванное сердце в клочья. И как теперь я без тебя?» — написано на одном из фотопортретов.

«Эти женщины хоть и сильные, но им так тяжело накинуть китель своего сына. На одной фотосъемке мы с визажистами, наверное, раз пять наносили макияж одной женщине. Она плачет, умывается слезами, не получается фотосъемка. Мы думали, что управимся за 3–4 часа, но мы были до вечера: пока попьем чай, пока успокоимся, прогуляемся, вернемся…» — вспоминает Бородина.

Лейла Фазлеева: «Мне сегодня всех хочется поздравить с наступающим праздником, пожелать здоровья, сказать слова благодарности каждой из вас за ожидание, за то, что вы всегда рядом» Лейла Фазлеева: «Мне сегодня всех хочется поздравить с наступающим праздником, пожелать здоровья, сказать слова благодарности каждой из вас за ожидание, за то, что вы всегда рядом»

Рассказ матери: «Сейчас привезли обгоревшие трупы, надо сдать кровь на ДНК-анализ»

Пока перед женами и матерями Амир Ахмадишин исполнял трогательную песню про теплые руки мамы «Синең куллар, әнкәй», смягчилась и внешне строгая заместитель премьер-министра РТ Лейла Фазлеева. По словам вице-премьера, те встречи, которые регулярно проходят с мамами защитников и в кабмине РТ, и в здании фонда позволяют двигаться вперед, к победе. «Спасибо вам, вашим сыновьям, мужьям, всем тем, кто защищает нашу страну. Память о тех, кто не вернулся, в наших с вами руках», — наставляла вице-премьер.

Например, Дамир, сын участницы фотопроекта Ленарии Гилемхановой, подписал контракт с министерством обороны еще до СВО, в 2020 году. «Сказал, что там карьера, рост, говорил: „Я себя покажу с хорошей стороны, будешь рассказывать, что я сам себя обеспечиваю, служу, вы мной будете еще гордиться“», — рассказывала женщина корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Дамир, сын участницы фотопроекта Ленарии Гелимхановой, подписал контракт с министерством обороны еще до СВО в 2020 году Дамир, сын участницы фотопроекта Ленарии Гилемхановой, подписал контракт с министерством обороны еще до СВО, в 2020 году

В феврале 2022-го Дамир сообщил, что отправляется в командировку на Кавказ, в Миллерово. «Мы уже потом посмотрели, что Миллерово — это не Кавказ, а рядом с Украиной», — рассказывает мать. Почти два месяца Дамир периодически выходил на связь с семьей с разных сим-карт, давал понять, что с ним все хорошо. А в последний раз позвонил матери 2 марта, попросил перевести деньги за продукты продавщице, потому что сам еще не успел получить зарплату.

«На 8 Марта я ждала звонка, потому что во все праздники каждый день он поздравлял. Переживали, что связи нет, но он всегда, даже если телефона не было, на связь как-то выходил», — вспоминает Гилемханова. А в 20-х числах марта Ленария увидела статью о погибшем Дамире Исламове и еще нескольких татарстанцах, но читать до конца ее не стала. Через несколько дней статью снова прислала родственница. Оказалось, что в ней шла речь о смерти сына.

После трагической новости Ленария позвонила на горячую линию министерства обороны, а спустя несколько дней раздался звонок: «Сейчас привезли обгоревшие трупы, надо сдать кровь на ДНК-анализ». В апреле 2022-го, в день рождения супруга, Ленария узнала, что привезенные останки принадлежат ее Дамиру. «Он после контракта хотел поступить в Казанское танковое училище, а его в последний путь там проводили…» — не сдерживала слез женщина.

Нина: «Мой муж очень достойный был офицер, отдавал себя полностью армии, был хорошим семьянином. Это очень большая трагедия для нашей семьи» Нина: «Мой муж очень достойным был офицером, отдавал себя полностью армии, был хорошим семьянином. Это очень большая трагедия для нашей семьи»

«Я чувствовала, что с ним беда, но не могла понять, что именно»

Присутствовали на открытии выставки и жены героев, которые приняли участие в похожей выставке. Супруг Нины Кашаповой Ильмир окончил Казанское высшее танковое училище. В свое время переехал на службу в Приморский край, где и встретил Нину. Там и женились.

Решение мужа участвовать в СВО она поначалу не принимала. «Он мне сказал: „Я офицер Российской армии, я должен идти исполнять долг, вас защищать, родителей своих“», — вспоминает Нина слова мужа. За время службы Ильмир поучаствовал в двух боях, а погиб под минометным обстрелом под селом Алексеевкой в Луганской области. Их роту настиг квадрокоптер в лесополосе, а Ильмир, замещая командира роты, скомандовал сослуживцам ползти под танк. Этим он спас четырех человек. Но сам не смог.

Уже в понедельник выставка «мамы героев Татарстана» отправится в Москву, где ее покажут в Госдуме, а потом вернется в республику, где будет выставляттся в разных районах Уже в понедельник выставка «Мамы героев Татарстана» отправится в Москву, где ее покажут в Госдуме, а потом вернется в республику, где будет выставляться в разных районах

«Ильмир погиб 19 августа. Я чувствовала, что с ним беда, но не могла понять, что именно. Я чувствовала его всегда, на расстоянии, ощущала, что ему нужна помощь. И только 21-го числа, когда я не спала три ночи, мне сообщили из части. Мой муж очень достойным был офицером, отдавал себя полностью армии, был хорошим семьянином. Это очень большая трагедия для нашей семьи», — делится Нина.

Сегодня выставка «Мамы героев Татарстана» отправится в Москву, где ее покажут в Госдуме, а потом вернется в республику, где будет выставляться в разных районах Татарстана.