Валерия Буренко — управляющий директор Росбанк L’Hermitage Private Banking

Процесс принятия решений стал быстрее и гибче

— Валерия, весной 2022 года компания «Интеррос» приобрела Росбанк, который более 10 лет развивала в России группа Societe Generale. Какие изменения это повлекло?

— Сейчас доля группы «Интеррос» в акционерном капитале Росбанка составляет немногим менее 45%. 47,5% акций Росбанка переданы Благотворительному фонду Владимира Потанина и направлены на пополнение его пяти целевых капиталов, каждым из которых управляет отдельная независимая УК. Еще 7,5% акций банка были приобретены дочерней банку управляющей компанией «Русфинанс».

Главную роль в управлении Росбанком играет Совет директоров, состоящий преимущественно из независимых директоров. Это позволяет обеспечить высокое качество управления на основе накопленной банком обширной международной экспертизы, глубокого профессионального опыта в области финансов, страхования и корпоративного управления. При этом Росбанк продолжает оставаться частью большой семьи группы «Интеррос», одной из крупнейших частных инвестиционных компаний России. Это открывает новые возможности, дает доступ к уникальной экспертизе.

— С чем связаны эти новые возможности?

— Группа «Интеррос» инвестирует в высокотехнологичные инновационные проекты, направленные на развитие России и улучшение жизни людей, воплощая курс на передачу капитала на пользу общества. Группа имеет диверсифицированный портфель проектов в сферах горной добычи и металлургии, финансов, девелопмента, финтеха, спорта и туризма, фармацевтики.

— Что изменилось с точки зрения клиентского сервиса?

— В совет директоров пришла динамичная команда, которая привыкла побеждать. Банк не боится пробовать новое, особенно все, что связано с digital, и открыт к идеям клиентов. Мы очень сильно меняемся, процесс принятия решений стал точно быстрее, гибче, прозрачнее, что соответствует духу и потребностям российского бизнеса в мгновенной адаптации к изменениям на финансовом рынке.

«Менеджеров нашего private banking* сравнивают с семейным врачом»

— Как отразились волны ограничений на private banking?

— Если в прошлом году и в период пандемии состоятельные клиенты сотрудничали с разными банками, «бегали от банка к банку», искали оптимального оператора в зависимости от задач, то в 2023-м мы видим восстановление статуса-кво и тенденцию на консолидацию капиталов в двух-трех крупных банках. На первый план вновь выходят качественный сервис, человеческий и репутационный факторы.

Мы отмечаем прилив активов под управлением как на сберегательные счета, депозиты, так и в различные инструменты, связанные с работой на российском фондовом рынке (видя, как рынок растет, клиенты стремились участвовать в этом росте). Из-за границы стали возвращаться капиталы, а вновь сформированные доходы от бизнеса все больше оседают в России.

В Самарской области активы клиентов private показали двукратный рост. В Татарстане рост составил 10%. Клиенты видят возможности и продолжают сотрудничать с банком. А для нас важно развитие взаимоотношений с уже действующими клиентами, увеличение доли активов под управлением.

«Порядка 70% клиентов — это мужчины среднего возраста, собственники среднего и крупного бизнеса, топ-менеджеры компаний. Они активно путешествуют, у них есть семья, широкий круг интересов»

— Что Росбанк может предложить состоятельным клиентам в новых условиях?

— Менеджеров нашего private banking часто сравнивают с семейным врачом, с которым можно обсуждать любые деликатные вопросы финансового здоровья. Направление развивается в Росбанке с 2000 года, мы один из старейших банков в этой нише, с некоторыми клиентами из России общаемся больше 20 лет! Многие отмечают, что индивидуальными решениями Росбанк L’Hermitage Private Banking серьезно отличается от других игроков. Наши менеджеры занимают проактивную позицию — продумывают любую ситуацию и риски быстрее, чем их может осознать клиент. При этом неизменное правило — ненавязчивость.

Мы применяем в своей работе стандарты, отвечающие интересам российских бизнесменов, и развиваем культуру обслуживания европейского уровня, где незыблемые столпы — строжайшая конфиденциальность и высокая экспертиза. Мы предлагаем полноценное сопровождение бизнеса клиента, его частных вопросов, обслуживание всех членов семьи. Клиент ожидает от нас экспертизы и в вопросах околофинансовой сферы. Это юридические, налоговые аспекты, альтернативные инвестиции. Банк предлагает состоятельным клиентам индивидуальные условия по кредитам, повышенные ставки по вкладам, а также классическое брокерское обслуживание и услуги доверительного управления. Круглосуточно доступный консьерж-сервис может помочь организовать досуг, лечение и оказать правовую помощь.

— Каков портрет члена привилегированного банковского клуба?

— Порядка 70% клиентов — это мужчины среднего возраста, собственники среднего и крупного бизнеса, топ-менеджеры компаний. Они активно путешествуют, у них есть семья, широкий круг интересов. Мы живем в стране, где с каждым годом появляется все больше возможностей, развиваются новые технологии. Поэтому среди клиентов появляется больше молодых людей. Еще одна причина — наследование капиталов. Те, кто строил бизнес в 90-е годы, постепенно отходят от дел, передают управление своим детям. В private-банке Росбанка предусмотрена услуга wealth planning — набор сервисов от консультаций по оптимальному структурированию активов до создания эндаумент-фонда и планирования наследования.

Российский рынок замещает зарубежные инвестпродукты

— На что ориентироваться сегодня, когда набор инвестидей в принципе ограничен?

— Принципы построения инвестиционной стратегии для состоятельных клиентов в целом не изменились, но изменился горизонт планирования. Если раньше мы мыслили категориями 5 и более лет, то сейчас ориентируем клиента на 2–3 года, но сразу проговариваем, что раз в полгода необходима ребалансировка портфеля.

В нашем банке давно существует практика управления рисками: как только показатель риска поднимается до третьего уровня, мы уменьшаем долю этого актива в портфеле. Но, конечно, физическому лицу на динамичном рынке очень трудно отслеживать инсайты. Лучше доверить это профессионалам. Мы видим спрос на услуги доверительного управления и инвестиционного консультирования, в рамках которых происходит регулярный пересмотр вложений с учетом всех внешних факторов.

Я бы не говорила о дефиците инвестиционных решений. Постепенно рынок замещает те продукты, которые ранее было проще купить у зарубежного контрагента. Так, у нас уже были аналоги ETF — это БПИФы, Mutual funds — аналог наших ПИФ, доверительное управление существует также давно. Касаемо структурных продуктов, то здесь явно приходится адаптировать инфраструктуру под новые реалии, но за год мы видим, что и это направление постепенно замещается.

— Каков интерес к неочевидным направлениям инвестирования?

— Имеет смысл обратить внимание на российский арт-рынок. Во-первых, выставочные залы стали доступнее для молодых художников, во-вторых, в переломные моменты истории появляется новое искусство. Но для инвестиций в арт-рынок нужен профессионал, который подскажет перспективные лоты, это игра вдолгую. Если говорить про металлы, то, безусловно, тренд на золото сохраняется весьма сильный, учитывая его «защитные свойства». Наши клиенты рассматривают золото не только в натуральной форме, но и в цифровой, а также в формате паевых фондов в качестве одной из составляющих инвестиционного портфеля с длинным горизонтом (5–10 лет).

«Росбанк выработал высочайшую адаптивность к изменениям, «антихрупкость» — одна из его отличительных черт»

Цифровые решения

— Коснулся ли тренд на диджитализацию сферы private?

— Мы в целом считаем важным вкладывать усилия в развитие цифровых возможностей. Команда Росбанк L’Hermitage Private Banking разработала инвестиционную платформу Advisors’ Axiom для совместной работы финансового эксперта и клиента private banking. Благодаря возможностям ИИ она анализирует массивы данных и позволяет получать персонализированные рекомендации по инвестированию. Дает возможность в режиме онлайн следить за состоянием капитала, ситуацией на рынках и принимать своевременные решения. Наша разработка получила награду от RUWARD AWARD 2023 за 3-е место в номинации «Кейс года».

— Как преодолеваются ограничения SWIFT-переводов?

— Огромное число людей, прежде совершавших расчеты в долларах и евро, потеряли такую возможность. Мы искали альтернативы для клиентов, которым по-прежнему нужно осуществлять трансграничные переводы. Обратили внимание на банки-партнеры стран Ближнего Востока и Азии и сегодня обладаем достойной палитрой различных валют и возможностей расчетов в них, находим другие цифровые решения.

— В этом году Росбанку исполняется 30 лет, пройдено немало кризисов — в чем секрет устойчивости?

— Наиболее сильный элемент в цепи — тот, что гибче других. Росбанк выработал высочайшую адаптивность к изменениям, «антихрупкость» — одна из его отличительных черт. Банк уверенно развивается. Качественное продуктовое предложение и бутиковая, фактически индивидуальная работа с клиентом позволили нам зафиксировать внушительный рост всех финансовых показателей. Чистая прибыль после налогообложения по итогам 9 месяцев 2023 года достигла отметки 29 миллиардов рублей, что в 6 раз превышает прибыль 2022 года. На рост прибыли повлияли существенный рост операционных доходов, сопутствующее повышение операционной эффективности и снижение отчислений в резервы на фоне восстановления экономики.

Мы представлены в шестидесяти регионах России, от Калининграда до Владивостока. Планы по развитию соответствуют планам в целом по банку: рост клиентской базы и чистой прибыли, лидирующие позиции по уровню удовлетворенности клиентов услугами в сегменте. У Росбанк L’Hermitage Private Banking есть все необходимые ресурсы и опыт, который тоже ресурс. Наша цель — во всем быть максимально полезными нашим клиентам, стремиться опережать их потребности.