«Газы больше нет, все там снесли», — говорит Рушания Закирова, которая вместе с семьей вернулась сегодня рано утром в Казань. Много лет назад она вышла замуж за студента КГМУ, с которым уехала на его родину. Ее первый супруг-медик погиб в 2008-м во время операции израильской армии «Литой свинец». А несколько дней назад погиб второй муж, настоявший на том, чтобы жена вместе с детьми и внуками вернулась в Россию, где не была 10 лет. О встрече на перроне ж/д вокзала Казань-2 — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Два дня назад ее супруг также погиб, их дом был полностью разрушен»
10 беженцев из сектора Газа прибыли сегодня в Казань в районе 8 утра. На железнодорожной станции Восстание-Пассажирская их встречала группа родственников. Было заметно, что люди находятся в состоянии ожидания и нетерпения, поэтому на собравшихся здесь журналистов, особенно фотокорреспондентов, они реагировали по-разному. Как выяснилось, все те, кто вернулся гуманитарным рейсом из зоны военных действий, представляют одну семью, а родные и близкие, которые их встречают, — практикующие мусульмане.
Молодой человек, представившийся Айнуром, сообщил нашему корреспонденту, что встречает кузину, которая жила в Палестине. Зовут ее Рушания Закирова, на вокзал приехала и ее мама. «Моя дочь Рушания вышла замуж за палестинца, он в Казани в мединституте учился, по окончании учебы они уехали в Палестину, — сообщила мать Рушании, правда, не захотевшая называть своего имени. — Там в 2008 году началась война, ее мужа убили, он был медиком, она осталось вдовой с четырьмя детьми. Потом вышла замуж за другого араба, от него родила еще троих детей. Два дня назад ее супруг также погиб, их дом был полностью разрушен, сейчас сюда приехала со всеми детьми, внуками».
Родственники пришли на вокзал за полчаса до прибытия поезда из Москвы. Кроме них здесь были представители ГУ МЧС РФ по РТ вместе с начальником управления гражданской защиты исполкома города Казани Сергеем Чанкиным.
«Мы сейчас находимся на вокзале, встречаем людей, которые прибывают из Палестины, — сообщил Чанкин. — Они приехали через Каир, через Египет, большинство из них — граждане Российской Федерации, которые изъявили желание переместиться в Россию. Соответственно, они прибыли в Москву, а дальше уже по регионам, где у кого проживают родственники. У части прибывших родные проживают в Казани, мы сейчас уточняем, какие есть проблемы, вопросы, и помогаем добраться до места жительства.
Сергей Чанкин: «У части прибывших родные проживают в Казани, мы сейчас уточняем, какие есть проблемы, вопросы, и помогаем добраться до места жительства»
По словам чиновника исполкома Казани, беженцы провели в пути пять дней. «Россию всегда отличает гостеприимство, Татарстан в первую очередь, ну и, соответственно, родственники — восточные традиции, никогда не оставлять своих близких. Задача любого государства — обеспечить защиту своих граждан, где бы они ни находились», — резюмировал Чанкин.
Были на вокзале также психологи и представители министерства труда, занятости и социальной защиты Татарстана. «Мы сейчас выясним, какие проблемы в семье, и совместно со всеми службами в рамках межведомства будем оказывать содействие. Мы можем предложить им психологическую помощь, педагогические услуги, сопровождение», — сказала директор комплексного центра социального обслуживания населения Казани Надежда Ибрагимова. Помощь беженцам потребуется, в частности, с распределением в школу, получением льгот и т. д. В частности, у двоих маленьких детей из числа приехавших в Казань еще нет российского гражданства.
Надежда Ибрагимова: «Мы сейчас выясним, какие проблемы в семье, и совместно со всеми службами в рамках межведомства будем оказывать содействие. Мы можем предложить им психологическую помощь, педагогические услуги, сопровождение»
Кстати, уже пятый спецборт МЧС России с эвакуированными из сектора Газа россиянами вылетел из Каира в Москву накануне вечером. В аэропорт Домодедово прилетели 117 человек, среди которых женщины, дети, в том числе грудные, мужчины на костылях и инвалидных колясках. Их встречают в оперативном штабе, где раздают предметы первой необходимости, теплую одежду, обеспечивают питанием, психологической и медицинской помощью. Часть группы осталась в пунктах временного размещения в подмосковных Клину и Волоколамске, а остальные разъехались по родственникам.
По данным МЧС РФ, первый борт с россиянами, эвакуированными из зоны палестино-израильского конфликта, прибыл еще 14 ноября. С тех пор в Россию из Каира доставлено уже 525 человек, которые смогли пересечь контрольно-пропускной пункт «Рафах». Кроме того, российская сторона направляет гуманитарную помощь в сектор Газа. Один борт для помощи палестинцам направил и Татарстан.
В Россию из Каира прибыли уже 525 человек
«40 дней совершала дуа, чтобы они остались живы»
Пассажирский поезд Москва – Новокузнецк прибыл на ж/д вокзал Казань-2 точно по расписанию — в 7:48. Многочисленное потомство Закировой было распределено по трем вагонам. Мама Рушании пошла к девятому, откуда вышли ее внуки с правнуками, с которыми она тепло обнялась. Единственной проблемой в общении был языковой барьер. Маленькие дети говорили только по-арабски, лишь те, кто постарше, немного изъяснялись и на русском. Но Закирова-старшая в любом случае была счастлива увидеть своих отпрысков, слезы катились из ее глаз: «Альхамдуллилляh, я благодарю Аллаха, что смогла увидеть свою дочь и внуков, 40 дней совершала дуа, чтобы они остались живы».
Наконец, произошла теплая встреча с дочерью, беседовали на татарском, в свое время Рушания окончила в Казани татарскую гимназию №17 им. Ибрагимова, но, уехав 20 лет назад на родину первого мужа, по-татарски почти не разговаривала, только когда общалась с мамой по телефону. С первым супругом, по ее словам, поначалу изъяснялись на русском, но потом арабский стал ее родным. В последний раз на родине она была 10 лет назад. Жила семья в секторе Газа в районе Хайдарадж.
Сейчас Рушания приехала с 9 детьми и внуками, некоторые из них уже сами взрослые. «Мы пока к родителям приехали. Что делать будем, время покажет, не знаю, мы пока еще в шоковом состоянии прибыли оттуда, — сказала беженка из Палестины. — Одним словом, Газы больше нет, все там снесли. Когда я была в Каире, новости пришли, что наш дом полностью разрушили. Там связи нет сейчас: ни интернета, ни сотовой, мы даже не можем дозвониться, чтобы узнать, кто умер, кто остался. Поначалу не думала возвращаться в Россию, там же война давно уже идет. Но в этот раз муж велел возвращаться, видимо, знал, что будет большая война, он погиб три дня назад. 20 лет там жила».
Рушания вместе с семейством выехала из Газы в минувшую пятницу: сначала в Египет, потом в Москву. После ее рассказов трудно остаться равнодушным к происходящему в Палестине. «Люди лежат под завалами, их вытащить не могут, техники нет, скорая не приезжает, больниц нет, — продолжает Закирова. — Даже если ранен, то умирает часто на месте, выбирают, кого лечить, кого не лечить. Могилы братские, всех закапывают в одну могилу. Разделили территорию на южную и северную, надо с северной ходить на южную, а там стоят израильтяне. Мы шли через трупы, которые гнили, там запах… Очень строгий контроль надо проходить — поднимаешь руки и идешь по пять часов. Ставят людей как щит, на всю ночь оставляют, мужчин раздевают до трусов».
По словам беженки, в секторе Газа ежедневно погибают 500–600 человек, а израильская армия безжалостна к мирному населению. Женщина благодарит российское посольство, представители которого сделали все для того, чтобы вывезти граждан РФ из зоны боевых действий. «Они нас в самые хорошие отели заселили, дали комфортабельные автобусы. Еда, постоянно вода, психологическая помощь, медицинская помощь», — перечисляет уроженка Казани. Сейчас ее детям предстоит привыкать к новой жизни, а ей вспоминать ту, что была два десятка лет назад.
К вокзалу подъехал пазик, чтобы отвезти вернувшихся из сектора Газа, но родственники, приехавшие на трех машинах, от этой помощи отказались.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 181