По данным казанской консалтинговой компании Perfect RED, посещаемость ТЦ выросла на 22%. И здесь ожидают восстановления покупательских потоков к уровню эталонного 2019-го По данным казанской консалтинговой компании Perfect RED, посещаемость ТЦ выросла на 22%. И здесь ожидают восстановления покупательских потоков к уровню эталонного 2019-го Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

ТЦ Казани заполнились почти под завязку

Торговые центры Казани не блещут трафиком этой осенью — посещаемость ТЦ за сентябрь и первые недели октября оказалась всего на 2% выше аналогичного периода прошлого года. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев. И это притом, что осенью 2022-го трафик в казанских моллах на 20% уронила мобилизация. А вот показатели с начала года, напротив, радуют. По данным казанской консалтинговой компании Perfect RED, посещаемость ТЦ выросла на 22%. И здесь ожидают восстановления покупательских потоков к уровню эталонного 2019-го.

«Подобная картина наблюдается на фоне частично восстанавливающейся для потребителей привлекательности торговых центров (в первую очередь крупных форматов), пустовавших после ухода ряда международных брендов, так как идет постепенное заполнение площадей новыми и вернувшимися арендаторами», — говорит Васильев.

Действительно, доля пустующих «квадратов» в казанских ТЦ сейчас достаточно низкая, подтвердила управляющий партнер Perfect Red Юлия Прохорова. «Средний процент свободных квадратных метров составляет всего 5 процентов от общей площади торговых помещений в качественных объектах. Данный показатель рассчитан без учета закрытых площадей магазинов IKEA и OBI в „МЕГЕ“ (если их учитывать, вакансия составляет 6,2 процента)», — объяснила собеседница газеты.

«Рив Гош» ушел из «Парк Хауса», «Баскин Роббинс» – из KazanMall, welcome, «параллельный» Adidas!

В Россию с января по сентябрь 2023-го пришли 16 новых иностранных брендов потребительских товаров — это рекорд за последние четыре года, сообщила «БИЗНЕС Online» федеральная консалтинговая компания NF Group. Однако казанский рынок рекордами похвастаться не может.

«В Казани за этот период открылся лишь один магазин новой крупной иностранной сети — English Home (Турция). Хотя в 2023 году вернулась сеть Inditex (российские активы выкупила ливанская компания Daher Groupприм. ред.) и несколько менее крупных сетей, поэтому галереи торговых центров запестрили новыми вывесками, — прокомментировала Прохорова. — Кстати, для сравнения: до 2020 года на российский рынок в год заходили не менее 20 новых брендов».

Стали ли новые игроки милыми сердцу казанской публике и повлияли ли на посещаемость? Директор отдела региональных торговых помещений CBRE Михаил Рогожин считает, что интерес к ливанской Zara и прочим замещенным брендам у покупателей снизился, поскольку бренды «не смогли оправдать ожиданий». Да и российские фешен-компании набрали обороты и предлагают интересную, качественную альтернативу.

«Конечно, поначалу народ ходил на них (на новые брендыприм. ред.) посмотреть, но потом понял, что там не предлагают то, на что они рассчитывают. В итоге покупатель успокоился и продолжает просто ходить в торговые центры с пониманием, что он все-таки идет не в базовую Zara, а в базовый Maag, — подчеркнул Рогожин. — При этом наши марки одежды хорошо наращивают активность. Прежде всего это относится к Melon Fashion Group (владеет Zarina, Befree, Love Republic, Selaприм. ред.), которая не просто улучшила все что можно было, но и запустила новый бренд. Lime тоже молодцы. Шустро бегут, не боятся инвестировать. Да и в целом наши компании себя чувствуют попроще, пытаются себя по-новому позиционировать».

Что касается параллельного импорта и появляющихся ретейлеров, которые ввозят «санкционку», Рогожин уверен, что это лишь капля в море для массового потребителя. «Это настолько небольшие объемы в глобальных масштабах для нашего рынка, что они не очень заметны, если честно. Это все равно что договориться со мной, чтобы я на вашу семью привез полмашины одежды. Решит ли это вопрос в масштабах страны? Конечно, нет», — уверен Рогожин.

Рядом ждет открытия их новая марка Idol, которую уже нарекли «заменителем» ушедшего Massimo Dutti Рядом ждет открытия их новая марка Idol, которую уже нарекли «заменителем» ушедшего Massimo Dutti Фото: Эльвира Самигуллина

«МЕГА»: новая игровая, «заменитель» Massimo Dutti и «Раменная»

Шопинг-обзор традиционно начнем с «МЕГИ», в конце сентября сменившей владельца. Активы шведов Ingka Centres, которым принадлежала IKEA в России, купил Газпромбанк. В результате банку досталось 14 ТЦ общей площадью 2,3 млн кв. метров. Игроки рынка оценили сделку в $2 миллиарда. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что смена владельца положительно повлияет на работу объекта и поможет снизить уровень вакантных помещений. «Планы по реконцепции комплекса были и до совершения сделки, думаю, наконец они начнут воплощаться и мы сможем увидеть обновление „МЕГИ“», — отметила Прохорова. Что станет с пустующими «квадратами» IKEA и OBI, по-прежнему неизвестно — в компании не ответили на запрос «БИЗНЕС Online». В планах было открыть на месте строительного гипермаркета кинотеатр.

В обновленном концепте открылся еще один бренд любимый российскими модницами Love Republic от Melon Fashion Group В обновленном концепте открылся еще один бренд, любимый российскими модницами, — Love Republic от Melon Fashion Group Фото: Эльвира Самигуллина

Что нового появилось в молле? В конце лета вместо H&M открылся российский Lime, которому прочат нишу ушедшей Zara. Это третий и самый большой магазин марки в Казани, и именно в нем компания дебютировала с детской и мужской коллекциями, которые начала выпускать впервые в этом году. Сейчас магазин насчитывает 91 точку (включая Казахстан, Армению, Беларусь). 

В обновленном концепте открылся еще один бренд, любимый российскими модницами, — Love Republic от Melon Fashion Group. Рядом ждет открытия их новая марка Idol, которую уже нарекли «заменителем» ушедшего Massimo Dutti (принадлежит Inditex). Это пятый бренд российского фешен-ретейла, причем заявлен он как премиальный. Присоседился к ним Jeans Club, в котором представлены Calvin Klein, Antony Morato, Replay и др.

Среди открытий также Just clothes от российского Lady & Gentleman City Среди открытий также Just Clothes от российского Lady & Gentleman City Фото: Эльвира Самигуллина

Среди открытий также Just Clothes от российского Lady & Gentleman City (им также принадлежат магазины Armani Exchange и Karl Lagerfeld в «МЕГЕ»), который «приземлился» на месте Uniqlo. Кстати, логотип и фирменные цвета с помпой открывшегося в сентябре Just Clothes кому-то напомнят лого японского бренда. В восточном крыле ТЦ заработал мультибрендовый магазин спортивных товаров Amazing Red и небольшой корнер ювелирных украшений из серебра Island Soul.

Ждет своего часа обувной магазин Superstep Ждет своего часа обувной магазин Superstep Фото: Эльвира Самигуллина

Ждут своего часа магазин мужской одежды Henderson, женской Mysa, «Анимато» и сразу два обувных — Streetbeat и Superstep. В конце октября, пообещали в «МЕГЕ», откроется реконструированная площадка для детишек возле «Детского мира».

Что на «Вкусном бульваре»? Закрылась кофейня «Время десерта». Долго место не пустовало — здесь откроется «Раменная». А на углу, напротив Lime, уже принимает посетителей Carmelo Coffee — первая точка турецкой сети кофеен в России.

На углу, напротив Lime, уже принимает посетителей Carmelo Coffee — первая точка турецкой сети кофеен в России На углу, напротив Lime, уже принимает посетителей Carmelo Coffee — первая точка турецкой сети кофеен в России Фото: Эльвира Самигуллина

«За последний квартал мы реконструировали самую большую детскую площадку в „МЕГЕ“, а также усовершенствовали скейт-площадку: добавили новые рампы и пригласили локальных художников помочь с ярким оформлением. Кроме того, мы обновили сквер с фонтаном и создали в нем атмосферу курорта с помощью оригинальных малых архитектурных форм, открыли экопространство „Веранда“, где разместились винтаж-маркет и секонд-хенд „Свалка“, кофейня WKND», — рассказали нашему изданию в пресс-службе «МЕГИ».

Как рассказала «БИЗНЕС Online» директор ТРЦ Лилия Ибатуллина, благодаря программе в честь дня рождения «Южного» в сентябре, удалось «нивелировать традиционный сезонный спад посещаемости» по сравнению с августом Как рассказала «БИЗНЕС Online» директор ТРЦ Лилия Ибатуллина, благодаря программе в честь дня рождения «Южного» в сентябре удалось «нивелировать традиционный сезонный спад посещаемости» по сравнению с августом Фото: «БИЗНЕС Online»

«Южный»: дары Пакистана, «Мехамания» и VR Park

Сосед «МЕГИ» тоже немного обновился. На первом этаже возле центрального входа «Южного» открылся салон мобильной электроники Divizion, бренд женской одежды Elis от ростовской швейной фабрики «Элегант» и магазин спортпитания Fitness Formula. Однако поселить на место шведского бренда H&M новые бренды одежды или обуви пока не удалось — здесь работает выставка товаров из Пакистана и Индии «Дар Востока» с чаем, рисом, специями, текстилем и коврами.

На втором этаже тоже можно заметить 2–3 новые локации. В левом крыле открылся магазин верхней одежды «Мехамания» на месте магазина «Галамарт» — последний не проработал и года. А в новой галерее в августе заработали шоурумы One Store и Bright Shop, где представлена женская и молодежная одежда. Кроме того, после реновации возобновил работу магазин для детей Crockid. На площадке киноцентра «Киномакс» открылся VR Park — современный комплекс на 300 «квадратов» виртуальных игр с большой ареной.

Если не считать островок авторских напитков Hi Boba, то состав заведений на фуд-корте «Южного» практически не изменился. Зато обновили столы — теперь они белого цвета. Кроме того, рассказали в молле, скоро здесь появятся новые зоны отдыха, где представится возможность зарядить гаджеты.

Что с посещаемостью? Как рассказала «БИЗНЕС Online» директор ТРЦ Лилия Ибатуллина, благодаря программе в честь дня рождения «Южного» в сентябре удалось «нивелировать традиционный сезонный спад посещаемости» по сравнению с августом, когда большинство горожан активно готовятся к школьному сезону. Так, 30 сентября ТЦ посетили более 35 тыс. человек.

KazanMall на Павлюхина традиционно отличается заполненными площадями KazanMall на Павлюхина традиционно отличается заполненными площадями Фото: «БИЗНЕС Online»

KazanMall: Tatar Night Club и рост посещаемости на 40%

KazanMall на Павлюхина традиционно отличается заполненными площадями. На втором этаже заработали сразу два спортивных магазина, которые появились вместо закрытых Adidas & Reebok Outlet. Это Demix, принадлежащий «Спортмастеру», и Pro Sport, который готов снабдить поклонников уличного стиля одеждой и аксессуарами мировых брендов. Кроме того, в ТЦ появился детский магазин BunglyBoo.

Все лето на крыше KazanMall, которая служит большой развлекательной площадкой, проходили занятия йогой, флешмобы, мастер-классы и даже эстрадная вечеринка Tatar Night Club. Где будут эти активности с наступлением холодов, пока неизвестно.

На первом, втором и третьем этажах по-прежнему с десяток закрытых павильонов На первом, втором и третьем этажах по-прежнему с десяток закрытых павильонов Фото: Эльвира Самигуллина

«Кольцо»: без новых арендаторов, но с забитыми фуд-кортами

Торговой центр «Кольцо» семьи Хайруллиных остается самым пустующим из казанских моллов. На первом, втором и третьем этажах по-прежнему с десяток закрытых павильонов. Возможно, такая политика обусловлена тем, что в скором времени ТЦ будут реконструировать и пускать новых арендаторов сейчас нецелесообразно. Недавно архитекторы опубликовали доработанные рендеры, которые сейчас находятся на согласовании. Реновацию здесь обещали начать еще весной.

Несмотря на неработающие магазины, посетителей в «Кольце» предостаточно Несмотря на неработающие магазины, посетителей в «Кольце» предостаточно Фото: Эльвира Самигуллина

Впрочем, несмотря на неработающие магазины, посетителей в «Кольце» предостаточно. Благодаря продуктовому ретейлеру Eurospar, который открылся здесь вместо «Эдельвейса», фуд-корт цокольного этажа забит под завязку, как и кафе на третьем этаже. В то же время закрывшийся почти два года назад кинотеатр «КАРО 6» остается запечатанным.

Открывшиеся летом бренды ливанской компании Daher — Maag, Dub, Ecru и Vilet, которые заменили ушедший Inditex с его Zara, Bershka, Pull & Bear и Stradivarius, судя по всему, не слишком интересны посетителям «Парк Хауса» Открывшиеся летом бренды ливанской компании Daher — Maag, Dub, Ecru и Vilet, которые заменили ушедший Inditex с его Zara, Bershka, Pull & Bear и Stradivarius, — судя по всему, не слишком интересны посетителям «Парк Хауса» Фото: Эльвира Самигуллина

«Парк Хаус»: закрылся «ЛунаПарк», появились «ЖуйКолдуй» и made in Tatarstan

Открывшиеся летом бренды ливанской компании Daher — Maag, Dub, Ecru и Vilet, которые заменили ушедший Inditex с его Zara, Bershka, Pull & Bear и Stradivarius, — судя по всему, не слишком интересны посетителям «Парк Хауса». В субботний полдень лишь в Maag (открылся на месте Zara) бродили несколько шопоголиков, в то время как в остальных магазинах не было ни души, если не считать продавцов.

В целом с момента нашего последнего летнего обзора новинок в молле почти нет. На первом этаже напротив «Ашана» появился бренд матрасов и кроватей made in Tatarstan Leggero, принадлежащий Елене Софьиной, а также российский мебельный бренд DivanBoss («Диван Босс»), который также есть в «МЕГЕ». Еще на первом этаже появился островок сладостей «ЖуйКолдуй».

На первом этаже напротив «Ашана» появился бренд матрасов и кроватей made in Tatarstan Leggero, принадлежащий Елене Софьиной На первом этаже напротив «Ашана» появился бренд матрасов и кроватей made in Tatarstan Leggero, принадлежащий Елене Софьиной Фото: Эльвира Самигуллина

Оживление в «Парк Хаусе» наблюдалось лишь в игровой детской зоне возле кинотеатра на втором этаже и на фуд-корте, хотя ничего нового здесь не появилось. Уличные аттракционы «ЛунаПарк» закрылись, а на их месте остались только цветочный магазин и тир.

Напомним, как и «МЕГА», «Парк Хаус» сменил в этом году владельцев. Европейский инвестфонд Atrium European Real продал сеть из 7 торговых центров одной из связанных с ним компаний «Рамо-М», они станут частью активов ГК «Ромекс», которую возглавляет известный предприниматель из Краснодарского края Алексей Прокопенко. Эксперты оценивают сделку в сумму в пределах 700 млн рублей за каждый ТЦ. Увы, на общении со СМИ смена хозяев не отразилась. Запросы нашего издания по-прежнему не получают ответов.

«Как бизнес они не интересны никому»: «Парк Хаус» продан Алексею Прокопенко

На втором этаже ждут открытия российский бренд одежды Zolla, магазин женской одежды Elis и мужской 20Line На втором этаже ждут открытия российский бренд одежды Zolla, магазин женской одежды Elis и мужской 20Line Фото: Эльвира Самигуллина

«Тандем»: новая Zolla и «Барбекю» вместо Black Star Burger

Небогат на открытия и «Тандем». На первом этаже остается бесхозным корнер съехавшего «Иль де Ботэ» сети парфюмерно-косметических магазинов Sephora. На втором этаже ждут открытия российский бренд одежды Zolla, магазин женской одежды Elis и мужской 20Line, которые входят в ростовскую компанию АО «Элис Фэшн Рус». Из новинок уже работают Leoray и студия брафиттинга My Biusty. Цифровая фишка молла — экраны между первым и вторым этажами с рекламными роликами.

Из новинок уже работают Leoray и студия брафтиттинга My Biusty Из новинок уже работают Leoray и студия брафиттинга My Biusty Фото: Эльвира Самигуллина

Развлекательный центр ZkidZ, закрывшийся в конце прошлого лета, так и не возобновил работу, но и не съехал. В зоне общепита на третьем этаже наконец появился новый игрок спустя полгода простоя — сеть «Барбекю», которая заменит закрывшуюся бургерную сети Black Star Burger, до прошлого года принадлежавшей рэперу Тимати.

Как считают эксперты, активность посетителей может оказаться временной Как считают эксперты, активность посетителей может оказаться временной Фото: © Валерий Мельников, РИА «Новости»

«Сначала будет наплыв посетителей, но потом у них кончатся деньги»

К концу ноября, считают опрошенные нами эксперты, свободные площади казанских моллов будут заняты максимально, вырастет посещаемость, но объясняется это сезонным ажиотажем перед новогодними праздниками. На это рассчитывают и сами ТЦ. По итогам года «Южный» планирует выйти на положительную динамику и увеличить трафик на 6–8% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го, рассказали в торговом центре, а «МЕГА» уже отмечает «позитивный тренд в посещаемости за последний год». Правда, называть цифры не стали. В KazanMall и вовсе ставят рекорды — плюс 40% к трафику в сентябре по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Объясняют это тем, что новый ТЦ постепенно выходит «на свою максимальную пропускную способность».

Как считают эксперты, активность посетителей может оказаться временной. «Сначала будет наплыв, потом деньги кончатся, и случится спад, это очевидно. Просто насколько это все продлится и как явно задержится этот тренд, непонятно. Где-то к концу ноября картина будет более четкой», — считает Рогожин. К тому же цены на одежду и обувь в России только растут — плюс 25,7% по сравнению с летом, сообщают «Известия». Моллы оперативно перестраиваются под запросы покупателей. Секонд-хенд приютил у себя «Птичий рынок» в Авиастроительном районе, там открылась точка «Во! Ва» российской сети. А в ТЦ «Республика» появилась «Мегалактика» с бюджетной одеждой и обувью из Китая в стиле магазинов у дома «Смешные цены».

Рассчитывать же на появление новых иностранных сетевых игроков до конца года не стоит, отмечают эксперты. Если они и появятся, то только в следующем году.

Впрочем, как и во всех сферах, ситуация по-прежнему сильно зависит от СВО. «Спецоперация идет, сделать мы ничего не можем. И те (иностранные брендыприм. ред.) ничего сделать не могут. Потому что заход к нам очень тяжелый, если вообще возможен, и если у них есть местные партнеры. Все ждут, когда наступит разрядка событий. После будем разбираться. Пока сидим и ждем», — комментирует Рогожин.