Съемки пятого сезона программы на телеканале «Россия — Культура» с участием артистов из ведущих театров страны и ближнего зарубежья сейчас проходят в Москве на студии «Мосфильм» Съемки пятого сезона программы на телеканале «Россия-Культура» с участием артистов из ведущих театров страны и ближнего зарубежья сейчас проходят в Москве на студии «Мосфильм» Фото: Анастасия Попова

«Работа на телестудии очень сложная для балетного артиста»

На время съемок проекта с участием 6 танцевальных дуэтов и четырех солистов один из павильонов «Мосфильма» превратился в полноценный балетный цех. В этом убедилась корреспондент «БИЗНЕС Online», которую телеканал «Россия-Культура» любезно пригласил на запись одной из программ проекта «Большой балет» — «Хореография ХХ–XXI веков». В коридорах то и дело звучали имена звезд мирового балета — Габриэлы Комлевой, Фаруха Рузиматова, Олега Виноградова, там же расположились столы с салатами, фруктами и другими полезными лакомствами для танцовщиков. Уютные гримерки украсили пестрые колеты и тюники, а за сценой поставили импровизированный станок, где уже за полтора часа до мотора тщательно разминались артисты.

Очевидно, что к съемкам участники и их старшие коллеги подошли серьезно. Не все из них успели пообщаться с журналистами: так, ведущая шоу, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова с 16:00 репетировала подводки и не была доступна для комментариев. Однако те, кто нашел время, были открыты к общению и раскрыли некоторые секреты участия в проекте.

Представляющая жюри Мария Александрова, которую «БИЗНЕС Online» «поймал» на лестнице, рассказала, как непросто 16 конкурсантам трудиться в непривычных условиях. «Работа на телестудии очень сложная для балетного артиста, — отметила  экс-этуаль Большого театра. — Здесь нет живой театральной среды, зрителей, тихого закулисья, где танцовщик может настроиться на выступление. Все работает на то, чтобы расшатать солиста: влезть к нему в душу, заснять, как он клеит шпилечки, надевает костюмчик, завязывает пуанты… Для артиста, который имеет свойство погружаться в себя, это очень непросто».

«Бессмысленно возвращаться в Казань – я уехал оттуда, чтобы не вернуться»

Еще до начала выступлений было приятно услышать, что танцовщики из Татарстана, об участии которых мы уже рассказывали, Камилла Исмагилова, Никита Ксенофонтов и Дмитрий Уксусников справляются с психологической и профессиональной нагрузкой. Вспоминая о них, Александрова отметила, что «казанская земля богата творческими талантами и каждый из ребят имеет собственное лицо». Остается только пожалеть, что все эти артисты по разным причинам не прославляют сцену театра им. Джалиля и делают карьеру за пределами родного города. Исмагилова ныне — солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Ксенофонтов представляет новосибирский НОВАТ, Уксусников — Большой театр Беларуси.

Тепло, хотя не без критики, о казанцах отозвался другой член жюри — многолетний премьер Мариинки Рузиматов. «Великолепные артисты, — отметил он. — Другое дело, что любой танцовщик должен стараться подбирать репертуар под свое тело и фактуру». Эти слова ныне руководитель Большого театра Республики Узбекистан, в частности, адресовал Исмагиловой. «Камилла — блестящая исполнительница, мне интересно за ней наблюдать. Но в балете есть свои амплуа». И покритиковал за выбор одного из номеров, образ в котором был «абсолютно не ее». О каком балете идет речь — можно будет узнать из эфиров на «России-Культуре». Личным открытием на проекте Рузиматов назвал танцовщицу Мариинского театра Марию Ильюшкину и солиста ГАБТа Даниила Потапцева, однокурсника Уксусникова по академии Эйфмана.

Лица поклонников балета «в партере» заменяет строгое жюри, живые декорации — видеопроекция Лица поклонников балета «в партере» заменяет строгое жюри, живые декорации — видеопроекция Фото: Михаил Логвинов /предоставлено пресс-службой ТК «Россия-Культура»

Новые открытия

Несмотря на отсутствие мегазвездных участников в этом сезоне, проект еще до телеэфиров привлек внимание балетоманов. Некоторых из них за полтора часа до мотора не пустили на проходной «Мосфильма» из-за опоздания. А внутри организаторы не смогли рассадить всех желающих в уголке зала перед камерами (мест с трудом хватило примерно для 25–30 человек). Остальные стоя расположились за съемочной техникой, зато в паузах могли постоять рядом со столпами советского балета — Виноградовым и Комлевой, тихо беседующими друг с другом.

Отсутствие привычного театрального комфорта постигло не только зрителей, но и артистов. По размеру подмостки «Большого балета» уступают даже скромной театральной сцене: фактурным, прыгучим солистам на них сложно развернуться. Мешают сконцентрироваться и камеры: одна из них непрерывно перемещается, с другой прямо рядом с артистами бегает шустрый оператор. Лица поклонников балета «в партере» заменяет строгое жюри, живые декорации — видеопроекция.

Несмотря на все это, запись программы сравнима с качественным гала-концертом. Дублей почти нет (из-за освещения перезаписали лишь номер Ксенофонтова и часть миниатюры Ильюшкиной), репертуар радует пластическим разнообразием и наверняка понравится телезрителям. Те, кто был на съемках, его уже оценили, аплодируя даже поверх фонограммы оваций. Страстные объяснения в любви, пленэрные зарисовки, психологические монологи — все это балетоманы увидят на канале «Культура» в исполнении артистов Большого, Мариинского и Михайловского театров, МАМТа, Челябинского и Новосибирского балета, БТ Беларуси, а также «Балета Лауры Алонсо». Некоторые из них, как та же Ильюшкина, уже знакомы поклонникам танца, а некоторых из них, например гостей с Кубы Патрисию Диегес и Роберта Акунью, телезрителям только предстоит узнать.

Из уроженцев Татарстана первой на сцену вышла Исмагилова и вместе партнером Субедем Дангытом подарила собравшимся целый мини-спектакль Из уроженцев Татарстана первой на сцену вышла Исмагилова и вместе с партнером Субедеем Дангытом подарила собравшимся целый мини-спектакль Фото: Михаил Логвинов /предоставлено пресс-службой ТК «Россия-Культура»

«Не повторяемся в образах»

Из уроженцев Татарстана первой на сцену вышла Исмагилова и вместе с партнером Субедеем Дангытом подарила собравшимся целый мини-спектакль. Солистка МАМТа предстала в образе одной из знаменитых танцовщиц ХХ века, не уступив ей в презентации: артистка «проживала» каждую деталь графичного хореотекста, а после каждого соло церемонно раскланивалась. Также телезрители смогут оценить филигранную мелкую технику Исмагиловой, ее «не по-нашему точные и быстрые ножки», о которых в прошлом году писала известный балетный критик Татьяна Кузнецова. Для этого солистка выбрала виртуозное неоклассическое па с изящными пробежками и гранд-фуэте.

«Не по-нашему точные и быстрые ножки»: пишут о балерине из Казани. Театр им. Джалиля брал ее в массовку

«С каждой программой мы приобретаем новые знания, осваиваем новую хореографию и не повторяемся в образах, — рассказала нашему корреспонденту Исмагилова перед выступлением. — Рада, что мы с партнером рискнули и пошли именно таким путем. Сегодня у нас состоялась премьера. В этом дуэте, кроме техники, очень важна актерская игра, а времени на подготовку к проекту было немного — около месяца. Однако наш первый сезон в МАМТе прошел плодотворно. Я танцевала много современной хореографии и уже стала иначе двигаться».

Для Дангыта, представшего в роли наставника балетной примы, Исмагилова — единственная муза: Камилла и Субедей — пара не только на сцене, но и в жизни. После выступления партнер целовал жене руки, а в гримерке признался, что рядом с ней по-настоящему счастлив. «Жизнь без татарки как чай без заварки, — напомнил под общий смех он. — С Камиллой мы живем душа в душу, стараемся во всем помогать друг другу, разделять работу и семейную жизнь. Мне нравится, что Камилла прекрасно готовит. Женившись на ней, я перестал ходить в рестораны».

Дуэт Исмагиловой и Дангыта вызвал живой отклик у членов жюри. Виноградов и Александрова похвалили конкурсантов, отметив, что «эта пара не боится никаких сложностей». А Рузиматов даже охарактеризовал их выступление стихами Пушкина.

Вышедший следом Уксусников удивлял оригинальной хореографией ведущего проекта Игоря Колба: увидеть ее можно пока только в Большом театре Беларуси Вышедший следом Уксусников удивлял оригинальной хореографией ведущего проекта Игоря Колба: увидеть ее можно пока только в Большом театре Беларуси Фото: Анастасия Попова

«Не знал, что в Казани есть хореографическое училище»

Вышедший следом Уксусников удивлял оригинальной хореографией ведущего проекта Игоря Колба: увидеть ее можно пока только в Большом театре Беларуси. Именно ради таких эксклюзивных проектов пластичный артист в юности уехал учиться в Петербург. В академии Эйфмана он выработал не только крепкую школу, но и критическое отношение к себе: после вариации Уксусников признал, что стремится к более выворотному исполнению. Юношу успокоила член жюри Комлева, отметив, что он справился со сложными элементами «старой школы» танца. А остальные члены спорили, на кого больше похож молодой казанец — на балетного крестьянина или принца.

Перед выступлением Уксусников рассказал «БИЗНЕС Online», как покинул родной город и почему его не взяли танцевать в театр им. Джалиля. В детстве юноша  даже не знал, что в Казани есть хореографическое училище, зато с удовольствием солировал в ансамбле «Мирас». «Однажды мы поехали в Петербург на конкурс, — вспоминал он. — Меня показали педагогу, который набирал детей в академию Эйфмана, и он сказал, что есть шансы на поступление. Я не сразу понял, где именно оказался, но много работал над классическим и современным танцем. После выпуска присылал свои видеозаписи в театр им. Джалиля, но мне сказали, что ищут ребят ростом от 178–180 сантиметров, а мой рост — 172,5. Я это принял и ни о чем не жалею. В Большом театре РБ мой потенциал раскрывается на 100 процентов, меня пригласили сразу на ведущего солиста. Рад, что постепенно осваиваю ведущие классические партии, чего в Казани, возможно, мне бы сделать не дали».

Современную хореографию на проекте блестяще представил Ксенофонтов, чье выступление завершило трехчасовые съемки шоу и пролило бальзам на души членов жюри Современную хореографию на проекте блестяще представил Ксенофонтов, чье выступление завершило трехчасовые съемки шоу и пролило бальзам на души членов жюри Фото: Михаил Логвинов /предоставлено пресс-службой ТК «Россия-Культура»

Ну а современную хореографию на проекте блестяще представил Ксенофонтов, чье выступление завершило трехчасовые съемки шоу и пролило бальзам на души членов жюри. Языком высокого модерна он и Софья Чусовкова рассказали самую романтичную трагедию любви, окрасив ее витальной энергией и драйвом. Лидером в этих константах, безусловно, был партнер, чей натренированный корпус выдерживал динамичный ритм танца, а гибкие конечности двигались как на шарнирах. Заостренным па дуэта удачно контрапунктировал хит современной европейской рок-группы.

«Наша балетная жизнь очень краткая, поэтому хочется сделать ее яркой и максимально продлить, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Оnline“ артист. — Данным проектом я как минимум наполняю ее для себя, а как максимум — смогу вывести свое творчество на новый уровень. Сегодня я исполнил отрывок из современного балета на потрясающую музыку. Этот спектакль в репертуаре театра, правда, показывается очень редко. Но все равно из программы в программу, здесь, на проекте, я стараюсь совершенствоваться, анализирую свои выступления, стараюсь учесть рекомендации уважаемого жюри. Со многими из членов жюри мы знакомы лично: с Олегом Михайловичем работали над постановкой „Ромео и Джульетты“ в НОВАТе, с Марией встречались на гала-концертах, Фарух Садуллаевич был руководителем нашей новосибирской труппы. Мне важна обратная связь от профессионалов, здесь я ее получаю, за что благодарен».

Отсмотрев все выступления дня, можно сказать, что наши земляки имеют хорошие шансы на победу (напомним, по итогам 6 программ жюри выберет победителей в номинациях «Лучший дуэт», «Лучшая балерина» и «Лучший танцовщик», а также вручит спецприз «Открытие» кому-то из молодых артистов). Пока главную конкуренцию казанцам составляют Ильюшкина и Эван Капитен (Мариинский театр), образцово исполнившие неоклассическое адажио на музыку Рахманинова. И Потапцев, блеснувший техникой в неожиданном, пленэрном образе.

Однако важнее победы то, что на проекте участники осваивают различные стили танца, в частности формы contemporary dance, которые, например, в Казани можно увидеть сравнительно редко Однако важнее победы то, что на проекте участники осваивают различные стили танца, в частности, формы contemporary dance, которые, например, в Казани можно увидеть сравнительно редко Фото: Анастасия Попова

«Лучшее в театре — баланс между классическим репертуаром и современным»

Однако важнее победы то, что на проекте участники осваивают различные стили танца, в частности, формы contemporary dance, которые, например, в Казани можно увидеть сравнительно редко. Более того, театр им. Джалиля только теряет проводников современной хореографии, взять хотя бы недавнее увольнение по собственному желанию Алессандро Каггеджи.

«Уверен, была обоснованная причина»: Казань покидает звездная англо-японская балетная пара

Александрова на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», насколько современная хореография нужна сегодня балетным труппам из государственных театров за МКАДом, ответила однозначно: «Мы живем в XXI веке и уже не носим кринолины, не ходим с веерами и не вылезаем из карет. Современная хореография создается для артистов и зрителей, которые живут сегодня. Да, время потом отберет удачные спектакли, но стараться осознавать искусство надо здесь и сейчас. Поэтому, конечно, репертуар нужно расширять. Уже доказано, что самое лучшее в театре — это баланс между классическим репертуаром и современным».

Необходимость присутствия модерна в государственных балетных труппах страны отметил и Рузиматов. Худрук Большого театра РУ пояснил, что хорошей современной хореографии сегодня мало, но она крайне важна. В пример эксперт привел родную для себя Мариинку, где служил с 1986 по 2007 год. «Тот же Мариинский театр долгие годы ориентировался на классический репертуар. Но в 90-е годы, когда политика стала более открытой, руководство начало приглашать и передовых зарубежных хореографов, что было очень важно для артистов».

Передовых мастеров танца почаще хочется видеть и в Казани. А пока что пожелаем нашим землякам удачи и понаблюдаем за ними в проекте, который стартует в новом телевизионном сезоне на телеканале «Россия-Культура».