Как тратят государственные деньги татарстанские кинематографисты — на этот вопрос должна была ответить конференция качества кинопродукции, на неделе проходившая в кинотеатре «Мир» Как тратят государственные деньги татарстанские кинематографисты? На этот вопрос должна была ответить конференция качества кинопродукции, на неделе проходившая в кинотеатре «Мир» Фото: Анастасия Попова

«Ежегодно у министерства культуры есть заложенные средства на субсидии»

Как тратят государственные деньги татарстанские кинематографисты? На этот вопрос должна была ответить конференция качества кинопродукции, на неделе проходившая в кинотеатре «Мир». На протяжении всего рабочего дня эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга и Казани оценивали фильмы, снятые на средства субсидий министерства культуры РТ за 2020 и 2021 годы. Напомним, что деньги это небольшие, на которые зачастую создать полноценный кинопродукт сложно.

«Ежегодно у министерства культуры есть заложенные средства на субсидии на производство кино, это 7 миллионов рублей, — еще раз напомнила директор „Татаркино“ Миляуша Айтуганова. — Из них 2 миллиона на полнометражный фильм, миллион — на короткометражный и на анимацию, остальное — по 450 тысяч рублей за каждую короткометражную картину. Сегодня мы проводим конференцию качества с киноматериалами за два года. Суть этой конференции в том, что она дает возможность оценить, насколько выделенные государством средства освоены в соответствии с требованиями контракта».

Экспертам — завкафедрой неигрового кино СПбГИКиТ Виктору Васильеву, главе Центрального дома кинематографистов в Москве Екатерине Головне и профессору Казанского института культуры, киноведу Елене Алексеевой — нужно было отсмотреть 15 фильмов в жанрах анимации, документального и игрового кино (часть из них уже получила прокатное удостоверение и показывается на территории РТ). И в коротких, и в полнометражных картинах режиссеры затронули глобальные темы — воспитания патриотизма, образования, культурной жизни малых городов и сел Татарстана, истории и традиций республики.

Если забежать вперед, результат в большинстве своем экспертов не удовлетворил. Во всяком случае, в первой части конференции, где побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».

«То, что нам сегодня представили, в основном нежизнеспособный продукт, — отметила в ходе обсуждения Головня. — Многие картины — это именно продукт, а не кино. И если в каких-то случаях мы можем дать авторам поправки для дальнейшей работы, то несколько фильмов правь не правь — все равно ничего не будет. Получается, что сегодня, во время проведения СВО, когда каждая копейка на счету, мы тратим деньги непонятно на что. На воздух». Главной проблемой неудач директор ЦДК считает недостаточный профессионализм создателей фильмов. По ее мнению, любителям нельзя заниматься производством кино за счет государственных субсидий, в том числе минкульта РТ.

«Многие картины — это именно продукт, а не кино. И если в каких-то случаях мы можем дать авторам поправки для дальнейшей работы, то несколько фильмов правь не правь — все равно ничего не будет» «Многие картины — это именно продукт, а не кино. И если в каких-то случаях мы можем дать авторам поправки для дальнейшей работы, то несколько фильмов правь не правь — все равно ничего не будет» Фото: Анастасия Попова

«Мы не можем отдавать кинопроизводство всем желающим»

Например, об этом Головня заявила после показа фрагмента фильма Алмаза Нургалиева «Шэхес» (сам Нургалиев в ответ признался, что, хотя и работал долго на ТНВ, на профессионального кинематографиста не учился).

«По крайней мере, в рамках учебы они (непрофессионалы) должны это делать на безвозмездной основе, но ни в коем случае не на государственные деньги, — продолжила Головня. — Есть много спонсоров, желающих снять рекламные ролики о своих компаниях или просто побыть благотворителями и дать деньги людям, которые хотят поиграть в кино. Но ведь мы, кинематографисты, не придем просто так в операционную и не начнем вырезать человеку аппендицит. Тогда почему каждый желающий, не понимая основ кинопроизводства, берется за него? Кино воспитывает наших детей, дает нам представление о мире и жизни. Поэтому мы не можем отдавать кинопроизводство всем желающим».

Кстати, в целом байопик «Шэхес» о знаменитом актере театра им. Камала Азгаре Шакирове сначала приняли благосклонно. Жюри отметило подачу на родном языке с русскими субтитрами, хороший звук, грамотный монтаж, динамичную картинку и «настоящих актеров». Однако в ходе беседы выяснилось, что авторская задумка не проходит в прокат по документам. Нургалиев рассказал, что взял средства у минкульта на короткометражный фильм и снял его, но планирует расширить картину до полнометражной и показывать в кинотеатрах обе версии. То, что для этого нужно делать новый сценарий фильма на полный метр и заключать новые договоры со съемочной группой, режиссер – выпускник Казанской консерватории узнал только от главы ЦДК.

А вот второй фильм Нургалиева «Ступени воспитания», созданный в сотрудничестве с региональной общественной организацией татарских женщин «Ак калфак», полностью капитулировал. Часть проекта, исследующая вопросы образования и воспитания чад в исламских семьях, ориентирована на работу с детьми от 7 до 12 лет. Однако эксперты сочли фильм не образовательным, а разве что с натяжкой познавательным. Головня заявила об отсутствии операторской работы, в частности о нехватке крупных планов. Алексеева — о пустом тексте, пересказывающем прописные истины и не корреспондирующем с видеорядом.

Коротенький мультфильм Сергея Киатрова «Разыскиваются адресаты» собрал длинный список претензий Фото: Анастасия Попова

«Сделали как сделали»

Жесткой, но справедливой критике подверглись почти все фильмы. По словам экспертов, одни ленты из списка не соответствуют заявленному жанру, другие непонятно кому адресованы, третьи в перспективе не проходят для проката по документам. Также во многих фильмах жюри отметило несоответствие текста и картинки, обилие закадрового слова и проблемы со звуком, в частности громкую музыку.

Коротенький мультфильм Сергея Киатрова «Разыскиваются адресаты» собрал длинный список претензий. Юные Роман и Зулейха находят письмо времен Великой Отечественной войны и перемещаются в прошлое вместе с Проводником времени. Но, несмотря на логичный сценарий и яркую прорисовку, эксперты усомнились, что лента главного режиссера «Татармультфильма» подойдет для школьников 3-го класса (а именно на них рассчитывает режиссер). Во-первых, из-за сложной лексики: нынешние подростки не знают, что такое «генератор», «графология» и «трофейные часы», считает Головня. А во-вторых, по мнению жюри, из-за дефекта речи одного из героев у детей мультфильм вызовет лишь смех.

Мультфильм «Разыскиваются адресаты» Мультфильм «Разыскиваются адресаты» Фото: Анастасия Попова

«Меня, в принципе, резануло то, как третьеклассник может воспринять увиденное, — призналась Алексеева. — Тема войны, недоставленных писем слишком серьезная, даже больная. А здесь она подается легковесно и смешно. Я посмотрела это, мягко говоря, с удивлением и не получила удовольствия». Киатров в ответ заявил, что незнакомые слова вызывают у ребят интерес («в современном мире они очень быстро гуглят»). А проблемы со звуком объяснил тем, что картина создавалась на «удаленке». «Сделали как сделали», — констатировал свой результат режиссер.

Документальная короткометражка Максима Малькова «Подвиг не знает возраста» не менее претенциозна — она рассказывает о буднях российских пожарных, работе центра социальной реабилитации и адаптации и волонтерах, помогающим инвалидам. Однако весь этот золотой материал авторы фильма из «Киносодружества» скомкали и перемешали. Не успел зритель узнать историю погибших героев-спасателей в Красноярске, ему уже показывают бани и парикмахерские для бездомных, а затем женские танцы в инвалидных колясках и девушку-колясочницу Инессу Клюкину, получающую президентскую премию «Лучший волонтер страны».

«Значимость и актуальность вопроса, конечно, зашкаливают. Такие фильмы снимались, снимаются и будут сниматься, — отметил в ходе дискуссии Васильев. — Но любая из этих тем тянет на 23 минуты и даже больше: снимайте, выезжайте, живите вместе со своими героями. Вот мы говорим о том, что многим лентам не хватает воздуха, пауз, эмоций. Здесь это уже лежит в природе замысла. Как темы пожарных, бездомных и инвалидов спрессовать в 23 минуты?»

Впечатление на присутствующих в зале любителей кино произвело «Место притяжения» — документальный фильм о Малых Ширданах, живописном селе в Зеленодольском районе РТ Впечатление на присутствующих в зале любителей кино произвело «Место притяжения» — документальный фильм о Малых Ширданах, живописном селе в Зеленодольском районе РТ Фото: Анастасия Попова

И без того лаконичный хронометраж фильма съедают многочисленные повторы текста. Это указывает на то, что нашему кинематографу нужны хорошие редакторы, указали эксперты. Алексеева на обсуждении даже предложила себя. На что презентовавший «Подвиг…» в качестве продюсера именитый оператор и режиссер Юрий Гвоздь отреагировал позитивно, признавшись, что настоящих киноредакторов сейчас нет. Также он посетовал на сложное взаимодействие с молодежью, снимающей фильмы: «С молодыми тяжело работать. Они считают себя гениями».

Впечатление на присутствующих в зале любителей кино произвело «Место притяжения» — документальный фильм о Малых Ширданах, живописном селе в Зеленодольском районе РТ. Режиссер Светлана Серова предложила зрителю чудные локации — девственные поля, родники и аккуратные домики. Показала, как недавно в Ширданах восстанавливали мечеть и библиотеку известного просветителя Каюма Насыри, как сейчас здесь строят музейно-ландшафтный комплекс. «Место притяжения» действительно рассказывает о том, как важно беречь культурную жизнь малых городов и сел Татарстана, однако по структуре больше похоже на расширенный репортаж. На обсуждении эксперты даже не признали его фильмом.

«Это телевизионная передача, социальная реклама, — отметила Алексеева. — Нам объявили, что здесь идет стройка века, и тут же показывают одинокий бульдозер. Изображение не привязано ни к тексту, ни к теме фильма. А главное, кому он адресован — правительству республики? На мой взгляд, лента ни о чем».

Режиссер Юлия ЗахароваФото: Анастасия Попова

Талантливый «Мишка»

Лучом света в темном киноцарстве в первой части конференции стал семейный фильм «Мишка», родившийся в «Продюсерском центре Март в РТ». Игровая полнометражная лента о мальчике, который не хочет взрослеть, уже получила прокатное удостоверение, и в январе режиссер Юлия Захарова представила ее детям из детских домов, социальных приютов и школ-интернатов Татарстана. Вторая волна проката «Мишки» планируется в кинотеатрах в весенние каникулы. Комиссия единогласно признала успех фильма, отметив, кроме хорошего звука, монтажа, работы с актерами-детьми, талант и характер Захаровой, что, очевидно, стало бальзамом на душу Айтугановой, ранее позвавшей режиссера снимать фильм «Тарлан», попавший в федеральный прокат.

«Юлия Васильевна — очень смелая девушка, — сказала присутствующим Алексеева. — Она не боится браться за сложные темы. В советское время детское и семейное кино делали здорово. Сейчас те традиции уходят, а Юлия идет непроторенной дорогой, делая это искренне и профессионально».

Айтуганова между тем сказала, что киноленты, представленные на оценку экспертов, в дальнейшем должны найти свою аудиторию. «После конференции качества „Татаркино“ начинает работать с этим материалом в киноучреждениях республики», — подчеркнула она. Хотя конференция качества и показала, что кинопродукция в РТ оставляет желать лучшего. И особых перспектив для выхода из замкнутого круга, когда деятели кино сетуют на безденежье, а в том же минкульте указывают, что не готовы давать большие средства на картины сомнительного художественного качества, пока не видно.