Вчера в театре имени Карима Тинчурина прошел III всероссийский конкурс дизайнеров мусульманской и национальной одежды. По замыслу организаторов - Исламского культурного центра и союза мусульманок РТ - коллекции шелка и хлопка цвета «вырви глаз» (ярко-красный, бирюзово-алый, оранжевый и дерзко-салатовый) должны были спровоцировать небывалый всплеск на зарождающемся рынке мусульманской одежды. Такой, чтобы уже в этом году мусульманки отоваривались не где-то на базарах у частников, а в Казани - в пафосном Доме татарской одежды на Петербургской (в здании, отведенном для него, уже ведутся ремонтные работы).

Напомним, что председатель союза мусульманок РТ Наиля Зиганшина еще в 2010 году заявила о намерении построить и возглавить модный мусульманский магазин. И вот, похоже, мечта реализуется. Ассортимент планируемого магазина - мусульманская одежда класса prêt-a-porter (модели одежды, ориентированные на продажу в бутиках) и бизнес класса.

РјРѕРґР°-5.jpg
Обращение к татарской теме, по наблюдениям участницы конкурса Гульфии Халиуллиной, стало особенностью этого конкурса. Во многих коллекциях использовались татарские элементы - вышивка, оборка. Много было одежды, изготовленной по всем канонам шариата. «А то в прошлые годы иногда выходили такие модели – стыдно было смотреть», - говорит Гульфия ханум

СОЗДАДИМ АССОЦИАЦИЮ

Кстати, именно Зиганшина в 2009 году стала создателем конкурса дизайнеров мусульманской и национальной одежды, а потом, в 2010-м, идейным вдохновителем его разделения на конкурсы International Fashion и Islamic clothes.

Тогда основной причиной разделения конкурса, по словам Зиганшиной, стало понимание того, что мусульманская и татарская национальная одежда с национальной одеждой в целом вещи разные. «Разделив конкурс, мы сузили его специализацию, тем самым качественно улучшив состав его участников, после них, кстати, появляется больше магазинов, активируются производители», - отметила газете «БИЗНЕС Online» Зиганшина.

При этом Зиганшина на достигнутом останавливаться не намерена. В ее ближайший планах не только открытие Дома татарской одежды (ориентировочный срок открытия – конец 2012-го-начала 2013-го года), но и руководство ассоциацией мусульманских и национальных дизайнеров. Зиганшина подчеркнула, что решение об объединении профессионалов в области мусульманской одежды созрело давно. «Осталось только его воплотить. Заявить о создании ассоциации мы планируем в ближайшее время. Предполагается, что в нее войдут все те организации и люди, которые имеют отношение и непосредственное влияние на мир мусульманской и национальной одежды», - сообщила Зиганшина.

Отметим, что организаторы конкурса ожидали именитых гостей - министра культуры РТ Айрата Сибгатуллина и председателя совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, о чем даже заявили со сцены. Правда, именитые гости так и не подошли познакомиться с основными тенденциями мусульманской моды. Видимо, в это время они были у Минтимера Шаймиева и обсуждали предстоящее в мае паломничество в Булгар.

РјРѕРґР°-4.jpg
Мусульманские дизайнеры не обошли стороной и модный в этом сезоне горох

ПО-КАЗАНСКИ, ПО-ФРАНЦУЗСКИ И ТУРЕЦКИ

Если отбросить все формальности, то, несмотря на громкий статус всероссийского, конкурс походил на междусобойчик. Из десяти финалистов конкурса только один дизайнер был из Москвы, остальные представляли Татарстан.

Возможно, и гран-при московскому дизайнеру Резеде Сулеймановой отдали потому, что она гость, так как сама победительница была изрядно удивлена собственной победе. Сулейманова рассказала газете «БИЗНЕС Online», почему победа в конкурсе стала для нее полной неожиданностью. «Моя коллекция «Бон Ажур» была навеяна любовью к Франции, а я думала, что в подобных конкурсах побеждают другие, те, кто более ориентирован на национальные одежды», - отметила Сулейманова. Как будто в подтверждение догадок Сулеймановой по решению жюри конкурса, среди которых была представитель совета муфтиев России Гузель Мубинова, коммерческий директор ювелирного предприятия «Алмаз» (кстати, один из спонсоров мероприятия) Ильнас Гараев и дизайнер одежды Надежда Аюпова, гран-при было решено вручить и местной представительнице – Лейсан Хазиевой, с пометкой – гран-при в номинации «Профессионал». К слову, она была самой взрослой из всех участвующих в конкурсе дизайнеров. Средний возраст дизайнеров мусульманской одежды – 20 лет.

РјРѕРґР°-2.jpg
Представленные модели оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли модельеры и преподаватели школ конструирования одежды, супруги консулов Турции и Ирана, а также представители союза мусульман России и совета муфтиев России. Председателем жюри выбрана Зухра Гайнутдин

По словам Зиганшиной, главная цель конкурса как раз состоит в том, чтобы продвигать местную зарождающуюся индустрию сначала на российский, а затем и мировой рынок. «Смотрите, итогом предыдущих конкурсов стала открытие новых дизайнерских имен, - сообщила газете «БИЗНЕС Online» Зиганшина (правда, пока ни одна из новооткрытых «звездочек» не может похвастаться успешными бизнес-проектами - прим. автора). А теперь мы уже договариваемся о показах с Францией и Турцией. Эти страны сами заинтересовались нашим конкурсом, сейчас мы пытаемся договориться, чтобы они взяли на стажировку наших лучших дизайнеров».

Всего же во всех этапах конкурса в этом году приняли участие более 40 дизайнеров из Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана, до полуфинала дошли 15, до финала – 10. Обе победительницы получили сертификаты от спонсоров, магазинов «Сезон» и «Фея», серебряные браслеты от «Алмаза» а также право на обучение в Высшей профессиональной школе стиля одежды Ирины Феличкиной. По итогам дефиле конкурсантки были награждены в номинациях: «В современной одежде национальные орнаменты» - Эндже Галаветдинова (коллекция «Джаухар»), «Лучшая вечерняя коллекция» - Ляйсан Гарипова («Цветок счастья»), «Одежда для королевы» - Гулия Гимадиева («Черный жемчуг»), «Оригинальное решение» - Мария Кубасова («Идел зеркене»), «Лучший татарский костюм» - Аниса Рахматуллова («Монлы Казан»), «Лучшее стилистическое решение» - Факия Сабирзянова («Шелковый цветок»), «Лучший свадебный наряд» - Ильзира Сайранова («Лебеди»), «Лучшая молодежная коллекция» - Алия Халиуллина («Джасмин»).

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалось у производителей и продавцов мусульманской и национальной одежды тем, какова сегодня ситуация на рынке и насколько на их бизнес влияют конкурсы одежды.

Гульнура Нуруллина - директор магазина Hayat (Москва):

- Два года назад мы участвовали в подобном конкурсе. И тогда поняли, что нам они просто не интересны. Не наш уровень. Конкурс нацелен на единичных дизайнеров, которые показывали бы свои художественные таланты, а не то, что можно потом ежедневно носить. Конкурс на производителей не рассчитан, поэтому что там делать? Тем более никаких основных тенденций там не показывается. Просто видно, как каждый дизайнер представляет себе дизайнерскую одежду с учетом каких-то этнических и национальных особенностей. Но это же просто видение, не более того. Конкурс остается на региональном уровне. Мне еще очень не понравилось, что когда мы участвовали, нам даже сертификата не дали, то есть мы даже не были отмечены. А на следующий год нам не позвонили и не пригласили, то есть мы к нам со стороны организаторов не увидели никакого интереса. Видимо, все только для местных. Позвонить, пригласить – ничего этого не делается.

На самом деле мусульманская одежда с каждым годом пользуется все большим спросом. Не только в стране, но и в мире. Мы уже производим одежду не только России. Мусульманская одежда – это та одежда, которая просто прикрывает все части тела. Поэтому если одежда прикрывает тело, она не совсем мусульманская. Длинные юбки, восточные узоры, этнические мотивы – сегодня это общемировая тенденция. Одеться можно сегодня тысячи в три. Мы держимся на уровне Mango (по ценам), несмотря на то что материала мы на одежду тратим больше. Само полотно для производства мы закупаем в Европе и Турции. В последнее время лен стали заказывать из Вологды. К сожалению, наша промышленность сегодня более чем в плачевном состоянии.

По нашей статистике мы выявили, что сегодня пользуется особым спросом платья, потому что их сложно найти в других магазинах. Потом юбки, туники. Ткани натуральные: зимой всегда номер один - шерсть.

Ильдус Гилазиев – директор магазина «Хадиджи Хажи» (Казань):

- Зачем нам этот конкурс? У нас все привозное. В основном из Турции и Египта. Но в Египте идет пошив с открытым воротом, чтобы в мусульманстве не приветствуется. Хорошую одежду делают в Киргизии. Одеться можно за тысячу рублей. Максимум, наверное, тысяч семь. Номер один по тканям – хлопок и лен. Как мы можем говорить о моде, если все до пят длинное и всегда одинаковое?