В казанской галерее современного искусства «БИЗОN» накануне состоялась кинолекция, посвященная Пьеру Паоло Пазолини. Критик Адиля Хайбуллина вместе со зрителями посмотрела и проанализировала ключевые сцены из трех фильмов скандального итальянского режиссера — «Мама Рома», «Свинарник» и «Сало, или 120 дней Содома».

Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы часто слышим слово „провокация“ в искусстве. Когда ко мне приходят мои студенты, либо зрители — на кинопоказы и говорят: „Вот, Гаспар Ноэ такой провокатор!“, я понимаю, что для меня, наверное, после Пазолини нет режиссера, который мог бы меня чем-то удивить, растормошить, вывести из зоны комфорта. Я очень люблю Ларса фон Триера, но все это уже было задано. И если мы говорим о трансгрессивном кино — это тот же Ноэ, Франсуа Озон, Михаэль Ханеке, которые сейчас очень популярны, — они все-таки являются потомками Пазолини. Именно он умудрялся затрагивать те темы, которые являлись табуированными, и делал это не просто плакатно — он делал это художественно».

Фото: «БИЗНЕС Online»

По словам Хайбуллиной, фильмы Пазолини спустя годы производят еще больший фурор, чем многое современное кино.

«Вообще, когда мы говорим о провокации в любом виде искусства — будь то музыка, театр, живопись, — это очень тонкая грань. Иногда нас провоцируют только ради провокации. Но только если провокация наполнена художественными смыслами, метафорами, поэзией, она рождает то чувство, которое еще долго не отпускает потом, ведь меня не просто окатили ледяной водой, а дотронулись до моего сердца и сознания», — отметила она.

Критик напомнила, что Пазолини весьма противоречивый творец, который всегда жил и работал на два лагеря. Это своеобразная жизненная и художественная позиция очень важна для понимания его творчества. Жизнь режиссера была очень драматична — в фильме Абеля Феррара известный актер Уиллем Дефо играет самого Пазолини, и судьба последнего действительно была достойна отдельного фильма.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«Он прозаик и очень серьезный поэт, именно из литературы он пришел в кино, а его стихи включены в Италии в школьную программу — поэзия Пазолини считается безусловным национальным достоянием в отличие от фильмов, вокруг которых по-прежнему ведутся споры, — объяснила Хайбуллина. — Он марксист ярко выраженных левых взглядов, все время ругался с правыми. При этом он также спорит с левыми, полагая, что та коммунистическая партия, которая существовала в Италии в то время, неправильная, ненастоящая. У него была ярко выраженная антибуржуазная позиция, этим пропитаны все его фильмы — это одна из центральных характеристик его творчества. Пазолини рос в католической семье, в его фильмах много религиозных подтекстов, хотя сам он был атеистом. В целом этот вопрос он часто задает зрителю — что такое „вера“ и „религия“? Оригинальное прочтение мифов и легенд он сочетает с марксизмом, учением Христа и человеческой сексуальностью. Получается такой уникальный замес — политической позиции, физиологической… Его фильмы максимально телесны. Кроме того, Пазолини открыто говорил о своей нетрадиционной ориентации».

Фото: «БИЗНЕС Online»

Анализируя творческие принципы итальянского режиссера и его принципиальные жизненные позиции, Хайбуллина приходит к выводу, что по меркам того времени Пазолини был абсолютной персоной нон-грата:

«Он словно все время хочет дать своими фильмами пощечину обществу и сказать: „Очнитесь, посмотрите — вот что происходит на самом деле“. Да, его методы не всегда приятны и комфортны, но его живо интересовала именно реальная жизнь, он пропускал ее через свой поэтический фильтр. Для него все — открывашка, мусорное ведро, помои на улицах, экскременты — под определенным углом интерпретируется. Он любит эту реальность, наслаждается ею по-своему, включая самые грубые ее проявления. И всегда Пазолини ищет в этих неприятных моментах скрытую образность. Притом что в его фильмах много вызывающих сцен, они часто несут в себе особую нежность, хрупкость, сентиментальность и лирику. Это фривольное и непорочное, циничной и трепетное, рассудочное и эмоциональное кино. Он все время балансирует на этих контрастах!»

Фото: «БИЗНЕС Online»

Кинолекция прошла в рамках аудиовизуальной выставки «Остия», приуроченной к 100-летию Пазолини. Ранее ее автор Александр Шагулин рассказывал, как идея проекта пришла к нему на месте убийства режиссера: «Мне была интересна его загадочная смерть, которую спустя 47 лет так и не раскрыли. Наверное, думал, что если попаду туда, то хотя бы немножко приближусь к разгадке этой тайны. Пока искал, ходил по пустырям, поймал внутреннее состояние тревоги. Мне подумалось, что если на Земле есть место, где проходит граница между смертью и жизнью, то это как раз там. И сам Пазолини любил эти места, они его вдохновляли. И в итоге забрали».

Выставка «Остия», которая представляет истории 10 парней, живущих на окраине условного города N в тревожные времена на стыке эпох, работает до 13 ноября.

18+