БИЗНЕС УХОДИТ В ТЕНЬ

Ужесточение налоговой политики за счет повышения ставок страховых взносов, которые работодатели уплачивают с зарплат своих служащих в социальные фонды, привело к уходу бизнеса в тень и уклонениям от уплаты налогов и сборов. Такую тенденцию по итогам 2011 года отметил целый ряд аналитических групп государственных ведомств и частных экспертных организаций, пишет газета «Ведомости».

По оценкам минэкономразвития, фонд заработной платы по итогам 2011 года впервые оказался ниже, чем в изначальном прогнозе, на основе которого верстаются все бюджеты. Как следует из предварительных данных Росстата, доля фонда зарплат в ВВП России в прошлом году снизилась сразу на 2 процентных пункта до 24%, хотя еще 2010 году она росла. Из-за этого прямые потери региональных бюджетов по сбору налога на доходы физических лиц (НДФЛ) составили 17 млрд. рублей, подсчитала эксперт Академии народного хозяйства Татьяна Омельчук.

По мнению президента центра стратегических разработок Михаила Дмитриева, снижение фонда зарплат в ВВП в значительной мере связано с выводом фонда оплаты труда работодателями из-под налогообложения в теневой сектор или малый бизнес. По его расчетам, налогооблагаемая база по страховым взносам при этом могла сократиться на 4 - 8%. Из-за этого внебюджетные фонды недосчитались 281 млрд. рублей, а недобор НДФЛ составил еще 110,8 млрд. рублей.

ПОТЕРИ ГОСУДАРСТВА – 1,45% ВВП

При этом потери страховых фондов усугубились ухудшением собираемости взносов и сокращением налогооблагаемой базы (зарплат до 463 тыс. рублей в год). Если бы доля зарплат, с которых платятся взносы, и их собираемость остались прежними, внебюджетные фонды в 2011 г. могли бы получить больше на 370 млрд. рублей или почти на 0,7% ВВП. Такая же оценка - 0,7% ВВП - получилась у Минфина. Таким образом, в общей сложности потери государства составили 780 млрд. рублей или 1,45% ВВП, причем соцфонды недобрали почти 20% доходов (по данным казначейства, они собрали в 2011 году 3,3 трлн. рублей).

Еще один сильный удар по бюджетам наносит сокращение численности наемных работников – по мнению директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимира Гимпельсона, недоборы взносов и НДФЛ связаны именно с этим. По данным Минэкономразвития, за 2010-2011 гг. численность занятых в экономике выросла на 1,3 млн. человек, но при этом число наемных работников (в юридических лицах) сократилось на 1,12 миллиона.

Впрочем, процесс сокращения численности занятых в формальном секторе и роста в неформальном идет давно: за 2000-2008 гг. общая занятость выросла на 4 млн., число наемных работников сократилось на 2 млн., а работающих вне организаций — выросло на 6 млн. Но этот процесс стал более интенсивным с 2008 года. «Повлияли и кризис, и повышение взносов, и общая неопределенность - отделить одно от другого практически невозможно, это все те причины, которые формируют бизнес-климат», - заключает Гимпельсон. Однако в 2011 году соотношение наемных работников ко всем занятым упало особенно резко - с 69,1 до 66,4% (в 2009 году показатель был на уровне 70,5%). «Это косвенный признак того, что могло увеличиться уклонение от налогов на труд», - отмечает руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

«ЗА ПРОШЛЫЙ ГОД УШЛИ В ТЕНЬ ЧЕТВЕРТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ТАТАРСТАНА»

Газета «БИЗНЕС Online» спросила у экспертов и представителей делового сообщества Татарстана, насколько глубоко в тень ушел бизнес, как вернуть потерянные 1,5% ВВП в «белую» экономику и что будет, если не снижать нагрузку на бизнес в России?

Александр Сергеев - генеральный директор «Александр ЛТД»:

- Если из гранаты выдернуть чеку, она обязательно когда-нибудь взорвется. Потерять сложнее, чем вернуть. Бизнес – живой и очень мобильный организм. Нагрузили - быстро потеряли. Чтобы вернуть, надо, чтобы была мотивация «за ЧТО платить больше», ведь уже попробовали и поняли, что можно не платить совсем. Нужно понимать, что предприниматели платят налоги, вынимая деньги из своего кармана. Какой нормальный человек сегодня станет платить больше, чем вчера – если он научился платить меньше. В бизнесе так – если поднять аренду в одном месте на 30%, арендаторы просто съедут в другое…

Нужно мотивировать бизнес платить, но очень хорошо подумать - КАК? В основной массе бизнесы хиреют, покупательская способность снижается, денег свободных у населения все меньше и меньше, коммуналка одна съедает львиную долю доходов, причем и в бизнесе и у населения – очень сложно. Страну развивать – граждан состоятельными делать, вместо раздачи подачек.

Начать, может быть, с того, что если «прокукарекали», что пенсия повышается на 1000 рублей, пусть уж «рассветает». А в итоге ведь получается, что 1000 получают не все пенсионеры, а только те, кто не успел умереть у станка. Остальным повышают только на 150-300 рублей. Такой вот госмаркетинг. У предпринимателей ведь есть родственники пенсионеры, они же делятся, на сколько реально добавили. Предприниматель слушает и на свою шкуру примеряет. А если достойный сын и внук – то берет на себя функцию государства и перераспределяет из своего кармана пенсии по совести и напрямую.

Крупный бизнес, по большому счету, в тень особо не уходил - они как работали через оффшоры и дочки, так и работают. Им эта оптимизация – одна головная боль. А вот малый и средний бизнес ушли в тень. Все, что можно не платить, и за что не «привлекут» - не платят. Ну, а за что «привлечь» могут, – тут уж «садаха».

Дальше будет хуже. Летом и осенью поднимаются почти в два раза расценки на вывоз мусора, их уже прислали. Такой вот послевыборный подарок. Остальная коммуналка к ним, разумеется, тоже подтянется. Но чиновникам это «по барабану». Это же копейки по сравнению с бюджетом страны. Россия вообще может обойтись без бизнесов, особенно, если появятся высококвалифицированные рабочие и инженеры. Природные ресурсы перекрывают доходы от налоговых поступлений бизнеса. А предприятия могут быть и ФГУПы или ГосАО. Радует, что это возможно, но еще не скоро.

Дилюс Шавалиев – генеральный директор ИК «Капитал Менеджмент»:

- Думаю, из-за повышения страховых взносов в тень полностью или частично ушло как минимум половина предпринимателей. В первую очередь, это касается малого бизнеса, часть зарплат в котором снова стали платить конвертным способом, а некоторых людей и вовсе вывели за штат, расплачиваясь с ними наличными. Думаю, что потери государства от ужесточения налоговой политики в этом году намного превысят 1,5% ВВП – значительная часть предпринимателей просто еще не предприняли никаких действий по уклонению от уплаты. Но, заплатив в этот раз намного больше, чем раньше, обязательно попытаются снизить свои платежи в этом году.

Чтобы вернуть деньги бизнеса в «белую» экономику, в середине 2000-ых потребовался не один год. Теперь же повышением ставок страховых взносов мы сделали шаг или даже два шага назад. Даже, несмотря на то, что ставки взносов на 2012 год снизили до 31,2%, это временная время и все равно много для предпринимателей учитывая то, что есть еще НДФЛ и другие сборы. Думаю, что если давление на бизнес будет ослаблено в самое ближайшее время, все равно пройдет несколько лет, прежде чем финансовые потоки компаний будут снова выведены из тени. Однако пока предпосылок для этого нет, учитывая заявленные расходы федерального бюджета на социальные проекты (повышение зарплат, пенсий и прочих выплат).

Есть еще одна важная причина уклонения от уплаты страховых взносов – неверие людей в пенсионную систему и социальное обеспечение. Пока неизвестно, к чему приведут реформы. Если бы люди были уверены в том, что, заплатив налоги и сборы, они получат качественную медицинскую помощь и достойную пенсию в старости, они бы сами отказывались работать за наличные, и работодателям просто пришлось бы платить белую зарплату.

Марсель Шамсутдинов – управляющий группой компаний «РАЙДЭН»:

- Думаю, в Татарстане 20 - 25 процентов бизнеса ушло за прошлый год в тень. Примерно четверть. Причем часть бизнеса переформатировалась на законных основаниях. Ведь сейчас идет массовая перерегистрация в ИП - индивидуальных предпринимателей, в ИП без печати, без образования юридического лица… Кроме того, народ «оптимизируется», потому что - ну сколько можно платить?

А как вернуть потерянные полтора процента ВВП в «белую экономику»? Тут правильно говорит кандидат в президенты России Михаил Прохоров - надо снизить налоги на малый и средний бизнес на десять лет. Сказать: десять лет, ребята, мы вас не трогаем! А в некоторых регионах, например, приграничных с Китаем, в зонах рискованного земледелия, вообще отменить налоги, любые. Там, дай Бог, чтобы создавались рабочие места и жили россияне, и могли сами себя прокормить, - чтобы им не платить пособие по безработице и разные дотации.

Если же не снижать налоги на бизнес, тогда часть мелких предпринимателей станут безработными и встанут в очередь за пособием. Некоторые, в том числе многие торговцы с рынков, уже стоят в такой очереди. И еще больше уйдут в тень, будут работать «в черную». А когда есть черная касса, - это питательная среда для коррупции, ведь надо эту кассу прикрывать как-то, платить милиционерам, чиновникам, бандитам… То есть ничего хорошего не будет.

Дмитрий Сергеев - руководитель отдела по международным стандартам аудита (ISA) и финансовой отчетности (IAS, IFRS) фирмы «Аудэкс»:

- Насколько глубоко в Татарстане бизнес ушел в тень, оценить очень сложно. Я думаю, что те оценки, которые есть, основаны на очень большой доли субъективизма. Потому что статистических данных об объеме «теневых» выплат практически нет. Можно только в целом сказать, что эта ситуация была ожидаемая - что бизнес после повышения налогов уйдет в тень. И сложно сказать, чем руководствовалось правительство России, когда принимало решение о повышении ставки страховых взносов до 34 процентов. Потому что было очевидно, что доходы от повышения этой ставки не компенсируют те потери, которые произойдут от того, что компании не смогут платить такое количество налогов и либо уйдут в тень, либо закроются.

Видимо, у федерального правительства были ожидания, что налоговая инспекция уже накопила достаточно опыта для того, чтобы бороться с «серыми» схемами. Но это, мне кажется, были слишком оптимистичные надежды, - что налоговые органы смогут в очень короткие сроки эти «серые» схемы раскрыть, тем более в условиях коррумпированности….

Могу сказать по нашим клиентам - для них повышение налоговых ставок стало действительно тяжким бременем. Многие задумываются о понижении зарплаты своим работникам, чтобы оставить сумму затрат на том же самом уровне. Потому что у компании запланирован определенный бюджет на оплату труда, и если в этом бюджете повышается сумма страховых взносов, получается, что какая-то другая статья должна снижаться. Многие сокращают персонал... Крупному бизнесу приходится сложнее, потому что он находится под более пристальным вниманием со стороны налоговых органов. За малыми и средними фирмами контроль меньше, поэтому у них больше возможностей для того, чтобы права сотрудников уменьшать, платить «серые» зарплаты…

Владимир Иванов - гендиректор ООО «Бизнес-центр» (Набережные Челны)

- По моим прикидкам, и при низких, и при высоких налоговых ставках определенная - причем, значительная, - часть бизнеса так и так находится в тени. Некоторые, как были в тени, так, по-моему, и не вышли, даже тогда, когда налоги были снижены. И пока ситуация не поменяется коренным образом, не выйдут.

А вот те организации, которые сегодня полностью платят налоги, они вышли из тени, наверное, где-то уже лет 10 - 15 тому назад, и с тех пор работают «по белому». Думаю, это все более-менее серьезные компании, которые работают по безналу, - они даже и не могут никак в тень уходить. Допустим, моя компания, которая занимается сдачей в аренду недвижимости, - у нас практически все приходит безналом. А еще мы занимаемся продвижением холодильной продукции «Позис» на рынке Татарстана и Башкортостана - то же самое. С завода берем холодильники, продаем оптом - там ничего никуда не спрячешь. Так что, с моей точки зрения, «белая» экономика осталось такой, какой была, и при ставках в 34 процента. Для меня самого даже как-то и неприлично не платить налоги. Неприлично и опасно - можно потерять все, что нажито за 20-25 лет… Другое дело, маленькие фирмы-прилипалы, которых много около больших проектов, больших бюджетов. Вот они, наверняка, как раньше не платили налоги в полном объеме, так и сегодня не платят…

Хайдар Халиуллин - председатель совета ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

- Нужно уменьшать ставки, а не повышать их. Тогда не будет потребности скрывать налоги, как это делают многие. Бизнесу все равно придется выживать, любыми путями. Нужно вернуться к прежнему уровню 2010 года, тогда было лучше. Если не снижать нагрузку на бизнес в России, будет только хуже и хуже. Бюджет не будет получать нужных средств, а люди будут искать новые способы укрыться от налогов. Если бы они были меньше, все бы платили, и всем бы жилось лучше.

Владимир Жуйков - заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ:

- Торгово-промышленная палата еще до вступления законов в силу предлагала вводить эти меры не раньше 2016 года, когда кризис окончательно закончится и экономика приобретет стабильность. Особенно тяжело сейчас пришлось владельцам бизнеса с особым режимом налогообложения. Их отчисления в ближайшем будущем увеличатся ее в несколько раз.