Ильяс Бадретдинов: «ТАГРАС» объединяет разнопрофильные производственные и сервисные дивизионы. Это многотысячный коллектив с хорошо развитой культурой междивизионального взаимодействия, опытом реализации совместных сложных b2b-проектов» Ильяс Бадретдинов: «ТАГРАС объединяет разнопрофильные производственные и сервисные дивизионы. Это многотысячный коллектив с хорошо развитой культурой междивизионального взаимодействия, опытом реализации совместных сложных b2b-проектов»

Агентство делового туризма — продуманный проект

— Ильяс Ирекович, ТАГРАС — крупнейший и признанный бренд на рынке нефтегазового сервиса. Как случилось, что деловой туризм стал одним из бизнес-направлений холдинга?

— Рынок классического нефтегазового сервиса волатильный в последние годы, он подвержен влиянию множества внешних и внутренних факторов. Достаточно посмотреть, что происходит с котировками на сырье и объемами нефтедобычи. В то же время в отрасли постоянно совершенствуются технологии, появляются новые цифровые продукты и решения, которые можно и нужно тиражировать. Перед дивизионами холдинга поставлена задача диверсифицировать бизнес как в рамках существующих мощностей в привычных и смежных направлениях, так и на абсолютно новых перспективных рынках. Расширение профиля деятельности — тренд. Мы видим, как ему следуют компании в разных отраслях. Например, в банкинге, IT*, телекоммуникациях… Обладая компетенциями, технологиями и сервисами или покупая их, они выходят за рамки базовой деятельности и формируют для пользователей целые экосистемы.

ТАГРАС объединяет разнопрофильные производственные и сервисные дивизионы. Это многотысячный коллектив с хорошо развитой культурой междивизионального взаимодействия, опытом реализации совместных сложных b2b**-проектов. За последние годы в холдинге появился пул уникальных компетенций и решений, с которыми можно работать не только в нефтегазовом сервисе. Так что агентство делового туризма — взвешенный проект, продуманный с точки зрения экономики, компетенций и запросов рынка.

— В создании нового бизнес-направления, получается, опирались в том числе на опыт коллег?

— Безусловно. Опирались и на внешние успешные практики, и на внутренние. Например, использовали опыт Центра командировок на базе дивизиона «ТМС групп». В дивизионе «ТаграС-Бизнес Сервис» заимствовали решения для финансовой аналитики и оптимизации командировочных затрат и в целом компетенции. Ведь «ТаграС-Бизнес Сервис» — крупнейший в ПФО аутсорсер по бухгалтерскому обслуживанию предприятий, кадровому администрированию и комплексной автоматизации бизнес-процессов. Получить экспертизу таких специалистов в малом и среднем бизнесе на старте проекта — уже ключевое преимущество.

С точки зрения пользователя все процессы букинга и получения закрывающих документов качественно выстроены, интуитивно понятны и автоматизированы С точки зрения пользователя все процессы букинга и получения закрывающих документов качественно выстроены, интуитивно понятны и автоматизированы Нажмите, чтобы увеличить

Большинство собственников не знают, во сколько их бизнесу обходятся деловые поездки сотрудников

— «ТаграС-Бизнес Тревел» начал работать около года назад. Как считаете, время было выбрано удачно? Имею в виду ограничения авиаперелетов из-за пандемии, затем — обострение геополитической ситуации…

— Время непростое, согласен. Но любой кризис порождает возможности. Решение о запуске нового бизнес-направления в холдинге было принято в апреле 2021 года, и уже в июне мы стартовали. То есть мы были готовы к вызовам и ограничениям пандемии, понимали, как с ними справиться. Пандемия, кстати, породила еще один тренд, который сработал нам на руку, — с рынка стали уходить тревел-агентства и авиакассы. Мы достаточно быстро смогли не только принять на обслуживание их клиентов, но и привлечь квалифицированные кадры.

— А по каким именно причинам с рынка начали уходить игроки?

— Из-за сложной эпидемиологической и экономической ситуации в последние 2–3 года индустрия деловых поездок в целом испытывает большие трудности. Речь идет о компаниях, специализирующихся на пассажирских перевозках, оформлении авиа- и ж/д билетов, бронировании гостиниц, транспорта и пр. Проблемы есть и с доступом к финансированию, в том числе к банковским кредитам и банковским гарантиям. Деловой туризм — это очень высокооборотный бизнес. Если не хватает оборотных средств и возникает кассовый разрыв, моментально закрывается доступ к глобальным системам бронирования. Компании вынуждены повышать сервисные сборы и переходить на авансовую систему платежей. А это уже ведет к росту затрат клиентов, которые в свою очередь заинтересованы в оптимизации расходов. По причине недофинансирования и недоинвестиций страдает и сервисная составляющая бизнеса. У небольших игроков не отлажены и не автоматизированы бизнес-процессы. А клиент хочет решать свои задачи не только экономически целесообразно, но и быстро, желательно в режиме онлайн.

— У «ТаграС-Бизнес Тревела» проблем с оборотными средствами и автоматизацией нет?

— «ТаграС-Бизнес Тревел» — структурное подразделение крупного производственно-сервисного холдинга, ресурсы есть. В основе же предложения для клиентов лежит собственный онлайн-продукт «Сокол», функционал которого настраивается под конкретного клиента. С точки зрения пользователя все процессы букинга и получения закрывающих документов качественно выстроены, интуитивно понятны и автоматизированы. Решение позволяет полностью анализировать поездки: контролировать передвижение конкретных сотрудников, то, в каких регионах они бывают, какими авиакомпаниями чаще пользуются, во сколько обходятся командировки и так далее. Ведь сегодня, например, при бронировании стоимость билета на одно и то же направление и даже на один и тот же рейс может существенно отличаться.

Практика показывает, что большинство собственников и топ-менеджеров не имеют представления, во сколько их бизнесу обходятся деловые поездки сотрудников. А детальная аналитика позволяет в том числе выявить резервы для экономии и оптимизации тревел-бюджета. В среднем экономический эффект сотрудничества для наших клиентов составляет 15–25 процентов.

— В свете ухода ряда западных сервисов качественного букинга на российском рынке фактически не стало…

— Верно. И это лишь добавляет актуальности нашему решению. Отмечу, что оно позволяет эффективно использовать и трудовые ресурсы. К примеру, на крупных промышленных предприятиях с многотысячными коллективами командировки, вахты и прочие служебные поездки курируют целые отделы. Они ежедневно могут организовывать поездки 50 и более сотрудников. И любое перебронирование или отмена выливается для бухгалтерии в ворох бумаг.

«Клиент может полностью находиться на нашем обслуживании, тогда весь функционал по бронированию и сопровождению командировок по заявкам клиента выполняют наши штатные операторы»

Цель — расти на внешнем рынке

— Как работаете с клиентами?

— Мы очень гибкие в ценообразовании. Клиенты могут выбрать одну из трех схем взаимодействия: авансовые платежи, отсрочка на 7–14 дней и постоплата по факту оказания услуг. Именно от срока оплаты услуг зависит размер сервисного сбора. При авансовой схеме он может даже равняться нулю.

— А в части программного продукта и обслуживания?

— Здесь тоже есть несколько моделей. Клиент может полностью находиться на нашем обслуживании, тогда весь функционал по бронированию и сопровождению командировок по заявкам клиента выполняют наши штатные операторы. Вторая модель — клиент разворачивает платформу «Сокол» на своей стороне, работу в системе осуществляют сотрудники клиента. Предварительно мы проводим обучение, а на этапе использования консультируем и технически поддерживаем. Третья модель — имплант-офис — предполагает, что агент «ТаграС-Бизнес Тревела» обслуживает командировки и служебные поездки в системе на территории клиента, но при этом не оформляется в штат клиента. Так клиент опять-таки эффективно использует трудовые ресурсы и экономит, например, на фонде оплате труда и налогах.

Тарифы, варианты обслуживания и оплаты гибкие. Они позволяют нам активно наращивать клиентскую базу. Мы ежемесячно прирастаем по количеству клиентов и объему операций. Спрос на деловые поездки стабильный.

— Сколько клиентов в портфеле?

— Сейчас обслуживаем более 70 предприятий из разных отраслей: нефтегазодобыча и нефтесервис, оборонно-промышленный комплекс, машиностроение… В целом работаем с любым бизнесом без привязки к отрасли.

— В объеме заказов доля нефтесервиса существенна? С учетом того что агентство — структурная единица нефтесервисного холдинга…

— Прямо сейчас менее 30 процентов. В этой части наш портфель диверсифицирован. Мы обслуживаем все дивизионы холдинга, но цель расти именно на внешнем рынке была поставлена в самом начале.

— Даже с учетом нестабильности и глобальной трансформации рынка?

— Трансформация действительно происходит. По оценкам и прогнозам экспертов, в первом полугодии 2022 года авиаперевозки в стране сократятся на 20 процентов, а цена авиабилетов возрастет на 50 процентов. Спрос сместится в сторону железнодорожных перевозок.

Что касается направлений, идет переориентация спроса с Европы на страны Ближнего Востока, на поездки внутри России. Из-за западных санкций бизнес активно ищет новых партнеров для замещения импортных товаров и комплектующих. То есть нельзя сказать, что рынок делового туризма рухнул. Трансформируется, да. Но критичных просадок в части спроса мы не ожидаем. Объемы маленьких агентств перераспределяются между крупными игроками.

Приоритеты клиентов — качественный сервис и аналитика данных

— Ильяс Ирекович, в сфере делового туризма какие ключевые запросы и требования клиенты предъявляют к обслуживанию и решениям?

— По сервису я уже говорил: все заточены на скорости выполнения операций и гибком ценообразовании, учитывающем нюансы и объемы бизнеса. Что касается продуктов и решений, то помимо базового функционала клиенты смотрят на качество и возможности аналитики: кто как часто и куда летает, сколько тратит, где идет переплата, на чем можно сэкономить и так далее. Решения в том числе по планированию командировок и деловых поездок сейчас должны приниматься очень оперативно. Так что наличие такой аналитики в арсенале компании становится реальным конкурентным преимуществом.

— Вы сказали, что фокусируетесь прежде всего на внешнем рынке. Какие стоят задачи?

— Сейчас мы активно инвестируем в развитие нашего решения в части функционала и возможностей аналитики. Наращиваем клиентскую базу, заходим в перспективные регионы Поволжья. На горизонте месяца планируем открыть представительства в Уфе и Ижевске, возможно, чуть позже в Перми.

Задача — к 2024 году войти в десятку крупнейших тревел-компаний России в сегменте делового туризма. За счет выгодного географического положения внутри страны, а также ресурсов и компетенций холдинга изначально наши процессы обходятся дешевле, чем у конкурентов, скажем, в Москве. Так что задача вполне решаемая.