«Веники мы возили из Воронежа. Не было производителей соленых огурцов!» — удивляется генеральный директор агентства по государственному заказу РТ Яков Геллер. В ходе интернет-конференции в редакции «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, как татарстанской электронной торговой площадке ZakazRF удается конкурировать с площадками таких гигантов, как «Роснефть» и Газпромбанк, и сколько денег удается сэкономить для бюджета Татарстана.
Яков Геллер: «Мы четвертые из 8 федеральных площадок. Плохо это или хорошо? Если сказать, что за нами Газпромбанк и «Роснефть» («ТЭК-Торг»), то это хорошо, но впереди нас — Сбер, ВТБ и РТС»
«Превратим экзотику в рутину!»
Первый в стране электронный торг по закупке товаров для государственных нужд произошел в Татарстане. 24 июня 2004 года были закуплены картриджи для министерства молодежи. При историческом событии присутствовал (на тот момент) премьер-министр РТ Рустам Минниханов. «Это день начала электронной торговли в России. Когда Рустам Нургалиевич увидел, как у него на глазах на 40 процентов снизилась цена, он выразился в том смысле, сколько денег из бюджета неэффективно расходуется, и спросил: „Что тебе нужно [для создания системы закупок]?“» — вспоминает генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер.
Уже 12 сентября 2004 года вышло распоряжение кабмина РТ с перечнем продукции, которая должна закупаться только через электронные процедуры. Тогда команда Геллера сформулировала лозунг: «Превратим экзотику в рутину!».
На воплощение лозунга в жизнь ушло пять лет. В 2009 году татарстанская электронная торговая площадка (ЭТП) ZakazRF первой в числе трех в стране получила статус федеральной. Сегодня ZakazRF занимает четвертое место по количеству и объему торгов среди 8 федеральных торговых площадок. В основном все они принадлежат крупнейшим российским банкам.
«Газпромбанк (ЭТП ГПБ — прим. ред.), ВТБ (Росэлторг), площадка Сбера (Сбербанк-АСТ), и мы среди них, такие скромные ребята из Казани», — говорит Геллер.
Понятно, что состязаться с крупнейшими российскими банками, у которых триллионные бюджеты, по определению сложно. «Как школьнику драться с отборной шпаной? — с юмором цитирует он Владимира Высоцкого и добавляет: — Но мы держимся. Мы четвертые из 8 федеральных площадок. Плохо это или хорошо? Если сказать, что за нами Газпромбанк и „Роснефть“ („ТЭК-Торг“), то это хорошо, но впереди нас — Сбер, ВТБ и РТС».
ZakazRF — единственная из 8 аккредитованных федеральных электронных торговых площадок, «выросшая» из региона. Официально она называется АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан». Геллер говорит, что поступали предложения заменить название на что-то более универсальное и не привязанное к конкретному региону. Но создатель площадки был непреклонен. По его словам, «пусть в количестве участников мы и теряем» (не все хотят работать на «татарской» площадке), но, с точки зрения имиджа Татарстана, «безусловно, выигрываем».
«Без политической поддержки Минниханова ничего бы не получилось! У меня три рукопожатия Владимира Путина с докладами о нашей электронной площадке, — рассказывает создатель ZakazRF. — Если бы Рустам Нургалиевич не водил меня к Собянину, Грефу, Медведеву (когда он был президентом и приехал на КАМАЗ)... Что, я сам пришел к Медведеву? Рустам Нургалиевич сказал: „Будешь там!“».
Общая сумма проведенных госзакупок в 2021 году составляет порядка 230 млрд рублей, что сопоставимо с бюджетом РТ. 79% всех поставщиков — татарстанские
«5,2 миллиарда рублей выгоды получил Татарстан»
Через ZakazRF в 2021 году бюджетные заказчики из Татарстана провели 47 686 закупок на 162 млрд рублей (госзакупки по №44-ФЗ) и 6 320 закупок на 62 млрд рублей (коммерческие закупки по №223-ФЗ). Кроме того, на «Биржевой площадке», где проходят закупки малого объема, было проведено 92 986 закупок на 4,9 млрд рублей. Таким образом, общая сумма проведенных госзакупок составляет порядка 230 млрд рублей, что сопоставимо с бюджетом РТ. 79% всех поставщиков — татарстанские.
В результате закупок была получена экономия: 3,7 млрд рублей (бюджетные закупки), 1 млрд рублей (коммерческие заказчики) и 445 млн на «Биржевой площадке».
«Итого 5 миллиардов 220 миллионов выгоды получила Республика Татарстан», — прокомментировал Геллер. На бюджетных заказах регион экономит в среднем 2,28%. «Биржевая площадка» помогает покупателям сэкономить 9%. Спрашивается, почему такая разница и нельзя ли бюджетные деньги экономить еще лучше?
Геллер объясняет, почему снижение цены закупки в 2–3 раза от начальной стоимости, оказывается, вовсе не самоцель.
«Я в свое время клал на стол Рустаму Нургалиевич результаты торгов, где выгода превышала 20 процентов, и он „рубил голову“, потому что это показатель только того, что те, кто определяет начальную максимальную цену, ее завышают. Они надеются, что победит „свой“, а деньги — „в семье“, а если нет, то сэкономим деньги, придем к президенту и скажем: „Видишь, мы сэкономили, дай нам премию“», — объяснял психологию таких «завышал» Геллер.
Поэтому снижение на 20 и более процентов считается скорее отрицательным показателем, утверждает Яков Вениаминович.
«Там, где слышен хруст рублей и тихо звякает копейка»
«Все бюджетные закупки должны проходить на электронной торговой площадке, и муниципальные тоже. Там, где слышен хруст рублей и тихо звякает копейка, — все должны быть на площадке», — шутит Геллер. Татарстанские и муниципальные органы власти все размещаются на ZakazRF. С «федералами» сложнее, некоторые отдают предпочтение другим торговым площадкам из числа «большой восьмерки».
«Из крупных федеральных бюджетных организаций все, кто не у нас, практически все на РТС. Вслед Ильшату Рафкатовичу (Гафурову — отстраненному ректору КФУ — прим. ред.) говорить нехорошо, но КФУ никак не хочет с нами работать. Главный дорожник — „Волго-Вятскуправтодор“ — не у нас. Очевидно, он получил указание сверху», — предполагает наш собеседник.
Коммерческие заказчики тоже размещают свои заказы на татарстанской ЭТП, хотя, казалось бы, они-то (в отличие от бюджетников) имеют право деньги тратить по своему усмотрению, не утруждая себя оформлением конкурсной документации.
«Когда мне удается прочитать лекцию хозяину бизнеса на тему смещения точки образования прибыли, то такие организации приходят к нам на площадку. Потому что хозяин хочет видеть прибыль у себя, а завхоз — у себя», — с хитрой улыбкой говорит Яков Вениаминович. В пример он привел группу компаний «Ак Барс Девелопмент», которая закупается на «Биржевой площадке».
Другие регионы страны также довольно активно размещают свои заказы на площадке агентства. «Процентов 20 [заказчиков из] Москвы у нас, с Тюменью начали работать, с Карачаево-Черкесией, Кабардино-Балкарией. Минсельхоз России почти весь у нас», — перечисляет Геллер. Все закупки для малого бизнеса, которые размещают предприятия ГК «Ростех», на 95% — на площадке ZakazRF.
Агентство по государственному заказу РТ, хотя и принадлежит государству, из бюджета не получает никаких денег. Средства на поддержание работы площадка зарабатывает самостоятельно. Согласно постановлению правительства РФ, оператор площадки взимает с победителя 1% от начальной стоимости лота, но не более 5 тыс. рублей. Т. е. за торг на 100 млн победитель платит 5 тыс. рублей, за торг на сумму до 100 тыс. рублей — 1%, но не более 1 тыс. рублей.
«Есть такие вещи, которые мы (заказчики из РТ — прим. ред.) покупаем, но в Татарстане они не то что не производятся, даже дилеров у нас таких нет»
«Веники мы возили из Воронежа!»
Чтобы выращивать и сопровождать малый бизнес, обеспечивать новым резидентам МСБ доступ к рынку поставок продукции, был создан Республиканский маркетинговый центр (РМЦ). Три архитектора проекта — министерство экономики РТ, ЦЭСИ и агентство по госзаказу. Шесть аппаратно-программных комплексов целевых ресурсов создают единую IT-платформу РМЦ. В центре — портал содействия МСБ со встроенным университетом РМЦ, можно скачать большое количество образовательных лекций по теме закупок.
Жемчужиной портала наряду с другими торговыми ресурсами является та самая «Биржевая площадка». На ней 86 тыс. предложений «хочу продать» и 170 тыс. сообщений «хочу купить», опубликованных только в 2021 году. Здесь можно купить или продать товар, для бюджетных организаций — стоимостью до 600 тыс. рублей, для иных заказчиков — на любую сумму. Пару раз кликнув мышью, легко узнать, за сколько тот или иной товар был приобретен в последний раз. Буквально за секунды легко построить график изменения стоимости. Ценники на популярные товары красуются на заглавной странице сайта. Геллер считает это своего рода охранной грамотой против злоупотреблений с завышением начальной цены. Мол, раз заказчики знают, что президент в любой момент времени может убедиться, что цена на капусту сегодня 58 рублей за килограмм, никто не посмеет ставить цену в 2 раза больше.
«Есть такие вещи, которые мы (заказчики из РТ — прим. ред.) покупаем, но в Татарстане они не то что не производятся, даже дилеров у нас таких нет», — акцентирует Геллер.
Чтобы заполнить эти бизнесовые лакуны, в РМЦ создается подборка из свободных предполагаемых инвестиционных ниш, которые мог бы занять татарстанский бизнес. Портал сообщает, что на сегодняшний день в РТ таких ниш для бизнеса 485, например, отсутствуют производители шин для картинга, боксерских перчаток и сухого корма для собак. Бархатных тюбетеек с вышивкой, как выяснилось, производится недостаточно, равно как парковых скамеек и гречневой крупы.
Особой гордостью главы агентства являются примеры, когда в РМЦ удается свести татарстанских заказчиков с татарстанскими же поставщиками. «Этикетки для „Татспиртпрома“ завозили с Урала, в то время как у нас есть типография в Нижнекамске, она выиграла торг „Татспиртпрома“ на поставку этикеток. Веники мы возили из Воронежа! Но теперь ИП Зарипов закрыл потребность Татарстана в вениках, их из-за пределов республики не завозят. Сейчас фирма веники вяжет», — шутит Геллер. Или, например, выяснилось, что соленые огурцы в РТ завозили из Башкортостана. За год таким образом было закрыто 47 позиций.
Интересно, что именно татарстанская закупочная система первой в РФ позволила полноценно работать прямо со смартфона. Причем на площадке можно работать как с электронной цифровой подписью, так и без нее
«Главная миссия РМЦ — поддержка малого бизнеса»
Итоги РМЦ за 2021 год: 4 358 представителей малого бизнеса РТ получили выручку на 125 млрд рублей. За пределы Татарстана 417 малых бизнесменов из республики поставили продукцию на 4,1 млрд рублей (через «Биржевую площадку»).
По районам показатели тоже интересные. Их в РМЦ для объективности приводят на 10 тыс. населения по различным секциям: количество в районе МСБ-резидентов РМЦ, получивших выручку, размер такой выручки, поставка продукции с помощью ресурсов РМЦ за границу Татарстана и т. д. Из этих показателей сводится итоговая таблица активности районов в поддержке МСБ.
На первом месте по итогам 2021 года объяснимо Казань, а вот на втором и далее местах — Мензелинский, Сабинский, Лаишевский и Тукаевский районы. Есть о чем задуматься кураторам МСБ в таких крупных городах республики, как Нижнекамск и Альметьевск.
Интересно, что именно татарстанская закупочная система первой в РФ позволила полноценно работать прямо со смартфона. Причем на площадке можно работать как с электронной цифровой подписью, так и без нее. Плата символическая — банковский перевод на сумму 12 рублей для идентификации участника и присвоения ему логин-пароля. Яков Вениаминович смеется, что мог бы даже возвращать деньги, но это будет стоить дороже 12 рублей. Поэтому установили минимальную цену.
«Главная миссия РМЦ — поддержка малого бизнеса», — уверен создатель площадки. Поскольку работа на ZakazRF отлажена и идет своим чередом, сегодня его гораздо больше увлекает превращение РМЦ в полноценный электронный магазин.
Полностью интервью Геллера будет опубликовано позже на страницах «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 95
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.