25 января 1832 года в Елабуге родился выдающийся российский живописец Иван Шишкин. Каждый школьник знает его картины по репродукциям в учебниках или знаменитым конфетам «Мишка косолапый». Но не все в курсе страстной натуры и сложной личной судьбы «лесного царя». О различных фактах из жизни мастера «БИЗНЕС Online» поговорил с научным сотрудником Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан Андреем Минаевым.
Репродукция автопортрета русского живописца и графика Ивана Ивановича Шишкина
«Когда мать видела Ивана в работе за холстом, называла это «пачканьем бумаги», а его самого — «мазилкой»
— Андрей, сегодня исполняется 190 лет со дня рождения Ивана Шишкина — художника, о существовании которого знают практически все, чья жизнь была самым непосредственным образом связана с Татарстаном. Пять лет назад памятную дату широко отмечали не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в родной Елабуге. Планируется ли что-то сейчас в республике?
— Это может показаться странным, но конкретно наш Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан специальной выставки не готовит. Дело в том, что произведения Ивана Шишкина экспонируются в данный момент в Салехарде, где как раз 29 января откроется масштабная выставка к 190-летию со дня рождения художника. В наших залах осталось три большие работы основного периода его творчества. Это картины, посвященные просторам Предкамья, 1870-е годы, когда он уже достаточно плодотворно работает, вернувшись из-за границы.
— Хорошо известно, что Иван Иванович родился в Елабуге и с 12 лет учился в первой казанской мужской гимназии. Но широкая публика не так много знает о его детстве, семье и совсем раннем периоде жизни.
— Да, действительно, он родился в Елабуге в семье, где было 6 детей. Мама будущего живописца, Дарья Романова, была в основном домохозяйкой, мещанкой и занималась воспитанием детей. А отец, Иван Шишкин, был купцом и избирался несколько раз главой города, участвовал в реставрации древнего Болгара. Собственно, именно отец вывозил маленького Ваню на природу, где тот делал первые альбомные зарисовки. Поэтому можно смело утверждать, что именно отец привил Шишкину любовь к лесу. Но при этом Иван Васильевич хотел, чтобы сын шел по его купеческим стопам. Однако живопись оказалась намного сильнее.
— Известно отношение родителей к выбору творческой профессии сына?
— Да, и это довольно интересный факт. Когда в 12 лет мальчика отправили в первую казанскую мужскую гимназию, творчество его уже интересовало гораздо сильнее. В гимназии ему было просто скучно, поэтому он не стал учиться до конца, вернулся к родителям и сказал им, что не хочет быть чиновником. На что мать Шишкина, Дарья Александровна, пришла в бешенство. Ее расстраивало такое отношение сына к учебе и домашним делам. Она совершенно не одобряла его тягу к рисованию. А когда мать видела Ивана в работе за холстом, называла это «пачканьем бумаги», а его самого — «мазилкой».
Отец ему, конечно, больше симпатизировал, хотя сказать, что полностью поддерживал, тоже нельзя. Так что Шишкину даже приходилось прятаться от родителей и рисовать втайне от них при свечах.
У картины «Рожь» (1878)
«В живописном плане он, конечно, уступал некоторым другим художникам и отличался от них именно детализированным подходом к изображению»
— А как он оказался в Московском училище ваяния и зодчества? Как вообще узнал о нем?
— Дело в том, что в то время по городам и весям ездили профессиональные московские живописцы. Они приезжали в небольшие купеческие города, чтобы расписывать местные церкви. И тогда по счастливой случайности художники оказались в Елабуге для росписи местного иконостаса и рассказали Ивану Шишкину об училище. Правда, юноше пришлось немало постараться, чтобы уговорить отца отпустить его в Москву. Хотя, интересно, в конечном итоге он его отпустил и искренне полагал, что из сына выйдет второй Карл Брюллов. Что ж, в каком-то смысле он оказался прав.
После окончания Императорской академии художеств Иван Шишкин и большинство художников-пейзажистов ездили на остров Валаам. Это место было для них определенной школой жизни и художественной практикой. Можно сказать, что именно там Шишкин обрел свой фирменный стиль. Поездки на Валаам ускорили формирование самобытного художника; нетронутая, дикая природа будто взяла его за руку и повела за собой, открывая свои тайны. Романтизм был отвергнут, возобладал трезвый и объективный взгляд. И совсем скоро, в 1858 году, художник получил большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме».
— Что отличало его от других живописцев, учившихся с ним в академии?
— Чрезмерная натуралистичность. Еще во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества педагоги заметили, что его пейзажи совершенно не похожи друг на друга.
— Шишкин фанатично любил лес, и нередко натуралистичность, с которой он писал пейзажи, ставили ему в упрек. Почему?
— В принципе, это относится почти ко всем картинам Ивана Шишкина раннего и основного периода творчества. Только в конце жизни он работает в более живописной манере. А картины, которые, по сути, сделали его знаменитым, всегда отличались особой графичностью и скрупулезностью. В живописном плане он, конечно, уступал некоторым другим художникам и отличался от них именно детализированным подходом к изображению.
Иван Иванович не просто «любил лес», как о нем говорят. Он исследовал и изучал породы деревьев, кустов, травинок, будто был не художником, а биологом или ботаником. Читал много книг по ботанике, вел записи. Для него было странно пренебрегать деталями, даже если это камушек на дороге или сухая веточка дерева. Другие художники и внимания на такое не обратят, а Шишкин с дотошностью и скрупулезностью будет выписывать детали на холсте.
— В отличие от многих художников, к которым слава приходит только после смерти, в случае с Шишкиным все было иначе. Его картины продавались, он был известен и совершенно не бедствовал. Как ранняя слава отразилась на живописце?
— Да, действительно, художник довольно быстро обрел статус мастера. Его картины хорошо продавались, многие скупали друзья, он часто принимал участие в разных совместных выставках. Мне кажется, во многом такой коммерческий успех Шишкина — это заслуга его отца.
Картина Ивана Шишкина «Сосна на берегу залива» в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»
«Шишкин мог рисовать не только лес, но и животных»
— Шишкин считается таким хрестоматийным художником, дети с ранних лет видят его картины в школьных учебниках по литературе, в Третьяковке, даже на бабушкиных коврах. Но так ли изучено его творчество?
— Конечно, нам известно очень многое. Однако каждая случайно открывшаяся работа из частной коллекции добавляет новую главу в биографии художника. К слову, наш музей владеет огромным собранием. Это порядка 40 живописных работ и около 800 офортов, то есть печатной графики. Конечно, Иван Иванович — это бесспорный классик, но даже изученность его творчества ни в коей мере не занижает статус работ. Мне кажется, их сила как раз в вечности.
— «Утро в сосновом лесу» — одна из самых известных картин Ивана Шишкина. Своего рода известный мостик к его творчеству, особенно для тех, кто только знакомится с картинами художника. Удивительно, что не все знают секрет с мишками.
— Это своеобразная историческая несправедливость, конечно. Действительно, мишек писал не Шишкин, а его товарищ Константин Савицкий. Дело в том, что известный коллекционер Павел Третьяков сделал заказ Ивану Шишкину. И в его первоначальной задумке медведи не планировались. Художник хотел поместить туда зайцев. Хотя, если бы замысел удалось воплотить, возможно, картина не смотрелась бы так выигрышно.
Шишкин работал совместно с Савицким, но в конце фамилию последнего с холста стерли, что, в свою очередь, вызвало скандал между художниками. Это произошло по велению Третьякова, потому что именно Шишкину отдавали заказ, а не двум живописцам.
— А Иван Иванович мог писать животных или без Савицкого там бы не обошлось?
— Мог. И об этом тоже мало кто знает. Когда он путешествовал по Германии, то часто посещал мастерские немецких живописцев, работающих как раз в области анималистики, перенимал их опыт. У нас в музее, кстати, есть несколько его небольших работ. Там он изображает коров в загоне. То есть Шишкин мог рисовать не только лес, но и животных. И это, кстати, открывает дополнительный взгляд на его, казалось бы, изученное творчество.
Иван Шишкин писал и жанровые работы, правда, совсем немного. Например, обращался к бытовой стороне сюжета или помещал на первый план человека, что довольно редко для художника. Например, в картине «Перед зеркалом за чтением письма» или «Крестьянка, входящая с лестницы». И в этим небольших по количеству работах мы тоже можем заметить детальность, с которой он писал образы. Лица, предметы одежды, характер и настроение персонажей картины по движению их тел.
— В свое время кондитерская фабрика «Красный Октябрь» выпускала конфеты «Мишка косолапый», на этикетках которых красовалось изображение, в общих чертах очень напоминающее картину Шишкина «Утро в сосновом лесу». Можно предположить, как бы отреагировал сам живописец, если бы увидел свою работу на конфетной обертке?
— Исходя из того, что мы знаем о личности Ивана Шишкина, думаю, он был бы доволен. Потому что это в очередной раз привлекло бы внимание к его имени и в какой-то степени возвысило его как художника.
Репродукция картины «Утро в сосновом лесу». Холст, масло, 1889 год. Художник Иван Шишкин. Государственная Третьяковская галерея.
«Он был абсолютно нейтральным к власти. Думаю, ему было важно, что его картины покупают. И все»
— Иван Иванович ведь не только прекрасно чувствовал цвет, но и замечательно работал с карандашом.
— Шишкин считал рисунок главным источником и средством познания натуры и был неутомимым рисовальщиком. Еще во время учебы в академии его рисунки пером произвели страшный фурор. Рисунки, созданные во время пенсионерской командировки в Германии, покупал Дюссельдорфский музей. Шишкин рисовал с натуры, по памяти, по фотографии, пробовал себя в разных техниках.
В основе всех его живописных картин лежит четкий, строгий и тщательный реалистический рисунок. В 1880-х годах художник часто рисовал графическим карандашом и соусом, сепией и углем, работал над лучшей передачей световоздушной среды, чтобы смягчить линию и сделать рисунок более пластичным.
— А если бы не страсть к лесу, мог бы Шишкин состояться как художник другого жанра, например портрета?
— Конечно, это довольно открытый вопрос. Тут важен исторический контекст. Со второй половины XIX века большинство художников обращали внимание именно на природу. И, несмотря на то что жанры портрета и пейзажа все время конкурировали, именно изображение натуры пользовалось большей популярностью в то время.
Опять же, надо вспомнить, что и система образования в Императорской академии была довольна жесткой. Нельзя было спокойно выбирать тему работ. Ты должен был писать либо на историческую тему, либо на религиозную, либо на мифологическую. Человек являлся главным объектом, но его старались изображать с точки зрения идеала. Это видение отразилось и на изображении природы. Она скорее представлялась декорацией, чем действительностью. И это спровоцировало появление артели 14 художников, которые противились жесткому обучению в академии. Они стремились показать жизнь такой, какая она есть на самом деле. И среди них оказался Иван Шишкин.
— Это ведь был настоящий бунт среди художников.
— Да, 14 лучших выпускников Императорской академии художеств предпочли большой золотой медали свободу творчества. Они отказались писать картину на германо-скандинавский сюжет про пир в Вальгалле, потому что сочли предложенную тему слишком далекой от реальности. Бунтари попросили свободную тему и получили отказ. После чего покинули аудиторию, чем сорвали конкурс к 100-летию академии. Артель просуществовала несколько лет, после чего им на смену пришло знаменитое движение художников-передвижников. Простым людям было гораздо понятнее видение этих мастеров. К тому же они выставлялись в маленьких городах, сами организовывая экспозиции. Но и среди знаменитых ныне фамилий Шишкина отличала именно детальность.
— Я читала, что император Николай II был поклонником творчества Шишкина, но не всегда ему удавалось заполучить в свою коллекцию то, что он хотел. Известно ли, как сам Шишкин относился к власти, политике?
— Он был абсолютно нейтральным к власти. Думаю, ему было важно, что его картины покупают. И все.
Памятник художнику Ивану Шишкину в Елабуге
«Елабуга питала его на протяжении всей жизни»
— А известно, каким он был человеком?
— Он был целиком человеком искусства. Не любил пышных обществ, компаний, хоть и дружил с художниками. Шишкин очень не любил официальные мероприятия, долгие речи и всевозможные заседания. Ему была отвратительна сама мысль о том, чтобы облачиться во фрак, слушать и произносить речи, отвешивать учтивые поклоны… Лучше часами ходить по лесу в поисках лучшего вида.
С другой стороны, мы знаем, что он любил проводить время с семьей. Со своей первой женой, Евгенией Васильевой, он познакомился через ее брата, художника Федора Васильева, которого взялся обучать. К концу лета влюбленный Шишкин сделал предложение, и осенью они обвенчались. На следующий год родилась дочь Лидия, а еще через два, в 1871-м, — сын Владимир.
— Но счастье длилось недолго…
— Совсем. Маленького Володи не стало в 1873 году, а незадолго до этого Шишкин получил извещение о смерти отца. Иван Иванович и Евгения Александровна очень тяжело переживали смерть сына. Боль немного отступила при рождении сына Константина в 1873-м. Но черная полоса в жизни Шишкина на этом только начиналась. В этом же году не стало его шурина, друга и ученика Федора Васильева, который умер от чахотки в 23 года. Через несколько месяцев вслед за братом последовала горячо любимая жена Шишкина — Евгения Александровна. Диагноз тот же — чахотка. На момент смерти ей было всего 27 лет. Еще через несколько месяцев двух лет от роду умер маленький Костя.
— Это страшный удар. Как он выбирался из ямы?
— Творчеством, конечно. Кошмарная депрессия и апатия овладели художником. Он был не просто убит горем, а потрясен, раздавлен, уничтожен. Шишкин разрушил все связи с внешним миром, разругался с друзьями, пристрастился к водке. В минуты просветления писал картины, но жизнерадостность ушла с них. На них мало солнца, только лесная чаща, глушь и бурелом. Я говорю про «Хвойный лес», «Сумерки», «Вечер в сосновом лесу», «Срубленное дерево». О том периоде он вспоминал с ужасом: «Белый свет померк, все, как на черно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга». Можно сказать, Елабуга питала его на протяжении всей жизни.
Шишкин был очень сильной личностью. Его природное жизнелюбие и русский дух не дали ему упасть в забвение. Кроме того, нужно было думать и о ребенке, 6-летней Лидочке.
— А как появилась вторая жена?
— Однажды он встретил молодую художницу Ольгу Антоновну Ладогу. Хоть Шишкин и был знаком с ней по Академии художеств и даже как-то правил ей рисунок. Они немного поговорили и расстались. Вновь они встретились уже зимой в академии, когда Ольга пришла в его класс. Шишкина поразило ее мастерство, владение карандашным рисунком. После этого они не расставались и обвенчались весной 1880 года.
Влюбленные вместе работали, ходили на этюды. А в 1881-м на свет появилась дочь Ксения. По этому поводу молодые родители устроили большой праздник, созвали много гостей из среды художников. А на следующий день Ольги не стало. Врачи констатировали неожиданное воспаление. Шишкин был близок к помешательству. Всеми делами и заботами занималась старшая сестра Ольги — Виктория Ладога. Именно она не дала Шишкину упасть в черную пучину безумия и пресекала попытки заново взяться за алкоголь. Виктория оказалась незаменимым помощником и товарищем, добровольно взяв на себя все хлопоты по ведению хозяйства и воспитанию девочек.
— Иван Шишкин всю жизнь посвятил живописи. Даже умер за мольбертом с кистью в руках. А как в наши дни относятся к художнику Шишкину? Он вечный классик или неразгаданный мастер?
— Живописец действительно умер у себя в мастерской в Петербурге, так и не закончив картину «Лесное царство». В этот момент с ним находился его ученик, Григорий Гуркин. Но все произошло настолько мгновенно, что никто ничего не успел сделать. Прибывший врач констатировал разрыв сердца. К сожалению, судьба картины сейчас неизвестна.
А что касается нынешнего отношения к творчеству Шишкина, то он, безусловно, остается классиком, несмотря на повальное увлечение современным искусством. К тому же творчество Шишкина не перестает заботить искусствоведов. Они каждый раз открывают что-то новое в его картинах, офортах и карандашных эскизах.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.