Как и просили депутаты Госсовета РТ, их поправки в законопроект о «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» комитет Госдумы рассматривал отдельно Как и просили депутаты Госсовета РТ, их поправки к законопроекту «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» комитет Госдумы рассматривал отдельно Фото: duma.gov.ru

«Давайте послушаем Ильдара Ирековича!»

Как и просили депутаты Госсовета РТ, их поправки к законопроекту «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» комитет Госдумы рассматривал отдельно. Парламент республики подготовил ко второму чтению таблицу из 18 изменений и переживал, что, если ее рассматривать вместе с инициативами из других регионов, поправки «пронесутся мимо», не привлекут достаточного внимания. А ведь предложенные изменения ГС РТ поддержал единогласно.

«Давайте послушаем Ильдара Ирековича, пожалуйста!» — любезно согласился на предложенный формат председатель комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Впрочем, со стороны показалось, что логика была такой: поскорее разобраться с «головной болью» и перейти к основной повестке. Депутат напомнил, что частично татарстанские поправки уже учтены. К примеру, комитет не против того, чтобы дополнить статью 3 и упомянуть в ней, что регионы должны привести свои законодательные акты в соответствие с федеральными в течение трех месяцев после дня публикования.

«Здесь много слушающих, смотрящих…»: депутаты Госсовета РТ бьются за своего президента

Следом Гильмутдинов представил одну из ключевых поправок. Парламент призывает скорректировать ч. 3 ст. 4, где сказано, что федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании органов исполнительной власти субъектов в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также осуществляющих жилищный, строительный надзор; в назначении и увольнении должностных лиц указанных органов. Татарстан предлагает ввести норму, согласно которой федералы смогут участвовать в «конкретных темах» региона лишь на основании соглашений между федеральным центром и регионом. «Какая аргументация? Соглашения — это более содержательный механизм взаимодействия, учитывается взаимная ответственность, и это не просто механическое согласование министров региональных», — пояснил Гильмутдинов. По словам депутата, очевидно, что идет «вмешательство в полномочия субъекта» и, если сейчас одобрить закон в текущей редакции, могут появиться новые структуры, у которых тоже придется просить добро на назначения.

В Москву за ярлыком: как федералы прибирали к рукам назначение региональных министров

Крашенинников пояснил, что федеральное участие уже закреплено в федеральных же законах. Просто теперь документ приводится в соответствие с «отраслевыми» законами — минфина и других ведомств. И если менять закон о публичной власти, то и те придется корректировать. «Мы здесь ничего нового не придумаем. <…> Мы, конечно, против данной поправки [ГС РТ], давайте следующую!» — отрезал депутат Госдумы.

Ильдар Гильмутдинов: «Татарстан предлагает ввести норму, согласно которой федералы смогут участвовать в «конкретных темах» региона лишь на основании соглашений между федеральным центром и регионом» Ильдар Гильмутдинов: «Татарстан предлагает ввести норму, согласно которой федералы смогут участвовать в «конкретных темах» региона лишь на основании соглашений между федеральным центром и регионом» Фото: duma.gov.ru

Крашенинников: «Не надо Казань, нужно здесь! Пожалуйста, следующую поправку»

Госсовет РТ также не согласился с «ущемлением» прав региональных парламентов: сейчас они сами формируют систему органов исполнительной власти субъекта, а теперь это право закрепляется за высшим должностным лицом. По мнению депутатов республики, нужно оставить действующий порядок, который сохраняет баланс и не дает принимать «однобоких решений».

Крашенинников в ответ заявил, что и систему, и структуру органов власти в субъектах должен определять губернатор — вопрос обсуждался десятки раз. «Конечно, мы эту поправку поддерживать не будем. Давайте дальше», — сказал парламентарий.

«Извините, Казань!» — вдруг попросил слово председатель комитета ГС РТ по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин.

— Не надо Казань, нужно здесь! Пожалуйста, следующую, — не заметил татарстанского депутата Крашенинников.

— Нет, ну мы имеем право высказаться в защиту?

— Пожалуйста, пожалуйста.

Хабибуллин пояснил, что республика не предлагает ничего менять — лишь оставить все, как есть. Что говорить, ему подсказывал сидевший по правое плечо начальник правового управления аппарата ГС РТ Марат Сунгатуллин. Крашенинников напомнил лишь, что именно Госсовет принимает Основной Закон республики и может прописать в нем свои инициативы. Желающих поддержать поправку Татарстана не нашлось.

«Федерация неприемлема для России!»: как в Госдуме из глав регионов делали «рабов лампы»

Следом перешли к наиболее болезненному вопросу — о наименовании должности высшего должностного лица региона. Парламент Татарстана настаивает на том, что субъекты вправе сами выбирать наименование высшего должностного лица, а устанавливаться оно должно Конституцией (уставом) субъекта «с учетом исторических, национальных и иных традиций и волеизъявления его народа». А нынешняя редакция законопроекта, по мнению Госсовета РТ, нарушает Конституцию РФ. «Можем ли мы, 450 депутатов, упразднить должность президента [республики], за которую многомиллионные избиратели, в данном случае Республики Татарстан, голосовали?» — высокопарно обратился Гильмутдинов к коллегам. Статус президента в республике имеет большое общественно-политическое значение, играет роль во внешних взаимодействиях, зачитывал депутат по заготовленной бумажке. Хабибуллин же напомнил, что президент страны ранее говорил о праве народа Татарстана самостоятельно определять название для главы региона.

«Эта норма у нас никакая не новелла! — парировал привычным аргументом Крашенинников. — Мы понимаем, какой резонанс, какие эмоции вызывает. Но хочу напомнить, что норма появилась в 2010 году и в Российской Федерации основная часть субъектов эту норму в общем выполняет. <…> Эту норму не нужно менять, мы ее менять не будем». Гильмутдинов на этих словах лишь скорбно покивал и поправил галстук.

Павел Крашенинников пояснил, что федеральное участие уже закреплено в федеральных же законах. Просто теперь документ приводится в соответствие с «отраслевыми» законами — минфина и других ведомств Павел Крашенинников пояснил, что федеральное участие уже закреплено в федеральных же законах. Просто теперь документ приводится в соответствие с «отраслевыми» законами — минфина и других ведомств Фото: duma.gov.ru

«Речь идет о внутренней несогласованности законопроекта»

Следующие несколько поправок обсуждать вообще не стали: они связаны с предыдущими, а раз те уже не поддержали… Зато одобрена 12-я поправка, согласно которой субъект сам может выбирать название высшего исполнительного органа власти. Изначально предполагалось, что останется только «правительство», но теперь название будет закреплено высшим законом региона. Как выяснилось, не только Татарстан, но и другие регионы «по разным причинам» были против единственного наименования. И комитет пошел навстречу. Также федералы согласились сохранить действующий срок предоставления отзывов регионами на законопроекты — 30 дней. Но с условием: в отдельных случаях (каких, не уточняется) Госдума может сократить срок до 15 дней.

По последней поправке, касающейся регулирования полномочий субъектов, решил выступить Сунгатуллин. Однако Крашенинников не дал ему слово — нужно соблюдать регламент. Впрочем, разрешения начальнику правового управления ГС РТ и не понадобилось. «Речь идет о внутренней несогласованности законопроекта. <…> Здесь просто нестыковка статьи 1-й и 41-й. Я попрошу повнимательнее посмотреть этот вопрос», — ухмыльнулся Сунгатуллин. Крашенинников пообещал, что комитет изучит вопрос.

Изначально парламент республики выступал против жесткого срока полномочий губернаторов в пять лет. Субъекты должны сами определить срок, он может быть и меньше пяти лет, но не больше, указывали авторы республиканских поправок. Но в итоговую таблицу эта норма не вошла.

Сенатор Людмила Нарусова в ходе обсуждения предложила поправку, по которой губернатора Санкт-Петербурга предлагалось переименовать в мэра. Она заметила, что сейчас руководители городов федерального значения называются по-разному: в Москве — мэр, а «в Петербурге — губернатор без губернии». Крашенинников заявил, что данный вопрос относится к компетенции региона — Петербурга, вмешиваться в это Госдума не может. Сенатор не удержалась от комментария: «Мои вам поздравления, Павел Владимирович, это высший пилотаж. Я вижу, как вы маневрируете, как избирательно подходите к одним и тем же аргументам. <…> Вот решать, как избранный глава Татарстана будет называться, будем мы, а вот это решать пусть будут органы местного значения. Мне кажется, это не только нарушение логики закона, но и, извините, двойные стандарты».

На этих словах Хабибуллин радостно похлопал в ладоши. Крашенинников же только покивал и улыбнулся: «Спасибо, Людмила Борисовна».