«Мировые цены на зерно с начала сезона выросли на 100 долларов за тонну. Это абсолютный рекорд, такой динамики по росту цен не было», — сообщил накануне президент российского зернового союза Аркадий Злочевский. На этом фоне Россия снижает вывоз зерна из страны, происходит это из-за неправильно работающего зернового демпфера, считает аграрий. В ходе онлайн-конференции он раскритиковал систему господдержки в сфере АПК, а также агрострахование. О том, почему новые квоты на вывоз удобрений могут только спровоцировать рост мировых цен, читайте в материале «БИЗНЕС Online».
Аркадий Злочевский: «Пшеница наша пользуется спросом, она славится хорошим качеством, вполне востребована»
«Никогда такой динамики по росту цен не было»
Президент российского зернового союза Аркадий Злочевский накануне на онлайн-конференции рассказал о том, какая ситуация сегодня складывается на рынке зерна. Начал он свое выступление с обзора мировых цен на пшеницу. «Пшеница наша пользуется спросом, она славится хорошим качеством, вполне востребована. Мы стартовали в этом сезоне в начале июля с 244 долларов за тонну на мировом рынке. Сегодня цены на пшеницу четвертого класса выросли до 344 долларов, то есть 100 долларов прибавила цена, это абсолютный рекорд за все исторические времена. Никогда у нас за данный период времени такой динамики по росту цен не было», — сказал Злочевский.
Он перечислил некоторые причины, которые привели к росту цен на мировых рынках, — это и неурожай в Канаде, и сложные погодные условия в США и в Латинской Америке. Но в данном показателе «довольно серьезный вклад нашей пошлины, нашей регуляторики», считает глава российского зернового союза. «Сегодня [вывозная] пошлина (речь о так называемом зерновом демпфере, который „включается“ при повышении цены не зерно выше $200 за тонну, — прим. авт.) превышает 80 долларов с тонны. Когда мы начинали сезон, она составляла порядка 41 доллара за тонну. И вот эти прибавленные 40 долларов вошли в динамику цен. Мир оплачивает», — добавил выступающий.
Предположительно, цены на зерно могут вырасти еще, но конкретных прогнозов Злочевский давать не стал, заметив лишь, что «вряд ли мы еще 100 долларов прибавим», хотя у нас «еще полсезона впереди».
Естественно, это ограничивает возможности по экспорту зерна из РФ. С 1 июля 2021 года, по данным союза, из страны было вывезено 23 млн т зерновых, из которых 20 млн т пшеницы, 2,3 млн т ячменя и 746 тыс. т кукурузы. «Показатели умеренные, они отстают на 15 процентов от прошлого сезона», — сообщил спикер.
Он подчеркнул, что в эти цифры не включены данные по вывозу зерна в «беспошлинные» страны: Беларусь, Казахстан, Грузию, Армению и пр. «Отгрузка туда существенно выросла», — заметил Аркадий Леонидович.
Количественно сократилось число компаний – экспортеров зерна. Как считает Злочевский, это свидетельствует о снижении конкурентоспособности РФ на мировых рынках зерна.
Кардинальное изменение произошло в структуре спроса на российские зерновые. Если в прошлом на первых позициях в рейтинге главных экспортеров зерна из РФ значились Египет и Турция, то в этом году первое место занял Иран (5,660 млн т), на втором идет Турция (4,560 млн т) и только на третьем — Египет (3,750 млн т).
Злочевский напомнил, что минсельхоз планирует ввести квоту на экспорт зерна из РФ, которая будет действовать с 15 февраля по 30 июня 2022 года. Пока параметры квотирования официально не объявлены. «Единственное, что мы знаем, — минсельхоз планирует разделить квоту по зерновым на общую квоту и пшеничную. Пшеница будет выделена из состава и отдельно квотироваться», — сообщил докладчик.
После уборки 97% площадей (всего 45,3 млн га) было получено 125,7 млн т зерна в бункерном весе, средняя урожайность составила 27,7 ц/га, что ниже, чем в 2020 году
«Есть вопрос объективности статистики минсельхоза. Будем отслеживать»
Далее он перешел к статистике по уборке зерновых. После уборки 97% площадей (всего 45,3 млн га) было получено 125,7 млн т зерна в бункерном весе, средняя урожайность составила 27,7 ц/га, что ниже, чем в 2020 году. В чистом весе, как гласит официальная статистика минсельхоза РФ, в стране получено 121,6 млн т зерна.
Однако, как заявляет Злочевский, у него есть основания предполагать, что в эту статистику вкрался определенный процент приписок. По расчетам зернового союза, общий объем зерна, который произвели аграрии страны в этом году, — это только 117–118 млн тонн. «Есть вопрос объективности статистики минсельхоза. Будем отслеживать, смотреть, выявлять коэффициент недостоверности», — обещал выступающий.
Но даже если часть урожая, что называется, «выросла» только на бумаге, «урожая нам хватает более чем», чтобы удовлетворить внутренние потребности страны. Завозятся в Россию только такие нишевые позиции, как длиннозерный рис, который у нас не растет. Но в общем объеме производства зерновых 200 тыс. т — это мизер.
«Экспортный потенциал составляет 46 миллионов тонн по всем зерновым и включает 35 миллионов тонн пшеницы, — подсчитал Аркадий Леонидович и добавил: — Но не факт, что мы его реализуем. Судя по нынешним темпам вывоза, с условием нынешнего регулирования вряд ли вывезем». Реальный экспорт зерна из РФ Злочевский спрогнозировал на уровне 42 млн тонн.
Он подчеркнул, что из квоты в 17,5 млн т, которая действовала в РФ с 15 февраля по 30 июня 2021 года, были выбрано всего 60%. «Регуляторика будет тормозить вывоз зерна на внешние рынки», — с грустью констатировал спикер.
Это приведет к формированию избыточных запасов. На конец сезона, то есть к июню 2022 года, на элеваторах может остаться свыше 27 млн т зерна. Как считает докладчик, при внутреннем потреблении в РФ зерна в размере порядка 80 млн т в год переходящих запасов хватило бы менее 20 млн тонн.
Несмотря на значительные запасы зерна, цены внутри РФ при этом остаются высокими. «Регуляторика работает не в ту сторону. Она задумывалась на понижение внутренних цен, а работает на повышение мировых. В итоге не получили обвального снижения внутренних цен. Они плавно снижались на внутреннем рынке в период уборки урожая, а в ноябре развернулись и начали повышаться в последние две недели. На это повлияло и снижение курса рубля, и дальнейший рост мировых цен», — рассказывает глава зернового союза РФ. Он считает, что в мире имеются примеры куда более эффективного госрегулирования цен.
Несмотря на значительные запасы зерна, цены внутри РФ при этом остаются высокими
«Не то чтобы сильно уменьшилось желание производить, желание есть…»
Что касается сева озимых, то в стране на данный момент отсеяно 18,2 млн га, что ниже ранее обозначенного плана минсельхоза РФ (19,8 млн га). «Погода благоприятствовала, и сев озимых шел в хороших условиях», — сообщил Злочевский. Состояние озимых он оценил как «хороший фундамент под будущим урожаем», но останется ли он крепким, будет зависеть от многих факторов, таких как толщина снежного слоя, температура зимой и пр.
«Надеемся, что с погодой будет все хорошо, но рассчитывать на нее не стоит, а то потом „нежданчики“ случатся, и будет хуже», — рассуждал спикер.
Снижение же объемов сева озимых аграрий объяснил падением интереса к озимой пшенице, а также ростом цен на минеральные удобрения.
«Не то чтобы сильно уменьшилось желание производить, желание есть! Но вопрос встает перед крестьянами: а что производить? И многие де-факто отказались от озимого сева по причине снижения интереса к озимой пшенице, — сказал спикер и добавил: — Закуплено под текущие процессы столько ресурсов, на сколько хватило денег. Перед крестьянами вопрос, что делать в условиях нехватки ресурсов: либо размазать ресурсы по площадям, снизив технологичность, либо сократить площадь. Третьего не дано! Во многом сокращение посевов произошло по этой причине».
В частности, глава зернового союза привел в пример аммиачную селитру, цена которой составляет, по официальным данным, 24 тыс. рублей за тонну, что в 2 раза выше, чем в 2020 году. Но Злочевский удивляется и такой цене. «Возможно, заводы по этой цене отдают дилерам, дистрибьюторам. Но крестьянам она достается по 33 тысячи, и вот как с этим быть?» — вопрошал он.
«Табу» в головах чиновниках
Отвечая на вопросы участников брифинга, Злочевский сообщил о сокращении объема государственной поддержки аграриев. Это болезненно сказывается на инвесторах, которые вкладывались в проекты, рассчитывая на определенный уровень поддержки. Он считает неправильным, что «средства поддержки» малоэффективным компаниям «для поддержки штанов» при этом сохраняются, а «средства развития» для эффективно работающих производств, которые могли бы дать хорошую отдачу, наоборот, снижаются.
Мол, бюджетные средства в то же время «проваливаются, как в черную дыру, и там растворяются». Возможно, в этом власти видят своего рода социальную поддержку села в глобальном смысле, но, как считает Злочевский, МСХ должно не выполнять функцию соцзащиты, а именно заниматься развитием сельского хозяйства.
«Есть погектарные субсидии, но что такое 300 рублей на гектар? Это копейки. Есть льготные кредиты, но наиболее эффективные производители вообще без кредитов работают, зачем им такая льгота? Это слабенькие компании льготные кредиты используют. Сильным они не нужна, им важно обеспечение доступа к рынкам», — уверен докладчик.
«Вектор нашей аграрной политики никак не может сдвинуться в серьезную эффективность из-за психологических табу, которые существуют в головах чиновников. Весь мир перешел на генерирование и поддержание спроса на аграрную продукцию. Вот куда основные деньги тратятся, если мы посмотрим бюджет минсельхоза США, Евросоюза. Там все деньги уходят на программы продовольственной помощи», — делился Злочевский.
Введение с 1 декабря 2021 года квоты на экспорт азотных и сложных удобрений, как считает спикер, не повлияет существенно на объемы производства зерна в стране, но при этом неизбежно скажется на мировых ценах на удобрения
Неэффективность агрострахования, квоты на удобрения
Также глава зернового союза выступил с критикой практики агрострахования в РФ. Как он считает, закон об агростраховании у нас заточен на обеспечение интересов страховщиков, а аграриям по нему страховаться неинтересно. Страховать недобор урожая, как считает эксперт, бесперспективно, поскольку «любой страховщик придет и скажет, что у тебя недобора нет». Более перспективным, по его мнению, является страхование доходов (американская модель) или страхование от катастрофических потерь (испанская модель).
Введение с 1 декабря 2021 года квоты на экспорт азотных и сложных удобрений, как считает спикер, не повлияет существенно на объемы производства зерна в стране, но при этом неизбежно скажется на мировых ценах на удобрения, поскольку РФ входит в топ-3 поставщиков минеральных удобрений в мире. «Введем квоты, ограничения. Но в условиях, когда мировые производители из-за стоимости газа сокращают объемы производства, мы еще свои объемы дополнительно убираем с рынка… Для кого-нибудь секрет, что это приведет к повышению мировых цен на удобрения?» — вопрошал Злочевский.
«Производители сказали, что зафиксировали цены до июня 2022 года. Ну замечательно, зафиксировали, только зафиксировали на самом пике. Ладно бы на уровне цен прошлого сезона», — заявил глава союза, добавляя, что не видит особого позитива в том, что «еще одному сектору хвост прижмут».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.