Американский финансовый регулятор официально сообщил, что эмиссионная программа размером $120 млрд в месяц, действительно, вскоре будет сворачиваться, окончательно это произойдет к середине следующего года. США взяли вектор на нивелирование рисков и торможение, считает экономический обозреватель «БИЗНЕС Online», и другим странам придется это иметь в виду.
«США взяли вектор на нивелирование рисков и торможение. Миру придется тормозить вместе с ними»
Кондуктор, нажми на тормоза!
Николай Ивановский
Был обозначен финальный срок, когда кран с деньгами предполагается закрыть окончательно
«На истекшей неделе прошло еще одно заседание правления ФРС США…» Надо сказать, обсуждение различных нюансов всех этих тем, связанных с деяниями руководителей центробанков, что американского, что европейского, что какого-нибудь еще, уже несколько утомило. В мире две сотни стран, центробанки есть везде, значимых из них от силы десяток-другой (если брать, к примеру, страны G20) — но совещаются они в среднем ежемесячно и, соответственно, вполне способны забить своим контентом все информационное поле. С другой стороны, нынче особый случай: во-первых, это все же ФРС США, т. е. ЦБ ключевой мировой экономики, и во-вторых, этот ЦБ внезапно сподобился впервые за длительное время сделать нечто новое. Не то чтобы оно было значимо и масштабно сейчас, но последствия вполне могут оказаться длительными.
Итак, что же произошло?
Во-первых и в-главных, правление ФРС США официально заявило, что эмиссионная программа размером $120 млрд в месяц, действительно, вскоре будет сворачиваться. Точных сроков, впрочем, названо не было, но намек на них был вполне однозначным. Джером Пауэлл, глава регулятора, четко заявил, что сокращение «…может произойти сразу же после следующего заседания», т. е. уже в самом начале ноября. Был при этом обозначен и финальный срок, когда кран с деньгами предполагается закрыть уже окончательно — середина следующего года. Исходя из этого, можно сделать вывод, что актуальный план действительно предполагает начало в ноябре, завершение где-то в июле и усыхание денежного притока примерно по $15 млрд в месяц.
Шанс того, что так оно и будет, на мой взгляд, заметно больше половины. Воспрепятствовать этому может три-четыре фактора, но вероятность их реализации мне не кажется высокой. Остановить сворачивание живительного потока денег может, к примеру, резкое снижение инфляции до опасных уровней, чреватых дефляцией, т. е. ниже таргета ФРС США, составляющего 2%, но причин, ведущих к этому, как-то не просматривается.
Чуть выше шанс на заметное ухудшение ситуации в экономике страны, в частности снижение темпов роста ВВП, но само по себе это на мнение ФРС не повлияет, нужно еще ухудшение ситуации на рынке труда. Здесь, однако, проблем не просматривается никак — безработица сейчас на минимуме за полтора года, еще с доковидного времени, т. е. спрос на рабочую силу очень высок. При этом сами американцы, подкормленные различными программами помощи, никак не спешат хвататься за любую работу, предпочитая искать варианты получше и выставлять компаниям условия.
Наконец, всегда существует вариант резкого фактического ухудшения эпидемиологической ситуации, но и эта история уже выглядит слишком натянутой даже для невротизированных обывателей. Т. е., конечно же, нас продолжают пугать новыми штаммами, но суммарное их число уже перевалило за несколько тысяч, и «дельта», «лямбда», «мю» или даже R.1 не более чем названия. Ключевым здесь является поведение мировых элит: Владимир Путин, конечно же, будучи стратегическим ресурсом России, бережет здоровье и сидит в бункере, но верхи США ведут себя иначе. Очень красноречивым было их поведение на крупнейшем событии в мире моды — Met Gala, прошедшем две недели назад в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, где присутствовали четыре сотни гостей, а билеты стоили $35 тыс. при цене столика от $200 тысяч. Красиво жить не запретишь, но фотографии, на которых уважаемые гости запечатлены с открытыми лицами, а весь обслуживающий персонал — в черных антиковидных намордниках, вызывают целый спектр эмоций от недоумения до гнева. Если же добавить сюда тот факт, что члены Конгресса и сотрудники этой структуры избавлены от жесткого требования прививаться, выставленного президентом США Джозефом Байденом всему американскому государству, то становится очевидным, что политики и яростной жажды власти в этой истории уже давно куда больше, нежели истинной угрозы здоровью людей.
В общем, скорее всего, вся эта история с сокращением денежного предложения пройдет в таком вот планово-штатном режиме, хотя ФРС, как всегда, оставляет за собой право использовать ручное управление процессом.
«Члены Конгресса и сотрудники этой структуры избавлены от жесткого требования прививаться, выставленного президентом США Джозефом Байденом всему американскому государству, становится очевидным, что политики и яростной жажды власти в этой истории уже давно куда больше, нежели истинной угрозы здоровью людей»
В целом американская экономика находится в неплохой форме
Далее, по итогам заседания серьезно изменился т. н. dot plot — график намерений членов правления, показывающий, какая ставка должна бы быть; напомню, сейчас в США ключевая ставка околонулевая, плавающая в коридоре 0–0,25%. Если летом большинство директоров считали, что ставку надо будет поднимать где-то в 2023 году, то сейчас консенсус сместился на 2022 год. С учетом того, что Пауэлл четко и однозначно разделил сворачивание стимулов и повышение ставки (хотя формально одна мера никак не мешает другой), можно предположить, что первое повышение произойдет где-то в конце 2022 года.
Помимо того, ФРС обновила прогнозы по росту экономики США и тамошней инфляции, сделав их поближе к реальности. Предполагаемый прирост ВВП усох с 7% до 5,9%, а годовая инфляция выросла с 3,4% до 4,2%. Фактические цифры окажутся еще похуже, но и неважно. В целом американская экономика находится в неплохой форме, эмиссия для финсектора и раздача денег для реального сектора поддерживают ее, а продолжающееся накопление долгов можно и пережить, раз ставки пока позволяют обслуживать эти долги без особых проблем. Впрочем, это американская история, интереснее то, что она несет для мира. И вот здесь вот, увы, вывод будет где-то в районе таблички «ничего хорошего».
Скорее всего, это будут привычные качели. Сокращение предложения доллара закономерно приведет к его укреплению относительно прочих валют, в частности валют развивающихся стран. Помимо того, это сокращение вкупе с повышением ставки даст соразмерное повышение доходностей американских казначейских облигаций. Соответственно, мы сможем увидеть постепенный, но массовый переток денег из акций в облигации, государственные и корпоративные. Это, очевидно, отразится на фондовом рынке: взрывной рост, который мы видели с весны 2020 года, наверняка будет скорректирован.
Параллельно последуют привычные события: укрепление доллара де-факто означает ослабление локальных валют, равно как и снижение цен на сырье. Кроме того, эта политика форсирует переток капитала из развивающихся стран в США, что еще больше ударяет по их валютам. При этом «живительная девальвация» уже не особо-то и помогает удержанию локальных экономик на приличном уровне. Связано это с глобализацией, т. е. с необходимостью тратить валюту на закупку в развитых странах сырья и оборудования, без чего невозможно поддержание достаточного качества выпускаемой продукции, что позволяет ей быть востребованной в экспортном контуре.
Конечно же, всё это произойдет не сразу, но тренд задан однозначно. В этом политика ФРС США расходится с таковой у ЕЦБ: Европа недавно оговорилась, что возможное сокращение стимулирования (т. е. то самое подворачивание эмиссионного крана) для Брюсселя означает сокращение экстренного стимулирования, но не регулярного стимулирования. Проще говоря, Европа долбит, пока долбится, аналогично ведет себя Япония; пока эти деньги не перетекают в потребительский контур, вызывая напрягающую инфляцию, эмиссия будет продолжаться.
А что Россия? А России при таком раскладе придется еще более задирать ставку, дабы удерживать капиталы здесь, в российской юрисдикции, не допуская чрезмерного ослабления рубля. Проценты по вкладам инфляцию от этого все равно не обгонят, но обслуживание долгов станет дороже. Впрочем, тут возможны варианты: резервы сейчас на максимумах, а практика показывает, что при таких уровнях у российских чиновников возрастает желание пободаться с экономикой, используя накопленные запасы как аргумент. Запасы в результате этого обычно худеют — и так до следующего раза.
В общем, США взяли вектор на нивелирование рисков и торможение. Миру придется тормозить вместе с ними.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.